В разрезе данной научной статьи предлагается интегральный показатель качества продукции, который определяется при проверке конечной продукции на уровень ее пригодности и базируется на отношении суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:
Кя = Ес/(Ве + Вп),
где Ес - суммарный эффект от эксплуатации и потребления, руб.; Вк - суммарные капитальные затраты на создание продукции (разработку, монтаж, изготовление); Вп - суммарные текущие затраты на эксплуатацию (техническое обслуживание, ремонты, снабжение запасными частями и др.).
Если срок службы производимой продукции превышает один год, то все затраты в знаменателе формулы интегрального показателя качества сводятся до последнего года службы.
Кроме того, важно отметить, что наряду с интегральным показателем качества продукции может применяться обратная величина, которая называется удельными затратами на единицу эффекта.
Таким образом, в данной научной статье предложена методика контроля качества продукции промышленного предприятия, основанная на разделении качества продукции по классам. Для контроля продукции рекомендуется использовать ряд коэффициентов: готовности, пригодности, производительности, массовости.
Контроль рекламаций позволяет сделать вывод, каким структурным подразделениям нужно повысить качество выполняемых работ, чтобы улучшить уровень качества производимой продукции. Для комплексной оценки контроля качества целесообразно использовать интегральный показ- ник качества производимой продукции.
Литература:
1. Деминг В.Е. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с.
2. Контроль качества продукции в машиностроении./ под ред. Г.Е. Федорова. К.; Краматорск, 2008. - 332 с.
3. Кутай А.Ы. Анализ точности и контроль качества в машиностроении. - М.: 2008. - 363 с.
УДК 338
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники РФ, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Анастасов М.С., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУВПО «Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет» (МАДИ)
Рассмотрены проблемы обеспечения сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралей в современной системе развития транспортной инфраструктуры России. Представлены результаты систематизации наиболее распространенных подходов к сбалансированному развитию экономических систем. Показано, что сложность экономических систем в сочетании со множественностью факторов, определяющих их функционирование предопределяет использование множества групп выделенных методов обеспечения сбалансированного развития экономических систем.
Ключевые слова: анализ, подходы, сбалансированное развитие экономические системы.
THE ANALYSIS OF APPROACHES OF BALANCED DEVELOPMENT OF
ECONOMIC SYSTEMS
Tebekin A., Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia Anastasov М., Ph. D., associate professor of the Economics of road transport chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction
University» (MADI)
The article considers the problems of balancing innovation, investment and operating phases of the motor roads in the modern system the development of transport infrastructure of Russia. Presents the results of systematization of the most common approaches to balanced development of economic systems. It is shown that the complexity of economic systems, combined with the multiplicity offactors determining their functioning determines the multiple groups of the selected methods ensure a balanced development of economic systems.
Keywords: analysis, approaches, balanced development of the economic system
В Концепции долгосрочного социально-экономического раз- первую очередь, обусловлена тем, что формирование инновацион-
вития Российской Федерации на период до 2020 года среди вызовов ного социально ориентированного типа экономического развития
предстоящего долгосрочного периода обозначились новые внутрен- опирается на модернизацию традиционных секторов российской
ние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием, экономики, которые будут опережать объемы продукции отраслей
в первую очередь транспортной и энергетической инфраструктуры высоких переделоввплоть до 2020 года.
и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При этом на внешнем рынке задача закрепления и расширение
При этом если сложившиеся негативные тенденции сохранятся, то глобальных конкурентных преимуществ России также во многом
инфраструктурные ограничения могут привести к резкому замед- связана с формированием конкурентоспособной транспортной
лению темпов экономического роста в России. инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потен-
Развития автотранспортных магистралей сегодня рассматрива- циала российской экономики. На внутреннем рынке переход к новой
ется в качестве одного из решающих факторов сбалансированного модели пространственного развития российской экономики связан с
пространственного развития страны, способствующего созданию формированием новых центров социально-экономического развития,
разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уро- опирающихся на развитие транспортной инфраструктуры, и создание
вень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности сети территориально-производственных кластеров, реализующих
населения. При этом в интересах снижения масштабов региональ- конкурентный потенциал территорий. Решение этих задач невозможно
ного неравенства развитие автотранспортных магистралей будет без инновационного развития автотранспортных магистралей. способствовать как формированию новых территориальных центров Развитие автотранспортных магистралей во многом связано с
роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов и развития решением проблемы снижения предпринимательских и инвестици-
промышленности, так и в традиционных регионах концентрации онных рисков на этапах исследований и разработок. Это проблему
инновационного, промышленного и аграрного потенциала России. предполагается разрешить в рамках частно-государственного пар-
Важность развития автотранспортных магистралей России, в тнерства с использованием формулы развития «демократия - человек
- технологии», которая призвана способствовать реализации Россией своих потенциальных возможностей, и даст возможность занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Наряду с инновационной и инвестиционной проблемами развития автотранспортных магистралей в последнее время обострилась и эксплуатационная проблема. Нехватка автотранспортных магистралей сама по себе увеличивает нагрузку на них. А аномальная жара летом 2010 года выявила многочисленные нарушения технологии создания автотранспортных магистралей.
Таким образом, обеспечение сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралейв современной системе развития транспортной инфраструктуры России представляет собой актуальную научную проблему, требующую скорейшего решения.
Проблемы сбалансированности инновационного и инвестиционного развития экономических систем, представляющее собой относительно новое научное направление, были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых.
Гносеологической основой исследования сбалансированности развития экономических систем являются положения экономической теории, описывающие содержание и взаимосвязи экономических циклов хозяйствования.
В известных научных трудах нашли широкое отражение: - проблемы сбалансированности развития экономических
систем;
- проблемы инновационного развития экономических систем;
- проблемы инвестиционного развития экономических систем;
- проблемы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов;
- исследования жизненного цикла инноваций с позиций развития инструментов и технологий управления параметрами жизненного цикла инноваций с позиций сбалансированного развития инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах.
Специфика развития автотранспортных магистралей требует наряду с инновационным и инвестиционным циклом большое внимание уделять и эксплуатационному циклу, что обусловлено квазинепрерывным характером использования автотранспортных магистралей. Учитывая данную специфику развития автотранспортных магистралей и существующий низкий уровень развития автотранспортных магистралей в России (в сравнении с другими странами) возникла объективная необходимость в методологической проработке проблемных вопросов обеспечения сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралей.
В процессе исследования методологических основ сбалансированного развития экономических систем были учтены результаты научных исследований, получившие отражение в трудах
Таблица 1. Основные подходы к сбалансированному развитию экономических систем
№ Подход Характеристики
1 Системный подход Направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
2 Процессный подход Позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании, действительно создающими добавленную стоимость; а также, интегрировать часто разрозненные действия функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат
3 Ситуационный подход Направлен на увязку конкретных приемов и теорий управления развитием экономической системы с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
4 Комплексный подход Требования комплексной изменяемости экономической системы, обусловленные технико-технологическими, экологическими, экономическими, организационными, социально-психологическими, политико-правовыми и иными факторами, определяющими функционирование экономической системы, в их взаимосвязи.
5 Интеграционный подход Предполагает: - исследование и усиление взаимосвязей между подсистемами экономической системы и отдельными сотрудниками; - увеличение эффекта от взаимодействия по мере движения экономической системы по стадиям жизненного цикла; - рационализацию схем управления экономической системой с целью углубления сотрудничества участников этой деятельности, усиления взаимодействия и взаимосвязи между подсистемами экономической системы.
6 Маркетинговый подход Предусматривает ориентацию экономической системы на создание продукции (товаров, работ, услуг) удовлетворяющей запросам конкретных потребителей, включая: - повышение качеств создаваемой продукции в соответствии с нуждами потребителя; - экономию потребителем ресурсов при использовании продукции за счет реализации новых технологий; - экономию ресурсов в производстве не столько за счет факторов масштаба производства, сколько за счет использования достижений научно-технического прогресса; - применение эффективных инновационных систем управления производством.
7 Функциональный подход Рассматривает деятельность экономических систем как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения, как запросов потребителей, так и внутренних потребностей. Реализация каждой из функций сопряжена с множеством технологий их осуществления. Из этих вариантов выбирается та технология, которая обеспечивает максимальное (либо заданное - не менее) соотношение полезного эффекта и затрат на его достижение.
8 Динамический подход Предполагает рассмотрение процессов функционирования экономических систем в их динамическом развитии, с учетом причинно-следственных связей и соподчиненности входящих подсистем и элементов.
9 Воспроизводственный подход Предполагает ориентацию процессов функционирования экономической системы как на постоянное обновление создаваемых продуктов (товаров, работ, услуг), так и на непрерывное обновление основного каптала компании, непрерывное развитие ее кадрового потенциала.
10 Нормативный подход Предполагает установление нормативов управления по целевым, функциональным и обеспечивающим подсистемам рассматриваемой компании.
11 Количественный подход Предполагает акцентирование в оценках эффективности функционирования экономических систем не на качественных, а на количественных показателях с использованием экономико-математических и статистических методов.
12 Административный подход Предполагает регламентацию функций, прав, обязанностей, требований качества, уровня допустимых затрат, продолжительности отдельных процессов экономической системы в нормативных актах.
13 Поведенческий подход Предполагает гибкую реакцию экономической системы на возможности и потребности участников процессов ее функционирования, позволяющую оказать помощь сотрудникам в осознании собственных возможностей.
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2016 | 81
ЛеонтьеваВ.В.[1, 543с.], Ведуты Н.И.[2, 254с.], Нортона Д. и Каплана Р.[3, 314с.], Ксенофонтова В.И.[4, 192с.], Григорьева О.С.[5, 149с.], Корчагина П.В.[6, 235с.], Ханалиева Г.И.[7, 256с.], Божко Л.Л.[8, 142с.], Шульгина С.Б.[9, 254с.], Зайцева В.Г.[10, с.1-16], Сельскова А.В.[11, 240с.], Тебекина А.В. [12, 481 е.; 13, 474 с.]и др.
В данном исследовании методология рассматривается как наука о методах научного исследования и способах изучения их познавательной и практической ценности в рамках цепочки:«подход (как совокупность приемов и способов исследования) - метод (как способ построения и обоснования систем научного познания, совокупность приемов и операций получения нового научного знания) - программа (как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих действий определенной целевой направленности) - алгоритм (как последовательность действий и правил принятия решений при проведении исследований)».
Результаты проведенной систематизации наиболее распространенных подходов к сбалансированному развитию экономических систем представлена в табл.1.
Системный подход обеспечивает сбалансированное функционирование рассматриваемого объекта как системы, осуществляющей преобразование «входных» ресурсов в «выходные» результаты за счет соблюдения следующих принципов:
- процесс принятия решения о деятельности должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
- необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
- цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями компании как системы;
- восхождение при осуществлении деятельности от абстрактного представления к конкретным результатам;
- единство анализа и синтеза логического и исторического подходов к осуществлению деятельности компании;
- проявление в компании разнокачественных связей и взаимодействий, обогащающих осуществляемую деятельность.
Процессный подход предполагает определение динамических требований сбалансированности при запланированных процессах, обеспечивая тем самым непрерывный рост взаимосвязи процессов управления, являющегося результатом суммирования всех функций, описывающих процессы непрерывных взаимосвязанных действий по развитию экономической системы.
Ситуационный подход предполагает определение требований к сбалансированной изменяемости при существенном изменении внешних условий функционирования экономической системы.
Комплексный подход предусматривает обеспечение сбалансированного развития экономической системы в условиях вероятной асимметричности многофакторных воздействий.
Интеграционный подход обеспечивает рост сбалансированности развития экономической системы по мере роста взаимодействия входящих в нее подсистем и отдельных элементов.
Маркетинговый подход помогает обеспечить баланс интересов производителей и потребителей, повышая тем самым рыночные перспективы развития экономической системы.
Функциональный подход позволяет достичь желаемого баланса между ожидаемыми эффектами и затратами на выполнение каждой из функций.
При динамическом подходе на основе сочетания перспективного и ретроспективного анализа динамики развития экономических систем осуществляется поиск схем сбалансированного их развития.
Воспроизводственный подход требует сбалансированности при осуществлении в экономических системах циклических воспроизводственных процессов.
Нормативный подход обеспечивает нормативное закрепление сбалансированного развития всех подсистем экономической системы.
Рис.1. Результаты систематизации методов сбалансированного развития экономических систем.
При количественном подходе использование количественных показателей позволяет оценить уровень дисбаланса в экономической системе и внести корректирующие воздействия для балансировки развития.
Административный подход обеспечивает функциональный и ресурсный баланс отдельных подсистем компании и компании как экономической системы в целом.
Поведенческий подход позволяет повысить эффективность работы как отдельных сотрудников за счет сбалансированного использования различных форм мотивации, так и подразделений в их взаимодействии за счет соблюдения баланса интересов бизнес-единиц экономической системы.
Таким образом, методологическую основу сбалансированного развития экономических систем как сложных объектов, подверженных многофакторным внешним воздействиям и внутренним изменения составляют следующие дополняющие друг друга подходы: комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный, системный.
Результаты систематизации методов сбалансированного развития экономических систем представлены на рис.1. Содержание указанных групп методов приведено в табл.2-12 соответственно.
Таким образом, проведенные исследования показали, что сложность экономических систем как объектов управления в сочетании со множественностью факторов, определяющих их функционирование сбалансированное развитие предопределяет использование множества подходов и групп методов обеспечения сбалансированного развития экономических систем, среди которых выделяются: методы теории систем, математические методы, методы общей теории управления, финансовые методы, маркетинговые методы, экономические методы, методы нематериального стимулирования развития экономических систем, методы мотивации в управлении персоналом, политические методы, эвристических методов и методы инновационного менеджмента.
Детальное рассмотрение методов, представляющих перечисленные группы, позволяет оценить их необходимый и достаточный уровень для исследования сбалансированного развития экономических систем.
Литература:
1. ЛеонтьевВ.В. Избранные произведения. В 3-х томах. Том 2. Специальные исследования на основе методологии «Затраты - выпуск». - М.: Экономика, 2006. 543 с.
2. Ведута, Н. И. Социально эффективная экономика / Под общей ред. докт. экон. наук. Ведута Е. Н — М.: РЭА, 1999, 254с.
3. Каплан Р. , Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2013, 314 с.
4. Ксенофонтов В.И. Теория и методология управления сбалансированным развитием регионов.- Краснодар: ЦНТИ, 2010, 192с.
5. Григоров О.С. Методические основы сбалансированного управления развитием строительно-экономических систем (На примере предприятий строительного комплекса Новосибирской области) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Новосибирск, 2000 149 с.
6. Корчагин П. В. Экономическое и социальное развитие территорий: интегрированная концепция / П. В. Корчагин. - Тольятти : Тольяттинский гос. ун-т сервиса, 2007. - 235 с.
7. Ханалиев, Г.И. Сбалансированное развитие региональной социально-экономической системы[Текст]/ Г.И. Ханалиев. - Ставрополь: СевКавГТУ, ИИЦ «Фабула», 2011. - 256 с.
8. Божко, Л. Л. Теоретико-методологические основы исследования экономического развития приграничных территорий [Текст] : [монография] / Л. Л. Божко ; под ред. Е. Г. Анимицы. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011.
9. Шульгин Д.Б. Системы управления интеллектуальной собственностью / Д.Б. Шульгин. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 254 с.
10. Зайцев В.Г. Методические основы формирования условий сбалансированного развития региона на основе использования модели межотраслевого баланса.// Региональная экономика, №10, 2011.
11. Сельсков А.В. Система сбалансированного развития инновационного, инвестиционного и производственного процессов промышленной корпорации. Изд-во «Риалтекс», 2009.
12. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.
13. Теоретические основы управления инновациями. Научная монография. Под ред. проф. Тебекина А.В. - СПб.: Стратегия будущего, 2016. - 474с.
ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №5 2016 | 83