К вопросу об определении перечня профессионально важных качеств у сотрудников управления по конвоированию
■ А.В. СПЕРАНСКАЯ - старший преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук
В статье рассматривается проблема определения перечня профессионально важных качеств у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Анализируются результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие младшие инспекторы управления по конвоированию.
Ключевые слова: профессионально важные качества; профессиограмма; психограмма.
To the question of determination of the list of professionally important qualities of the officers of the Department escorts
■ A.V. SPERANSKAYA - senior teacher of the General Psychology Chair of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Ph. D. in Psychology
The article raised the problem of determining the list of professionally important qualities of prison personnel in General, shows the possibility of detection. Results of empirical research on the identification of a list of STC conducted in a sample of Junior inspectors Control the convoy.
Key words: professional qualities; professional graph; mental graph.
В настоящее время активно проводятся исследования, направленные на определение профессионально важных качеств (ПВК) людей, занимающихся различными видами профессиональной деятельности, и разработку методов их развития. Так, проблема развития профессионально важных качеств сотрудников ОВД и МЧС стала центральной в научных работах Ю.А. Дежкиной, Н.Ю. Митюриной, Н.И. Птухи, Е.В. Расход-чикова, Ю.А. Шалакова, А.В. Финашина, Т.А. Хрусталевой. Исследования М.А. Куркина, Т.В. Чанзан в области оперативно-розыскной деятельности позволили частично определить профессионально важные качества для ее эффективного осуществления. Преподавателями кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России в течение нескольких лет проводилось исследование рассматриваемых качеств у сотрудников УИС, была издана коллективная монография по данной теме1. Анализу актуальных проблем, связанных с повышением профессионального уровня сотрудников УИС и сохранением их психологического здоровья, посвящены и другие научные работы представителей ВИПЭ ФСИН России2.
При определении профессионально важных качеств сотрудников уголовно-ис-
полнительной системы необходимо опираться на специфическое содержание профессиональной деятельности, обусловленное должностью и типом учреждения. Например, сотрудникам службы охраны, заступающим в караул на посты, в первую очередь необходимы определенный уровень физического здоровья и выносливости, быстрота реакции, способность реагировать на стрессовую ситуацию по механизму мобилизации, дисциплинированность, умение справляться с монотонией и распределять внимание. Для сотрудников подразделений ИТО, связи и вооружения важны педантичность, аккуратность, внимательность, аналитические способности, в то время как для кинологов - любовь к животным и терпение.
Знание профессионально важных качеств, необходимых для той или иной категории специалистов, имеет практическое значение, так как позволяет эффективно проводить кадровый отбор с целью укомплектования должностей наиболее подходящими кандидатами.
Конкретный перечень качеств для каждого вида деятельности специфичен (по составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и
определяется в результате психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы3.
Основной целью нашего исследования стало выявление перечня профессионально важных качеств для сотрудников управления по конвоированию. Проводилось оно на базе управления по конвоированию УФСИН России по Вологодской области (г. Вологда) в 2013 г. в несколько этапов: отбор экспертов для заполнения методики экспертных оценок И.Л. Соломина; составление профессиограммы и психограммы на основании полученных результатов методики экспертных оценок; ранжирование ПВК экспертами.
Методика экспертной оценки профессий И.Л. Соломина может быть особенно эффективна в процессе описания редких профессий, при формулировании должностных инструкций и отборе персонала на нестандартные позиции. На ее основе можно создавать типовые профессиограм-мы для различных отраслей, а также разрабатывать соответствующие компьютерные программы.
В качестве экспертов в нашем исследовании выступили наиболее подготовленные, опытные сотрудники в количестве 5 чел. (2 начальника отделения, 2 начальника караула, 1 помощник начальника караула) со стажем работы в управлении по конвоированию более 10 лет. Все они имеют высшее образование. Экспертам предлагалось заполнить методику И.Л. Соломина в процессе группового обсуждения, после этого была произведена обработка полученных данных. Параллельно сопоставлялись аспекты профессиональной деятельности младших инспекторов отделов по конвоированию с нормативными актами, регламентирующими данный вид служебной деятельности.
Анализ составленной профессиограммы и психограммы показывает, что необходимыми психологическими характеристиками младшего инспектора отдела по конвоированию являются следующие ПВК:
1) в интеллектуальной сфере:
- интеллектуальные качества: умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации, умение определить объем информации, нужный для принятия решения, и др.;
- наблюдательность и внимание: устойчивость внимания, концентрация внимания, распределение внимания; хороший объем внимания, умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.;
- качества памяти: хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память, способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации, хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.;
- воображение, оперирование наглядными представлениями о положении, размерах и форме, движении, цветах, звуках, длительности и последовательности, лицах, местоположении и маршруте и т.п.;
2) в эмоционально-волевой сфере:
- волевой самоконтроль, сохранение работоспособности в критических ситуациях;
- нервно-психическая устойчивость;
- принятие решения, принятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску;
- исполнение распоряжений, достижение цели, преодоление препятствий, перенесение трудностей, лишений, борьба с усталостью, скукой, страхом, необходимость заставлять себя;
- эмоциональная устойчивость;
3) в коммуникативной сфере:
- умение работать как в команде, так и в одиночку;
- способность оказывать воздействие на других людей, в то же время не подвергаться их влиянию;
- умение сдерживать свои чувства;
- способность предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- коммуникативные качества: способность найти целесообразную в конкретной ситуации форму общения, умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.;
- громкая, четкая, выразительная устная речь;
4) двигательные качества:
- хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
- четкое выполнение движений, требующих специальных навыков (при выполнении обыска, необходимости использовании физической силы - боевых приемов борьбы), выполнение элементов строевой подготовки и т.д.;
- быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители;
- быстрое действие в условиях дефицита времени.
Таким образом, был получен перечень профессионально важных качеств младших инспекторов отделов по конвоированию. Стоит обратить внимание на то, что
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
он является несколько идеализированным, выступает ориентиром для психологов и кадровых работников при отборе кандидатов на соответствующую должность и психологическом сопровождении сотрудников. В то же время наличие данных качеств и их развитие до оптимального уровня в реальных условиях служебной деятельности, несомненно, будет способствовать профессиональной успешности изучаемой категории сотрудников.
После составления психограммы эксперты провели ранжирование выделенных ими ПВК (10 наиболее значимых). В результате были получены следующие результаты:
1. Волевой самоконтроль.
2. Нервно-психическая устойчивость.
3. Принятие решения, принятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску.
4. Наблюдательность и внимание (устойчивость внимания, концентрация внимания, распределение внимания, хороший объем внимания, умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.).
5. Качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память, способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации, хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.).
6. Быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители.
7. Быстрое действие в условиях дефицита времени.
8. Четкое выполнение движений, требующих специальных навыков (при выполнении обыска, использовании физической силы, специальных средств и оружия, выполнении элементов строевой подготовки и т.д).
9. Интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный, способность принять решение при недостатке информации, умение определить объем информации, нужный для принятия решения, и др.).
10. Способность предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Таким образом, с помощью профессио-и психограммы были выявлены наиболее значимые профессионально важные качества младших инспекторов управления по конвоированию. Подобный анализ различных должностей, занимаемых сотрудниками разных подразделений в организациях и учреждениях УИС, позволит составить перечни действительно профессионально значимых качеств. Это поможет задать ориентир практической деятельности пенитенциарных психологов, которая будет направлена на развитие оптимального уровня функционирования сотрудников в своей специфической сфере, а также на тщательный отбор кандидатов на определенные должности.
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Моногр. / Под общ. ред. О.Н. Ракитской. Вологда, 2012.
2 См.: Черкасова М.А. Психологический мониторинг психологического выгорания сотрудников ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 23. С. 52; Чирков А.М., Зубарев В.Л. Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных // Там же. № 21. С. 42-48.
3 См.: Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
1 Sm.: Professional'no vazhnye kachestva lichnosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Monogr. / Pod obshh. red. O.N. Rakitskoj. Vologda, 2012.
2 Sm.: Cherkasova M.A. Psihologicheskij monitoring psihologicheskogo vygoranija sotrudnikov FSIN Rossii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 23. S. 52; Chirkov A.M., Zubarev V.L. Rol' penitenciarnoj stressologii v psihologicheskom soprovozhdenii sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij i osuzhdennyh // Tam zhe. № 21. S. 42-48.
3 Sm.: Druzhinin V.N. Psihodiagnostika obshhih sposobnostej. M., 1996. —