• создание условий для дальнейшего стабильного экономического роста подотрасли опережающими темпами для обеспечения структурной перестройки национальной экономики на инновационный сценарий развития.
Для решения названных задач требуется разработка и реализация системы мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности автотранспортных организаций за счет повышения их инвестиционной привлекательности, которая должна включать:
1. Системное реформирование организационно-правовых форм предприятий, направленное на преобразование их в публичные акционерные общества, с последующим выходом на фондовый рынок через IPO.
2. Создание благоприятной конкурентной среды, регулирование структурных изменений в отрасли.
3. Механизм финансового оздоровления автотранспортных организаций
4. Переход пассажирского транспорта на самофинансирование, через механизм государственно-частного партнерства, пересмотра земельно-имущественной политики отношений на транспорте, создания конкурентной среды между частным и государственном пассажирским транспортом и т.п.
5. Государственное регулирование ранка автотранспортных услуг через возврат к системе лицензирования, аккредитации, стандартизации, как в сфере пассажирских, так и в сфере грузовых перевозок. Обязательное соответствие всем международных стандартам и протоколам.
6. Регулирование тарифов в сфере грузоперевозок;
7. Развитие государственно-частного партнерства через систему совместных предприятий, концессионных соглашений, развития транспортной инфраструктуры;
8. Мощные финансовые вливания в развитие подотрасли, хотя бы на первом этапе реализации инновационной стратегии развития, направленные на устранение многолетнего отставания финансирования над темпами старения парка подвижного состава.
9. Кредитно-финансовая поддержка автотранспортного бизнеса через систему льготного кредитования, не только в сфере малого и среднего бизнеса.
10. Снижение налогового бремени на автотранспортные организации, устранении системы двойного и тройного взимания сборов.
11. Повышение конкурентоспособности на рынке экспорта автотранспортных услуг и увеличение его доли в структуре перевозок грузов (текущая доля около 2%).
12. Совершенствование обучение профессиональных кадров вопросам реализации инвестиционной политики и др.
Литература:
1. Сироткина, А.В. Роль и перспективы развития коммерческого транспорта в современной экономике России. Пути повышения безопасности его эксплуатации // Режим доступа: http://www.aae-press.ru/j0066/art004.htm
2. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы // Режим доступа:https:// fedstat.ru/
УДК 65
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Филин М.М., соискатель, Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия
(ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), e-mail: [email protected]
В данной статье автор предпринимает попытку разработки универсальной методики контроля качества на промышленном предприятии на базе разделения продукции по классам и внедрении комплексных коэффициентов оценки.
Ключевые слова: промышленное предприятие, система качества, качество.
METHOD FOR QUALITY CONTROL OF INDUSTRIAL COMPANY
Filin M., the applicant, FSUE «STANDARTINFORM», e-mail: [email protected]
At this article the author attempts to develop the universal quality control procedures at the industrial enterprise on the basis of the division of production by class and implement a comprehensive evaluation coefficient.
Keywords: industrial enterprise, quality system, quality.
Современный этап развития мирового промышленного сектора характеризуется усилением конкуренции на рынках сбыта. Существенное отставание качества отечественной продукции по сравнению с мировым уровнем техники, технологии и организации производства не позволяет отечественным промышленным предприятиям успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
Вопросам управления качеством, в том числе продукции промышленных предприятий посвящено множество теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных ученых таких как Ю. Амосов, А. Амоши, И. Ансофф, М. Белопольский, Т. Гринько, Деминг Э., В. Кислицын, В. Ландик, Г. Ларина, В. Мишин, Момот А, Орлов, В. Панков, В. Пузиков, Семенов С., И. Сиваченко, А. Смит,. Сударев, А. Томпсон, В. Туркин, Л. Федулов, С. Фомичев, И. Шумпете г, В. Шухарт и др.
Вместе с тем, имеющиеся научные разработки и методические материалы не содержат теоретически обоснованных и практически реализуемых рекомендаций по формированию комплексного подхода по контролю качества производимой продукции для предприятий, особенно с дробно и серийным характером производства.
Чувствуется недостаток методических и организационных инструментов реализации решений в области качества. В то же время, с развитием промышленного производства продукция становится все более сложной, то есть число ее характеристик, а, следовательно, и требований к качеству постоянно возрастает [2, с. 183 - 187].
По мнению автора, назрел вопрос проверки не отдельных свойств, а функциональной способности в целом. То есть начала складываться система контроля качества продукции, суть которой
заключается в выявлении дефектной продукции и изъятии ее из производственного процесса.
Неоценимый вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы. Шухарта, который, ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Благодаря Е. Демингу [1, 53 - 59], одному из создателей японского «экономического чуда», работы В. Шухарта и его коллег получили широкое распространение.
Суть данной концепции сводится к следующим положениям:
- планирование совершенствования деятельности при выявлении в ней ошибок и поиск решения возникших проблем;
- внедрение запланированных улучшений на небольшом участке работ с целью сокращения возможных сбоев в обычной деятельности на этапе решения проблем;
- контроль достижения желаемого результата с помощью тестовых изменений.
Непрерывный контроль ключевых мероприятий (независимо от продолжительности эксперимента) с целью обеспечения возможности определения вновь возникающих проблем;
- действия с целью внедрения изменений в больших масштабах в случае успешности эксперимента. Привлечение к процессу внедрения изменений других участников, чье сотрудничество потребуется при внедрении изменений или которые просто могут извлечь полезный опыт из проделанной работы [3, с.70 - 79].
Целью статьи является разработка методики контроля качества на промышленных предприятиях. По мнению автора, контроль качества промышленной продукции в конкурентных условиях должен
проводиться по трем основными направлениями:
- контроль выполнения планов повышения качества и обновления продукции (контроль за классам качества, контроль обновления);
- контроль технического уровня продукции, выпускаемой (контроль эксплуатационных показателей качества и конкурентоспособности);
- контроль качества продукции (контроль сдачи с первого предъявления, контроль рекламаций).
По используемой отечественными предприятиями методике вся продукция подразделяется на три категории: высшую, первую и вторую. Отнесение объектов аттестации к категориям качества производится по критериями, представляющими собой совокупность показателей. Данная классификация принималась еще во времена плановой экономики и не отражает полностью рыночных условий, основанных, прежде всего, на конкуренции между промышленными предприятиями.
Чтобы учесть фактор конкуренции, целесообразно вывить принятую градацию, для чего поделить качество промышленной продукции на два класса: продукция первого класса и продукция второго класса.
Продукция первого класса - это продукция, которая является максимально конкурентоспособной в условиях рынка. Она содержит в себе современные технологические, конструкционные и маркетинговые решения, изготавливается на современном технологическом оборудовании, с применением новых методов обработки материалов и организации производства.
Продукция второго класса сочетает в себе характеристики продукции первой и второй категории качества и в принципе не может способствовать стабильному развитию промышленного предприятия в конкурентной борьбе.
Это разделение является более приемлемым в связи с тем, что в современной экономике, которая характеризуется жесткой конкуренцией, могут успешно участвовать только те предприятия, качество продукции которых соответствует первому классу. По нашей классификации, предприятия, производящие продукцию второго класса не имеют возможности выжить в конкурентной среде, и заранее обречены на банкротство.
Для продукции предприятий многих отраслей эксплуатационные ха- характеристики имеют особое значение. За ними заказчик определяет мнение о качестве, а соответственно и конкурентоспособности продукции предприятия.
Например, основными эксплуатационными показателями качества машиностроительной продукции считаются: надежность, ремонтопригодность, уровень автоматизации, удельные расходы материалов, энергии на производство продукции на данном оборудовании, условия труда и численность обслуживающего персонала, масса, габариты и транспортабельность машин, перспективная возможность их модернизации, эксплуатационные расходы и т. п [2, с. 34 - 39].
Предложенная автором методика контроля качества продукции, учитывает эксплуатационную оценку продукции, в пределах степени ее надежности и долговечности. Уровень надежности отражает коэффициент готовности продукции, который должен контролироваться на определенных промежутках времени.
т
кг =---■,
1 т+ти
где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности).
Показатель ремонтопригодности, характеризует уровень, время и частоту ремонтируемого оборудования и имеет следующий вид:
Т|> = тл + ту,
где Тп - среднее время, затрачиваемое на поиск отказа; Ту -среднее время, необходимое для устранения отказа.
Другим важным для контроля качества изготовления продукции является показатель продуктивности оборудования:
где V - объем производства продукции на технологическом оборудовании в сутки; Д - количество дней в месяце.
Следующий показатель связывает массу и стоимость оборудования:
Мм = Вт : т,
где ВТ - стоимость технологического оборудования, которое производит предприятие. руб.; т - масса данного оборудования, кг.
Учитывая влияние инновационных технологий в производственную систему, существует необходимость периодически оценивать уровень качества производимой продукции на основе сравнения ее с продукцией конкурентов.
Для этого нужно выбрать аналогичную продукцию отечественного или зарубежного производства. На основе вышеприведенных данных выбрать определяющий показатель качества, который показывает общий уровень качества производимой продукции.
В данной научной статье автором предложена следующая совокупность свойств и система баллов, по которой может проводиться контроль качества производимой продукции (таблица 1).
Таблица 1. Данные для контроля качества продукции
промышленного предприятия
Показатель Коэффициент весомости
Коэффициент готовности 3
Коэффициент ремонтопригодности 2
Коэффициент производительности 3
Коэффициент массовости 4
Эти показатели должны быть дополнены дополнительными данными, которые являются характерными для конкретного вида промышленной продукции. Так, например, во время контроля качества изготовления пищевого оборудования могут использоваться такие показатели, как расходы воды, электроэнергии, выход отходов, физико-химические свойства конечного продукта и так далее.
Коэффициент весомости дополнительных данных определяется на основе консультаций со специалистами соответствующей отрасли и специалистами проектно-технологического отдела предприятия.
Каждый показатель может иметь один из четырех баллов: 3 - отлично; 2 - хорошо; 1 - удовлетворительно; 0 - неудовлетворительно. Экспертами должен устанавливаться для каждого показателя коэффициент весомости согласно табл. 1.
Определяющий показатель качества технологического оборудования находят таким образом: эксперты оценивают в баллах каждый показатель, затем средние результаты оценки умножают на коэффициенты весомости и суммируют. Свойства, учитываемые определяющими показателями, могут в свою очередь характеризоваться единичными и (или) комплексными показателями качества продукции. Если определяющий показатель является комплексным, его можно также называть обобщенным.
Значение контроля рекламаций на производимую продукцию определяется следующим образом. Во-первых, наличие рекламаций на изготовленную продукцию означает неудовлетворенность потребителей качеством продукции и вызывает невыполнение плана поставок продукции. Во-вторых, ухудшается финансовое положение предприятия, которое возмещает из собственных средств расходы на компенсацию заказчиком стоимости некачественной продукции и на исправление дефектов, выявленных заказчиком.
Основной причиной отказа от рекламации, во многих случаях, является некорректная эксплуатация заказчиками технологического оборудования. По мнению автора, некорректная эксплуатация оборудования связана с недостаточным инструктажем заказчиков по правилам и условиям эксплуатации используемого ими оборудования. Поэтому предприятиям необходимо проводить активную работу в обозначенном выше направлении.
Количественная оценка качества продукции через систему показателей затрудняет использования этой категории в системе внутреннего хозяйственного расчета предприятия. Отдельные показатели качества могут меняться не только в разной степени, но и в различном направлении, что затрудняет оценку деятельности производственных коллективов. Поэтому очень часто в практике используется интегральный показатель качества производимой продукции.
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2016 | 79
В разрезе данной научной статьи предлагается интегральный показатель качества продукции, который определяется при проверке конечной продукции на уровень ее пригодности и базируется на отношении суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:
Кя = Ес/(Ве + Вп),
где Ес - суммарный эффект от эксплуатации и потребления, руб.; Вк - суммарные капитальные затраты на создание продукции (разработку, монтаж, изготовление); Вп - суммарные текущие затраты на эксплуатацию (техническое обслуживание, ремонты, снабжение запасными частями и др.).
Если срок службы производимой продукции превышает один год, то все затраты в знаменателе формулы интегрального показателя качества сводятся до последнего года службы.
Кроме того, важно отметить, что наряду с интегральным показателем качества продукции может применяться обратная величина, которая называется удельными затратами на единицу эффекта.
Таким образом, в данной научной статье предложена методика контроля качества продукции промышленного предприятия, основанная на разделении качества продукции по классам. Для контроля продукции рекомендуется использовать ряд коэффициентов: готовности, пригодности, производительности, массовости.
Контроль рекламаций позволяет сделать вывод, каким структурным подразделениям нужно повысить качество выполняемых работ, чтобы улучшить уровень качества производимой продукции. Для комплексной оценки контроля качества целесообразно использовать интегральный показ- ник качества производимой продукции.
Литература:
1. Деминг В.Е. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с.
2. Контроль качества продукции в машиностроении./ под ред. Г.Е. Федорова. К.; Краматорск, 2008. - 332 с.
3. Кутай А.Ы. Анализ точности и контроль качества в машиностроении. - М.: 2008. - 363 с.
УДК 338
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники РФ, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Анастасов М.С., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУВПО «Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет» (МАДИ)
Рассмотрены проблемы обеспечения сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралей в современной системе развития транспортной инфраструктуры России. Представлены результаты систематизации наиболее распространенных подходов к сбалансированному развитию экономических систем. Показано, что сложность экономических систем в сочетании со множественностью факторов, определяющих их функционирование предопределяет использование множества групп выделенных методов обеспечения сбалансированного развития экономических систем.
Ключевые слова: анализ, подходы, сбалансированное развитие экономические системы.
THE ANALYSIS OF APPROACHES OF BALANCED DEVELOPMENT OF
ECONOMIC SYSTEMS
Tebekin A., Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia Anastasov М., Ph. D., associate professor of the Economics of road transport chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction
University» (MADI)
The article considers the problems of balancing innovation, investment and operating phases of the motor roads in the modern system the development of transport infrastructure of Russia. Presents the results of systematization of the most common approaches to balanced development of economic systems. It is shown that the complexity of economic systems, combined with the multiplicity offactors determining their functioning determines the multiple groups of the selected methods ensure a balanced development of economic systems.
Keywords: analysis, approaches, balanced development of the economic system
В Концепции долгосрочного социально-экономического раз- первую очередь, обусловлена тем, что формирование инновацион-
вития Российской Федерации на период до 2020 года среди вызовов ного социально ориентированного типа экономического развития
предстоящего долгосрочного периода обозначились новые внутрен- опирается на модернизацию традиционных секторов российской
ние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием, экономики, которые будут опережать объемы продукции отраслей
в первую очередь транспортной и энергетической инфраструктуры высоких переделоввплоть до 2020 года.
и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При этом на внешнем рынке задача закрепления и расширение
При этом если сложившиеся негативные тенденции сохранятся, то глобальных конкурентных преимуществ России также во многом
инфраструктурные ограничения могут привести к резкому замед- связана с формированием конкурентоспособной транспортной
лению темпов экономического роста в России. инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потен-
Развития автотранспортных магистралей сегодня рассматрива- циала российской экономики. На внутреннем рынке переход к новой
ется в качестве одного из решающих факторов сбалансированного модели пространственного развития российской экономики связан с
пространственного развития страны, способствующего созданию формированием новых центров социально-экономического развития,
разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уро- опирающихся на развитие транспортной инфраструктуры, и создание
вень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности сети территориально-производственных кластеров, реализующих
населения. При этом в интересах снижения масштабов региональ- конкурентный потенциал территорий. Решение этих задач невозможно
ного неравенства развитие автотранспортных магистралей будет без инновационного развития автотранспортных магистралей. способствовать как формированию новых территориальных центров Развитие автотранспортных магистралей во многом связано с
роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов и развития решением проблемы снижения предпринимательских и инвестици-
промышленности, так и в традиционных регионах концентрации онных рисков на этапах исследований и разработок. Это проблему
инновационного, промышленного и аграрного потенциала России. предполагается разрешить в рамках частно-государственного пар-
Важность развития автотранспортных магистралей России, в тнерства с использованием формулы развития «демократия - человек