ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЦЕНЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
И.В. Щетинина, канд. экон. наук, ст. преподаватель e-mail: [email protected] С.В. Амелин, д-р экон. наук, профессор e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся определения конкурентоспособной цены на инновационную продукцию промышленного предприятия; дается определение таким категориям, как «конкурентоспособность инновационной продукции», «конкурентоспособная цена»; предлагается модель для определения конкурентоспособной цены, на инновационную продукцию; приводится пример определения цены на основе предлагаемой модели на продукцию предприятия, выходящего на рынок противопожарного оборудования с новой продукцией
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, конкурентоспособная цена, модель «дереворешений»
THE PLACE AND ROLE OF INNOVATIVE CAPACITY IN DEVELOPING ENTERPRISES AND IMPROVING THEIR COMPETITIVENESS
I.V. Shchetinina, Candidate of Economic Science, Senior lecturer
e-mail: [email protected] S.V. Amelin, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
The article discusses issues concerning the definition of competitive prices for innovative products of industrial enterprises; the definition of categories such as "competitiveness of innovation products", "competitive price"; a model to determine competitive prices for innovative products; provides an example of determining prices on the basis of the proposed model for the company's products coming to the market of fire-fighting equipment with new products
Key words: competitiveness, competitive price, model "decision tree"
Для современного этапа развития общества характерно углубление и расширение межгосударственных связей, осуществление самостоятельного выхода хозяйствующих субъектов на мировой рынок. В условиях глобализации одной из ключевых проблем развития экономики России является выбор приоритетных направлений обеспечения конкурентоспособности страны, инструментов ее формирования с учетом открытости её внутреннего рынка.
Тенденции изменения экономической ситуации в России и в мире диктуют необходимость реализации институциональных преобразований в нашей стране, создания новой системы социально-экономических отношений, развития механизмов рынка, способствующих усилению взаимовыгодного сотрудничества Российской федерации и иностранных государств [1].
Проблема обеспечения конкурентоспособности нашей страны во многом определяется новизной условий и проблем включения Российской Федерации в систему современных мировых экономических взаимоотношений. Решение задач успешного экономического развития, повышения качества жизни населения нашей страны требует создания национальной стратегии обеспечения конкурентоспособности экономики России, которая во многом определяется инновационными факторами развития, возможностями организации инновационных производств, которые отвечают современным потребностям рынка. Актуальность решения данной задачи определяется, прежде всего, острой необходимостью перехода промышленности России на конкурентоспособную инновационную траекторию развития. Это в свою очередь связано с необходимостью реформирования промышленности
России с учетом особенностей и тенденций развития мировых рынков. Наша страна должна научиться производить не просто инновационную продукцию, а инновационную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.
Конкурентоспособность инновационной продукции следует понимать как комплексную характеристику инновационной продукции, отражающую её превосходящую полезность для потребителя по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов и обеспечивающую ей устойчивый спрос на рынке в определенный момент времени [2].
К основным показателям конкурентоспособности инновационной продукции относятся следующие:
- цена продукции
- показатели уровня качества продукции
- время выполнения заказа
- маркетинговые показатели
- показатели уровня инновационности продукции.
Важнейшим показателем уровня конкурентоспособности инновационной продукции промышленного предприятия является цена.
Значение цены продукции определяется, прежде всего, тем, что имеет место такой вид конкуренции, как ценовая, которая основана на использовании конкурентного преимущества в более низких издержках [3]. Цена выступает мощным инструментом обретения и управления конкурентоспособностью продукции [4].
В рыночных условиях ценообразование является мощным инструментом повышения конкурентоспособности и одним из ключевых факторов успеха инновационной продукции на рынке.
На формирование цены на инновационную продукцию в условиях рынка оказывают воздействие следующие основные факторы:
- затраты на производство инновационной продукции;
- уровень спроса потребителей;
- уровень конкуренции на рынке.
Установление цены на продукцию на основе
производственных издержек обеспечивает оптимальную, а в некоторых случаях и минимальную выручку от продаж, т.к. этот метод в большей мере ориентирован на производство, чем на потребительский спрос на рынке.
При установлении цены необходимо принимать во внимание, что на её экономическую структуру кроме уровня издержек также оказывают влияние уровень платежеспособного спроса и предпочтения потребителей, ценовые стратегии конкурентов, намерения производителя.
При принятии решения об установлении цены на инновационную продукцию уровень влияния конкуренции зависит в первую очередь от структуры рынка, т.е. от количества и типа предприятий, присутствующих на рынке. Конкуренция на рынке ставит процесс установления цены в достаточно жесткие рамки.
Чтобы продукция была конкурентоспособна на целевом рынке, её цена также должна быть конкурентоспособной [5].
Под конкурентоспособной ценой мы будем понимать цену, которая формируется в условиях конкуренции на определенном рынке в определенный момент времени.
Важным моментом при установлении цены является определение размера максимальной приемлемой цены, под которой мы будем понимать цену, соответствующую нулевой экономии на издержках. Чем больше будет повышаться цена относительно максимально приемлемой, тем сильнее она будет подвергаться отторжению со стороны покупателей.
При формировании модели конкурентоспособной цены необходимо учитывать как цели предприятия в области политики цен (достижение желаемого уровня прибыли, покрытие текущих затрат, завоевание нового рынка, сохранение и увеличение доли рынка, обеспечение финансовой стабильности и платежеспособности предприятия), так и ценовые предпочтения потребителя [5]. Не следует также забывать о том, что при установлении цены необходимо принимать во внимание и психологическое восприятие покупателем продукции.
На многих из рассматриваемых промышленных предприятий г. Воронежа действует метод установления цены на основе калькуляции фактической себестоимости. Данный метод ориентирован в большей мере на производство и в меньшей мере - на рыночный спрос.
Для установления конкурентоспособной цены на продукцию нами предлагается использование модели «дерево решений».
Дерево решений включает в себя различные варианты действий, а также возможные события и результаты действий, на которые оказывают влияние случайные события и факторы, неконтролируемые лицом, принимающим решения.
С помощью дерева решений можно определить условную вероятность достижения каждого из возможных результатов. Данные результаты при анализе проблем могут выражаться в виде ожидаемой величины затрат на осуществление каждого из действий или возможных результатов, которые могут быть получены от каждого из вариантов решений.
Дерево решений представляет собой графическое изображение определенной последовательности решений и состояний среды с указанием соответствующих вероятностей и выигрышей для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
Принципы стохастических сетевых моделей, положенные в основу деревьев решений, разработаны С. Эльмаграби, Г. Эйснером. Ветви таких деревьев являются дугами графа, соединяющими узлы двух типов [6]. Узлы - это состояния, в которых возникают разветвления как вследствие выбора ЛПР, так и из-за влияния внешних, неуправляемых факторов («природы»). На схемах деревьев решений c помощью квадратами обозначаются узлы, где выбор производит ЛПР (пункты принятия решений), а кружками - вероятные события (узлы возникающей неопределенности), в которых дальнейшее развитие процесса зависит от влияния внешних условий. Дерево строится слева направо, при этом ветви, исходящие из квадратных узлов, обозначают альтернативы решений, а ветви, исходящие из круглых узлов, обозначают возможные условия внешней среды. Для каждого разветвления неопределенности определяются вероятности, а в конце каждой финальной ветви указывается ожидаемая отдача.
Анализ дерева решений производится справа налево, т.е. с результатов последних из цепочки решений. Поэтому этот анализ называется обратным. Для каждого решения выбирается альтернатива с наибольшей величиной отдачи (или с наименьшими затратами). Лучшее решение выбирается по максимуму математического ожидания отдачи.
Полезность выбора альтернатив определяется по формуле:
U (d) = max У U(s) P(s / d, e)
d S
где U(s) - мера полезности состояния s;
P(s/d,e) - распределение вероятностей перехода в состояние s при условии выбора решения d и данных наблюдения е.
Рассмотрим процесс установления конкурентоспособной цены с применением модели дерева решений для продукции ООО «НафтаЭКО ИК». ООО «НафтаЭКО ИК» - это российское промышленное инжиниринг-производственное предприятие, работающее на рынке водоочистного и противопожарного оборудования более 30 лет (с учетом правопреемственности с предприятием ОАО «Водмашоборудо-вание»). Предприятие занимается разработкой и производством оборудования для очистки сточных вод, противопожарного оборудования. 76 ЭКОНОМИН
Предприятие ООО «НафтаЭКО ИК» планирует выход со своей инновационной продукцией (полиэтиленовый пожарный гидрант) на рынок противопожарного оборудования и продукции коммунального машиностроения, где уже продается подобная продукция конкурентов. Производство пожарных гидрантов относится к отрасли коммунального машиностроения. Выбор данного вида продукции обусловлен необходимостью совершенствования существующей системы противопожарной защиты в связи со значительными материальными потерями, которые получает народное хозяйство в результате материального ущерба, наносимого пожарами.
Пожарный гидрант представляет собой определенной устройство, которое предназначено для забора воды из водопроводной сети с целью осуществления тушения пожаров и проведения мелиорации. Принципиальное отличие полиэтиленового пожарного гидранта от гидранта, выполненного из стали, заключается в том, что элементы первого частично выполнены из полиэтилена, что значительно удешевляет конструкцию, делает гидрант более легким, а также предотвращает образование ржавчины.
Для принятия решения о ценовой стратегии при продвижении инновационной продукции на рынок необходимо провести его анализ.
Анализ рынка показал, что на продукцию конкурентов сложилась цена 4500 р. При внедрении на рынок могут рассматриваться следующие альтернативы: предложить такую же цену или снизить ее до 4350 р. для привлечения потребителей. Если установить цену 4500 р., тогда ожидается, что с вероятностью 40 %, конкуренты сохранят свою цену и с вероятностью 60 % - снизят ее до 4350 р. При сохранении конкурентами прежней цены предложение продукции по цене в 4420 р. может принести ожидаемую прибыль в размере 420 тыс.р., а при цене в 4500 р. прибыль может составить 360 тыс.р. Если конкуренты снизят цену до 4350 р., то, установив свою цену на уровне 4300 р., предприятие ООО «НафтаЭКО ИК» может получить прибыль в 365 тыс.р., а установив цену, как и конкуренты, на уровне 4350 р., ожидаемая прибыль может составить 375 тыс.р.
При принятии решения о вхождении на рынок с ценой в 4350 р. конкуренты с вероятностью 35 % могут оставить прежнюю цену - 4500 р., и с вероятностью 65 % - снизить ее до 4350 р. При удерживании конкурентами своих цен в размере 4500 р. прибыль может составить 375 тыс.р., а при цене в 4400 р. ожидаемая прибыль может составить 440 тыс.р., при цене в 4350 р. - 430 тыс.р. Если конкуренты снизят цены до 4350 р., то, установив цену на таком же уровне,
можно получить прибыль в размере 390 тыс.р. Согласно этим данным строится дерево решений.
При проведении обратного анализа невыгодные решения вычеркиваются двойными чертами. При цене вхождения на рынок, равной 4500 р., если конкуренты сохранят свою цену, следует установить цену в размере 4420 д.е., тогда прибыль составит 420 тыс.р. против 360 тыс.р. при уровне цены в 4500 р. Остальные ветви дерева анализируются аналогичным образом.
Для выбора окончательного решения по уровню цены реализации продукции предприятия ООО «НафтаЭКО ИК» необходимо определить математическое ожидание выигрыша при выборе различных вариантов решения. Так, для цены вхождения на рынок, равной 4500 р. математическое ожидание составит:
420 • 0,4 + 375 • 0,6 = 393 тыс.р. А при цене в 4350 р. математическое ожидание составит:
440 • 0,35 + 390 • 0,65 = 407,5 тыс.р. Дерево решений для установления конкурентоспособной цены на продукцию «полиэтиленовый пожарный гидрант» ООО «НафтаЭКО ИК» представлено на рисунке.
Исходя из анализа дерева решений, ООО «НафтаЭКО ИК» следует выбрать цену вхождения на рынок, равную 4350 р. Если конкуренты при этом не изменяют свою цену, то можно сделать попытку реализации продукции по цене 4400 р. Если же ответом конкурентов будет снижение цены до 4350 р., необходимо также установить цену на уровне 4350 р.
Дерево решений для установления конкурентоспособной цены на продукцию «полиэтиленовый
пожарный гидрант» ООО «НафтаЭКО ИК»
Таким образом, применение модели «дерево решений» позволило нам определить конкурентоспособную цену на инновационную продукцию «полиэтиленовый пожарный гидрант» промышленного предприятия ООО «НафтаЭКО ИК». Вхождение на рынок с данной ценой на инновационную продукцию позволит промышленному предприятию быстро занять лидирующие позиции, увеличить количество
потребителей, а следовательно одержать победу в конкурентной борьбе [7]. Однако необходимо отметить, что в условиях динамично меняющейся внешней среды предлагаемую модель необходимо применять не эпизодически, а регулярно, с целью обеспечения оперативного реагирования на происходящие измене-
ния.
Литература
1. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 296 с.
2. Щетинина И.В. Организационно -экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия / И. В. Щетинина // Организатор производства. - 2014. - №3 (62). - С. 71 - 79.
3. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2002. - 256 а
4. Решетов В.В. Обеспечение конкурентоспособности производства: теоретико-методологические
аспекты: монография / В.В. Решетов. - Воронеж: ВГТУ, 2010. - 212 с.
5. Фасхиев Х.А. Методика назначения конкурентной цены изделия по его потребительским свойствам / Х.А. Фасхиев, А.В. Крахмалева, С. А. Сыч, М.А. Сафарова // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №1. - С. 19 - 25.
6. Амелин С.В. Организационно-экономическое моделирование в принятии управленческих решений: монография / С.В. Амелин. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009. - 184 с.
7. Кретова Н.Н. К вопросу о методах адаптации предприятия к изменениям на региональных рынках / Кретова Н.Н. // Научный альманах Центрального Черноземья. -2013. -№ 3. -С. 74-75.