Научная статья на тему 'Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаи литературы: системно-деятельностный подход'

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаи литературы: системно-деятельностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ / УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАДАНИЙ С НАРАСТАЮЩЕЙ СЛОЖНОСТЬЮ / ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Галина Николаевна

В статье раскрывается один их приёмов самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в малых учебных группах, способствующих становлению «субъекта» учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаи литературы: системно-деятельностный подход»

ф

Эксперимент и инновации в школе № 6/2015

Реализация ФГОС в школе

Г.Н. Дементьева

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

русского языка и литературы: системно-деятельностный подход

Аннотация

В статье раскрывается один их приёмов самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в малых учебных группах, способствующих становлению «субъекта» учебной деятельности.

Ключевые слова

I

самостоятельная организация на поиск информации по ключевым словам, уровневая организация заданий с нарастающей сложностью, планирование деятельности, сотрудничество, самоконтроль.

Третье тысячелетие существенно повлияло на потребность реформирования системы образования, дидактические основы которой разработаны в прошлом (индустриальном веке). Современный человек оказался в одночасье в глобальном информационном поле, на которого (а в первую очередь на детей) действует огромное количество раздражителей: необычных, привлекающих и пугающих, ярких. В традиционной школе, как правило, учащиеся — пассивные слушатели, и им скучно в этой роли, даже если они достаточно мотивированы на освоение учебной программы. Как следствие, обеспечивается целый ряд стандартного набора проблемного пространства: неразвитая речь, неумение сотрудничать в коллективе, слушать и слышать другого, отсутствие мотивации (интереса) к учебному процессу [3,10].

Согласно нормативным требованиям ФГОС задача управления учителя в образовательной деятельности состоит — в обеспечении развития человека, который самостоятельно организовывается на «добычу» личностно значимой (смысловой) информации (знания), и на непрерывное обучение в течение всей жизни. Следовательно — главный личностный результат (заказ государства) — ученик должен стать «самостоятельным субъектом» образовательной деятельности равноправным с учителем, активным соучастником в условиях реа-

лизации образовательного процесса, созданных учителем (педагогическим коллективом).

Решением этой учебной задачи реализуется учителями практиками (Абдулаева Т.С и Яшная С.Ю, Куликовская О.П. Смирницких О.Н.и др.) на основе развития понятийного мышления и деятельностного подхода, использования информационных технологий. Подходы к обеспечения разнообразны:

• Егорова А.В. ищет индивидуальные подходы к детям с затруднениями в развитии мышления [3].

• Овчинникова К.Р. сравнивает эффективность дидактических инструментов прошлой эпохи и постиндустриальной [8].

• Крючкова В.В. осваивает технологии обучения [6] и т.д.

Практическая реализации этой сложной задачи обуславливает потребность в использовании разнообразных приемов активизации мыслительной деятельности, обуславливающих самостоятельность выбора и принятия решения в ходе выполнения действий. Один из актуальных моментов включения в деятельность в ходе процесса — планирование содержания деятельности на уроке, ориентирующее на проявление самостоятельности мышления в ходе поисковой операции на основе поставленного вопроса. Объявление темы к освоению содержания на уроке: учащимся предлагается включиться в формулирование задач, которые потребуют раз-

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы:

системно-деятельностный подход

решения в ходе процесса (теоретических и практических). Безусловно, на первых этапах запуска этот процесс вызывает затруднения, поэтому модели формулировок, по возможности, коротко фиксируются на доске и в тетради. Через несколько уроков (работа обязательно должна иметь непрерывно усложняющийся по содержанию характер) учащиеся справляются с определением предметных целей и практических задач урока самостоятельно (руководящую роль учителя, естественно, никто не отменяет). Учитель может осуществить интерпретацию заданий, которые предстоит выполнить для достижения поставленной цели. Таким образом, ученики создают определенную схематическую структуру деятельности на уроке, в создании которой они приняли проявили активность и личное участие. В конце урока ученики самостоятельно подводят результативность достижения целей:

• Какие задачи решены.

• Какие предстоит решить дома?

• Возможен ли перенос на следующий урок?

• Каковы причины того, что не все успели сделать за время урока?

• Что нужно сделать, чтобы избежать выявленных недочетов на следующих этапах деятельности?

В ходе процесса на уроке формируются разнообразные УУД (универсальные учебные действия):

• регулятивные (целеполагание, планирование, коррекция, оценка);

• познавательные (постановка проблем и последующее разрешение, контроль и оценка процесса, речевое развитие),

• коммуникативные (формулирование вопросов, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, согласование, координация действий)

Сотрудничество — фактор развития коммуникативных умений (осмысление сущности учебной задачи, сложности содержания; распределение функций — координация, согласование, заключение соглашений, определение логики деятельности и последующего представления результатов, выбор формы представления результатов, включая описание и язык представления), что и обеспечивает активный процесс командного развития. Именно учет этих факторов обуславливает выбор обучения в малых учебных группах, обеспечивающий наиболее эффективные результаты. Технология обучения на уроке в малых учебных группах реализуется в организации процесса, но освоение определенных этапов деятельности, требует дальнейшего наращивания сложности во избежание регресса как в развитии учащегося так и самого процесса. Освоение нового содержания (в условиях предоставления самостоятельности учащимся в ходе сотрудничества) — это шаг вперед в приобретении личностных качеств «субъекта деятельности» [8]. Это фактически этап объяснения нового материала, в настоящее время частота данного вида работы возрастает. Много нареканий слышится из учительских

уст, что современные дети не хотят воспринимать информацию, но они (педагоги) просто «спускают» её им. Опыт работы в малых учебных группах доказывает, что с большим удовольствием (и, как показывает практика) с большей пользой дети готовы снова «изобретать велосипед».

Общий логический алгоритм такой организации работы следующий:

1. Деление на группы (с учетом адаптивности учащихся к содержанию и скорости восприятия учебной информации).

2. Наблюдение в ходе процесса за качеством проявления речевого материала.

3. Организация логического представления информации в форме визуальной схемы, оформление текста в ходе наблюдения и сопровождения учителем (подсказка, помощь, консультирование, проверка результата)..

4. Формулирование правил, их фиксация в тетради, как один из важных моментов самоконтроля, (проверка учителем или сопоставление с материалом учебника).

5. Сравнить получившиеся правила, сопоставить с материалом учебника Выполнить практические задания на закрепление освоенной информации, если с теоретической частью справились одновременно.

Например, в 6 классе при знакомстве с глагольными суффиксами — ОВА -/-ЕВА и -ЫВА-/-ИВА — формируются малые учебные группы (3-4 человек) с учетом «уровня обученности» и скорости восприятия материала. В помощь учащимся на доске (или на карточках) записаны глаголы: «Беседовать. Раздумывать. Командовать» и подобные. В сотрудничестве с учащимися формулируется цель: научиться определять нужный суффикс, который необходимо использовать в выбранном слове. Учащиеся получают задание и алгоритм работы:

1. Поставить глаголы в форму 1-го лица, един-ственного.числа.

2. Провести наблюдение над суффиксами.

3. Зафиксировать графически вывод (опорный конспект).

4. Сформулировать правило, каждому ученику и записать его в тетрадь (обязательно!)

5. Озвучить свои личные варианты формулировок правила в ходе осуждения результатов.

6. Сравнить с правилом в учебнике и сделать выводы о качестве своей работы.

После проверки можно приступить к выполнению практических заданий разного уровня сложности. При формулировке правила на первых порах был велик соблазн подсмотреть его в учебнике, но затем стало интереснее сравнить с ним свой результат. Орфограммы, освоенные подобным образом, легко воспроизводило большинство учащихся спустя продолжительное время. Подобные приемы помогают школьникам понять и освоить разные способы деятельности, действия с учебным матери-

алом, развивают устойчивую мотивацию и интерес к изучению предмета русского языка, развивают логическое мышление, речь, снимают негативные эмоции [7]. Исчезает страх перед трудностью, укрепляется уверенность в себе и поэтому на уроки ученики приходят без напряжения, работают с удовольствием и на выпускных экзаменах показывают достойные образовательные результаты.

Литература

1.'Абдулаева Т.С., Яшная С.Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения. // Эксперимент и инновации в школе, 2011. № 2. С.53-56.

2. ' Горошко Н.П. Развитие познавательной активности и ис-

следование навыков учащихся на уроках русского языка и литературы. Материалы НПК Современные направления филологического направления в школе. 17.05.2011.М.: ГБОУ Пед. академия, 2012. 332 с.

3.'Егорова А.В. Проблемы речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1, С.43.— 49.

4.' Каджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опор-

ных конспектах. 3-е издание. М.: Айрис — пресс, 2008. 256 с.

5.' Куликовская О.П. Урок русского языка в 4ом классе: «Суф-

фикс «л» в глаголах прошедшего времени по родам». // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С.43-47.

6.'Крючкова В.В. Технология деятельностного обучения на уроках русского языка. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С.43-49.

7.'Лях Ю..А. Тьюторские технологии в системе обучения школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014.№ 6. С.68-73.

8.' Овчинникова К.Р. Дидактические инструменты вчера и се-

годня. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С.36-41.

9.'Русский язык. 6ой класс. Учебник для общеобразовательной организации с приложением на электронном носителе в 2-х ч. / М.Т Баранов, Т.А. Лодыженская, А.А. Тростенцо-ва и др., н. ред. Н.М. Шанский.4-е изд. М.: Просвещение. 2011.

10.' Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плёхова Н.И. Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С.62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.