УДК 159.9.07 © А. В. Сперанская, 2017
Методика определения модели личности специалиста
(на примере начальника отряда исправительного учреждения)
Александра Владимировна Сперанская,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Вологодского института права и экономики ФСИН России.
Вологда, Россия. e-mail: bersim@mail.ru
В статье поднимается проблема определения профессионально важных качеств у сотрудников различных учреждений уголовно-исправительной системы с точки зрения установления соответствия содержания профессиональной деятельности и личностных качеств субъекта, а также подбора эффективного психодиагностического инструментария для осуществления профессионального отбора.
Ключевые слова: модель личности специалиста, профессионально важные качества, профессиональный отбор, экспертный опрос, психодиагностический инструментарий.
Для цитирования: Сперанская А. В. Методика определения модели личности специалиста (на примере начальника отряда исправительного учреждения) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 21-23.
При определении требований, предъявляемых профессией к личности специалиста, многие исследователи устанавливают перечень профессионально важных качеств, но содержательно их не описывают. Если сопоставить перечни профессионально важных качеств у представителей различных профессий, то можно увидеть, что некоторые из них идентичны, хотя по содержанию могут значительно отличаться. В качестве иллюстрации сопоставим проранжированные по значимости перечни профессионально важных качеств (далее — ПВК) у представителей различных учреждений ФСИН России. Перечни были получены путем экспертного опроса с помощью методики экспертной оценки профессий И . Л. Соломина [1] по трем должностям — оператор видеонаблюдения СИЗО [2, с. 236-241], младший инспектор Управления по конвоированию [3, с. 91-93] и начальник отряда исправительного учреждения [4, с. 80-81] (табл . ).
Таблица . Перечень профессионально важных качеств по различным должностям (в порядке убывания)
Как видно из таблицы, есть много совпадающих ПВК у рассматриваемых должностей: сенсорные, двигательные и волевые качества Однако в силу специфики профессиональной деятельности содержание этих ПВК будет значительно отличаться
Цель данной статьи — определение и представление содержания ПВК у начальника отряда, выполняю-
щего ведущую роль в организации воспитательного воздействия на осужденных
В качестве экспертов в данном исследовании выступили сотрудники, состоящие в должности начальника отряда (8 человек), замещающие должность психолога психологической лаборатории в исправительном учреждении (25 человек). Все сотрудники, принимавшие участие в исследовании, имели высшее образование
При определении психологических характеристик эксперты оценивали психические процессы и функции, в наибольшей степени задействованные при выполнении работы начальником отряда
Коммуникативные:
— ориентирование в поведении и отношениях, понимание других людей, умение знакомиться и вступать в контакт (100% экспертов-начальников отрядов и 84% экспертов-психологов) Начальник отряда должен уметь понимать и прогнозировать поведение осужденных, находить подход к каждому;
— воздействие на других, побуждение, убеждение, внушение, требования (87,5% экспертов-начальников отрядов и 88% экспертов-психологов) У начальника отряда должны быть сформированы разнообразные навыки воздействия на осужденных (в целях эффективной реализации воспитательного процесса);
— подчинение, послушание, выполнение указаний, соблюдение дисциплины (100% экспертов-начальников отрядов и 88% экспертов-психологов) Начальник отряда должен выполнять должностные инструкции в полном объеме, а также соблюдать субординацию в отношениях с коллегами;
— предупреждение и разрешение конфликтов (50% экспертов-начальников отрядов и 84% экспертов-психологов) Начальник отряда должен своевременно отслеживать и предупреждать негативные тенденции в межличностных отношениях осужденных, систематически анализировать состояние дисциплины;
— работа в коллективе (62,5% экспертов-начальников отрядов и 80% экспертов-психологов) Начальник
Должности ПВК
Оператор видеонаблюдения СИЗО — сенсорные — двигательные — волевые
Младший инспектор Управления по конвоированию — волевые — интеллектуальные — двигательные — сенсорные
Начальник отряда исправительного учреждения — коммуникативные — волевые — интеллектуальные — двигательные — сенсорные
отряда работает с отрядом осужденных, осуществляет профилактику и воспитание во взаимодействии с сотрудниками других служб исправительного учреждения;
— сотрудничество (75% экспертов-начальников отрядов и 68% экспертов-психологов). Начальник отряда сотрудничает с Советом воспитателей отряда, со всеми службами исправительного учреждения
Волевые:
— сохранение работоспособности в критических ситуациях (62,5% экспертов-начальников отрядов и 84% экспертов-психологов). Деятельность сотрудников ФСИН России отнесена к экстремальным, поэтому при возникновении нештатной ситуации начальник отряда должен быстро сориентироваться и продолжить работу;
— принятие решения, взятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску (75% экспертов-начальников отрядов и 84% экспертов-психологов) Начальник отряда постоянно принимает решения при оказании помощи осужденным, обращающимся по личным вопросам, при определении мер поощрения или наказания;
— исполнение решений, достижение цели, преодоление препятствий, перенесение трудностей, лишений, борьба с усталостью, скукой, страхом, болью, необходимость заставлять себя (50% экспертов-начальников отрядов и 72% экспертов-психологов).
Интеллектуальные:
— концентрация внимания с быстрым переключением (75% экспертов-начальников отрядов и 72% экспертов-психологов), связанная с многоплановым выполнением трудовых задач;
— запоминание, сохранение и воспроизведение информации (50% экспертов-начальников отрядов и 60% экспертов-психологов) Начальник отряда должен удерживать в памяти (и при необходимости воспроизводить) очень большой объем информации о каждом осужденном, находящемся в отряде, о выполненных задачах;
— рассуждение, оперирование отвлеченными понятиями, терминами, символами, языками, правилами, показателями, числами, формулами, таблицами и т п ; выделение существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование, определение понятий, классификация, умозаключение (37,5% экспертов-начальников отрядов и 56% экспертов-психологов) Данное качество обусловлено умением начальника отряда использовать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) для определения приоритетов и последовательности в решении трудовых задач, проблемных ситуаций;
— выражение своих мыслей устно или письменно, развернуто или лаконично, аргументирование, доказательство (50% экспертов-начальников отрядов и 68% экспертов-психологов). При подготовке различных справок, характеристик на осужденных начальник отряда должен аргументированно и грамотно изложить свою точку зрения в письменном и устном виде. Взаимодействуя с осужденными, для разрешения сложных вопросов он должен проявить умение убеждать в правильности своей точки зрения
Двигательные:
— нахождение в статической позе сидя (50% экспертов-начальников отрядов и 56% экспертов-психологов) Начальнику отряда необходимо много времени уделять заполнению различных документов, проводить прием осужденных по личным вопросам, участвовать в совещаниях. Чаще всего эти виды работ выполняются в положении сидя;
— ходьба (37,5% экспертов-начальников отрядов и 72% экспертов-психологов) Начальник отряда обязан посещать отряд, производственный и учебный сектор, различные виды административных зданий, принимать участие в построении осужденных на утреннюю и вечернюю проверку;
— устная речь (62,5% экспертов-начальников отрядов и 60% экспертов-психологов) Начальник отряда доводит до сведения осужденных и администрации оперативную и планирующую информацию в устном виде, следовательно, он должен обладать культурой речи с элементами ораторского искусства;
— письмо (50% экспертов-начальников отрядов и 56% экспертов-психологов) Начальник отряда заполняет большое количество отчетных и планирующих документов, занимается оформлением справок, характеристик на осужденных, осуществляет подготовку и отправку писем родственникам осужденных, поэтому должен обладать грамотной письменной речью;
— быстрое реагирование на слуховые и зрительные раздражители (37,5% экспертов-начальников отрядов и 64% экспертов-психологов) Начальник отряда должен быстро ориентироваться в оперативной обстановке и адекватно реагировать на ее изменения
Сенсорные:
— восприятие устной речи (50% экспертов-начальников отрядов и 76% экспертов-психологов) Начальник отряда должен адекватно воспринимать устную информацию, исходящую от осужденных и администрации исправительного учреждения;
— восприятие одновременно большого количества сигналов (12,5% экспертов-начальников отрядов и 32% экспертов-психологов) Выполняя профессиональные обязанности, начальник отряда одновременно наблюдает и за поведением осужденных, своевременно реагируя на негативные проявления
Полученное содержание ПВК вскрывает проблему подбора адекватных диагностических методик, позволяющих осуществлять эффективный профессиональный отбор на конкретные должности в учреждения УИС. В некоторой степени эту проблему помогают решить стандартизированные методики: «Тест умственных способностей» (Р. Амтхауэр), тест «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд), методика КОС (В. В. Синявский, Б . А. Федоришин), методика КСК (Н . П . Фети-скин, В . В . Козлов, Г. М. Мануйлов). Данный психодиагностический инструментарий устанавливает уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, профессионального мышления, мнемиче-ских и атенционных процессов При первичной диагностике психологам-экспертам ВВК достаточно использо-
вать перечисленные методики, чтобы определить степень соответствия человека требованиям данной должности Более содержательное изучение личностных особенностей возможно только при прохождении стажировки в указанной должности посредством наблюдения, бесед и опроса непосредственного руководителя и коллег Вторичную диагностику должны проводить психологи исправительных учреждений в целях окончательного установления степени соответствия человека занимаемой должности, а при необходимости — разрабаты-
вать возможные направления психологического сопровождения молодого сотрудника
Не менее остро встает проблема повышения квалификации специалистов На примере анализа образовательной программы будущих юристов В М Поздняковым предложено содержание психологического блока для подготовки данной группы специалистов [5, с. 73-74; 6, с. 75-77]. Такой подход позволит наиболее эффективно осуществлять профессиональный отбор и развитие субъекта труда
Список литературы
1. Соломин И. Л. Современные методы экспресс-диагностики и профессионального консультирования . СПб. , 2006.
2. Карпухин Р. С. Характеристика профессионально важных качеств оператора видеонаблюдения // Актуальные проблемы кадровой, социальной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе : сб . науч . статей. Вологда, 2015 .
3. Сперанская А. В. К вопросу об определении перечня профессионально важных качеств у сотрудников Управления по конвоированию // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1(25).
4. Сперанская А. В., Прокопьева С. А. Профессиографиче-ский анализ деятельности начальников отряда исправительного учреждения // Международный научно-исследовательский журнал (International research jornal). 2015 . № 10(41).
5. Сухов А. Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 . № 2(53).
6. Поздняков В. М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 . № 2(53).
Methodics of specialist personality identification
(exemplified by the squad commander of the correctional institution)
Speranskaya Alexandra V.,
Cand. Sci. (Psychology), Senior Lecturer of the Department of General Psychology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Vologda, Russia. e-mail: bersim@mail.ru
The article raises the problem of determining the professionally important qualities of penitentiary officers from perspective of matching the content of professional performance and the subject's personal qualities and selecting an efficient psycho-diagnostic toolkit to conduct professional selection.
Keywords: model of professional personality, professionally important qualities, professional selection,
expert interview, psychodiagnostic toolkit.
Citation: Speranskaya A. V. Methodics of specialist personality identification (exemplified by the squad commander of the correctional institution). Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 21-23.