сравнительный педагогико-биомеханическии
анализ типично американской и китайской техники исполнения соскока двойное сальто назад прогнувшись (двойной бланж) с разновысоких брусьев
COMPARATIVE PEDAGOGICAL AND BIOMECHANICAL ANALYSIS OF TYPICAL AMERICAN AND CHINESE TECHNIQUE OF EXECUTION OF ASYMMETRIC BARS DOUBLE BACKWARD FLY-AWAY DISMOUNT
Н.Г. Сучил и н, Ю.В. Шевчук
N.G. Suchilin, Yu.V. Shevchuk
Спортивная гимнастика, женщины, разновысокие брусья, соскок, двойное сальто прогнувшись (двойной бланж), педагогическая биомеханика, анализ техники, структурно-фазовый анализ, обучение, методика. Проведен сравнительный педагогико-биомеханичес-кий анализ технической структуры соскока двойное сальто прогнувшись (двойной бланж) с разновысоких брусьев в исполнении членов национальных сборных команд Китая и США, На основе методологии междисциплинарного направления педагогическая биомеханика выявлена и обоснована оптимальная техника исполнения данного соскока. По данным видеосъемки определены биомеханические характеристики. Областью применения результатов работы является подготовка высококвалифицированных гимнасток.
Artistic gymnastics, women, asymmetric bars, dismount, double backward fly-away, pedagogical biomechanics, analysis of technique, structural and phase analysis, training, methods. The comparative pedagogical and biomechanical analysis of the technical structure of asymmetric bars double backward fly-away dismount executed by Chinese and American national female teams' members. Based on the methodology of interdisciplinary pedagogical biomechanics direction, the optimal technique of the execution of this dismount is determined and justified. According to the video data the biomechanical characteristics are identified. The area of the application of the work's results is the training of highly skilled gymnasts.
Заключительная часть упражнений на разновысоких (асимметричных) брусьях в женской программе, называемая соскоком, представляет собой финальный кульминационный аккорд в конце эстетически цельного комбинационного построения, создаваемого гимнасткой на снаряде двигательными средствами. Именно здесь высококвалифицированные гимнастки обычно несут весомые и удручающе стабильные потери. Поэтому выявление оптимальной техники исполнения соскока в настоящее время является актуальной педагогико-биомеханической проблемой.
Цель исследования: выявление оптимальной технической структуры соскока двойное сальто
прогнувшись с разновысоких брусьев и разработка эффективной методики ее формирования.
Объект исследования: техническая структура соскока двойное сальто прогнувшись с разновысоких брусьев.
Научная новизна: выявлена оптимальная структура техники исполнения соскока двойное сальто прогнувшись с разновысоких брусьев.
Методы: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, видеосъемка, программное обеспечение Silicon Coach, структурно-фазовый и педагогико-биомеханический анализ.
Биомеханические основы техники гимнастических упражнений изложены в работах [Гавер-довский, 1975; Евсеев, 1995; Коренберг, 1995;
Курьеров, 1961]. Исследования техники исполнения соскоков с гимнастических снарядов в связи с разработкой методики обучения проведены в ряде работ [Гавердовский, 2007; Сучилин, Роди-оненко, Шевчук, 2011].
Результаты. На рис. 1 (кадры 17-28) и 2 (кадры 29-39) представлены реальные видеограммы
вариантов типичной американской и китайской техники исследуемого соскока в исполнении членов сборных США и КНР по спортивной гимнастике, выбранные для сравнительного анализа. Следует отметить, что у гимнасток имеются морфологические различия: американка более рослая и тяжелая, чем китаянка.
Кадр 17
Кадр 18
Кадр 19
Кадр 20
Рис. 1. Опорный период соскока двойное сальто назад прогнувшись с разновысоких брусьев
в исполнении членов сборных КНР и США
Кадр 21
Кадр 22
Кадр 23
Кадр 24
Кадр 25
Кадр 26
Рис. 1 (продолжение). Опорный период соскока двойное сальто назад прогнувшись с разновысоких брусьев
в исполнении членов сборных КНР и США
Кадр 27
Кадр 28
Рис. 2. Безопорный период соскока двойное сальто прогнувшись с разновысоких брусьев в исполнении членов сборных КНР и США
Кадр 35
Кадр 36
Кадр 39 Кадр 40
Рис. 2 (продолжение). Безопорный период соскока двойное сальто прогнувшись с разновысоких брусьев
в исполнении членов сборных КНР и США
Опорный период соскока (рис. 1) В кадре 17 исходное положение у гимнасток практически одинаково.
В кадрах 18-19 американка начинает обгонять китаянку, что свидетельствует о более высокой скорости ОЦМ в исходном положении. У обеих гимнасток продольная ось всего тела близка к прямой линии. Грудь закрыта.
В кадре 20 американская гимнастка начинает сгибаться в тазобедренных суставах. Китаянка сохраняет выпрямленное положение тела, будучи слегка «провалена» в плечах.
В кадре 21-22 американская гимнастка продолжает увеличивать угол в тазобедренных суставах (кипу), держа ноги вместе. Это делается для того, чтобы не задеть носками нижнюю жердь и обойти ее без касания. Китаянка с этой целью начинает разводить ноги, слегка «проваливая» плечи. Она начинает догонять американку по скорости вращения тела вокруг верхней жерди.
В кадре 23 американка обошла нижнюю жердь с углом в тазобедренных суставах, равным 78°. Китаянка обходит нижнюю жердь в положении ноги врозь. При этом линия тела у нее менее деформирована, чем у американки. Соответственно, момент инерции тела относительно оси вращения (верхней жерди) в результате обхода нижней жерди у нее уменьшается гораздо более плавно и в меньшей степени, чем у американской гимнастки.
В кадре 24 китаянка соединяет ноги и почти догоняет американскую гимнастку по скорости вращения тела вокруг верхней жерди. Техника исполнения фазы обхода нижней жерди у китайской гимнастки биомеханически более целесообразна. Обе гимнастки начинают фазу замаха {расхлеста), приближаясь к нижней вертикали, проходящей через точку опоры (верхнюю жердь). Амплитуда движения у американской гимнастки существенно больше, чем у китайской.
Кадр 37
Кадр 38
В кадре 25 ОЦМ тела обеих гимнасток пересекают опорную вертикаль. Американская гимнастка продолжает фазу расхлеста за счет разгибания ног назад в тазобедренных суставах и прогибания в поясничной области. Китаянка, пренебрежительно мало отставая от американки по вращательному движению вокруг верхней жерди, имеет более прогнутое положение тела. Обе гимнастки при пересечении нижней опорной вертикали резко натягивают верхнюю жердь на себя, причем китаянка делает это более активно. При этом ОЦМ тела приближается к оси вращения, что увеличивает ее скорость.
В кадре 26 обе гимнастки заканчивают фазу расхлеста и начинают фазу хлестообразного броска.
В кадре 27 они продолжают бросок за счет сгибания в тазобедренных суставах. При этом американская гимнастка прогибается, а китайская гимнастка нажимает на верхнюю жердь, что позволяет ей в броске обогнать американку по вращательному движению.
В фазе отхода1 (кадр 28, последний в опорном периоде) американская гимнастка заканчивает фазу броска, не доходя до выпрямленного положения тела. При этом носки ног у нее значительно не доходят до опорной вертикали, а тело существенно ниже ее. Китайская гимнастка заканчивает бросок, активно сгибаясь в плечевых и тазобедренных суставах и нажимая на жердь, что биомеханически более целесообразно. Носки ног у нее пересекают опорную горизонталь.
Сравнительный анализ показывает, что китаянка начинает фазу активного броска с активного сгибания в плечевых и тазобедренных суставах. В граничной позе отхода продольная ось тела напоминает характерную вогнутую линию, называемую лодочкой2. Американка же выполняет бросок за счет прогибания с последующим сгибанием в тазобедренных суставах без подключения сгибания в плечевых. При этом ампли-
1 Отход - момент прекращения связи с опорой,
2 Лодочка-характерная поза тела гимнастки со сгибанием в плечевых и тазобедренных суставах до угла порядка 30-40° и округленной спиной за счет общего сгибания позвоночного столба в результате сокращения musculus spinae longitudinale superior. Линия тела при этом напоминает выгнутую назад линию. Перевернутая лодочка - антипод лодочки: руки и ноги отведены назад за себя с общим прогибанием в позвоночном столбе за счет сокращения мышц-антагонистов. Линия тела при этом напоминает вогнутую вперед линию.
туда суставных движений у нее более скромная. Это свидетельствует о том, что бросок китаянка выполняет более активно за счет более мощного тотального сокращения мышц передней (рабочей) поверхности тела, предварительно оптимально растянутых в фазе замаха (расхлеста). Такая техника броска и отхода создает китаянке преимущества в полете
Безопорный период и приземление (рис. 2) В кадре 29 видно, что американка прекращает связь с опорой раньше и в более низком положении, чем китаянка, что провоцирует полет, называемый в гимнастике самокрут.
Анализ кадров 30-39 позволяет сделать вывод, что принципиальных различий в управлении скоростью вращательного движения своего тела в полете у гимнасток нет. Однако китаянка вылетает выше и находится в полете на 0,08 с дольше, чем американка. Поэтому абсолютная высота подъема ОЦМ у американки ниже, чем у китаянки, которая приземляется в полный рост. Соответственно, больше у нее время и высота полета. Это означает, что вертикальная составляющая стартовой скорости ОЦМ в момент прекращения связи с опорой (отход) у китаянки больше, чем у американки.
Вывод: техника исполнения соскока двойное сальто назад прогнувшись (двойной бланж) с разновысоких брусьев у китайской гимнастки (а она типична для членов сборной КНР) биомеханически более целесообразна и перспективна, чем у американской гимнастки. Китайскую технику, характеризуемую обходом нижней жерди путем разведения ног, оптимального растяжения мышц рабочей поверхности тела (передней) в замахе (расхлесте) и более мощного броска за счет активного сгибания тела в плечевых и тазобедренных суставах с нажимом руками на брус, можно рассматривать в качестве целевой структурно-фазовой модели этого элемента независимо от различий между морфологическими параметрами гимнасток.
Библиографический список
1. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным движениям. М.: ФиС, 2007. 912 с.
2. Гавердовский Ю.К. Упражнения на перекладине. М.: ФиС, 1975. 173 с.
3. Евсеев С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом: автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде научн. докл. М.,1995.
4. Ипполитов Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования // Теория и практика физ. культуры. 1987. № 11. С. 41-43.
5. Коренберг В.Б. Качественный кинезиоло-гический анализ как педагогическое средство в спорте: автореф. дис.....д-ра пед. наук
в виде научн. докл. М., 1995.
6. Курьеров H.A. Фазность действий гимнаста. М.: ФиС, 1961. 121 с.
7. Петров В.А., Гагин Ю.А. Механика спортивных движений. М.: ФиС, 1974. 232 с.
8. Сучилин Н.Г., Родионенко А.Ф., Шевчук Ю.В. Биомеханические основы спортивной техники // Гимнастика. Теория и практика. М.: Советский спорт, 2011. Вып. 2. С. 5-28
9. Сучилин Н.Г., Шевчук Ю.В. Кинетика выполнения гимнастических соскоков с перекладины // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3. С. 159-160.
10. Сучилин Н.Г. Педагогическая биомеханика как методологический подход и междисциплинарное научное направление // Материалы XII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт, па-раолимпийский спорт и спорт для всех». М., 2008. Т. 2. С. 132.