Научная статья на тему 'Методика анализа конкурентоспособности продукции промышленного предприятия'

Методика анализа конкурентоспособности продукции промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2279
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / COMPETITIVE PRODUCTS / COMPETITIVE PRODUCT ANALYSIS TECHNIQUE / COMPETITIVE ANALYSIS / EVALUATION COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина И. В.

В статье рассмотрен комплексный подход к анализу конкурентоспособности продукции промышленного предприятия, предложена методика анализа конкурентоспособности продукции, представлены основные этапы анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY ANALYSIS COMPETITIVE PRODUCTS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article presents a comprehensive approach to the analysis of the competitiveness of products of industrial enterprises, a method of analysis of competitiveness of production, the main stages of analysis

Текст научной работы на тему «Методика анализа конкурентоспособности продукции промышленного предприятия»

0УДК 658.513.4

МЕТОДИКА АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И.В. Щетинина

В статье рассмотрен комплексный подход к анализу конкурентоспособности продукции промышленного предприятия, предложена методика анализа конкурентоспособности продукции, представлены основные этапы анализа

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, методика анализа конкурентоспособности продукции, конкурентный анализ, оценка конкурентоспособности продукции

Сложившаяся на российском рынке промышленной продукции ситуация, характеризующаяся ужесточением конкуренции, особенно со стороны иностранных производителей, а также условия, складывающиеся на промышленных предприятиях, характеризующиеся отсутствием действенных средств и методов поддержания уровня конкурентоспособности продукции, диктуют необходимость разработки эффективных мероприятий по её повышению [6].

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции должна основываться, прежде всего, на результатах её анализа [1].

Для определения направлений повышения конкурентоспособности продукции необходимо разработать соответствующую методику анализа конкурентоспособности продукции.1

Под методикой анализа конкурентоспособности продукции мы будем понимать совокупность методов, инструментов, приемов, применяемых в определенной последовательности, для оценки конкурентоспособности продукции и анализа совокупности факторов, влияющих на её величину [3].

Целью предлагаемой автором методики является формирование показателей, дающих представление об уровне конкурентоспособности продукции и о состоянии процессов, обеспечивающих её поддержание на определенном уровне, а также определение направлений повышения конкурентоспособности.

Для анализа конкурентоспособности продукции применяются разнообразные научные подходы. С позиции автора весьма актуальным подходом является комплексный, предполагающий исследование объекта в совокупности взаимосвязанных компонентов и с учетом всех сторон процесса обеспечения конкурентоспособности.

Осуществление комплексного анализа требует соблюдения ряда принципов, содержание которых отражено в таблице 1.

1

Схема предлагаемой методики отражена на рисунке 1.

Указанные силы, влияя на цены, которые устанавливают предприятия, на расходы и объем капиталовложений, необходимые для производства продукции и поддержания её конкурентоспособности на необходимом уровне, определяют прибыльность и привлекательность отрасли.

Анализ угрозы появления новых конкурентов целесообразно проводить путем исследования источников появления новых предприятий в отрасли, а также анализа входных и выходных барьеров.

Анализ барьеров заключается в проведении оценки стратегических барьеров, которые зависят от поведения предприятий в отрасли, и не стратегических, которые связанны с главными условиями функционирования отрасли (административные, гражданские, социально - экономические).

Таблица

Принципы комплексного анализа конкурентоспособности продукции_

Принцип Содержание принципа

1 Принцип системности Предполагает согласование отдельных разделов анализа конкурентоспособности продукции между собой

2 Принцип многоаспектности Предусматривает анализ всех необходимых аспектов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность продукции

3 Принцип многокритериальности Исходит из необходимости проведения анализа конкурентоспособности продукции с применением нескольких критериев, которые выбираются с учетом интересов как производителя, так и покупателя.

4 Принцип сопоставимости и одновременности Предполагает проведение анализа по заранее разработанному алгоритму. Исследование должно по всем или многим показателям, сопоставимым между собой, и носить скоординированный характер

Щетинина Ирина Валериевна - ВГТУ, аспирант, тел. (473) 243-76-67

1 ЭТАП - Определение цели и задач анализа конкурентоспособности

продукции

2 ЭТАП - Конкурентный анализ

Анализ конкурентной структуры отрасли

Оценка уровня интенсивности конкуренции на рынке

1

Построение конкурентной карты рынка

3 ЭТАП - Оценка конкурентоспособности продукции

Формирование параметров оценки

Формирование модели «идеальной» продукции

Формирование

модели «наихудшей» продукции

Определение коэффициентов важности

Определение расстояния до «идеала»

4 ЭТАП - Оценка влияния внутренних факторов на уровень конкурентоспособности

продукции

Определение параметров, по которым продукция отстает от «идеала» - Выявление мест формирования «отстающих» параметров

Выявление причин отклонений Оценка по показателям

Выбор показателей, характеризующих влияние внутренних факторов: -НИОКР - Производство - Маркетинг, сбыт

5 ЭТАП - Обобщение результатов анализа и определение возможных направлений повышения конкурентоспособности продукции

Рис. 1. Схема методики оценки конкурентоспособности продукции промышленного предприятия

Первым этапом предлагаемой методики выступает формулировка цели и определение задач анализа. Цели анализа должны быть сопоставимы с

целями деятельности самого предприятия и не должны им противоречить.

Следующим этапом является проведение кон- Первым направлением конкурентного анализа

курентного анализа, применяемого для оценки кон- является анализ конкурентной структуры отрасли,

курентных позиций и возможностей конкурирую- который осуществляется путем оценки конкурент-

щих компаний. ных сил, представленных на рис. 2.

Рис. 2. Направления анализа конкурентной структуры отрасли

Следующим направлением конкурентного ана- ренции на рынке, для определения которого приме-лиза является оценка уровня интенсивности конку- няется ряд показателей, представленных в табл. 2.

Таблица 2

Показатели для оценки уровня интенсивности конкуренции на рынке

Показатель Формула для расчета Сущность показателя

Коэффициент рыночной концентрации гс. где ^^ - объем продаж продукции данной ассортиментной группы 1-й фирмой с максимальным объемом продаж; E - объем рынка данной ассортиментной группы продукции; п- количество фирм. Представляет собой отношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации за соответствующий период.

Индекс Херфин-даля - Хиршмана « где Рс - доля на рынке [ - й фирмы, доли единицы; п - число фирм на рынке Характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм анализируемого рынка. Если индекс больше 0,18, речь идет о высокой концентрации рынка.

Коэффициент относительной концентрации „ 20 + 3 * р а где $ - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %; - доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %. Характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка. Пороговое значение данного показателя 1. Если коэффициент превышает единицу, рынок является в достаточной степени конкурентным.

Коэффициент энтропии л Е = где Р; - доля продаж [ - й фирмы на рассматриваемом товарном рынке; п - число хозяйствующих субъектов на рынке. Данный показатель отражает степень декомпозиции рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации

Коэффициент Розенблюта (Холла -Тайдмана) 1 где »! - ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1); - доля фирмы, доли единицы. - число фирм на рынке Коэффициент изменяется в пределах от 1/п до 1. Чем меньше показатель, тем выше интенсивность конкуренции на рынке

Заключительным этапом конкурентного анализа является построение конкурентной карты рынка, позволяющей определить соотношение сил и положение конкурирующих фирм на рынке, осуществить ситуационный анализ и разработать эффективную конкурентную стратегию.

Разработка конкурентной карты осуществляется в три этапа:

1. Группировка предприятий в зависимости от их доли на рынке.

2. Группировка предприятий в зависимости от темпов роста доли на рынке.

3. Представление конкурентной карты в виде матрицы.

Третьим этапом анализа конкурентоспособности продукции является проведение ее оценки.

В качестве метода оценки конкурентоспособности продукции промышленного предприятия автором предлагается применить метод «смещенного идеала». Данный метод относится к группе лексикографических методов, которые базируются на предположении о доминировании критериев и возможности выявления предпочтений.

Суть метода «смещенного идеала» заключается в нахождении расстояния от объекта оценки до «идеального» объекта. Чем меньше это расстояние, тем, следовательно, объект является более конкурентоспособным на рынке.

На первом этапе оценки группа экспертов определяет перечень параметров, по которым проводится оценка конкурентоспособности продукции. Данный перечень должен содержать экономические, нормативные, технические, маркетинговые показатели, параметры безопасности, показатели уровня сервиса.

На следующем этапе на основе значений параметров для оценки необходимо сформировать модель «идеального» объекта, значения параметров которого будут равны максимальным значениям параметров оцениваемой продукции (критериев выбора), полезность по которым увеличивается, и минимальным - полезность по которым уменьшается.

«Идеальный» объект является своего рода целью, к достижению которой необходимо стремиться. «Идеал» может быть не достижим и не существовать в реальности, однако его необходимо сформировать для понимания ЛПР своих целей и задач [2].

Далее необходимо сформировать модель «наихудшего» объекта, значения критериев которого будут равны минимальным значениям параметров оцениваемой продукции, полезность по которым увеличивается, и максимальным, полезность по которым уменьшается.

Таким образом, «идеал» и «наихудший» объект формируют своего рода шкалу, на которой возможно расположение продукции с точки зрения удаления или приближения к «идеалу» или «наихудшему» объекту).

Критерии, по которым значения «наилучшего» и «наихудшего» продуктов совпадают (или мало разли-

чаются), можно убрать из рассмотрения, снизив, таким образом, размерность пространства критериев.

В случае, если значения критериев оценки представлены в различных единицах измерения, то целесообразно осуществить переход к нормированным единицам, используя для этого следующую формулу:

21 (К- X , )

9 (к;-к-у

(1)

где Хц - текущее значение 1-го критерия сравниваемого у-го объекта, к1+ - идеальное значение по ¿-му критерию, к1- - худшее значение по ¿-му критерию.

Значения критерия в относительных единицах Z¿jI трактуются как расстояние от объекта У по критерию к до идеального объекта.

«Идеальная» продукция по исследуемому критерию имеет расстояние, равное Zij = 0, а «наихудшая»

- Zj =1.

На следующем этапе необходимо определить значение коэффициентов важности. Для этого следует воспользоваться методом парных сравнений критериев. Если критерий к менее предпочтителен, чем критерий Щ, то ему присваивается 0, в противном случае

- 1.

На заключительном этапе найдем расстояние, на котором находится каждый из оцениваемых объектов от «наихудшего». Для этого будем использовать следующую обобщенную метрику:

Ьр =

ЁЬ (1 - г,)р

(2)

Где Д - относительная важность критериев(Е Д =

1);

р - коэффициент, характеризующий степень концентрации.

Чем больше значение метрики Ь, тем дальше продукция отстоит от «наихудшей» и, соответственно, ближе к «идеалу», т. е. тем выше ее конкурентоспособность [4].

Алгоритм оценки представлен на рисунке 3.

На четвертом этапе анализа необходимо выявить параметры, по которым продукция отстает от базы сравнения, определить, где формируется каждый из «отстающих» параметров (вплоть до конкретного рабочего места), выявить ответственных лиц и причины отклонений. Для выявления причин отклонений необходимо провести оценку эффективности процессов, влияющих на формирование определенного параметра конкурентоспособности.

На заключительном этапе осуществляется обобщение результатов анализа и определение возможных направлений повышения конкурентоспособности продукции.

С целью определения последовательности решений по повышению конкурентоспособности автор считает целесообразным применение метода анализа иерархий, позволяющего провести иерархическую композицию задач [5].

р

=1

Предлагаемая автором методика отличается тоспособности продукции, позволяет выявить суще-комплексным подходом к исследованию конкурен- ственные проблемы в области обеспечения конку-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рентоспособности продукции и наметить целесообразные решения.

Динамично меняющиеся условия внешней среды диктуют необходимость применения на промышленных предприятиях предлагаемой методики не эпизодически, а регулярно, с целью обеспечения оперативного реагирования на произошедшие изменения и разработки необходимых корректирующих мероприятий, направленных на адаптацию к изменениям.

Литература

1. Царев, В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций) [Текст] / В. В.Царев, А. А.Канторович, В. В.Черныш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 с.

Воронежский государственный технический университет

2. Амелин, С. В. Организационно-экономическое моделирование в принятии управленческих решений [Текст]: монография / С. В. Амелин. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009. - 184 с.

3. Савельева, Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы [Текст] / Н. А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс. - 2009. - 382 с.

4. Амелин, С. В. Организационное моделирование как инструмент оценки конкурентоспособности продукции [Текст] / С. В. Амелин, И. В. Щетинина // Организатор производства. - 2011. - № 4 (51). - С. 102 - 105.

5. Шендрикова, О. О. Методика определения направлений повышения эффективности производственной системы на промышленных предприятиях [Текст] / О. О. Шендрикова // Организатор производства. - 2013. - № 4 (59). - С. 39 - 44.

6. Кривякин, К. С. Критерии определения наукоем-кости производства [Текст] / К. С. Кривякин // Организатор производства. - 2012. - № 2 (53). - С. 25-29.

METHODOLOGY ANALYSIS COMPETITIVE PRODUCTS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

I.V. Shetinina

The article presents a comprehensive approach to the analysis of the competitiveness of products of industrial enterprises, a method of analysis of competitiveness of production, the main stages of analysis

Key words: competitive products, competitive product analysis technique, competitive analysis, evaluation competitiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.