4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2011. Экономические науки
УДК 332.873.2
А.В. Моглячев
КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
В период посткризисной стабилизации доступность жилищно-коммунальных услуг приобретает особую актуальность. По данным Рос-стата в марте 2009 г. стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 24,3 % по отношению к аналогичному периоду 2008 г. При этом доход населения снизился на 0,9 % в марте и на 2,3 % в первом квартале 2009 г. [6].
Экономическая доступность жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд, - это мера, позволяющая оценить возможность потребителей приобретать данные услуги. Экономическую доступность целесообразно определять конкретно по каждой услуге и по общей стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Следует отметить, что единый или международный критерий доступности сегодня отсутствует, поскольку невозможно определить показатель, который удовлетворял бы все страны и регионы. Так, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)* услуги водоснабжения и водоотведения (ВиВ) доступны, если расходы на их оплату не превышают 1,5 % доходов домашних хозяйств [5].
Управление по охране окружающей среды США (ИБЕРА) при определении доступности услуг водоснабжения и водоотведения исходит из того, что домохозяйство с медианным доходом должно тратить на оплату услуг не более 2-2,5 % своих доходов до вычета налогов [4].
Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития при определении доступности услуг водоснабжения и водоотведения используют средний размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения, который не должен превышать 4 % среднего дохода домохозяйства [7].
В целях определения доступности услуг водоснабжения и водоотведения в Самарской области согласно приведенным выше критериям мы провели расчет доли расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения. Результаты исследования представлены в табл. 1. Видно, что суммарная доля оплаты услуг ВиВ в среднедушевых доходах не достигает 1 %, т. е. не превышает уровня 1,5 %, который в странах ОЭСР является максимальным для того, чтобы услуги считались доступными. В связи с этим установленные тарифы ОКК на услуги водоснабжения и водоотведения, с нашей точки зрения, могут быть признаны доступными для потребителей за рассматриваемый период.
Для более детального анализа необходимо определение средней доли начислений за услуги ВиВ в доходах отдельных групп населения (де-цилей) региона (см. табл. 2).
С учетом мирового опыта в определении доступности услуг водоснабжения и водоотве-дения, высокой инвестиционной емкости объектов водоснабжения и водоотведения, а также с учетом того, что государство планирует перейти к свободному ценообразованию на рынке электроэнергии и газа, в связи с чем значительные скачки цен на энергоресурсы неизбежны [3], считаем целесообразным определять доступность услуг ВиВ на уровне региона на основе следующего показателя:
с
av = ^W&Wi
D
(1)
* ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран (в основном, членов Европейского Союза).
где ау - доля расходов на оплату услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых расходах населения, в долях ед. (если ау е (0; 0,03), услуги в сфере ВиВ предлагается считать доступными); - среднемесячный размер платы на услуги водоснабжения и водоотведения в регионе, руб./чел.-мес.; Б - среднедушевые денежные доходы населения, руб./чел.-мес.
Таблица 1
Доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения Самарской области в 2005-2008 гг.
Показатели 2005 2006 2007 2008
Среднедушевые денежные доходы, руб./чел. 9 352,10 11 529,50 13 982,10 15 805,20
Расходы населения на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, руб./чел. 61,59 93,97 111,33 124,86
в том числе водоснабжения 24,85 36,69 43,50 48,87
водоотведения 36,74 57,29 67,83 75,99
Доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в доходах населения, % 0,66 0,82 0,80 0,79
в том числе водоснабжения 0,27 0,32 0,31 0,31
водоотведения 0,39 0,50 0,49 0,48
Таблица 2
Доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения Самарской области в 2009 г.
цильной группы, который целесообразно установить на уровне 7 %.
Номер децильной группы Среднедушевой доход, руб./чел. Доля расходов на услуги ВиВ
1 2 548 5,91
2 4 606 3,27
3 6 257 2,41
4 7 984 1,89
5 9 935 1,52
6 12 280 1,23
7 15 291 0,98
8 19 543 0,77
9 26 701 0,56
10 51 780 0,29
с
А
(2)
Примечание . Средний размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения - 150,6 руб./чел.
Учитывая данные табл. 2, считаем необходимым введение дополнительного параметра доступности услуг ВиВ - предельный уровень расходов на оплату водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения первой де-
где ауг - доля расходов на оплату услуги ВиВ в среднедушевых доходах населения первой десятипроцентной группы, в долях ед. (если а\1 е (0; 0,07), услуги в сфере ВиВ предлагается считать доступными).
Разработка критериев доступности жилищно-коммунальных услуг для населения именно на региональном уровне на основе прогноза адресных компенсаций в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также является эффективным инструментом сбалансированной тарифной политики, позволяющей определить приемлемую стоимость услуг для потребителей.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это адресная компенсация, которая предоставляется низкодоходной семье в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для прогнозирования размеров выплачиваемых субсидий и определения их зависимости от тарифов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения, а также для определения
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2011. Экономические науки
доступности жилищно-коммунальных услуг по их стоимости введем в модель параметр совокупный доход семьи.
При среднедушевом доходе семьи, равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ [1], размер субсидии определяется по формуле
г
Б = Яп-
100 %
-Б,
Б = Яп-
-Б
100 % Ут
Таблица 3
Максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг
(3)
Среднедушевой доход Доля собственных расходов
семьи, руб. на оплату ЖКУ, %
До 3000 10
От 3001 до 3500 15
От 3501 до 4000 20
Свыше 4000 22
где Б - размер субсидии, руб.; Я - размер установленного регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, руб.; п - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя; г - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, %; Б -совокупный доход семьи, руб.
При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле
(4)
где бБ - среднедушевой доход семьи, руб.; Ушт -величина прожиточного минимума, руб.
В предлагаемой модели семьи с точки зрения совокупного дохода рассматриваются как дифференцированное множество из десяти групп (децилей), упорядоченных по доходам.
Учитывая среднюю стоимость жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи в 2010 г., а также региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (табл. 3) [2], произведем прогнозирование сумм выплачиваемых субсидий в 2011 г.
В рамках данного подхода предлагается считать стоимость жилищно-коммунальных услуг доступной на региональном уровне в случае отсутствия семей - получателей субсидии в третьей децильной группе. Так, увеличение
тарифов в 2011 г. не должно привести к появлению семей - получателей субсидии в третьей децильной группе.
Для составления прогноза на 2011 г. использовано три сценария изменения доходов населения - пессимистичный (П), умеренный (У), оптимистичный (О) (см. табл. 4) и три сценария изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг - консервативный, умеренный, одномоментный.
Консервативный рост означает изменение тарифов в пределах индекса потребительских цен. Умеренный рост предполагает доведение цен до уровня экономически обоснованных тарифов за несколько лет, который не должен превышать 25 % относительно уровня тарифов прошлого года. Одномоментный рост означает приведение тарифов для населения к уровню экономически обоснованного тарифа (ограничения на темпы роста тарифов отсутсвуют).
Полученные результаты (табл. 4) позволяют сделать следующие выводы. При одномоментном росте жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и пессимистичном варианте изменения доходов населения в 2011 г. семьи, отнесенные к третьей децильной группе, получают право на компенсацию в размере 69 млн р.
При консервативном и умеренном росте тарифов на ЖКУ право на получение субсидии имеют первая и вторая децильные группы. Однако при оптимистичном варианте изменения доходов населения в 2011 г. и консервативном изменении платы граждан за ЖКУ право на получение субсидии имеет только первая дециль-ная группа.
Таблица 4
Прогноз суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по трем первым децильным группам среднедушевых доходов семей Самарской области,
млн руб.
Прогноз изменения Прогноз суммы субсидий по трем первым децильным группам в зависимости от варианта прогноза изменения доходов семей
тарифов на ЖКУ 1 2 3
П У О П У О П У О
Консервативный 2 002,1 1 975,2 1 929,8 202,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Умеренный 2 201,8 2 174,9 2 129,5 426,8 279,3 0,0 0,0 0,0 0,0
Одномоментный 2 501,3 2 474,4 2 474,4 763,8 546,4 250,1 69,0 0,0 0,0
Итак, оптимальным вариантом роста тарифов в 2011 г. следует считать умеренный рост, который не приводит к появлению семей - получателей субсидий в третьей децильной группе и позволяет организациям коммунального комплекса увеличивать долю собственных средств
в финансировании текущей деятельности.
Таким образом, предложенные критерии экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения на уровне региона могут служить эффективным инструментарием определения целесообразной стоимости этих услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [Электронный ресурс] : Пост. Правительства РФ № 761 от 14.12.2005. -Режим доступа: Гарант. Платформа П.
2. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы [Электронный ресурс] : Пост. Правительства РФ № 960 от 18.12.2008 г. - Режим доступа: Гарант. Платформа П.
3. Ионов, С.В. Технология реформирования коммунального комплекса [Текст] / С.В. Ионов // ЖКХ. -2009. - № 2. - С. 2-9.
4. Клюева, О.Н. Экономическая доступность услуг водоснабжения и водоотведения [Текст] / О.Н. Клюева // ЖКХ. - 2009. - № 8. - С. 65-69.
5. Мартусевич, А.П. Доступность услуг городского водоснабжения в ННГ [Текст] / А.П. Мартусевич. -М.СО'Ш. - 2002. - 101 с.
6. Социально-экономическое положение России [Электронный ресурс] // Росстат. - 2009. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/ Detail_default.jsp?category = 1112178611292&elementId = 1140086922125
7. Combined Sewer Overflows - Guidance for Financial Capability Asseaament and Schedule Development [Text] / Environmental Protection Agency, Office of Water, Office of Wastewater Management. - EPA 832-B-97-004. - 1997. - Febr.