Научная статья на тему 'Особенности организации процесса обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах'

Особенности организации процесса обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньших В. В., Середа Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации процесса обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В.В. Меньших, начальник кафедры, д.ф.-м.н., профессор,

Е.Н. Середа, старший преподаватель, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Основными формами обучения действиям сотрудников органов внутренних дел (ОВД) при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) являются командно-штабные учения и тренировки, при проведении которых сотрудники и руководители ОВД выполняют свои функциональные обязанности по действиям при возникновении ЧО в составе группы в условиях постоянно изменяющейся обстановки. Для каждого вида ЧО нормативными документами определены необходимые направления деятельности для ликвидации ЧО. Эффективность проведения учений и тренировок во многом зависит от того, насколько качественно осуществлена подготовка сотрудника или руководителя ОВД для выполнения обязанностей по своему направлению деятельности, а также от его способностей действовать в команде и оперативно принимать управленческие решения.

При подготовке и проведении учений и тренировок предлагается использовать возможности ситуационного центра [1] и автоматизированной интеллектуальной системы (АИС), осуществляющей компьютерное моделирование ситуаций принятия решений при выполнении оперативно-служебных задач при ЧО [2]. Сложность организации процесса обучения при подготовке и проведении учений и тренировок состоит в том, что сотрудники и руководители ОВД имеют различную степень подготовленности и предназначены для выполнения различных функций при возникновении ЧО. Следовательно, требуется индивидуальное обучение по каждому направлению деятельности, что не всегда возможно из-за ограничений на стоимость и время обучения. Поэтому необходимо выбрать модель организации процесса обучения, в которой были бы учтены: уровень профессиональной подготовки сотрудников и руководителей ОВД, индивидуальные особенности обучающихся, а также ограничения при обучении.

Моделированию процесса обучения посвящен целый ряд работ, в которых рассмотрены различные подходы к построению математических моделей процесса обучения. Однако обучение сотрудников ОВД действиям при ЧО имеет определенную специфику, которая рассмотрена в [3-5]. При этом необходимо учитывать ограничения на ресурсы (время принятия решений, наличие личного состава, вооружения, техники, спецсредств), ограничения на состав действий, которые регламентированы руководящими документами для соответствующего вида ЧО, ограничения на то, что решения принимаются коллективно и зависят от ситуации.

Основные этапы процесса обучения и модель формирования групп

приведены в [5]. При подготовке к проведению учений и тренировок проводится тестирование начального уровня подготовки сотрудников и руководителей ОВД, и определяются оценки составляющих вектора компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей по соответствующему направлению деятельности в рассматриваемых ЧО. В случае недостаточной оценки составляющих вектора компетенций осуществляется выбор способа обучения: генерация индивидуальной траектории обучения или коллективное обучение, для которого необходимо определить состав группы обучающихся.

Обучение каждого специалиста предполагает получение определенного набора компетенций, которые формируются в результате выполнения действий по обучению. На рисунке представлен пример графовой модели организации процесса подготовки сотрудников и руководителей ОВД к участию в учениях и тренировках для одного из видов ЧО:

Рис. Пример графовой модели организации процесса подготовки сотрудников и руководителей ОВД к участию в учениях и тренировках для одного из видов ЧО

V000000, Vlooooo, •••, Vlloolo, •••, "Уццц - обозначают возможные начальные, промежуточные и целевые состояния обученности сотрудников и руководителей ОВД для выполнения служебных обязанностей по определенным нормативными документами для данного вида ЧО направлениям деятельности Ь1-Ь7, представлены бинарные оценки значений вектора компетенций (1 - компетенция сформирована, 0 - компетенция не сформирована). Рассмотрены шесть компетенций (знание нормативных документов, знание тактики использования ОВД, •, умение прогнозировать развитие ситуации);

ё1-ё15 - возможные действия по обучению (табл.) для формирования компетенций К1-К6 соответствующего направления деятельности, совокупность которых определяет возможные траектории обучения для каждого специалиста.

Таблица

Действие по обучению Тип занятия (формируемая компетенция) Затраты: время, ч/стоимость, ед.

¿1 Самостоятельная работа с возможностью консультирования преподавателем (К1) 8/400

¿2 Занятие в группе с преподавателем (К1) 4/1000

¿з Самостоятельная работа с возможностью консультирования преподавателем (К2) 10/500

¿4 Занятие в группе с преподавателем (К3 и К4) 8/2000

¿5 Работа с АИС, 1 уровень сложности заданий (К4) 6/600

¿6 Работа с АИС, 2 уровень сложности заданий (К2 и К4) 10/1000

¿7 Занятие в группе с преподавателем (К6) 4/1000

¿8 Работа с АИС, 3 уровень сложности заданий (К2, КЗ и К4) 12/1200

¿9 Занятие в группе с преподавателем или индивидуальная работа с преподавателем (КЗ и К4) 6(4)/1500(2000)

¿10 Работа с АИС, 1 уровень сложности заданий (КЗ) 4/400

¿11 Занятие в группе с преподавателем и работа с АИС,2 уровень сложности заданий (К4 и К6) 8/1400

¿12 Индивидуальная работа с преподавателем (К5) 4/2000

¿13 Индивидуальная работа с преподавателем и работа с АИС, 2 уровень сложности заданий (К6) 8/2400

¿14 Индивидуальная работа с преподавателем и работа с АИС, 2 уровень сложности заданий (К5 и К6) 8/2400

¿15 Деловая игра под руководством преподавателя (К4, К5 и К6) 4/1000

Последовательность действий по обучению обусловлена взаимосвязями между компетенциями. Если при заданных ЧО у обучающихся нет достаточных знаний по компетенции К1, то при обучении возможны только действия ё1 или ¿2. Компетенции К2 и К3, К2 и К4 могут формироваться независимо. Компетенцию К4 можно формировать только после компетенции К3, К5 -после К2, К6 - после К3. Есть действия по обучению, которые формируют одновременно несколько компетенций. Указанные взаимосвязи между компетенциями сокращают пространство возможных состояний обученности специалистов.

Совокупность действий по обучению формирует траекторию обучения для каждого специалиста, причем, как видно на рисунке, таких траекторий может быть несколько. Например, если по результатам тестирования начальное состояние обученности специалистов по направлениям деятельности Ь5 и Ь7 V100000, то для Ь7 возможные траектории обучения - ¿9 - ¿3, ¿8, ¿3-ё9, для Ь5 - ¿3 -¿10. Однако, если объединить указанных специалистов в группу и применить действие по обучению ¿8, то специалист Ь5 приобретет больше знаний, чем требуется по его направлению деятельности. Если такая траектория минимизирует стоимость обучения, то такой подход оправдан.

Задача оптимизации траектории обучения состоит в том, чтобы определить такую траекторию обучения, которая бы:

Задача 1. За минимальное время приводила обучающегося в заданное состояние.

Задача 2. Способствовала достижению определенных значений составляющих вектора компетенций за заданное время, минимизируя стоимость обучения.

Рассмотренная задача относится к классу задач нелинейного булева программирования, и для ее решения могут быть использованы известные методы. Однако, в связи с большой размерностью данной задачи целесообразна разработка численного метода, использующего специфику переменных, что и является целью дальнейших исследований.

Список использованной литературы

1. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов. - 2011. - № 2(9). - С. 104-107.

2. Меньших В.В., Середа Е.Н. Концептуальная модель автоматизированной интеллектуальной системы обучения сотрудников органов внутренних дел действиям в чрезвычайных ситуациях // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сб. трудов XXIII Всерос. конф. - М.: Академия управления МВД России, 2014. - С. 244-246.

3. Веселов В.В. Организация управления подготовкой сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. техн. наук. - СПб., 2002. - 212 с.

4. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Меренков А.С. Методика обучения принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий // Вестник ВИ МВД России. - 2013. - № 1. -С. 204-208.

5. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Середа Е.Н. Модель формирования групп для ролевого обучения принятию управленческих решений // Вестник ВИ МВД России. - 2015. - № 2. - С. 107-114.

ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ УЧАСТКОВ ДОРОЖНОЙ СЕТИ

МЕТОДОМ СААТИ

П.В. Орехов, адъюнкт, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Значительную роль в снижении аварийности на дорогах играют фоторадарные комплексы (ФРК), позволяющие фиксировать различные виды нарушений водителями правил дорожного движения. В настоящее время не обоснованы требования к учёту показателей эффективности контроля безопасности дорожного движения. Например, выбор мест контроля в первую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.