УДК 796.42:796.01:612
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ СОХРАНЕНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СУСТАВНОГО УГЛА МЕЖДУ ТУЛОВИЩЕМ И БЕДРОМ МАХОВОЙ НОГИ У БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Е.А. Анисимова - кандидат педагогических наук Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Ульяновск
ARTICULAR ANGLE MODEL PARAMETERS CONSERVATION METHOODS OF CONTROL BETWEEN THE TORSO AND THIGH
MAKHOV FEET SPRINTER
E.A. Anisimova - Candidate of pedagogical sciences Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail:
Ключевые слова: бег, короткие и средние дистанции, техническая подготовленность, суставные углы, их контроль, педагогический эксперимент.
Аннотация. Повышение уровня технической подготовленности бегунов является одной из наиболее сложных проблем, решение которой связано с поиском новых технологических подходов к организации и проведению учебно-тренировочного процесса. В данной статье предложена оригинальная и доступная для практического применения методика контроля динамики показателей величины суставных углов, определяющих результативность соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции.
Экспериментальная проверка данной методики показала целесообразность и эффективность ее использования. Ценность разработанной автором методики определяется широким спектром ее применения. Кроме установления четких параметров амплитуды движений маховой ноги во время бега на соревновательной дистанции, ее также можно применять при выполнении специально-подготовительных упражнений: бега с высоким подниманием бедра, прыжкообразного бега и др.
Key words: run, short and medium distances, technical readiness, joint angles, control, pedagogical experiment.
Abstract. Increasing the level of technical readiness of runners is one of the most difficult problems, which solution is associated with looking for new technological approaches to organizing and conducting the training process. This paper proposes an original and accessible to the practical application method of joint angles dynamics control value competitive activity impact that short-distance runners.
ВВЕДЕНИЕ
Бег на короткие дистанции - один из наиболее зрелищных и привлекательных видов соревновательной деятельности в легкой атлетике. Являясь циклическим, высоко динамичным упражнением со стереотипно повторяющимися двигательными действиями, бег создает впечатление полета, что доступно спортсменам с высоко развитым ощущением
свободы и легкости движений при последовательном чередовании фаз целостного моторного акта (цикла), состоящего из фазы одиночной опоры и фазы полета.
У мастеров бега на короткие дистанции показатели мышечной силы нижних конечностей, их «взрывные» качества, способность к быстрому расслаблению создают условия для максимальной скорости. Быстрота сокращения сопровождается мощным потоком проприоцептивных импульсов, поступающих в центральную нервную систему.
Сильнейшие бегуны характеризуются высоким уровнем возбудимости нервной системы, функциональной подвижности и силы нервных процессов. Особенность их соревновательной деятельности проявляется в повышении роли сенсорных систем, благодаря этому спринтер приобретает способность к точной оценке обстановки, дифференцированию мышечных усилий, реализации дополнительных резервов на финише [1, 3, 4].
Цель данной работы состоит в теоретическом и методическом обосновании значимости педагогического контроля динамики показателей суставных шагов в беге на короткие дистанции.
Задачи:
1. Разработка методики контроля амплитуды движений маховой ноги в процессе взаимодействия с опорой.
2. Экспериментальная проверка ее эффективности.
Повышение скорости бега на коротких дистанциях обусловлено достижением оптимальных показателей развития скоростно-силовых качеств при сформированном индивидуальном ритме беговых шагов и рациональном взаимодействии с опорой. Экспериментальные данные О.И. Павловой (2005) показали, что уровень технической подготовки детерминирован не только увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, но, главным образом, оптимизацией системы спортивной подготовки бегунов. Е.С. Приступа (1970), считает, что решение проблемы увеличения скорости бега на соревновательной дистанции возможно посредством совершенствования процесса взаимодействия спринтера с опорой, что обусловливает снижение потерь горизонтальной скорости. В работе В.Д. Кряжева (2002), отмечается, что, с точки зрения биомеханики, высокий уровень скорости достигается при меньших потерях горизонтальной скорости в процессе взаимодействия с поверхностью беговой дорожки. Увеличение скорости бега в значительной мере определяется частотой беговых шагов. При уменьшении длины бегового шага увеличивается их частота, что детерминирует более активное взаимодействие стопы с опорой. Увеличение длины шага приводит к увеличению углов времени постановки ноги на дорожку и обеспечивает более выгодные условия для проявления большей силы реакции. Движения маховой ноги определяют амплитуду разгибания в тазобедренном суставе, что усиливает перемещение назад относительно таза и способствует снижению скорости стопы при постановке на беговую дорожку.
Бег является естественной локомоцией, однако в соревновательной деятельности для достижения высокой скорости необходима существенная коррекция индивидуальной техники беговых шагов. Оптимальное соотношение длины и частоты бегового шага определяется в процессе всестороннего выявления индивидуальных особенностей бегуна. При отталкивании от опоры изменение величины суставных углов зависит от характера тренировочной нагрузки и показателей технической подготовленности бегуна. Это подчеркивает необходимость контроля динамики параметров углов между различными суставами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами предложена следующая методика педагогического контроля оптимальной величины угла между бедром маховой ноги и туловищем. С помощью видеосъемки индивидуально для каждого спринтера были выявлены ведущие параметры беговых шагов,
включая показатели углов между вертикалью и туловищем, между бедром маховой ноги и туловищем; между бедром и голенью толчковой ноги и т.д.
Полученные исходные данные сравнивались с установленным эталоном бега, за который были приняты параметры беговых шагов олимпийского чемпиона В. Борзова. Рассматривались фаза опоры и фаза полета с учетом индивидуальных росто-весовых показателей бегунов. Были разработаны их модельные характеристики и установлены оптимальные величины суставных углов для каждого спортсмена. Так, например, в беговом шаге В. Борзова угол между бедром маховой ноги и туловищем в фазе опоры составляет 121°, в фазе полета - 94°. У спринтера ЭГ (мастера спорта), соответственно, исходные данные равны 135° и 125°.
Самоконтроль и контроль за сохранением модельных параметров данного угла осуществлялся следующим образом. Вдоль отрезка соревновательной дистанции длиной 15-20 м с левой и правой стороны ставились по две стойки для прыжков в высоту: по одной стойке в начале отрезка и по одной в конце. Между стойками параллельно беговой дорожки натягивались два шнура на индивидуальной для каждого бегуна высоте, с учетом показателей модельной величины угла между бедром маховой ноги и туловищем. На шнуре горизонтально по отношению к беговой дорожке прикреплялись бумажные полосы шириной 2 см и длиной равной ширине беговой дорожки, позволяющих закрепить их концы на шнурах без провисания в средней части (рис. 1). Расстояние между бумажными полосками 20-30 см.
Ограничение или увеличение амплитуды движений бедра маховой ноги создает условия для сохранения угла между бедром и туловищем заданной величины, являющейся оптимальной для каждого спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей. Это обусловливает формирование динамического стереотипа и способствует сохранению в памяти установленных параметров бегового шага.
Рис. 1. Методика контроля амплитуды движений маховой и толчковой ноги для сохранения постоянной величины угла между бедром маховой ноги и туловищем
Условные обозначения: 1 - беговая дорожка; 2 - стойка для прыжков в высоту; 3 - шнур; 4 - бумажные полосы
Высвобождение сознания от контроля характера выполнения двигательных действий на беговой дорожке позволяет оценивать расположение и тактику соревновательной деятельности противников, своевременно выявить момент начала финишного рывка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 22 бегуна I разряда 18-24 лет. Были организованы две группы: контрольная - 11 человек (КГ) и экспериментальная - 11 человек (ЭГ). Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической и специальной подготовленности с использованием следующих контрольных упражнений: бег на 60 м с высокого старта; пробегание отрезка 150 м с высокого старта; прыжка в длину с места; тройной прыжок с места; десятикратный прыжок с места, толкание ядра 4 кг. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05).
Кроме того, измерялась величина угла между бедром и маховой ноги и туловищем, определяющим соотношение угловых величин между бедром и голенью толчковой ноги, между бедром и голенью маховой ноги; между голенью толчковой ноги и опорой и др. Анализ результатов исследования также не выявил существенных различий у бегунов КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, рекомендованной РФ по легкой атлетике. В ЭГ использовалась разработанная нами методика контроля величины угла между бедром маховой ноги и туловищем.
В процессе учебно-тренировочных занятий было установлено, что расположение горизонтальных бумажных полос в соответствии с индивидуальными особенностями бегунов и, прежде всего, с росто-весовыми показателями, способствовало оптимизации длины и частоты беговых шагов, установлению рационального двигательного ритма. Это создало условия для равномерного распределения мышечных усилий, чередования мышечного напряжения и расслабления - ведущих условий повышения экономичности двигательных действий.
Применение горизонтальных бумажных полос служило ориентиром, позволяющим, благодаря тактильным ощущениям, установить оптимальную амплитуду движений бедра маховой ноги. Это, с одной стороны, привело к уменьшению количества выполняемых специальных беговых упражнений, с другой, к закреплению условнорефлекторным путем параметров бегового шага; запоминанию и воспроизведению в условиях соревновательной деятельности его ведущих характеристик.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование общефизической и специальной беговой подготовки спортивных показателей. Результаты тестирования показали, что улучшение данных показателей произошло в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако в ЭГ они были существенно выше. Так, в КГ в беге на 30 м с высокого старта при исходных показателях 4,30±0,53 с, их улучшение к окончанию педагогического эксперимента произошло на 1,87% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 4,31±0,27 с прирост составил 5,44% (р>0,05). Показатели прыжка в длину с места в КГ при исходных данных 2,71±0,21 см к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились на 3,50% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,72±0,18 см показатели увеличились на 7,50% (р>0,05).
В КГ при выполнении толкания ядра исходные данные, составившие 17,40±0,29 м к концу педагогического эксперимента прирост составил 5,74% (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 17,38±0,30 м результаты возросли на 10,04% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим показателям общефизической подготовленности.
Динамика скоростных и скоростно-силовых показателей в ЭГ также оказалась более результативной по сравнению с КГ. Так, в КГ при исходных данных в беге на 150 м с высокого старта 17,88±0,36 к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 3,52% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 17,79±0,69 прирост составил 10,65% (р<0,05).
При выполнении тройного прыжка с места в КГ при исходных данных 8,59±0,11 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 2,38% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 8,58±0,19 м, прирост составил 7,04% (р>0,05). Результаты выполнения десятикратного прыжка с места также улучшились в КГ и ЭГ. Так, в КГ при исходных показателях 32,89±0,25 м к окончанию педагогического эксперимента данные увеличились на 1,47% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 22,82±0,46 м, их прирост составил 5,82% (р>0,05).
Применение методики контроля амплитуды движений маховой ноги обусловило также изменение суставных углов. Так, если до проведения педагогического эксперимента в КГ угол между бедром маховой ноги и туловищем в фазе опоры составил 135°, при эталоне 121° после окончания педагогического эксперимента угол уменьшился до 123° (при эталоне 121°), то в ЭГ при исходных показателях 138° к завершению педагогического эксперимента результат улучшился до 130°.
В фазе полета в КГ при исходных данных 101° (эталон - 94°) изменение данного угла составило последовательно 115° (эталон 109°); 119° (эталон 124°) и 125° (эталон 131°); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 125° (эталон 94°) угол изменился до 107° (эталон 105°); затем до 121° (эталон 124°) и в завершающей фазе 132° (эталон 131°).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что применение предложенной методики обусловило существенное улучшение ведущих параметров бегового шага, начиная от оптимальных индивидуальных показателей длины и частоты беговых шагов до необходимой величины суставных углов.
В системе спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции широко применяются специальные беговые упражнения, призванные совершенствовать индивидуальную технику бега: бег с высоким подниманием бедра, прыжкообразный бег и др. Очевидно, что бег с высоким подниманием бедра позволяет увеличивать амплитуду движений маховой ноги у спринтеров, имеющих соответствующие недостатки техники беговых шагов.
Однако необходимо иметь в виду, что специальное беговое упражнение - бег с высоким подниманием бедра должно решить конкретные задачи совершенствования индивидуальной техники бега. В данном случае, без конкретных указаний на какую именно высоту следует поднимать бедро, процесс спортивной тренировки осуществляется методом проб и ошибок.
Предложенная нами методика позволяет с первых тренировочных занятий целенаправленно формировать индивидуальную рациональную технику беговых шагов.
Литература
1. Кряжев, В.Д. Совершенствование беговых движений / В.Д. Кряжев. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. -191 с. : ил.
2. Павлова, О.Д. Современная тренировка юных легкоатлетов : монография / О.Д. Павлова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 160 с.
3. Приступа, Е.С. Некоторые вопросы механизма отталкивания и эффективность использования специального тренажера для использования скоростно-силовых качеств у юных бегунов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Приступа. - М., 1970. - 32 с.
4. Пьянзин, А.И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А.И. Пьянзин, Е.В. Солоденов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 46-50.
Literature
1. Krjazhev, V.D. Perfection of running movements / V.D. Krjazhev. - М. : Publishing house VNIIFK, 2002. - 191 p. : il.
2. Pavlova, O.D. Modern training of young athletes : the monography / O.D. Pavlova. - М. : Theory and physical training practice, 2004. - 160 p.
3. Pristupa, E.S. Some questions of pushing away and efficiency of the special training apparatus mechanism of young runners speedy-power qualities use : abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / E.S. Pristupa. - М., 1970. -32 p.
4. Pjanzin, A.I. Harmony of pushing away parameters of the qualified sprinters characteristics modeling readiness formation / A.I. Pjanzin, E.V. Solodenov // Theory and physical training practice. - 2008. - № 6. - P. 46-50.
Статья поступила в редакцию 12.05.2012 г.