в упоре лежа», «прыжки через скакалку», «наклон туловища вперед из положения стоя», «метание мяча в обруч».
Результаты мальчиков в конце эксперимента показали, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной произошли значительные изменения по показателям «наклон туловища вперед из положения стоя» и «метание мяча в обруч».
Сравнительные данные внутри групп свидетельствуют о том, что в контрольной группе у мальчиков произошли достоверные изменения по двум показателям: «наклон туловища вперед из положения стоя» и «метание мяча в обруч». В экспериментальной группе различия статистически достоверны по четырем показателям: «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «прыжки через скакалку», «наклон туловища вперед из положения стоя», «метание мяча в обруч».
Представленные выше экспериментальные результаты свидетельствуют о том, что программа по физической культуре для учеников начальных классов адекватна возможностям детей и позволяет совершенствовать уровень их физического развития и подготовленности.
Таким образом, педагогический эксперимент показал, что средствами, используемыми на уроках по физической культуре, возможно повысить лишь уровень физического развития школьников. Однако, эти средства не в полной мере обеспечивают решение задачи, ориентированной на формирование основ культуры здорового образа жизни, так как в школьной программе не показано место здоровьесберегающего поведения в биологическом аспекте развития человека. В связи с этим можно утверждать целесообразность отражения в программных документах для общеобразовательных учреждений содержания основополагающих компонентов основы культуры здорового образа жизни: физическая культура, культура питания, культура досуга, культура движения, культура поведения.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.015, 796.8
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВКИ
Юрий Николаевич Труфанов, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В работе представлены результаты исследований по обоснованию дифференцированного подхода к отбору содержания тренировки для студентов разных спортивных специализаций при обучении их основам самообороны. Эффективность разработанной методики проверялась в ходе педагогического эксперимента по результатам контрольных встреч между студентами контрольной и экспериментальных групп. Проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной методики обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.
Ключевые слова: методика обучения, дифференцированный подход, самооборона, студенты физкультурного вуза.
METHODOLOGY OF TRAINING OF STUDENTS STUDYING AT SPORTS HIGHER SCHOOL TO SELF-DEFENSE BASES, WITH USAGE OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO SELECTION OF THE TRAINING CONTENT
Yury Nikolaevich Trufanov, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches on substantiation of the differentiated approach to selection of the training content for the students with the different sports specializations at their training to bases of self-defense. Efficiency of the developed method was checked during the pedagogical experiment by results of control duels between the students of control and experimental groups. The conducted research testifies to high efficiency of the developed method of training of students with different sports specializations to self-defense bases, with usage of the differentiated approach to selection of the technique-tactical actions content.
Keywords: training method, differentiated approach, self-defense, students of sports higher
school.
Большой популярностью у студенческой молодежи пользуются восточные боевые искусства и спортивные единоборства [1-4], а также новые модернизированные рукопашные единоборства различного направления: спортивные рукопашные бои, бои без правил типа «микс файт», неопанкратион, спортивно-боевое самбо и другие. При этом следует отметить, что в России сохраняется высокая криминогенная обстановка, а низкая работа правоохранительных структур недостаточно эффективна. Это заставляет граждан самостоятельно искать формы и средства самозащиты.
Этими обстоятельствами вызвана необходимость формирования навыков самообороны у учащейся молодежи. Приказом Министра образования и науки РФ в учебные планы системы “школа-вуз” введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в рамках которого предусмотрено обучение учащихся основам самообороны. К тому же, в ряде педагогических и физкультурных вузов решением Ученых советов в учебный план был введен спецкурс «Основы самообороны». На занятиях по этой дисциплине будущие педагоги осваивают навыки рукопашных единоборств и самозащиты.
Обогащение технического арсенала рукопашных единоборств из других видов боевых искусств не может быть беспредельным и нуждается в тщательном отборе наиболее рациональной техники. Это необходимо учитывать при подготовке студентов физкультурных вузов, как будущих тренеров-преподавателей в области единоборств. Кроме того, овладение навыками самообороны является основой безопасности жизнедеятельности любого человека.
При большом объеме технических действий ударного и безударного арсенала определить место и базовое содержание в системе подготовки студентов разных спортивных специализаций основам самообороны, становится необходимым условием для педагогов. Не менее важной проблемой для эффективного обучения студентов основам самообороны является необходимость создания такой методики, которая наиболее полно учитывала особенности их спортивной специализации и уровень физической подготовленности. Несмотря на высокую популярность различных видов рукопашных единоборств, до настоящего времени практически нет исследовательских работ, в которых был бы научно обоснован арсенал средств тренировки в комбинированных видах единоборств, отобран минимум содержания технико-тактических действий для обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с учетом их спортивной специализации. Необходим отбор наиболее эффективных ударов, приемов и захватов, которые должны применяться при обучении студентов физкультурных вузов, с учетом из спортивной специализации. Для реализации данного направления следует применять дифференцированный подход к отбору содержания тренировки.
На основании проведённого анализа, можно заключить, что самооборона пред-
ставляет собой комплекс действий, характеризующийся состоянием защищённости от внутренних и внешних угроз, формируемыми средствами и методами единоборств, составляющими основу эффективного противодействия в экстремальных ситуациях, в которых присутствует реальная угроза жизни и здоровью человека.
Содержание поведения в этих специфических условиях будет характеризоваться алгоритмом из четырёх компонентов, к которым мы относим: оценку обстановки, нейтрализацию действий нападающего, остановку и уменьшение эффективности воздействия, преодоление последствий.
Проведенное исследование свидетельствует о недостаточном уровне сформиро-ванности навыков самообороны средствами и методами единоборств для экстремальных ситуаций криминогенного характера у студенческой молодежи. Это требует поиска более эффективных средств и методов для формирования навыков самообороны у студентов физкультурных вузов.
Формирование навыков самообороны у студенческой молодежи зависит от качественного использования средств и методов единоборств. В ходе исследования были выявлены факторы, влияющие на эффективность использования этих средств и методов. Основополагающим фактором, влияющим на эффективность применения средств и методов единоборств, эксперты считают использование дифференцированного подхода к отбору содержания тактико-технических действий для студентов разных спортивных специализаций. Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность обучения студентов основам самообороны, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность обучения
студентов физкультурных вузов основам самообороны (п=71)
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (в %)
1 Дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных специализаций 21,4
2 Выбор наиболее эффективных средств тренировки для студентов разных спортивных специализаций 18,7
3 Отбор наиболее эффективных технико-тактических действий для обучения студентов основам самообороны, с учетом их спортивной специализации 17,8
4 Определение наиболее оптимального времени для обучения приемам самообороны 14,3
5 Рациональное распределение физической нагрузки на занятиях с учетом уровня физической подготовленности студентов 10,7
6 Преимущественное использование упражнений, направленных на развитие силы, ловкости и силовой выносливости 7,2
7 Проведение мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях самообороной 6,3
8 Определение условий правомерности применения средств самообороны в экстремальных ситуациях криминогенного характера 3,6
В процессе дальнейшего исследования определялись наиболее эффективные средства и тактико-технические действия, необходимые для обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны. Для решения этой задачи проводился опрос специалистов. Результаты опроса представлены в таблице 2.
На заключительном этапе исследования разрабатывалась методика обучения основам самообороны для студентов спортивных специализаций, не связанных с единоборствами, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания техникотактических действий, а затем экспериментально проверялась ее эффективность. Данная
методика представлена на рисунке 1.
Таблица 2
Ранговая структура наиболее эффективных средств единоборств для формирования _________________________навыков самообороны у студентов___________________________
Значимость (ранговое место) Средства единоборств Ранговый показатель, %
1 Самозащита с применением подручных средств 19,1
2 Самозащита против вооруженного противника 18,2
3 Удары и способы защиты от них 15,3
4 Самозащита против нескольких противников 14,1
5 Броски, освобождения от захватов противника 10,9
6 Упражнения на развитие координации и точности движений 9,7
7 Упражнения, направленные на формирование оптимальной боевой стойки 6,8
8 Упражнения, улучшающие подвижность в суставах 3,0
9 Самостраховка и упражнения, формирующие навыки правильного передвижения во время взаимодействия с противником 2,9
Этапы обучения Решаемые задачи Преимуществен -ные средства Преимущественные методы и методические приемы
+ + *
I этап Развитие силы и Упражнения на
«Начальной подготовки» — силовои выносливости, формирование навыков единоборств - освоение ударного технического арсенала и самостраховки - Повторный метод
♦
II этап Формирование Упражнения на Методика по эта пно -
«Совершенство - — навыков ведения - освоение безударного - параллельного
вания» поединка без ударов технического арсенала о буче ния
III этап «Комбинированных действий» - Формирование навыков самообороны от вооруженного против ника - Упражнения на обучение самообороне от нападения вору-женного противника - Ме тод индивидуальны х двигательных заданий
Рис. 1. Методика обучения студентов физкультурного вуза основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических
действий
В соответствии с определенными этапами методики формирования навыков самообороны определены конкретные цели и задачи для студентов разных специализаций. Определено, что нагрузку целесообразно планировать с преимущественно общей направленностью, что обеспечит интенсивное развитие основных физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости и силы.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования нам удалось установить, что в учебной программе по самообороне студентов Высших физкультурных учебных заведений содержание борцовского технического арсенала должно быть не общим и объемным, а кратким и конкретным, от 10 до 12 приемов.
При этом следует учитывать, что обучение единоборцев (боксеров, борцов, представителей рукопашного боя) нужно строить по методике «добавочного обучения», а
студентов других специализаций - по методике «поэтапного обучения» от борцовского -безударного, к ударному и комбинированному стилю применения технико-тактических приемов, или методике «поэтапно-параллельного обучения», включающего безударные и ударные технические действия. А при обучении раздела защиты от нападения вооруженного использовать методику комбинированного (смешанного) подхода, что и нашло отражение в программе по обучению студентов «Основам самообороны».
Эффективность разработанной методики проверялась в ходе педагогического эксперимента по результатам контрольных встреч между студентами контрольной и экспериментальных групп. Студенты экспериментальных групп имели значительное преимущество в поединках. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной методики обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Греко-римская борьба в физической культуре студентов вузов / В.И. Григорьев, А.Г. Семенов, Ю.П. Замятии ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭиФ, 1996. - 336 с.
2. Левицкий, А.Г. Обучать школьников и студентов основам личной самозащиты и безопасности жизнедеятельности / А.Г. Левицкий // Вестник Балтийской педагогической академии. Актуальные проблемы современного олимпийкого образования в России. - СПб., 1997. - Вып. 13. - С. 45-48.
3. Морозов, В.А. Спортивная борьба / В.А. Морозов, Ю.Н. Труфанов, Т.В. Хег-берг ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 31 с.
4. Яцинович, Г.А. Защита : программа подготовки по самообороне / Г.А. Яцино-вич. - СПб. : [б.и.], 2001. - 35с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922.8:378.178
ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЙ: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Владимир Анатольевич Урываев, кандидат психологических наук, доцент, докторант, Владимир Николаевич Липов, аспирант,
Татьяна Андреевна Витютина, аспирант,
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ им. П.Г. Демидова)
Аннотация
Проанализированы изменения личностных особенностей (тест 16-РЕ Р.КейеИа) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1986 (исследование 2006) г.г. рождения. Установлено, что не все базовые факторы личности (по Я. Кейе11) одинаково устойчивы к влиянию социально-политических изменений в обществе.
Ключевые слова: социальные изменения, личность, коммуникативные особенности личности, волевые черты личности, эмоциональные особенности личности.