УДК 796/799
МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА С ВКЛЮЧЕНИЕМ МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
© Ольга Николаевна КРЮКОВА
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, Российская Федерация, старший преподаватель, директор «Центра здоровья», е-таіі: [email protected] © Нонна Илларионовна ЦИЦКИШВИЛИ Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, Московская область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, е-таіі: [email protected] © Светлана Сергеевна АРТЕМЬЕВА Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат биологических наук, доцент, е-тай: [email protected]
Представлен вариант методики оптимизации двигательной активности студенток медицинского вуза на базе модульных технологий образования с использованием элементов фитнеса. Разделение годового цикла занятий на отдельные модули позволяет структурировать занятия и при необходимости изменять местами отдельные элементы. Это способствует лучшему развитию двигательных и функциональных способностей занимающихся.
Ключевые слова: модульные технологии образования; физическая культура; двигательный режим; фитнес.
Современное физическое воспитание необходимо строить на базе таких педагогических направлений, при реализации которых существенно повышается уровень здоровья, физической и функциональной подготовленности, повышается мотивационная активность студентов. Одним из инновационных и перспективных подходов в решении обозначенных задач являются технологии модульного обучения, которые создают необходимые условия для личностно-ориентированного образования [1].
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки-модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровне-вой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу [2].
По нашему мнению, базовые положения теории спорта можно использовать в модульной технологии обучения. В разработанной нами методике оптимизации двигательного режима студенток медицинского вуза
на базе модульных технологий с расширенным использованием фитнеса весь период занятий - учебный год был разделен на этапы: циклы и модули [3].
В разработанной комплексной методике полный годовой цикл состоит из 2-х повторяющихся мезоциклов или мезомодулей. Базовыми мезоциклами в учебном процессе будут являться подготовительный и тренировочный мезоциклы.
Задачи и средства физической культуры по мезоциклам представлены в табл. 1.
Подготовительный мезоцикл начинался с началом учебного года и продолжался 6 недель с учетом двух занятий в неделю по дисциплине «Физическая культура». По нашему мнению, этого времени достаточно для реализации задач этого цикла. В структуру подготовительного мезоцикла входят следующие модули: мотивационно-теорети-
ческий, тестирующий, подготовительный (табл. 2).
Мотивационно-теоретический модуль ставит своей целью на основе теоретических знаний, убеждений студентов, данных смежных дисциплин сформировать у студентов
положительное отношение к понятию «здоровый образ жизни», физической активности, негативное отношение к вредным привычкам. Кроме того, данный модуль включает в себя основные понятия теории физической культуры. Основным содержанием является усвоение теоретических знаний, методических рекомендаций, составление плана выполнения.
Тестирующий модуль направлен, с одной стороны, на оценку антропометрических параметров, функционального состояния и физической работоспособности студенток, их уровня здоровья и самооценки, а с другой -
на формирование у студентов умений исследования собственных способностей и возможностей.
Помимо контролирующей цели, данный модуль предполагает реализацию таких задач, как ознакомление с ролью контроля и учета в управлении функциональным состоянием организма, формирование практических навыков оценки собственного состояния, обучение методикам отслеживания динамики собственного состояния и ведение дневника тренировок [3]. В данном модуле тестировалась физическая работоспособность студенток.
Таблица 1
Задачи и средства физической культуры по мезоциклам
Мезоциклы Подготовительный (6 недель) Тренировочный (27 недель)
Задачи Разучивание базовых связок и упражнений. Адаптация к физическим нагрузкам. Тестирование начального уровня подготовки Повышение функционального уровня. Развитие физических качеств. Оптимизация двигательного режима
Средства Аэробный этап (упражнения из базовой аэробики). Силовой этап (упражнения с резист-а-бол-лом, гантелями и резиновой лентой) Аэробный этап (упражнения из базовой аэробики). Силовой этап (упражнения с резист-а-боллом, гантелями и резиновой лентой)
Распределение нагрузки 70-30 % 40-60 %
Метод проведения Групповой Групповой
Таблица 2
Структура занятия в подготовительном мезоцикле
Модуль Содержание модуля Распределение времени занятия, мин
1. Мотивационно-теоретический Формирование на основе теоретических знаний, убеждений студентов, данных смежных дисциплин положительного отношения к понятию «здоровый образ жизни», физической активности, негативное отношение к вредным привычкам 10
2. Тестирующий Ознакомление с ролью контроля и учета в управлении функциональным состоянием организма, формирование практических навыков оценки собственного состояния, обучение методикам отслеживания динамики собственного состояния и ведение дневника тренировок. Оценка антропометрических параметров, функционального состояния и физической работоспособности студенток в обследуемых группах. Формирование у студентов умений исследования собственных способностей и возможностей 20
3. Подготовительный Подбор средств и методов воздействия. Разучивание базовых движений из сформированной методики, анализ возможных ошибок и травм 60
Подготовительный модуль ставит своей целью формирование, подбор средств и методов воздействия, разучивание базовых движений из составленных комплексов упражнений аэробной и силовой направленности, анализ возможных ошибок и травм. Необходимость подготовительного модуля объясняется сниженным исходным уровнем физической подготовленности и функционального состояния определенного числа занимающихся, непривычностью структуры используемых движений, элементов фитнес-прог-рамм. В основу занятия был положен принцип модульного занятия, когда каждый из этапов мог быть заменен в зависимости от целей и задач каждого конкретного занятия. Структура занятия в подготовительном модуле по разработанной методике включала три этапа: 1) подготовительный этап - разминка; 2) основной этап (аэробно-силовой) -развитие кардио-респираторной системы; развитие выносливости и силы мышц, коррекция фигуры; 3) заключительный этап -релаксация (табл. 3).
Тренировочный мезоцикл позволяет реализовать разработанную методику повышения двигательной активности студенток.
Продолжительность мезоцикла 27 недель. В структуру тренировочного мезомодуля входят следующие модули: мотивационный, тренировочный, контрольный (табл. 4).
Мотивационный модуль: цели и средства данного модуля аналогичны одноименному модулю в диагностическом мезоцикле.
Тренировочный модуль направлен на выполнение разработанной методики. Отличается большим суммарным объемом физкультурно-оздоровительной работы как аудиторной, так и самостоятельной. Основная задача - оптимизация двигательного режима, повышение физической и функциональной подготовки, профилактика заболеваемости.
Структура занятия в подготовительном модуле по разработанной методике включала 3 этапа (табл. 5), аналогичные этапам в подготовительном модуле. Принципиальным отличием является распределение времени занятия между аэробной и силовой частью.
Таблица 3
Хронометраж тренировочного занятия в подготовительном модуле
№ п/п Этапы занятий Время (мин.)
1 Подготовительный этап - разминка 5-10
2 Основной этап:
аэробный раздел 30
силовои раздел 15
3 Восстановительный этап - релаксация 5
Таблица 4
Структура занятия в тренировочном мезоцикле
Модуль Содержание модуля Распределение времени занятия, мин.
1. Мотивационно-теоретический Формирование на основе теоретических знаний, убеждений студентов, данных смежных дисциплин положительного отношения к понятию «здоровый образ жизни», физической активности, негативное отношение к вредным привычкам 10
2. Тренировочный Реализация разработанной методики оптимизации двигательной активности с использование различных направлений фитнеса, повышение физической и функциональной подготовленности, профилактика заболеваний 60
3. Контрольный Оценка изменения работоспособности, уровня здоровья, развитие физических качеств с помощью базовых методик оценки 20
Контрольный модуль призван оценить изменения работоспособности, уровня здоровья, развитие физических качеств с помощью базовых методик оценки, использованных в тестирующем модуле диагностического мезоцикла.
Контрольный модуль реализовывался не на каждом занятии тренировочного мезоцик-ла, а в начале смены комплекса упражнений силовой части, т. е. один раз в 9 недель. Промежуточный контроль позволял скорректировать интенсивность занятий в зависимости от полученных результатов. На тех занятиях, на которых отсутствовал этот модуль, его время разделялось между мотивационнотеоретическим и тренировочным модулями.
Результаты и обсуждение
Инструментальный анализ проведенный нами, показал, что двигательная активность студенток второго курса медицинского вуза характеризуется средним уровнем, который в недостаточной мере компенсирует гиподинамию, формирующейся из-за интенсивной учебной нагрузки и урбанизации образа жизни.
На основании полученных результатов было рассчитано процентное соотношение между группами по двигательной активности во всей совокупности обследованных студенток. Первая группа - девушки с низкой двигательной активностью - 36,3 %. Вторая группа - девушки со средней двигательной активностью - 50,6 %. Третья группа - девушки с высокой двигательной активностью -составила 13,1 %.
Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что подавляющее большинство опрошенных проводят в сидячем положении более 6 часов в сутки, а треть - более 8 часов. Утренней гимнастикой не занимается практически никто из респондентов. Спортивные секции и клубы посещают всего 16 %, а целью занятий по физической культуре в вузе в 44 % случаев является лишь получение зачета.
Хронометрирование типового учебного дня позволило установить, что подавляющая доля времени затрачивается на посещение занятий и самоподготовку, суммарно 10,5 часов в сутки, или 43,8 % от всего времени в сутках. На занятия физической культурой и активным отдыхом отводится всего по 1,7 % от суточного времени.
Эти факты позволяют говорить о дефиците двигательной активности студенток.
Согласно данным анкетирования студенток, 60 % опрошенных в целом положительно относятся к занятиям физической культурой, однако при этом 72 % утверждают, что не всегда получают удовольствие от них и при условии необязательности занятий 54 % респондентов не посещали бы их вовсе или, скорее всего, их бы не посещали. Фитнес-технологии эмоционально являются более привлекательными по сравнению со стандартными методиками проведения занятий по физической культуре для более чем 60 % студенток, участвовавших в опросе.
Для доказательства эффективности разработанной методики был проведен анализ двигательной и функциональной подготовленности.
Анализ показателей биоимпедансомет-рии после реализации разработанной методики оптимизации двигательного режима позволил установить, что произошли изменения в количественных характеристиках абсолютных показателей жирового и безжирового компонентов. В экспериментальной группе абсолютное содержание жира уменьшилось на 22,1 %, а относительное - на 13,5 % (р < 0,05) по сравнению с исходными показателями. Сравнение абсолютного содержания жировой массы между группами в финальной стадии эксперимента показало снижение в экспериментальной на 15,1 % по сравнению с контрольной.
Таблица 5
Структура тренировочного занятия в тренировочном модуле
№ п/п Этапы занятий Время (мин.)
1 Подготовительный этап - разминка 5-10
2 Основной этап:
аэробный раздел 15
силовой раздел 25
3 Заключительный этап - релаксация 5-10
Величина абсолютной безжировой массы, в свою очередь, в результате тренировок с расширенным использованием фитнеса увеличилась в экспериментальной группе на 6,4 %, относительной - на 18,2 % (р < 0,05).
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование двигательной подготовленности. Достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе выявлено в большинстве использованных тестовых заданий.
В экспериментальной группе время выполнения теста на скоростные способности (бег на 100 м) данного задания снизилось на 13,7 % (р < 0,05).
Выносливость по результатам бега на 2000 м в группах возросла, однако в контрольной уменьшение времени выполнения задания не превышает пределы статистической ошибки, а в экспериментальной снизилось на 12,15 % (р < 0,05).
Скоростно-силовые способности по данным теста «прыжок в длину с места с махом руками» незначительно возросли в обеих группах, в контрольной группе - на 2,79 см, в экспериментальной - на 7,95 см. Однако повышение было статистически недостоверным (р > 0,05).
Значительные изменения наблюдались в тесте «поднимание туловища из положения лежа». Уровень развития силовых способностей по данным контрольного испытания достоверно вырос у студенток и контрольной, и экспериментальной групп (р < 0,05) на 22,84 и 34 %, соответственно.
К окончанию педагогического эксперимента увеличилась подвижность позвоночного столба, оцениваемая в тесте «наклон впе-
ред стоя», в экспериментальной группе на 3,9 см, в контрольной - на 1,4 см. Межгруп-повые различия по данному показателю по окончании педагогического эксперимента составили 44,19 %.
Согласно данным пробы Ромберга, характеризующего уровень статического равновесия, результат улучшился на 8,8 с (р < 0,05) в экспериментальной группе и на 3,2 с в контрольной группе. В процентном отношении это составило 81,48 и 31,68 %, соответственно.
Таким образом, можно констатировать существенный прирост показателей двигательной подготовленности у студенток экспериментальной группы, занимавшейся по методике оптимизации двигательной активности по модульной технологии с расширенным использованием фитнес-технологий.
Представленный вариант методики физического воспитания студентов на базе модульных технологий обучения способствует индивидуализации занятий и реализации личностно-ориентированный подхода.
1. Алиев Т.Д. Проблемно-модульная технология организации учебного процесса в вузе // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 16-20.
2. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червяко-ва Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях. М., 2005.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М., 2012.
Поступила в редакцию 17.01.2013 г.
UDC 796/799
METHODICS OF OPTIMIZATION OF MOVEMENT REGIME WITH OF MODULE TECHNOLOGIES INCLUDING ON PHYSICAL CULTURE CLASSES OF MEDICAL UNIVERSITIES STUDENTS
Olga Nikolayevna KRYUKOVA, Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation, Senior Lecturer, Director of “Health Center”, e-mail: [email protected]
Nonna Illarionovna TSITSKISHVILI, Moscow State Academy of Physical Culture, setl. Malakhovka, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Education, e-mail: [email protected]
Svetlana Sergeyevna ARTEMYEVA, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Biology, Associate Professor, e-mail: [email protected]
The version of the method of physical education students of the medical academy based on educational module technology with elements of fitness is presented. Division of the annual cycle of training for the individual modules makes possible to structure classes and if necessary to change the location of its elements. This facilitates the development of motor and functional abilities of the students.
Key words: education module technology, physical education, motion state, fitness.