Научная статья на тему 'Систематизация сложных гимнастических упражнений с фазой полета на перекладине'

Систематизация сложных гимнастических упражнений с фазой полета на перекладине Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1707
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ФАЗОЙ ПОЛЕТА / ОДНОПРОФИЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Владимир Сергеевич, Лалаева Елена Юрьевна

В данной статье систематизированы сложные гимнастические упражнения с фазой полета на перекладине. Основная цель систематизации сложных гимнастических упражнений – распределение элементов с фазой полета в группы однотипных движений. Определив технические компоненты, входящие в состав каждого движения исследуемой группы, можно будет выделять универсальное – профилирующие движение, содержащее рациональный механизм его выполнения. Подобный порядок распределения гимнастических упражнений позволяет определить многие структурные связи между отдельными родственными упражнениями, проследить за последовательностью нарастания сложности действий в завершающих стадиях, а также выделить наиболее важные компоненты, характерные для всей группы движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Владимир Сергеевич, Лалаева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of complex gymnastic exercises with the flight phase on the horizontal bar

The given article systematizes the complex gymnastic exercises with the flight phase on the horizontal bar. The main purpose of the complex gymnastic exercises systematization is the distribution of elements with the flight phase into the group of movements of the same type. Having defined the technical components included into each movement of the group concerned, it would be possible to single out the universal and profiling movement, which contains a rational mechanism for its implementation. A similar procedure of the gymnastic exercises distribution allows us to define many structural links between individual related exercises, to follow the growing complexity sequence of the actions in the final stages, as well as to distinguish the most important components characteristic of the whole group of motions.

Текст научной работы на тему «Систематизация сложных гимнастических упражнений с фазой полета на перекладине»

пед. наук / Чернышенко К.Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O.S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (VKO) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No.9, pp. 38-42.

2. Gretsov A. (2008), Training of sure behavior for seniors and students, publishing house “Peter”, St-Petersburg, Russian Federation.

3. Petrov, S.I., Kolomiyets, V.V. and Shlenkov, A.V. (2013), "Formation of professional readiness at the staff of traffic police of Russia means of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No, 1, pp. 115-118.

4. Sivak, A.N. and Zyukin, A.V (2012), "Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia during professional formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 9, pp. 83-86.

5. Stishenok, I.V. (2006), Self-confidence training: development and realization of new opportunities, publishing house “Rech”, St-Petersburg, Russian Federation.

6. Chernyshenko K.Yu. (2012), Formation of physical culture ofpupils of elementary grades of a pro-gymnasium on the basis of ideals and Olympus values, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.

Контактная информация: akhmetovaQ 1 @mail .ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2013.

УДК 796.413./418

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СЛОЖНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ФАЗОЙ ПОЛЕТА НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

Владимир Сергеевич Блинков, аспирант,

Елена Юрьевна Лалаева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В данной статье систематизированы сложные гимнастические упражнения с фазой полета на перекладине. Основная цель систематизации сложных гимнастических упражнений - распределение элементов с фазой полета в группы однотипных движений. Определив технические компоненты, входящие в состав каждого движения исследуемой группы, можно будет выделять универсальное - профилирующие движение, содержащее рациональный механизм его выполнения. Подобный порядок распределения гимнастических упражнений позволяет определить многие структурные связи между отдельными родственными упражнениями, проследить за последовательностью нарастания сложности действий в завершающих стадиях, а также выделить наиболее важные компоненты, характерные для всей группы движений.

Ключевые слова: сложные гимнастические упражнения с фазой полета, однопрофильные движения, универсальные действия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p30-34

SYSTEMATIZATION OF COMPLEX GYMNASTIC EXERCISES WITH THE FLIGHT PHASE ON THE HORIZONTAL BAR

Vladimir Sergeyevich Blinkov, the post-graduate student,

Elena Yuryevna Lalaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The given article systematizes the complex gymnastic exercises with the flight phase on the hori-

zontal bar. The main purpose of the complex gymnastic exercises systematization is the distribution of elements with the flight phase into the group of movements of the same type. Having defined the technical components included into each movement of the group concerned, it would be possible to single out the universal and profiling movement, which contains a rational mechanism for its implementation. A similar procedure of the gymnastic exercises distribution allows us to define many structural links between individual related exercises, to follow the growing complexity sequence of the actions in the final stages, as well as to distinguish the most important components characteristic of the whole group of motions.

Keywords: complex gymnastic exercises with the flight phase, movements of the same profile, universal actions.

ВВЕДЕНИЕ

Упражнения в современной спортивной гимнастике характеризуются тенденцией к овладению рациональной техникой исполнения большого числа сложных упражнений, отличающихся значительным разнообразием структуры. Эта специфика гимнастики предъявляет высокие требования к системе управления движениями. Следует отметить, что сложность соревновательных упражнений и их исполнительское мастерство постоянно растет. Основным стимулом для этого служит все усиливающаяся борьба за первенство на гимнастических турнирах международного ранга.

В центре внимания специалистов упражнений на перекладине оказались упражнения с фазой полета, характеризующиеся высокой зрелищностью, спортивной ценностью, максимальным требованиям к точности движений и волевым качествам исполнителя [3].

Сложные полеты на перекладине на нынешнем этапе развития гимнастики могут и должны строиться по принципу независимости вращения по сальто и их усложнений. Следуя этому принципу, можно выполнять интереснейшие каскады движений, могущие решительно изменить представление о полетных упражнениях. Однако, без достаточно глубокого, детального знания закономерностей структурного построения и техники спортивных упражнений управление процессом формирования двигательного навыка невозможно в принципе. Наиболее весомое место в связи с этим должно быть отведено физическим и физиологическим основам техники спортивных упражнений, начиная с определения самого понятия «техники» и кончая описанием ключевых действий и эффектов, определяющих природу двигательного акта в спорте [1, 2, 4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами проведен анализ существующих и выполняемых упражнений с фазой полета на перекладине, упорядочив последовательность сложных гимнастических упражнений с соответствующими структурными признаками (табл. 1). Левая часть схемы отражает последовательность систематизации маховых гимнастических упражнений, правая - соответствующие структурные признаки.

Таблица 1

Схема рабочей классификации сложных гимнастических упражнений,

выполняемых на перекладине

Последовательность дробления Классификационные признаки

1. Структурные подгруппы — Направление

2. Варианты структурных подгрупп — Рабочая стадия в опорном периоде (бросок и отход)

3. Разновидности структурных подгрупп — Вращательная структура: «моноцикл», «контрцикл»

4. Группы однопрофильных движений — Характер использования основных действий в безопорном периоде

5. Профилирующие движения — Универсальные действия

Исходя из полученной схемы, была составлена рабочая классификация сложных гимнастических упражнений с фазой полета (рис. 1).

З1

Рис. 1. Рабочая классификация сложных гимнастических упражнений с фазой полета на

перекладине

Большинство исследуемых упражнений, выполняемых на перекладине, распределяются в две структурные подгруппы в зависимости от наличия направления маха. Далее, происходит разделение по технике рабочей стадии действий в структурных подгруппах, в которых элементы будут группироваться в зависимости от технических характеристик броска в безопорное положение тела на снаряде. В следующей графе элементы группируются в две разновидности структурных подгрупп в зависимости от характера вращательного движения тела, достигаемого в результате использования основных действий.

В первую входят движения с двухфазным циклом основных действий («моноцикл»), во вторую - с трехфазным циклом («контрцикл»). Внутри каждой разновидности подгруппы элементы распределены согласно позам и ориентации тела в безопорном периоде, в которых имеются сходства технических компонентов, содержащихся в стадиях основных действий.

Результаты наших исследований позволяют выделить в таблице трудности гимнастических элементов группы однотипных движений, которые будут соответствовать смысловому содержанию понятия «однопрофильные упражнения», так как все элементы в каждой конкретной группе имеют одинаковую техническую основу и отличаются друг от друга завершающими действиями. Для этого все сложные упражнения с фазой полета на перекладине были распределены по степени нарастания трудности в каждой подгруппе (рис. 2 и рис. 3). Так, в подгруппах упражнений махом вперед из виса, едиными компонентами техники являются «вис» и «дохват», а различными - «сход», «отход» и «отталкивание» от грифа перекладины.

Однако не все выделенные составные части упражнения будут полностью входить в содержание каждого из представленных движений. Так, «сход», «бросок», отталкивание с рук и вращение в саггитальной оси - характерны для движений одной подгруппы. Различия заключаются в способе выполнения сальто в группировке, согнувшись, прогнувшись, а также вращение в продольной оси. Сказанное позволяет предположить, что первую часть упражнения в каждой подгруппе перелетов (до положения вращения во второе сальто) можно считать общим техническим компонентом, характерным для всей рассматриваемой подгруппы движений. Последующие фазы носят частный характер, т.е. присущи конкретным вариантам движений и определяют окончательный вид упражнения.

Порядки упражнений

Степень усложнения |1|2|3|4|5|6|7|8

МАХ ВПЕРЕД ИЗ ВИСА

Подгруппа гимнастических упражнений типа «Ткачев» Подгруппа гимнастических упражненийтипа «Делчев» Подгруппа гимнастических упражнений типа «Ковач»

- Перелет назад ноги врозь, или согнувшись в вис («Ткачева») Перелет «Ткачева» прогнувшись Махом вперед сальто назад ноги врозь с поворотом на 180° в вис («Делчев») Махом вперед сальто назад согнувшись с поворотом на 180° в вис («Гингер») Двойное сальто назад в группировке через перекладину («Ковач») Перелет «Ковач» согнувшись Перелет «Ковач» прогнув- шись Перелет «Гейлорд 2»

<ч Чешский большой оборот и контрперелет ноги врозь в вис Перелет «Ткачева» с поворотом на 180° в разный хват («Моз-ник») Махом вперед сальто назад прогнувшись с поворотом на 540° в вис («Дефф») Двойное сальто назад в группировке с поворотом на 180° Перелет «Ковач» прогнувшись с поворотом на 360° («Касси-на») Перелет «Пинеда»

со Перелет «Ткачева» в вис в обратный хват («Кулеша») Перелет «Ткачева» с поворотом на 360° («Лю-кин») Перелет «Ковач» с поворотом на 360°

Перелет «Ткачева» и сальто вперед ноги врозь в вис(«Ксяо Руизи») Перелет «Ковач» с поворотом на 540° («Шахам»)

Рис. 2. Схема вспомогательной классификации упражнений с фазой полета, выполняемых на махе вперед из виса

ВЫВОДЫ

Анализируя результаты исследований, нами сделан вывод о том, что выявляя профилирующее упражнение или его модель, гимнаст формирует навыки основных ведущих действий, входящих в состав однотипных движений, достаточно будет освоить лишь завершающие действия, для которых могут быть разработаны серии дополнительных заданий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердов-ский. - М. : Терра-Спорт, 2002. - 512 с.

2. Гавердовский, Ю.К. О "золушке" спортивной науки / Ю.К. Гавердовский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 9. - С. 63-65.

3. Парахин, В.А. Формирование точностного двигательного навыка при освоении полетных гимнастических упражнений / В. А. Парахин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 2. - С. 72-75.

4. Тухватулин, Р.М. Анализ техники выполнения гимнастического элемента «Мадьяр» на коне - махи / Р.М. Тухватулин, С. А. Антонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 132-136.

REFERENCES

1. Gaverdovski, Yu. K. (2002), Equipment of gymnastic exercises, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.

2. Gaverdovski, Yu. K. (2009), “About the "Cinderella" of sports science”, Theory and practice of physical culture, No.9, pp.63-65.

3. Parakhin, V. A. (2011), “The formation of accuracy motor skill at mastering flying gymnastic exercises”, Theory and practice ofphysical culture, No.2, pp.72-75.

4. Tukhvatulin R.M., Antonov S.A. (2012), “Technical analysis of the performance of the gymnastics element “Magyar” on the pommel-horse”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 132-136.

Порядки упражнений

Степень усложнения |1|2| 3 |4|5| 6 | 7

МАХ НАЗАД ИЗ ВИСА

Подгруппа гимнастических упражнений «подъемом» махом назад Подгруппа гимнастических упражнений с сальто вперед Подгруппа гимнастических упражнений типа «Гейлорд»

- Подъем махом назад с перелетом согнувшись и поворотом на 180° через перекладину в вис («Воронин») Подъем махом назад с перемахом ноги врозь в вис сзади Сальто вперед согнувшись или ноги врозь в вис («Егер») Сальто вперед прогнувшись («Балабанов») Сальто вперед в группировке или ноги врозь над перекладиной в вис («Гейлорд») Сальто вперед согнувшись над перекладиной в вис

<N Перелет согнувшись ноги врозь через перекладину с поворотом на 180° («Маркелов») Перелет прогнувшись через перекладину с поворотом на 180° («Ямаваки») Сальто вперед прогнувшись с поворотом на 360° в вис (также из обратного хвата) («Винклер») («Погорелов») Сальто вперед в группировке с поворотом на 180° над перекладиной в вис («Пеган») Сальто вперед согнувшись над перекладиной с поворотом на 180°

Перелет прогнувшись через перекладину с поворотом на 540° («Вал-стром»)

Перелет прогнувшись через перекладину с поворотом на 360° в разный хват («Муноз-Позо»)

Рис. 3. Схема вспомогательной классификации упражнений с фазой полета, выполняемых на махе назад из виса

Контактная информация: [email protected]; [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.