УДК 372.853
© А. Б. Дамбуева, Л. В. Скокова
Методика организации уроков физики на основе системно-деятельностного подхода к обучению
В статье рассматривается процесс организации уроков физики в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению осуществляется на основе проведения уроков, на которых важное место отводится организации самостоятельной работы. Приведен пример деятельности учителя и учащихся на уроке при изучении темы «Дисперсия света».
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, самостоятельная работа, организация самостоятельной деятельности учащихся, интерактивные технологии.
А. B. Dambueva, L. V. Skokova
Methodology of arrangement the lessons in physics on the basis of system-activity approach to training
The article discusses the process of arrangement the lessons in physics under the conditions of introduction of standards of new generation. The implementation of system-active approach to learning is based on conducting lessons which are focused on the importance of the arrangement of independent work. An example of teachers and students activities of studying the topic "dispersion of light" has been submitted.
Keywords: system-activity approach, independent study, arrangement of students' independent activities, interactive technologies.
Изменения, происходящие в обществе, требуют от современного человека умение быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в нестандартных ситуациях, быть коммуникабельным и нравственным. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложеннный в новые образовательные стандарты и предполагающий такую организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, самостоятельной, познавательной деятельности.
В связи с этим меняется позиция ученика и учителя. Учитель обращается к обучаемым с вопросами, а не с ответами, управляя при этом поисковой деятельностью школьников. Учащиеся активно познают окружающую действительность в специально организованных условиях. Сегодня в обучении актуален переход от объяснения нового знания к организации самостоятельного открытия его детьми. В таких условиях происходит воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Таким образом, системно-деятельностный подход предполагает переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандар-
тов. На первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности.
Вместе с тем обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания.
Сегодня принято считать, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД), которые выступают в качестве центрального ориентира новых стандартов. Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, то есть умения учиться. Формирование УУД обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к самообразованию и самовоспитанию.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре вида:
1. Личностные действия (устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивами, то есть между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).
2. Регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности).
3. Познавательные универсальные действия (общеучебные логические).
4. Коммуникативные действия (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Особое значение для реализации ФГОС нового поколения имеет формирование общеучебных универсальных действий, которые включают:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление целей чтения и выбор вида чтения в зависимости от целей;
• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• действия со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Таким образом, современные ФГОС нацеливают на формирование опыта самостоятельной деятельности обучающихся. Неправомерно предполагать, что учащиеся могут сами сформировать свои способности к самостоятельной работе. К этой деятельности их надо готовить. Самостоятельная работа обучающегося обязательно соотносится с организующей ролью учителя.
Знания о способах самостоятельной учебной деятельности учащиеся получают прежде всего на уроках. Урок, по-прежнему оставаясь основной формой организации учебного процесса, является и основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.
В то же время учитель должен моделировать урок в соответствии с новыми требованиями
образовательного стандарта. Но практика показывает, что учителя по прежнему предпочитают давать знания в готовом виде, организация уроков в значительной части не соответствует требованиям современной школы, несмотря на то, что проблемы организации современного урока затрагиваются в ряде публикаций [1-6].
То есть в настоящее время возникло противоречие между необходимостью внедрения ФГОС нового поколения и неподготовленностью участников образовательного процесса к его реализации. В связи с названным противоречием актуализируется проблема выявления способов организации современного урока, направленного на формирование активной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. В связи с тем, что в основу современного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, то преподавание физики в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода.
Физика - это один из немногих школьных учебных дисциплин, в ходе усвоения которой учащиеся активно вовлекаются во все этапы научного познания от наблюдения явления и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной проверки выводов.
Одним из путей перевода обучения на новый качественный уровень является применение интерактивных технологий в обучении. Поэтому в процессе обучения должна увеличиваться доля таких нестандартных уроков, как урок-исследование, урок на основе групповой технологии, урок-тренинг.
В организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Для большинства учащихся после окончания ими школы основным источником информации при самообразовании будет являться книга, печатный текст. Существует мнение, что книга начинает утрачивать положение главного источника знаний ибо появились такие источники информации, как Интернет, телевидение и т. п. Не отрицая огромной значимости этих средств передачи мысли, неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу. И Интернет, и телевидение, и другие средства массовой коммуникации сами основываются на печатном слове, то есть на книге, без нее они не могут су-
ществовать и развиваться. Книга - печатное слово по прежнему остается основным источником информации. Поэтому к самостоятельной работе с книгой, особенно с книгой научного характера, молодежь надо готовить со школьной скамьи. Основным источником знаний школьников является учебник, который дает знание тем, кто умеет с ним работать. Наблюдения показывают, что лишь незначительная часть выпускников школ владеет умениями эффективной работы с учебником и другой учебной литературой.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования УУД на основе работы с учебником и недостаточной разработанностью технологии организации данного вида деятельности. По этой причине актуализируется проблема выявления способов организации самостоятельной работы школьников, обеспечивающих формирование универсальных действий на базе учебника.
При работе с учебником или другой учебной литературой необходимо формировать у учащихся следующие умения: извлечение наиболее значимой информации из текста, выделение главного, умение рассматривать рисунки и извлекать из них информацию, составление таблиц по изучаемому материалу, умение работать с графиками (построение и чтение графиков), составление обобщенного или тезисного плана текста, анализ текста, составление вопросов к прочитанному, использование учебника для организации работы по решению задач.
Для активизации знаний при изучении новой темы, повторении и закреплении пройденного материала целесообразно использовать на уроках физики обобщенные планы описания физических явлений, законов, приборов, опытов.
На уроках можно использовать следующие виды самостоятельных работ: подбор тестовых вопросов, составление кроссвордов, рассказа по рисунку или схеме, рисование физического явления, составление опорного конспекта, вывод формулы, преобразование формулы, составление алгоритма, проведение научных наблюдений, составление физических вопросов, анализ физических ситуаций, проведение доказательства, выдвижение гипотезы, проведение сравнений, выделение главного, проведение анализа ответа ученика, объяснение факта, составление простого плана параграфа учебника или статьи,
тезисного плана, выделение частей текста: а) обосновывающих введение понятия, б) определения, в) доказательства, г) вывода формулы и других, иллюстрирование текста рисунками, группировка приборов, относящихся к одной теме, вывод доказательства справедливости формул, самостоятельное проведение эксперимента, составление различных физических задач, сборка приборов из готовых деталей, разработка нового варианта опыта, выполнение опытов с элементами исследования, выполнение проектных заданий и т. д.
На основе ФГОС, учебных программ по физике, характеристик универсальных учебных действий, а также анализа педагогической и методической литературы (А. А. Бобров, А. А. Гин, Х. Древелов, Л. И. Ерунова А. А. Иванова, И. Я. Ланина, Р. И. Малафеев, О. В. Оноприенко, Н. Н. Поспелов, В. Г. Разумовский, М. М. Терентьев, А. В. Усова и т. д.) [7-19] предлагаем задания на основе учебника физики, способствующие формированию универсальных учебных действий:
• составление учебных задач;
• составление учебных викторин, ребусов, кроссвордов, головоломок;
• рецензирование параграфа учебника;
• сравнение материалов по одному и тому же вопросу в учебниках различных авторов;
• заполнение таблиц;
• составление задач-рисунков;
• составление рисованных конспектов, учебных комиксов;
• сочинение стихов с физическим содержанием;
• составление вопросов для взаимоопроса.
При этом необходимо ознакомление учащихся с приемами работы с учебной и дополнительной литературой (реферирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование, составление плана текста, тезисов, выписок). Предложенные формы работы с учебником физики позволяют более успешно формировать универсальные учебные действия.
Рассмотрим пример деятельности учителя и учащихся на уроке по теме «Дисперсия света». Данный урок ориентирован на активную учебную, самостоятельную деятельность.
Виды деятельности учителя и учащихся на уроке по теме «Дисперсия света»
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Актуализация опорных знаний. Учитель задает вопросы всему классу по теме «Преломление света», которые были заданы на дом. 2. Учитель объявляет тему урока: «Дисперсия света». 3. Учитель предлагает пронаблюдать явление дисперсии света с помощью фронтального эксперимента. Дает инструкции и пояснения, знакомит с оборудованием. 4. Учитель предлагает посмотреть видеоматериалы на тему «Дисперсия света» и объяснить письменно наблюдаемое явление по схеме (Что делали? Что наблюдали? Как объяснили?). 5. Учитель подводит итог урока, обобщает материал. 1. Проверка домашнего задания. Учащиеся обдумывают ответы на вопросы и отвечают на них. 2. Учащиеся записывают тему урока «Дисперсия света». 3. Каждый учащийся наблюдает явление и оформляет наблюдаемое письменно. 4. Просматривают видеоматериалы и дают письменные объяснения. 5. Учащиеся слушают, сравнивают свои ответы с объяснением учителя.
Таким образом в соответствии с требованиями ФГОС реализация системно-деятельностного подхода осуществляется на основе проведения уроков, на которых учащиеся сами добывают знания. Главной задачей современного урока представляется обучение учащихся самостоятельно учиться. Учебный процесс организуется на уроке таким образом, чтобы главное место отводилось активной и разносторонней, самостоятельной деятельности. Опыт показывает, что такие уроки дают хорошие результаты.
На современном уроке должен осуществляться переход от простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к развитию способности учащихся самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации, работать с различными источниками информации оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение.
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. -2009. - №4. - С. 18 - 22.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М. : Просвещение, 1983.
3. Ваганова В. И. Системно-деятельностный подход -методологическая основа стандартов второго поколения // Подготовка к реализации ФГОС основной школы: проблемы, перспективы и условия: сб. науч. ст. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. - С. 11-14.
4. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. - М. : Владос, 2001. - 224 с.
5. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - М. : Вита-пресс, 1999. -88 с.
6. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 30.
7. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. - 2011. - №9. - С. 14-15.
8. Древелов Хорст, Хесс Дитер, Век Хельмут. Домашние задания. - М. : Просвещение, 1989.
9. Ерунова Л. И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: кн. для учителя. -М. : Просвещение, 1988. - 160 с.
10. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1983. - 160 с.
11. Ланина И. Я. 100 игр по физике: кн. для учителя. -М. : Просвещение, 1995.
12. Ланина И. Я., Алексеева В. А. Развитие познавательного интереса учащихся в процессе работы с учебной литературой по физике // Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе. - СПб. : Образование, 1998.
13. Поспелов Н. Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. - М. : Просвещение, 1979. - 79 с.
14. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М. : Педагогика, 1989. - 152 с.
15. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М. : Просвещение, 1975. - 272 с.
16. Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. - 2000. - №4 - С. 30-33.
17. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М. : Просвещение, 1988. - 112 с.
18. Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. - М. : Просвещение, 1982. - 158 с.
19. Усова А. В. Результаты изучения затрат времени школьниками на выполнение домашних заданий // Физика в школе. - 1982. - №9. - С. 45-47.
Н. Н. Дондукова. Электронное образование (e-leaming) в Южной Корее
Дамбуева Альбина Борисовна, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета, кандидат физико-математических наук, e-mail: [email protected]
Скокова Людмила Вениаминовна, старший преподаватель кафедры общей физики Бурятского государственного университета, кандидат педагогических наук, e-mail: lud [email protected]
Dambueva Albina Borisovna, associate professor, department of general physics, Buryat State University, candidate of physical and mathematical sciences, e-mail: [email protected]
Skokova Ludmila Vеniaminovna, senior lecturer, department of general physics, Buryat State University, candidate of pedagogical sciences, e-mail: lud [email protected]
УДК 372.851
© Н. Н. Дондукова Электронное образование (e-learning) в Республике Корея
В статье анализируется опыт использования новых информационных технологий в Южной Корее. Ключевые слова: дистанционное обучение, e-learning, Южная Корея, электронное обучение.
N. N. Dondukova
Electronic education (e-learning) in Republic of Korea
In the article the experience of the use of new information technology in South Korea is analyzed. Keywords: distance learning, e-learning, South Korea.
Общество, в котором мы живем, развивается, растут потребности людей и совершенствуются инструменты для их реализации. Мы живем в 8ша11-обществе, так как окружены техническими средствами и различными сервисами, которые должны улучшить все аспекты нашей жизни. Становление 8ша11-общества - глобальная тенденция развития. Вместе с обществом меняется и подход к обучению. Главный аспект 8шаг1-общества - это создание гибкой и открытой среды обучения: использование гаджетов, открытых образовательных ресурсов, системы управления. Необходимо выйти за рамки закрытой системы образования, нужно открыть доступ к учебным материалам, используя технологии, которые упрощают нашу жизнь.
В настоящее время нарастают процессы совершенствования систем обучения на всех уровнях: школа, высшие учебные заведения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Если раньше считалось возможным получить образование и квалификацию всего один раз, практически на все время активной работы, то сейчас во многих сферах деятельности требуется обновление профессиональной информации и требуемых навыков в течение 3-5 лет. В связи с этим системы обучения должны быть практически непрерывным и строиться на новых, более эффективных принципах.
В качестве основного инновационного направления в этой области рассматривается элек-
тронное обучение (е-1еагшп§), являющееся существенным развитием дистанционной формы, поскольку должно включать черты как дневной, так и заочной систем образования.
Многочисленные открытые и виртуальные университеты за рубежом работают по системе е-1еагшп§, которые на сегодня составляют конкуренцию традиционному образованию.
Е-1еагшп§ меняет принцип обучения, студентам и преподавателю не нужно находиться в одном месте, поэтому преподаватель перестает быть главным источником информации, что позволяет ему выступать в роли координатора и руководителя учебного процесса. И в этом случае преподаватель может уделять каждому студенту одинаковое внимание. Обучение может проходить в любое время и в любом месте, студенты могут получить доступ к инструкционному контенту в любое время, где бы они не находились. Именно такой подход к обучению позволяет каждому человеку учиться на протяжении всей жизни, используя различные устройства для доступа и поиска информации и знаний, улучшая навыки поиска информации. Е-1еагпт§ дает возможность студентам получать знания в той среде, которую они выбирают себе сами, в дружелюбной и наиболее комфортной для них обстановке.
В Южной Корее е-1еагшп§ в системе преподавания используются в 80% университетов. Поэтому эта страна является признанным миро-