МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕЛЕТАМ
ГРУППЫ ТКАЧЕВ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ
В УПРАЖНЕНИЯХ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
THE PREREQUISITES FOR TKACHEVELEMENTS OF GROOVING COMPLEXITY IN EXERCISES HB
Ю.В, Шевчук, Н.Г. Сучилин
Спортивная гимнастика, высококвалифицированные гимнасты, перекладина, перелет группы Ткачев, подготовительные упражнения, подводящие и основные упражнения, методика обучения.
Изложена методика обучения группе сложных гимнастических элементов - перелетов большим махом вперед спиной назад через перекладину в вис Ткачев. Разработана и обоснована эффективная методика обучения этой группы элементов, способствующая лучшему овладению и правильному их исполнению. Областью применения результатов работы является подготовка высококвалифицированных гимнастов, включая уровень сборной команды России по спортивной гимнастике.
Yu.V. Shevchuk, N.G. Suchilin
Artistic gymnastics, high skilled gymnasts, high bar, Tkachev, preparatory exercises, lead-up and basic exercises, prerequisites. The article presents the prerequisites for a group of complex gymnastic elements called Tkachev. The authors developed and proved the effective training method for this group of elements contributing to better mastering and proper execution of these elements. The results of the work are applied in the preparation of highly skilled gymnasts, including the level of the Russian national team in gymnastics.
В упражнениях на перекладине группа перелетов большим махом вперед спиной назад через перекладину в вис прогрессирующей сложности является одной из наиболее технически сложных, зрелищных и эффектных. Она названа по имени первого исполнителя этого элемента российского гимнаста Александра Ткачева, впервые показавшего этот перелет в 1980 г. на Олимпийских играх в Москве. Однако методика обучения сложным перелетам прогрессирующей сложности группы Ткачев в литературе описана недостаточно [Сучилин, 2010, с. 55-66].
Базовый перелет Ткачев ноги врозь
Исходная база обучения:
- правильная бросково-хлестообразная техника размахиваний в висе;
- прокрученные большие обороты назад (классическая и современная техника);
- соскок сальто назад с прямым телом.
Подготовительные упражнения:
- проверка и коррекция техники выполнения исходной базы;
- рассказ, показ, разбор видеограмм, совместный стренером анализ техники исполнения перелета Ткачев с акцентом на граничных положениях и ведущих элементов координации в фазах движения;
- освоение малоамплитудного маха вперед с хлестообразным броском и последующим антикурбетом (проводка с помощью и самостоятельно);
-то же с увеличением амплитуды маха;
- освоение «гладкого» соскока махом вперед над поролоновой ямой;
- освоение соскока сгибаясь и разгибаясь ноги врозь из размахиваний в висе с постепенно увеличивающейся амплитудой, начиная с небольшой, с приземлением в рост;
- освоение данного соскока с высоким (таз не ниже уровня перекладины) и коротким (не дальше 0,8 м от перекладины) полетом;
- освоение соскока ноги врозь с перекрутом и приземлением на живот в поролоновую яму;
-то же ноги вместе;
-то же с выпрямленным телом руки вверх.
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н О
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
а
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
Н
и
щ
PQ
# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика физического воспитания
Комментарий. Этот соскок является исходным базовым элементом для данной группы перелетов.
При выполнении первого задания спортсмен осваивает упрощенную техническую основу целевого элемента, начиная с простейшего варианта.
При выполнении второго задания момент начала рабочих действий, а также длина и время полета приводятся в большее соответствие с целевым упражнением (перелетом Ткачев).
При выполнении третьего, четвертого и пятого заданий вращательный импульс1 плавно увеличивается в результате увеличения угла поворота тела в полете на 90° (и, следовательно, угловой скорости) и пошагового увеличения центрального момента инерции тела спортсмена относительно поперечной оси в полете.
Таким образом, с помощью данных заданий создается необходимая параметрическая избыточность, превышающая запрос целевого упражнения. Тем самым обеспечивается более полная готовность к его освоению.
Подводящие упражнения:
- большой оборот, большим махом хлесто-образный бросок с антикурбетом не отпуская рук (повторить 3-5 раз в одном подходе с корректирующими указаниями тренера);
- с небольшого вертикального прыжка на батуте принять в безопорном положении выпрямленное горизонтальное положение спиной вниз. Далее толчком всего тела о сетку батута выполнить 1/2 сальто вперед с приходом на живот (в группировке, согнувшись, сгибаясь и разгибаясь, прогнувшись и с прямым телом руки вверх).
Комментарий. Эти два упражнения связаны с раздельным освоением технических действий в опорном и безопорном периодах целевого упражнения.
1 Точнее, главный кинетический момент тела спортсмена в полете, задаваемый от опоры:
K=J w =constant,
где J - главный центральный момент инерции тела спортсмена относительно поперечной оси, w - угловая скорость относительно данной оси в полете, constant означает постоянно. Данная формула является выражением закона сохранения главного кинетического момента тела спортсмена в полете.
Основные упражнения:
- перелет Ткачев в группировке или сгибаясь ноги врозь с помощью тренера.
Комментарий. В первых попытках целостного выполнения целевого перелета на высокой перекладине над поролоновой ямой целесообразно использовать поролоновые валики вокруг грифа перекладины или поролоновый мат, сдвигаемый тренером (партнером), стоящим на возвышении около перекладины. Этот прием страхует гимнаста от удара о перекладину в случае технической ошибки;
-то же без поролоновой защиты;
- увеличение высоты и скорости противо-вращения в полете.
Это достигается:
- за счет увеличения скорости вращения в предшествующем перелету большом обороте;
-за счет увеличения амплитуды и мощности суставных управляющих движений в плечевых и тазобедренных суставах в фазах замаха, броска и антикурбета.
Следующие задания:
- Ткачев согнувшись;
- Ткачев сгибаясь и разгибаясь в полете с высоким приходом;
- Ткачев с прямым телом.
Комментарий. Последний элемент является базовым элементом высшего уровня для группы перелетов типа Ткачев. Далее сложность базового перелета прогрессирует следующим образом:
- Ткачев в большой оборот;
- 2-4 перелета Ткачева подряд сначала через большой оборот, а затем без;
- Ткачев в плотных связках из 2-3 перелетов разной структуры без разбавки большими оборотами;
- то же в комбинации;
- то же на соревнованиях;
- Ткачев с винтом (поворотом вокруг продольной оси в полете на 360°).
Подводящие упражнения:
- прыжок с батута в поролоновую яму сальто вперед с прямым телом с поворотом на 360 и 540°;
- с небольшого вертикального прыжка на батуте принять в безопорном положении выпрямленное горизонтальное положение спиной вниз. Далее толчком всего тела о сетку батута выполнить 1/2 сальто вперед с прямым телом с поворотом на 360° и приходом на живот на сетку батута.
Комментарий. Чрезвычайно важно, чтобы поворот начинался сразу после прекращения связи с опорой (отпускания рук) не за счет изгибаний тела, а за счет загребающего опускания слегка сгибаемой в локтевом суставе правой руки вперед вниз к левому бедру, если поворот в полете выполняется в левую сторону. В конце безопорного поворота правая рука резко выбрасывается в исходное положение, что останавливает вращение по винту. Если поворот выполняется в правую сторону, то все делается наоборот.
Следующий по сложности в этой структурной группе:
Ткачев + сальто вперед в группировке в вис.
Подводящие упражнения:
- прыжок с батута в поролоновую яму двойное, а затем тройное сальто вперед в группировке;
- с небольшого вертикального прыжка на батуте принять в безопорном положении выпрямленное горизонтальное положение спиной вниз. Далее толчком всего тела о сетку батута отойти прямым телом и выполнить 1,5 сальто вперед в группировке с приходом на живот на сетку батута.
- Ткаче в + сальто вперед в группировке с поворотом на 360°.
Данный элемент выполнен впервые американским гимнастом.
Подводящие упражнения:
- прыжок с батута в поролоновую яму двойное сальто вперед в полугруппировке (а затем и тройное) с поворотом на 360°;
- с небольшого вертикального прыжка на батуте принять в безопорном положении выпрямленное горизонтальное положение спи-
ной вниз. Далее толчком всего тела о сетку батута отойти прямым телом и выполнить 1,5 сальто вперед в полу группировке с поворотом на 360°с приходом на живот на сетку батута.
Изложенная методика обучения группе сложных гимнастических элементов-перелетов большим махом вперед спиной назад через перекладину в вис (Ткачев) апробирована на контингенте высококвалифицированных гимнастов, включая уровень сборной команды России по спортивной гимнастике.
Библиографический список
1. Родионенко А.Ф., Сучилин Н.Г., Шевчук Ю.В. Биомеханические основы спортивной техники // Гимнастика: теория и практика: методическое приложение к журналу «Гимнастика». М.: Советский спорт, 2011. Вып. 2. 96 с.
2. Сучилин Н.Г. Обучение перелетам группы Ткачев: Гимнастика: теория и практика: методическое приложение к журналу «Гимнастика» / авт.-сост. Н.Г. Сучилин; Федерация спортивной гимнастики России. М.: Советский спорт, 2010. Вып. 1.
3. Сучилин Н.Г. Ориентация главных центральных осей инерции тела человека при произвольном изменении позы в безопорном положении // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 8 (136). С. 205-209.
4. Сучилин Н.Г., Юшин А.Б., Шевчук Ю.В. Сравнительный анализ мужской и женской техники исполнения перелета Ткачев: // Методическое приложение к журналу «Гимнастика» / авт.-сост. Н.Г. Сучилин; Федерация спортивной гимнастики России. М.: Советский спорт, 2013. Вып. 3. С. 30-36.
5. Шевчук Ю.В., Сучилин Н.Г. Исследование движения тела спортсмена в безопорном периоде спортивных упражнений // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 140-145.
<С
I
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м