3. Korobchinskiy O.L. Methods of forming a system of economic security // Aktualni problemi ekonomiki. -2009. - № 4. - S. 41-45.
4. Lohanova N. The control system as economic security: issues, the concept of / N. Lohanova // Ekonomist. - 2005. - № 2. - S. 52 -56.
5. Lyannoy G. Еnterprise economic security system // BOS - zhurnal o lichnoy i kommercheskoy bezopasnosti. - 2006. - № 7. - S. 16-19.
6. Shemaеva L.G. Economic security in a strategic interaction with the subjects of the environment: avtoref. dis. d-ra. ekon. nauk. Un-t ekonomiki ta prava «KROK». - K.: 2010. - 39 s.
7. Yarochkin V.I. Security firms. - M. : Izd-vo «Os-89». - 2003.- 352 s.
ДАН1 ПРО АВТОР1В
Коваленко Олена Валерпвна, д.е.н., професор кафедри економки пщприемства
Болдуев 1гор Серпйович, магютрант
3anopi3bKa державна шженерна академiя
просп. Ленша, 226, м.Запорiжжя, 69000, Украша
e-mail: ap0005aa@mail.ru
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Коваленко Е.В., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятия Болдуев Игорь Сергеевич, магистрант Запорожская государственная инженерная академия просп.Ленина, 226, г.Запорожье, 69000, Украина e-mail: ap0005aa@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kovalenko Elena Valeriivna, doctor of economic science, professor head of the Economy Enterprise department
Bolduev Igor, Master's Degree student Zaporozhye State Engineering Academy Lenin Avenye, 226, Zaporizhia, 69000, Ukraine e-mail: ap0005aa@mail.ru
УДК 332.821(470.61)
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНО! ОЦ1НКИ ДОСТУПНОСТ1 ЖИТЛОВО-КОМУНАЛЬНИХ ПОСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕННЯ
Кракашова О.А.
Ключов'1 слова: житло, житлово-комунальн послуги, доступнсть житлово-комунальних послуг, платоспроможнсть населення.
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Кракашова О.А.
Предметом исследования является жилищно-коммунальные услуги для населения; цель заключается в поиске путей обеспечения их доступности.
Методологической основой статьи стали общенаучные методы познания, концептуальные положения современных экономических теорий.
Результаты работы: Описанная методика основана на информационной модели доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, разработанной в рамках модели комплексной оценки доступности жилья для населения. Она включает 3 составляющие: физическая, экономическая и информационная доступность. Представляет собой иерархию факторов, оценивающих каждую из составляющих, посредством набора показателей.
Выводы: В процессе исследования проанализирован и обобщен имеющийся опыт оценки доступности ЖКУ для населения. Учтены особенности российской статистики, в части периодической смены методологии расчета отдельных статистических показателей, вследствие чего образуются существенные пропуски в динамических рядах некоторых показателей. В результате исследования получен набор показателей, оценивающих доступность ЖКУ в комплексе трех ее составляющих, причем каждый из показателей преследует свои оценочные цели.
Ключевые слова: жилье, жилищно-коммунальные услуги, доступность жилищно-комунальных услуг, платежеспособность населения.
THE METHODS FOR ANALYZING THE AVAILABILITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES FOR THE POPULATION
Krakashova O.A.
The subject of study is the housing and communal services for the population; the goal is to find ways to ensure their availability.
Methodology work is the general scientific methods of cognition, conceptual principles of modern economic theories.
The results of the work. The described method is based on the information model the availability of the housing and communal services for population, developed in the framework of the model of integrated assessment of housing affordability for the population. It includes 3 components: physical, economic and information accessibility. Is a hierarchy of factors, assessment of evaluating each component, through a set of indicators.
Conclusions. In the process of studying the existing experience of evaluating the accessibility of housing and utilities services for the population is analyzed. The peculiarities of Russian statistics are taken into consideration as regards to periodic changes in methodology of calculating the individual statistical indicators, so that the significant gaps in time series of some indicators are formed. As a result of the investigation, the set of indicators evaluating the accessibility of housing and utilities cervices in combination of its three components was obtained, while each of the indicators has its own evaluation goals.
Keywords: accommodation, housing and communal services, availability the accessibility of housing and utilities services, population paying capacity
Переживаемый в настоящее время экономический кризис обостряет, и без того достаточно остро стоящие, вопросы платежеспособности населения за жилье и потребляемые жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Актуальность анализа доступности ЖКУ для населения обусловлена требованием федерального закона РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» №210-ФЗ от 30.12.2004 г., в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации «...устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.» [1, пп.2 п.4 ст.4] и отсутствуем, на сегодняшний день, отработанной практики оценки реальной физической и экономической, не говоря уже об информационной, доступности услуг для домохозяйств, стандартных методик или законодательных требований о проведении таких исследований на государственном или местном уровнях [2, с.10].
Проблеме доступности ЖКУ посвящены работы многих ученых таких как: Е.В. Агитаев, А.Б. Гусев, А.В. Ермишина, Л.В. Клименко, И.В. Панасенко, С.Б. Сиваев, др.
Ученые, специалисты-практики и законодатели на местах предлагают самые разнообразные критерии доступности ЖКУ для населения.
Показатели, предлагаемые учеными-теоретиками, порой весьма изобретательны. В частности, А.Б. Гусевым предложена «. методика оценки социальной доступности жилищно-коммунальных услуг по регионам страны. Критерием доступности ЖКУ выступает такое число детей в семье, при котором оба работающих родителя смогут обеспечивать прожиточный минимум своей семье и при этом полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги без субсидий.» [2].
Чиновники органов государственной власти и местного самоуправления, как правило, более прозаичны. На сегодняшний день одними из основных показателей, характеризующих доступность ЖКУ для населения в региональных и местных законодательных актах, являются:
1) доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах) [3];
2) доля населения, получающего субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [4];
3) уровень платежной дисциплины населения по оплате ЖКУ.
На наш взгляд, они тоже весьма не однозначны. В частности, в силу того, что при определении доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе домохозяйства применяются данные о номинально начисленной заработной плате, без учета отчислений на уплату налогов (на доходы физических лиц, земельного и на имущество физических лиц (с 2016 г. - налог на недвижимое имущество), транспортного налога) и обязательных сборов с физических лиц (обязательного страхования автогражданской ответственности и др.). В результате, в зависимости от имущественной обеспеченности домохозяйства, сумма денежных средств, оставшихся в распоряжении домохозяйства после уплаты налогов и сборов, оказывается существенно меньше совокупного дохода, используемого для определения доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, на наш взгляд, важно не только и не столько то, какую долю совокупного дохода семья тратит на оплату ЖКУ, сколько какая сумма денежных средств останется в распоряжении домохозяйства после уплаты налогов и обязательных сборов и оплаты ЖКУ1, хватит ли ее для обеспечения хотя бы минимального стандарта жизнеобеспечения [5].
Следует также отметить, что все эти показатели тесно связаны между собой.
1 В том числе и с помощью субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Действительно, если оплатив ЖКУ у домохозяйства не останется средств для обеспечения, хотя бы, физического выживания (приобретения минимального набора продуктов питания, лекарств, одежды и средств личной гигиены), скорее всего, оно не будет оплачивать ЖКУ или, по крайней мере, оплатит их не полностью, т.е. будет иметь задолженность.
В то же время, согласно правилам предоставления субсидий, они предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению [3, п.6].
Примечательно, что социальная поддержка населения по оплате жилья и коммунальных услуг, призванная снизить бремя коммунальных платежей для малообеспеченных слоев населения, также оказалась не слишком эффективным механизмом. Официальные статистические данные показывают, что, например, в Ростовской области при более высокой численности населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, чем в среднем по России, доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, существенно ниже среднероссийского уровня. Эта ситуация во многом обусловлена сложностью оформления жилищных субсидий и крайне малой их величиной, по сравнению с общей суммой платежей за ЖКУ [6].
Кроме того, на уровень платежной дисциплины населения по оплате ЖКУ, на наш взгляд, помимо экономической доступности ЖКУ для населения, т.е. возможности их оплатить в принципе, достаточно ощутимое влияние оказывают еще желание оплачивать данные услуги и риски, связанные с несвоевременностью оплаты ЖКУ [5].
Целью данной работы является построение информационной модели анализа факторов, определяющих доступность жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) для домохозяйств, и разработка методики ее комплексной оценки.
Достижение цели исследования обеспечивалось решением следующих задач:
• разработка концепции комплексной оценки доступности ЖКУ для населения;
• построение информационной модели доступности ЖКУ для домохозяйств в форме концептуальной иерархической факторной модели;
• определение набора показателей, оценивающих каждую составляющую доступности ЖКУ;
• получение агрегированных показателей доступности каждой составляющей и общего, характеризующего доступность ЖКУ в целом.
Концепция комплексной оценки доступности ЖКУ для населения
Говоря о факторах доступности ЖКУ для населения, на наш взгляд, необходимо разделять понятия физической и экономической доступности, которые в свою очередь по периодичности действия можно подразделить на единовременные и текущие. При этом под физической (технико-технологической) доступностью понимается возможность присоединения к коммунальным сетям и потребления качественных ЖКУ, а под экономической - возможность оплатить потребленные услуги.
Кроме того, целесообразно выделить информационную составляющую доступности ЖКУ, понимаемую как доступность информации нормативно-правового характера о правах потребителей ЖКУ, номенклатуре, периодичности и качестве услуг (особенно актуально в части услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту жилого фонда и оборудования), а также организациях, оказывающих данные услуги, расписании их работы и способе оплаты услуг. Сюда же, на наш взгляд, следует отнести оценку возможности посмотреть перечисленные выше данные, оформить необходимые заявки и оплатить услуги через личный кабинет на сайте организации в сети Интернет, а также доступность оплаты через платежные терминалы, банкоматы и отделения различных банков и почтовые отделения.
Информационная модель доступности ЖКУ для домохозяйства
Информационная модель доступности ЖКУ для населения разработана в рамках модели комплексной оценки доступности жилья для населения [7], включает 3 составляющие: физическая, экономическая и информационная доступность; представляет собой иерархию факторов, оценивающих каждую из составляющих, посредством набора показателей.
Оплата ЖКУ существенно зависят от размера и структуры домохозяйства, от типа занимаемого жилья, уровня его благоустройства и общей площади (рисунок) [8].
Физическая доступность ЖКУ определяется наличием организаций, оказывающих данные услуги, наличием и состоянием коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, уровнем его благоустройства, которые определяют технические возможности присоединения новых абонентов к сетям и качество, в том числе, бесперебойность ЖКУ.
Информационная доступность ЖКУ определяется:
• наличием и широким доступом к информации о:самих услугах (номенклатуре (перечне) и периодичности их оказания, качестве, нормативном и фактическом потреблении, в т.ч. общедомовом), нормативно-правовых актах, регулирующих отношения субъектов в сфере оказания ЖКУ, правах и обязанностях их поставщиков и потребителей, утвержденных стандартах (ГОСТ, СНиП, СанПиН);
• уровнем развития информационных технологий в ЖКХ и возможности доступа к ним, хотя бы в ограниченном режиме, населения: геоинформационных систем (ГИС ЖКХ), личных кабинетов абонентов на сайтах госуслуг, единых расчетных центров и организаций жилищно-коммунального комплекса в сети
Интернет, систем информационно-правовой поддержки ТСЖ и отдельных абонентов, информирования населения по электронной почте и этэ оповещения, современных технологий оплаты услуг (банки, банкоматы, платежные терминалы, интернет-банки.
Методика комплексной оценки доступности ЖКУ для населения, посредством набора показателей, характеризующих каждую составляющую доступности
В результате анализа информационной модели доступности ЖКУ, был определен ряд показателей, характеризующих составляющие доступности ЖКУ:
1. Физическую:
1.1. Удельный вес общей площади жилого фонда (ЖФ), оборудованного /'-ым (1 = 1Тп) видом благоустройства в общей площади всего ЖФ;
1.2. Уровень износа ЖФ;
1.3. Удельный вес общей площади аварийного и ветхого жилья в общей площади всего ЖФ;
1.4. Удельный вес общей площади аварийного жилья в общей площади всего ЖФ;
1.5. Удельный вес общей площади ветхого жилья в общей площади всего ЖФ;
1.6. Удельный вес общей площади капитально отремонтированного жилья в общей площади всего ЖФ;
Рисунок. Факторы, определяющие экономическую доступность ЖКУ
1.7. Доля населения, проживающего в аварийном и ветхом жилье, подлежащего переселению в общей численности населения;
1.8. Доля населения, проживающего в аварийном жилье, подлежащего переселению в общей численности населения;
1.9. Доля населения, проживающего в ветхом жилье, подлежащего переселению в общей численности населения;
1.10. Доля населения, переселенного из аварийного и ветхого жилья, в общей численности населения, подлежащего переселению;
1.11. Доля населения, переселенного из аварийного жилья, в общей численности населения, подлежащего переселению;
1.12. Доля населения, переселенного из ветхого жилья, в общей численности населения, подлежащего переселению;
1.13. Коэффициент монополизации в сфере оказания услуг по содержанию и ремонту ЖФ;
1.14. Коэффициент монополизации в сфере оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов;
1.15. Коэффициент использования производственной мощности коммунальной инфраструктуры /-ого
вида;
1.16. Уровень износа разводящих сетей ¡-ого вида (уличных, квартальных, внутридомовых);
1.17. Удельный вес аварийных и ветхих коммунальных сетей (уличных, квартальных, внутридомовых) ¡-ого вида в их общей протяженности;
1.18. Удельный вес аварийных коммунальных сетей (уличных, квартальных, внутридомовых) ¡-ого вида в их общей протяженности;
1.19. Удельный вес ветхих коммунальных сетей (уличных, квартальных, внутридомовых) ¡-ого вида в их общей протяженности;
1.20. Удельный вес коммунальных сетей (уличных, квартальных, внутридомовых), подлежащих ремонту, ¡-ого вида в их общей протяженности;
1.21. Удельный вес отремонтированных в текущем периоде коммунальных сетей (уличных, квартальных, внутридомовых) ¡-ого вида в общей протяженности соответствующих сетей, подлежащих ремонту;
1.22. Удельный вес коммунальных сетей(уличных, квартальных, внутридомовых), подлежащих замене, ¡-ого вида в их общей протяженности;
1.23. Удельный вес замененных в текущем периоде коммунальных сетей (уличных, квартальных, внутридомовых) ¡-ого вида в общей протяженности соответствующих сетей, подлежащих замене;
1.24. Относительный динамический показатель аварийности коммунальных сетей ¡-ого вида;
1.25. Сравнительный показатель аварийности коммунальных сетей ¡-ого вида муниципального образования (региона) в отношении к средней аварийности данных сетей по региону (федеральному округу, стране);
1.26. Степень соответствия качества ¡-ой ЖКУ установленному стандарту;
1.27. Уровень бесперебойности оказания ¡-ой ЖКУ;
1.28. Доля населения, обеспеченного доступом к коммунальной инфраструктуре ¡-ого вида [9];
1.29. Коэффициент обеспечения потребности в ¡-ом товаре или услуге организации коммунального комплекса (ОКК) (¡-ой коммунальной услуге) [9];
2. Экономическую:
2.1. Доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном (среднемесячном) доходе домохозяйства (коэффициент доступности ЖКУ)2;
2.2. Модифицированный коэффициент доступности жКу - доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в среднемесячном располагаемом доходе (среднемесячный доход за вычетом налогов и обязательных платежей) домохозяйства;
2.3. Доля затрат на ЖКУ в средней заработной плате по региону (по муниципальному образованию);
2.4. Доля затрат на ЖКУ в минимальном размере начисленной пенсии по региону (муниципальному образованию);
2.5. Доля затрат на ЖКУ в среднем размере начисленной пенсии по региону (муниципальному образованию);
2.6. Доля затрат на ЖКУ в среднем размере детского пособия по региону (муниципальному образованию);
2.7. Доля затрат на ЖКУ в минимальном размере пособия по уходу за ребенком по региону (муниципальному образованию);
2.8. Доля затрат на ЖКУ в минимальном размере пособия на ребенка для одиноких матерей по региону (муниципальному образованию);
2.9. Доля расходов населения по оплате ¡-го товара или услуги ОКК (¡-ой коммунальной услуги) в среднедушевом доходе граждан [9];
2.10. Доля затрат на оплату ЖКУ в величине прожиточного минимума (для всего населения региона, для работающих, для детей и для пенсионеров);
2.11. Доля затрат на ЖКУ в установленной величине минимального размера оплаты труда (МРОТ);
2.12. Доля семей, имеющих право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [9];
2.13. Доля населения, имеющего право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2.14. Доля семей получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в общем числе семей, проживающих на территории субъекта РФ (муниципального образования) 3;
2.15. Доля населения получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в общей численности населения субъекта РФ (муниципального образования);
2.16. Доля домохозяйств (семей4), получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в общем числе домохозяйств (семей), имеющих на них право по закону (в соответствии с уровнем совокупных доходов и расходов на оплату ЖКУ в пределах социальных норм общей площади жилья и потребления коммунальных услуг);
2 Включен в оценку, т.к. используется госструктурами.
3 Включен в оценку, т.к. используется госструктурами.
4 В официальной статистике, публикуемой Росстатом, имеются данные либо по числу (доле) семей, либо численности (доле) населения.
2.17. Доля домохозяйств (семей), получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в общем числе домохозяйств (семей), имеющих совокупные доходы ниже величины прожиточного минимума;
2.18. Доля населения, получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг общей численности населения, имеющего на них право по закону (в соответствии с уровнем совокупных доходов и расходов на оплату ЖКУ в пределах социальных норм общей площади жилья и потребления коммунальных услуг);
2.19. Доля населения, получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в общей численности населения, имеющих совокупные доходы ниже величины прожиточного минимума;
2.20. Коэффициент использования субсидий низко доходными группами населения, как отношение доли населения, получающего субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, к доле населения, имеющего доходы не превышающей величины прожиточного минимума;
2.21. Рост доли семей получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем числе семей, проживающих на территории субъекта РФ (муниципального образования);
2.22. Рост доли населения, получающего субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общей численности населения субъекта РФ (муниципального образования);
2.23. Доля дебиторской задолженности населения по оплате ЖКУ в общем объеме платежей, выставленных к оплате;
2.24. Доля просроченной дебиторской задолженности населения по оплате ЖКУ в общей сумме дебиторской задолженности
2.25. Доля населения, имеющего дебиторскую задолженность по оплате ЖКУ;
2.26. Доля населения, имеющего просроченную дебиторскую задолженность по оплате ЖКУ;
2.27. Средняя продолжительность дебиторской задолженности населения по оплате ЖКУ;
2.28. Доля среднемесячных денежных доходов домохозяйства, оставшихся в его распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей, а также оплаты ЖКУ, потребленных в прошлом месяце;
2.29. Отношение индекса цен на ЖКУ к индексу потребительских цен;
2.30. Доля расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья [9];
3. Информационную:
• бинарные переменные (1 - да, 0 - нет):
3.1. Возможность оплаты ¡-ой ЖКУ через отделения банков;
3.2. Возможность оплаты ¡-ой ЖКУ через банкоматы;
3.3. Возможность оплаты ¡-ой ЖКУ через почтовые отделения;
3.4. Возможность оплаты ¡-ой ЖКУ через платежные терминалы;
3.5. Возможность оплаты ¡-ой ЖКУ через личный кабинет банк-оп-Ппв;
3.6. Наличие в открытом доступе в сети Интернет информации о качестве ¡-ой ЖКУ;
3.7. Наличие опубликованной в местной прессе информации о качестве ¡-ой ЖКУ;
3.8. Наличие в открытом доступе в сети Интернет информации о перечне и периодичности работ/услуг, входящих в состав услуг по содержанию и ремонту жилья;
3.9. Наличие опубликованной в местной прессе информации о перечне и периодичности работ/услуг, входящих в состав услуг по содержанию и ремонту жилья;
3.10. Наличие в открытом доступе в сети Интернет информации об утвержденных тарифах и надбавок к тарифам для населения на ¡-ую ЖКУ;
3.11. Наличие опубликованной в местной прессе информации об утвержденных тарифах и надбавок к тарифам для населения на ¡-ую ЖКУ;
3.12. Наличие в открытом доступе в сети Интернет информации о калькуляции экономически обоснованных тарифов на ¡-ую ЖКУ;
3.13. Наличие опубликованной в местной прессе информации о калькуляции экономически обоснованных тарифов на ¡-ую ЖКУ;
3.14. Наличие в открытом доступе в сети Интернет (в личном кабинете) информации о фактическом индивидуальном потреблении ¡-ой ЖКУ;
3.15. Наличие в открытом доступе в сети Интернет (в личном кабинете) информации о фактическом общедомовом потреблении и доли, выставленной к оплате, данного потребителя (домохозяйства) ¡-ой ЖКУ;
3.16. Наличие в открытом доступе в сети Интернет информации о перечне, периодичности и критериях качества работ/услуг, входящих в состав обязательных, при заключении договора на обслуживание оборудования с поставщиком ¡-ой коммунальной услуги;
3.17. Наличие опубликованной в местной прессе информации о перечне, периодичности и критериях качества работ/услуг, входящих в состав обязательных, при заключении договора на обслуживание оборудования с поставщиком ¡-ой коммунальной услуги;
3.18. Наличие в открытом доступе в сети Интернет информации о перечне, периодичности, критериях качества и тарифах на работы/услуги, входящих в состав дополнительных, при заключении договора на обслуживание оборудования с поставщиком ¡-ой коммунальной услуги;
3.19. Наличие опубликованной в местной прессе информации о перечне, периодичности, критериях качества и тарифах на работы/услуги, входящих в состав дополнительных, при заключении договора на обслуживание оборудования с поставщиком i-ой коммунальной услуги;
• коэффициенты (относительные показатели):
3.20. Удельный вес банков, функционирующих в муниципальном образовании, принимающих оплату i-ой ЖКУ;
3.21. Доля ЖКУ, которые можно оплатить через отделения банков, функционирующих в муниципальном образовании;
3.22. Доля ЖКУ, которые можно оплатить через банкоматы, установленные в муниципальном образовании;
3.23. Доля ЖКУ, которые можно оплатить через платежные терминалы, установленные в муниципальном образовании;
3.24.Удельный вес многоквартирных жилых домов, имеющих паспорта в ГИС ЖКХ.
Информационной базой для расчета, перечисленных выше, показателей служат официальные данные,
публикуемые: Росстатом, Министерствами и ведомствами, Администрациями регионов и муниципальных образований, Пенсионным фондом, Центробанком; а так же данные специализированных сайтов [10-11].
Основные выводы
В процессе исследования проанализирован и обобщен имеющийся опыт оценки доступности ЖКУ для населения. Учтены особенности российской статистики, в части периодической смены методологии расчета отдельных статистических показателей, вследствие чего образуются существенные пропуски в динамических рядах некоторых показателей. В результате исследования получен набор показателей, оценивающих доступность ЖКУ в комплексе трех ее составляющих, причем каждый из показателей преследует свои оценочные цели.
Однако, очевидно, что перечисленные показатели, с одной стороны имеют разную значимость в итоговой оценке, с другой - в силу их большого количества и мультиколинеарности не могут быть все учтены в дальнейшем в процессе моделирования. Для получения комплексного (агрегированного) коэффициента доступности ЖКУ для населения используется средняя взвешенная перечисленных показателей, весовые коэффициенты которой определяются экспертными методами, например, методом Дельфи или функционально-стоимостного анализа.
Список использованных источников
1. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федер. закон РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 36; 2005. - № 52(1). - Ст. 5597.
2. Гусев А. Б. Управление региональным жилищно-коммунальным комплексом. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.urban-planet.org/article_18.html. (дата обращения 02.10.2015)
3. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: постановление Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 // Собрание законодательства РФ. - 2005. -№. 51. - Ст. 5547.
4. Методические рекомендации по внедрению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принципов бюджетирования, ориентированного на результат в жилищно-коммунальном хозяйстве (Проект) // Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - URL: http://minfinrb.bashkortostan.ru/24/01/mr_jkh.htm. (дата обращения 10.03.2016)
5. Кракашова О.А. Об оценке доступности жилищно-коммунальных услуг для населения // Жилищная экономика. - 2010. - № 1/2 (5/6). - С. 44-53.
6. Кракашова О.А. Оценка региональной дифференциации доступности оплаты жилья и коммунальных услуг для населения (на примере Ростовской области // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2009. - №2(10). - С.18-25.
7. Кракашова О.А. Концептуальный подход к структурированию проблемы оценки доступности жилья для населения // Эффективность управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации экономики: сб. статей по материалам 1-й Междунар. конф., г.Новочеркасск, 13-14 марта 2009 г. /Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - С. 336-343.
8. Кракашова О.А. Информационная модель оценки доступности периодических платежей домохозяйства, обусловленных владением и пользованием жильем // Экономический вестник университета / ГвУз «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». - 2015. - Вып.26/2. - С.48-54.
9. Методические рекомендации по разработке критериев и оценке доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. - М.: Центр муниципальной экономики и права, 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://base1.gostedu.ru/57/57546/ (дата обращения 10.03.2016)
10. Калькулятор коммунальных платежей для граждан РФ // Официальный портал Правительства Ростовской области (Официальный сайт). - URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=125283 (дата обращения 10.03.2016)
11. Детские пособия в Ростовской области // Молодая семья. Детские пособия (Официальный сайт). -URL: http://detskie-posobiya.moíodaja-semja.ru/regionaínye/v-rostovskoy-obíasti (дата обращения 01.03.2015)
References
1. On basic regulation of tariffs of public utilities: Feder. the RF law dated 30.12.2004 No. 210-FZ // Collected legislation of the Russian Federation. - 2005. - No. 1. - art. 36; 2005. - № 52(1). - art. 5597.
2. Gusev A.B. The regional management of housing and communal complex. : http://www.urban-píanet.org/articíe_ 18.html.
3. On the provision of subsidies for payment for housing and communal services: regulation of the Government of the Russian Federation from 14.12.2005, No. 761 // collected legislation of the Russian Federation. - 2005. - №. 51. - art. 5547.
4. Methodical recommendations for the implementation bodies of the state power industry of subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government principles of the budgeting focused on result in the housing sector (Project) / Official website of the Ministry of Finance of the Republic of Bashkortostan : http://minfinrb.bashkortostan.ru/24/01/mr_jkh.htm.
5. Krakashova O.A. Assessment of the availability of housing and communal services // Housing Economics. - 2010. - № 1/2 (5/6). - P. 44-53.
6. Krakashova O.A. Evaluation of regional differentiation of the availability of payment of housing and communal services for the population (on the example of Rostov region) // Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. - 2009. - №2(10). - P. 18-25.
7. Krakashova O.A. A conceptual approach to structuring the problem of evaluating the availability of housing for the population // the Efficiency of management of socio-economic development in the globalized economy: collected articles on materials of the 1st Intern. Conf. Novocherkassk, 13-14 March 2009 / South.-ROS. state technical. University (NPI). - Novocherkassk: SRSTU (NPI), 2009. - P. 336-343.
8. Krakashova O.A. Information model assessing the availability of periodic payments of households due to ownership and use of housing/ Economic Bulletin / University of Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical University named after Grigory Skovoroda. - 2015. - Voí.26/2. - P. 48-54.
9. Guidelines for the development of criteria and assessment of availability for consumers of goods and services of utility organisations. - M.: Centre of municipal economy and law, 2009 : http://base1.gostedu.ru/57/57546/
10.Caícuíator utility payments for Russian citizens // The official portal of the Government of Rostov region (Official site): http://www.doníand.ru/Defauít.aspx?pageid=125283
11.Chiíd allowances in the Rostov region // Young family. Child benefits (Official site). : http://detskie-posobiya.molodaja-semja.ru/regionalnye/v-rostovskoy-oblasti
ДАН1 ПРО АВТОРА:
Кракашова Ольга Анатолпвна, кандидат економiчних наук, доцент, генеральний директор ТОВ «Науково-дослщний центр Економки, математики та менеджменту» 344064, Роая, м. Ростов-на-Дону, вул. Каширська, буд.6, оф.32. e-mail: src emm@rambler.ru
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Кракашова Ольга Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр Экономики, математики и менеджмента» 344064, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул.Каширская, д.6, оф.32 e-mail: src emm@rambler.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Krakashova O.A., Ph.D., Associate Professor, Director General of the limited company «The Research Centre of Economics, Mathematics and Management, Ltd»
Office 32, No 6 Kashirskaya Street, Rostov-on-Don 344064 The Russian Federation e-mail: src emm@rambler.ru
УДК 332.2.021.012.33
С1ЛЬСЬКЕ ГОСПОДАРСТВО УКРА1НИ: СТАН, КОНКУРЕНТОСПРОМОЖН1СТЬ ТА ПЕРСПЕКТИВИ 1НТЕГРАЦП НА СВРОПЕЙСЬКОМУ Р1ВН1
Овыенко А.М.
Предметом дослдження е стан та перспективи розвитку сльського господарства УкраУни. Метою наукового дослдження е аналз стану АПК УкраУни, визначення головних причин гальмування розвитку сльського господарства в УкраУш.