ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Помазков Василий Викторович
проректор по кадровому менеджменту и воспитательной работе, доцент кафедры общей физики, к.т.н.
КГУ им. К. Э. Циолковского г.Калуга
J ^
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ
ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Л___________________________________________г
Аннотация. Автор обосновывает тезис о том, что важнейшим условием эффективного образования, способствующим развитию способностей школьников, является способ обогащения образовательной среды; дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании, проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Приводится краткая характеристика 7 основных этапов построения проблемного урока в свете требований ФГОС:
Ключевые слова: ФГОС, индивидуальная образовательная траектория, способ обогащения образовательной среды, системно-деятельностный подход, содержательно-процессуальный подход, проектирование современного урока
Современная система образования находится в поиске новых моделей обучения, которые направлены на развитие личности с учётом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребёнка. Значительное внимание в государственных документах по модернизации образования уделяется личности педагога, его профессионализму, умениям работать в современных условиях. Профессионализм педагога - это результат индивидуальной и целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Именно поэтому на первый план выходит умение грамотно спроектировать урок, внеклассное развивающее занятие в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В документах по модернизации российской общеобразовательной школы уделяется серьёзное внимание проблемам развития потенциальных возможностей школьников, связывая их с формированием мышления школьника, выявлением и развитием склонностей и способностей с учётом их умственных предпочтений к предметам определённой области знаний. Именно поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты указывают на изучение определённых предметных областей. При составлении учебного плана общеобразовательные учреждения в соответствии с требованиями ФГОС, в отличие от традиционного учебного плана, необходимо ориентироваться на социальный заказ всех участников образовательного процесса и определять изучаемые предметы
и количество часов исходя из предметных областей, включающих в себя набор учебных предметов.
Таким образом, в учебном плане образовательного учреждения формируется не только базовая (обязательная) часть, но и та часть, которая определяется всеми участниками образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты формируют, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей.
Важнейшим условием эффективного образования в настоящее время, способствующим развитию способностей школьников, является способ обогащения образовательной среды. Дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании.
Системно-деятельностный подход предполагает в обучении:
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
• воспитание и развитие качеств личности обучающихся;
• признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательного процесса;
• обеспечение преемственности в образовании школьников;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
В основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятель-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
3
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ностный подход образования. Таким образом, современное образование предусматривает качественные изменения в воспитании и обучении школьников, переход от знаниевого подхода в образовании (традиционные ЗУНы) к содержательно-процессуальному. Именно такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, изменение содержания изучаемых предметных областей с учётом уровня умственного развития ребёнка и его предметной направленности ума, перевод учебной деятельности ребёнка в учебно-исследовательскую и проектную. Существенным отличием уроков в соответствии с требованиями ФГОС от традиционных уроков общеобразовательной школы является перенесение акцента с результативной стороны учения на процессуальную, которая способствует развитию качественно-специфичных форм мышления каждого школьника.
Основной акцент при проектировании уроков в современной школе необходимо уделять интеллектуальным особенностям школьников. Таким образом, формированию качественной специфики умственных действий на уроках физико-математической направленности будут способствовать мыслительная активность самого ученика по изучению состава и признаков понятий, выявлению их существенных свойств, усвоению логической структуры, связей изучаемого понятия с другими и т.д. Оперирование логическими схемами делает наглядной и понятной не только суть сложного вопроса, но и указывает учащимся на дальнейшее изучение предметного материала, формирует процессуальные механизмы переработки предметной информации. Незавершённые логические схемы учебных задач активизируют механизмы усвоения информации и тем самым не только улучшают результат усвоения материала, но и одновременно стимулируют учащихся к разработке подобных логических схем, способствующих формированию предметно-релевантных мыслительных действий. Развитию мышления школьников на предметах физико-математического цикла будут способствовать: перестройка направленности мыслительных процессов, переключение с прямого на обратный ход мысли, т.е. решение и самостоятельное составление учащимися взаимообратных задач; варьирующий вид и форма представления учебного материала через образ, практическую модель, структурную блок-схему, график, логическую цепочку и т.д.
На уроках гуманитарного цикла необходимо обратить внимание на предметно-логические особенности литературно-художественных текстов, характеризующие их эстетико-оценочные суждения, образность, метафоричность, личное отношение к отображаемому. Введение в преподавание гуманитарных предметов элементарных сведений о функциях речевой выразительности единиц языка вызывает особый интерес учащихся к урокам, активизирует их речевое поведение, способствует развитию лингвистической памяти и лингвистической наблюдательности, правильному построению речи, тонкому различению оттенков слова, ассоциативному богатству речи и т.д.
С целью развития предметно-релевантных мыслительных действий школьникам необходимо предлагать задания, связанные с трансформацией языковых явлений, анализом средств эстетической выразительности произведения, с переносом знаний и умений с текста-образца на построение собственного связанного высказывания. Необходимо использовать исторический и архивный материал, жизненные ситуации при введении и отработке определённого предметного материала, показывать его практическую значимость, имеющиеся публикации по данному вопросу.
Развитие качественно-специфичных форм естественнонаучного мышления предполагает актуализацию родовидовых логических связей, классификацию и обобщение материала и т.д. Абстрактно-обобщённые формы мышления влияют на глубину и широту усвоения естественнонаучного содержания, на самостоятельную научно-опытную работу. Активизации познавательной деятельности способствует построение системы задач, связанных c формированием действия распознавания объектов, принадлежащих одному понятию, подведение объекта под понятие, отыскание следствий, варьирование несущественных и существенных свойств и т.д.
Научно-обоснованный подход к подбору содержания, методов и форм работы с обучающимися с учётом их интеллектуальных особенностей в настоящее время согласуется с требованиями ФГОС о формировании универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных и предметных. Образовательные учреждения обязаны создать условия для развития школьников и, прежде всего, на уроке.
Организация урока в современной школе связана с увеличение доли самостоятельной работы на уроке. На всех этапах организации урока красной нитью проходит самостоятельная деятельность школьника в определении цели урока, создании проблемной ситуации, построение гипотез и грамотное решение учебной задачи.
Профессионализм учителя, работающего по новым федеральным стандартам, проявляется в грамотном построении проблемного урока, учитывающего развитие универсальных учебных действий. Основные этапы построения проблемного урока в свете требований ФГОС:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Анализ проблемного задания.
3. Вычленение проблемы.
4. Выдвижение всевозможных предположений.
5. Сужение поля поиска.
6. Доказательство рабочих гипотез.
7. Проверка правильности решения.
I. Этап 1-й, актуализация опорных знаний.
Основная цель этапа: актуализация имеющихся знаний школьников по данному вопросу.
Методы реализации: фронтальный опрос,
рассказ - вступление, решение конкретной задачи, индивидуальный устный ответ ученика с последующими необходимыми уточнениями и добавлениями.
4
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Итог данного этапа: наличие у обучающихся опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий.
Формирование УУД: формируется умение соотносить ответы с образцом, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения, чётко формулировать ответы, управлять своим вниманием, развивать стремление к взаимопомощи и оказанию поддержки, умение работать в группе или паре, аргументировать свою точку зрения, устанавливать целевые приоритеты.
II. этап 2-й, анализ проблемного задания.
Основная цель этапа: выяснение начальных условий учебной задачи.
Методы реализации: коллективное обсуждение вопроса, изложение учителем проблемной ситуации, постановка проблемного опыта.
Итог данного этапа: наличие проблемной ситуации, проблемного вопроса.
Формирование УУД: формируется умение ответственно относится к своей позиции и сопоставлять её с позицией другого, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве с другими школьниками, корректировать свою точку зрения, осуществлять оценку действий партнёра, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
III. этап 3-й, вычленение проблемы.
Основная цель этапа: осознание противоречия, наличие проблемы.
Методы реализации: работа в группах («мозговой штурм»), индивидуальные суждения - выступления, коллективное обсуждение школьников.
Итог данного этапа: вербальная формулировка проблемы.
Формирование УУД: формирование мыслительных операций, вербализация перехода от анализа противоречия к поиску направления его разрешения, самостоятельность суждений, развитие коммуникативных навыков взаимодействия с партнёрами по образовательному процессу, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мнений, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи. IV.
IV. этап 4-й, выдвижение возможных предположений.
Основная цель этапа: выдвижение предположений (гипотез) по решению проблемы.
Методы реализации: групповая работа, «мозговой штурм», индивидуальные суждения, предположения.
Итог данного этапа: наличие гипотезы или несколько гипотез по разрешению проблемы.
Формирование УУД: умение организовать исследование с целью проверки гипотезы, умение выделять
главное и второстепенное, выстраивать последовательность действий, проявлять гибкость мышления, формируется умение мысленно прослеживать путь решения, аналитико-прогностические умения.
V. этап 5-й, сужение поля поиска.
Основная цель этапа: отработка каждой из выдвинутых предложений с целью отсева неперспективных.
Методы реализации: коллективное обсуждение, групповая работа, индивидуальные суждения, изложение-рассуждение учителя.
Итог данного этапа: сужение поля поиска решения, определение рабочей гипотезы.
Формирование УУД: формируется умение делать эскизный проект решения проблемы, анализировать перспективность гипотез, определять недостатки и достоинства предложений, несмотря на их авторство, создавать и преобразовывать модели, схемы для решения учебной задачи, самостоятельно анализировать условия достижения цели, учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию, самостоятельно проводить исследования по решению проблемных ситуаций.
VI. этап 6-й, доказательство рабочих гипотез.
Основная цель этапа: доказательство рабочей
гипотезы.
Методы реализации: групповая работа, последовательное проведение доказательства несколькими учащимися или представителем группы, доказательство гипотезы самим учителем (мини-лекция, объяснение).
Итог данного этапа: наличие стройной системы доказательства представленной гипотезы.
Формирование УУД: формируется умение формулировать и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных связей, выстраивать свою позицию и быть готовым к её коррекции или замене, делать умозаключения и выводы на основе аргументации, брать на себя инициативу в организации совместных действий, прилагать усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
VII. этап 7-й, проверка гипотезы.
Основная цель этапа: рефлексия проделанной работы, представление выводов.
Методы реализации: задания на поэтапную проверку правильности выполненных действий, соотнесение начальных условий с характером и содержанием решения и т.д.
Итог данного этапа: убеждённость в правильности полученных выводов.
Формирование УУД: формируется способность к объяснению, оценке собственных действий, убеждённость, самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, организовывать исследования с целью проверки гипотезы, делать умозаключения (индуктивное, по аналогии и т.д.) и выводы на основе аргументации.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
5
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Л. Фейербах писал: «Где нет простора для проявления способности, там нет и самой способности». Степень успешности в образовательной деятельности напрямую зависит от профессионализма, интеллектуального и творческого потенциала людей, её осуществляющих. Именно поэтому, необходимым условием повышения качества образования является непрерывное повышение профессионального мастерства учителя и наличие у педагогов личностных смыслов осуществления их деятельности.
Литература
1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.: Дело, 1994. 216 с.
2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2011.
4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Учебник. Под редакцией проф. Р Г. Чураковой.- М.: Академкнига, 2011.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт / под ред. Л. П. Кезина, А. М. Кондакова.- М., 2010.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.
Ефимова Рита Юрьевна
учитель английского языка МБОУ «Солнечная СОШ № 1» Сургутский район E-mail: [email protected]
J V.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Л__________________________________________г
Аннотация: Данная статья раскрывает методику обучения диалогической речи, рассматривает трудности в обучении в средней школе, возможные способы и приёмы, позволяющие поддержать интерес к диалогической речи.
Ключевые слова: текст, вид речевой деятельности, учебно-методическая единица, поисковое чтение, коммуникативные умения, метод обучения.
Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей [1,2,3,5].
Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Исследователи разработали определённые правила ролевых игр, а именно:
• учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
• учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль;
• участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли.
Помимо перечисленных правил выделяются пять категорий ролей:
1. врождённые, т.е. определяющие пол и возраст участника игры;
2. приписанные, т.е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе;
3. приобретённые, т.е. конкретизирующие профессию;
4. действенные, т.е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу);
5. функциональные, т.е. определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение сочувствия).
Некоторые методисты отмечают, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них уча-
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013