Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Батина И. Н. Вайпа I. N.
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого
Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация
Разуева О. В. Razueva О. V.
магистрант, ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация
УДК 332.871
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖКХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье представлена оценка состояния и результатов реформирования ЖКХ, позволяющая охарактеризовать современное состояние ЖКХ и обозначить проблемы и причины неэффективной деятельности предприятий ЖКХ.
Наблюдается определенная тенденция к росту доли расходов на оплату услуг ЖКХ в общем объеме потребительских расходов населения.
Возросло количество нарушений в сфере ЖКХ. Неэффективное использование поступающих в отрасль финансовых ресурсов ведет к хроническому недофинансированию и нарастанию деградации инфраструктуры ЖКХ. Постоянное бюджетное недофинансирование и несвоевременная оплата ЖКУ потребителями привели к тому, что предприятия ЖКХ оказались в тяжелом финансовом положении.
Наблюдаются тенденции увеличения дебиторской задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг и увеличения кредиторской задолженности перед ресурсос-набжающими предприятиями. Проблема несоответствия размеров платежей на содержание жилого фонда фактическим затратам увеличивает нагрузку на управляющие организации. Недостаточное внимание предприятий ЖКХ к качеству услуг, предоставляемых конечному потребителю (контроль качества), часто отсутствие стандартов и соглашений об их качестве приводят к низкому качеству работы предприятий ЖКХ и услуг, предоставляемых ими. Отсутствуют эффективные договорные отношения.
Одними из важных проблем являются несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность текущей деятельности предприятий ЖКХ и формирования цен (тарифов) на услуги.
Основные проблемы отрасли ЖКХ обусловлены его неудовлетворительным финансовым положением, отсутствием стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов.
В статье описана разнонаправленность интересов субъектов в сфере ЖКХ, рассмотрена проблема инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Даны рекомендации по решению проблем в отрасли и эффективной организации рынка услуг ЖКХ.
Ключевые слова: ЖКХ, качество услуг, жилищно-коммунальные услуги, тариф, управляющая компания, многоквартирный дом.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
CURRENT HOUSING UTILITIES STATE AND PROBLEMS ON FUNCTIONING AT THE PRESENT STAGE
The status and results of reforming in housing sphere are estimated, that allowed to characterize the current housing utilities state and to identify the problems and causes of ineffective activities of housing services is described in article.
The total amount of consumer spending shows that there is a certain increase of utility costs. Number of violations in the housing sphere and communal services has also increased. Inefficient use of funds coming into the industry leads to the underfunding and degradation of infrastructure in the housing sphere. Constant budgent underfunding and late consumers' payments for utility services have led utility companies to be in dire financial straits. There is also a debt increase of the general populaton for housing and communal services and creditors' debt with resource-funding enetrprises. The problem of non-compliance between payments in the housing sphere and actual spending leads to the increasing pressure on the controlling organizations. The lack of attention towards quality of the municipal services that is being provided for consumers (quality control), often the lack of standards and agreements on the quality leads to the poor work performance of the municipal utilities and the services they provide. There is no effective contractual relationship. One of the important issues is the imperfection of rates and tariffs, the opacity of the current activities of the municipal utilites and prices (tariffs) for the offered services. All the main problems in the housing sector are caused by its poor financial situation, the lack of incentives to reduce costs, lack of development of the competitive environment, and high degree of deprecation of fixed assets.
The article describes different interests in the housing sector along with the problem of investment into the housing and communal services.
The recommendations for the solution in the hosing sphere and effective market organization have been also addressed.
Key words: housing and public utilities, quality of services, housing and communal services, rate, the management company, apartment house.
Надежное и эффективное функционирование жилищно-коммунального сектора экономики жизненно важно для страны, поэтому при реформировании и дальнейшем развитии требуется в высшей степени ответственный подход к выявлению, формированию и решению имеющихся проблем, учету специфики этого сектора экономики и интересов всех участников производства и потребления жилищно-коммунальных услуг. В целях улучшения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг нужно стимулировать конкуренцию, рыночные отношения в управлении, обслуживании, ремонте и эксплуатации жилищного фонда. На основе конкуренции необходимо развивать малое предпринимательство, создавать новые институты реформ, саморегулируемые организации и т.д. Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли может повлечь ухудшение качества жилищно-ком-
мунальных услуг и даже ограничение их предоставления, невыполнение планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», потерю устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.
В жилищно-коммунальном комплексе страны функционирует более 52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих 1092 города и 1872 поселка [1]. Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет 24 %. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5 %) и промышленности (27,4 %) [2].
Проблемы ЖКХ — одни из самых чувствительных для населения страны. Как и вся экономика страны, жилищно-коммуналь-
ная сфера значительно деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств [3].
Резкий рост тарифов на ЖКУ (рисунок 1), а, следовательно, и объем платежей населения обеспечили приток дополнительных доходов в ЖКХ в объеме примерно в 500 млрд руб.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц за последние шесть лет увеличилась по России на 46,5 %, по Свердловской области на 70,9 %, доходы населения увеличились по России на 51,9 %, по Свердловской области на 66,8 %. Таким образом, увеличение стоимости ЖКУ за последние 6 лет по Свердловской области составило больше, чем увеличение доходов населения на 4,1 %.
Причину разных стоимостей ЖКУ по России и Свердловской области можно объяснить различием в формировании тарифов, исходя из экономического развития региона, природно-климатической зоны, организации работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, платежеспособности населения, четкости в работе антимонопольного комитета.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
На рисунке 2 изображены графики темпа роста стоимости жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц и темпа роста доходов населения в среднем на человека в месяц за последние 5 лет по России и Свердловской области.
Из графиков видно, что ежегодный темп роста по доходам населения ниже, чем темп роста жилищно-коммунальных услуг, и имеет тенденцию к снижению, в то время как стоимость ЖКУ — к повышению.
В настоящее время население в общем по России оплачивает 89,8 % от полной стоимости ЖКУ, в частности, в Уральском федеральном округе по итогам 2014 года фактически населением возмещено 92,2 % затрат от стоимости предоставленных ему жилищно-коммунальных услуг (в прошлом году этот показатель составлял 93,3 % [4]). В результате, если в 2004 году на услуги ЖКХ приходилось 5 % расходов домохозяйств, в 2005-2006 годах — 5,7-5,8 %, в 2007 году — 7 %, в 2008 году — 8,5 %, в 2009 году эта доля выросла до 9,6 %, в 2010 году — 10,15 %, в 2011 году — 13,6 %, в 2012 году — 14,8 % [4]. Заметим, что доля платежей за ЖКУ в РФ является одной из самых высоких в мире [5].
■ Свердловская область •Российская Федерация
-?006 2007 2008 2009 20 Ю 2011 2012 2013 201А
Рисунок 1. Стоимость жилищно-коммунальных услуг по Российской Федерации и Свердловской области на человека в месяц (составлено авторами по [4])
Свердловская область
-Стоимость жилищно-коммунальных услуг на
человека б мес.
-Денежные доходы на человека в мес.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на
человека в мес.
-Денежные доходы на человека в мес.
Рисунок 2. Темпы роста стоимости ЖКУ и доходов населения за последние 5 лет (составлено авторами по [2, 4])
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
В среднем по Свердловской области потребительские расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют порядка 10 % от потребительской корзины. Эта цифра является весьма существенной при учете современных экономических и политических проблем, а также роста инфляции, которая по итогам 2014 года составила 11,4 % [6].
Наблюдается определенная тенденция к росту доли расходов на оплату услуг ЖКХ в общем объеме потребительских расходов населения (рисунок 3).
Количество аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15—20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации и до 200 аварий на сетях теплоснабжения (в Европе в среднем 3) в 2013 г. Износ основных фондов отрасли достигает 75 % -85 %. Около 30 % основных фондов ЖКХ отслужили нормативные сроки, поэтому уровень надежности коммуникаций в РФ во много раз ниже, чем в европейских странах. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. в 2,5 раза возросло количество нарушений в сфере ЖКХ [2].
Одной из основных причин продолжающегося кризиса в ЖКХ является неэффективное использование поступающих в отрасль
финансовых ресурсов, что ведет к хроническому недофинансированию и нарастанию деградации инфраструктуры ЖКХ. Постоянное бюджетное недофинансирование и несвоевременная оплата ЖКУ потребителями привели к тому, что предприятия ЖКХ оказались в тяжелом финансовом положении (около 65 % из них имеют отрицательный финансовый результат деятельности), что делает отрасль непривлекательной для инвесторов [7].
Наблюдается тенденция увеличения дебиторской задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2014 г. на ее долю в общем объеме дебиторской задолженности приходилось 57,9 %. На рисунке 4 изображена динамика дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ Свердловской области с 2009 по 2014 гг.
Из рисунка 4 видно, что значительно выросли кредиторская и дебиторская задолженности (средний темп роста кредиторской задолженности за последние 5 лет составил 21,68 %, дебиторской 13,7 %). В 2013 г. темп роста кредиторской задолженности составил 50 %. Основной составляющей кредиторской задолженности является кредиторская задолженность перед ресурсоснабжающими пред-
удельныи вес,
12 10
- Российская Федерация
2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011г. 2012 г. 2013 г год
Рисунок 3. Удельный вес расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств (2006-2013 гг.) (составлено авторами по [5])
Рисунок 4. Динамика дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ (Свердловская область) (составлено авторами по [7])
приятиями. Основную долю дебиторской задолженности составляет задолженность потребителей ЖКХ, в частности населения. Безнадежная задолженность составляет 7 % от всех долгов потребителей ЖКУ
Нагрузка на управляющие организации постоянно растет. Для выполнения возложенных на них обязанностей требуется большое количество сотрудников, что влечет за собой увеличение стоимости обслуживания, при этом качество предоставляемых услуг не становится лучше. Исходя из этого, можно выделить проблему несоответствия размеров платежей на содержание жилого фонда фактическим затратам [8].
По данным одного из последних исследований, проведенных в разных городах России, 38 % опрошенных не удовлетворено качеством предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, 52 % удовлетворено частично, 8 % удовлетворено полностью [2]. Одна из причин такой ситуации — недостаточное внимание предприятий ЖКХ к качеству услуг, предоставляемых конечному потребителю (контроль качества), часто отсутствие стандартов и соглашений об их качестве. Это подтверждает и статистика проверок Государственной жилищной инспекции (ГЖИ): в 2014 г. выявлено 1127973 нарушения при проверке ГЖИ, что не превышает уровня нарушений в 2013 г. Исходя из структуры нарушений, проблема состоит в низком качестве работы предприятий ЖКХ и услуг, предоставляемых ими. Так, например, качество жилищно-коммунальных услуг во Франции контролируют специализированные частные фирмы, что наилучшим образом отражается на качестве ЖКУ.
В частности, отсутствие эффективных договорных отношений приводит к значительной финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности части потребителей (в первую очередь — бюджетных) перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, побуждает поставщиков услуг диктовать условия поставки другим, более мелкими потребителями, например, товариществам
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
собственников жилья. Все эти факторы делают сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг сегодня малопривлекательной для частного капитала.
Цели представителей коммерческих предприятий или бизнес-структур не всегда совпадают с целями органов местного самоуправления и населения. На практике в условиях современных рыночных отношений всем участникам процесса следует соблюдать баланс интересов, который достигается установлением рыночного равновесия между предложенной ценой на жилищно-коммунальные услуги и ценой оплачиваемого спроса. При слишком высокой цене значительная часть потребителей не сможет оплачивать услуги, а при низкой цене предприятия и организации — производители услуг окажутся не в состоянии возместить свои затраты. Суть договоров между производителями и потребителями в системе жилищно-коммунального хозяйства должна сводиться к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги при неизменном или улучшающемся их качестве.
Важными проблемами являются несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность текущей деятельности предприятий ЖКХ и формирования цен (тарифов) на услуги.
В новостройках цена ЖКУ на 1 кв. м меньше, причем в эту стоимость включены дополнительные услуги, например, охрана территории, антенна. Современные новостройки имеют новые инженерные коммуникации, соответственно средств на их содержание требуется меньше, поэтому для управляющих компаний выгодно обслуживать такие дома, так как себестоимость обслуживания ниже. Получается, что в новом жилье уровень комфорта больше за меньшую стоимость.
Обслуживание старых жилых домов зачастую убыточно. По данным Росстата, в стране насчитывается порядка 3,2 млн многоквартирных домов (МКД), при этом основная масса домов (более 80 % от общего числа) построена в периоды 1946-1970 гг. и 1971-1995 гг.,
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
1,3 млн объектов имеют износ до 30 %, более половины от общего числа объектов — от 31 % до 65 %, у 8 % объектов износ составляет 66 % и более. Это ветхое и аварийное жилье, объемы которого имеют динамику роста. Зачастую в этих домах проживает население с низким уровнем доходов. Цена ЖКУ за квадратный метр для них выше при низком уровне комфорта, при этом себестоимость обслуживания для управляющих компаний высокая. Данные затраты они покрывают за счет имеющихся в жилом фонде новостроек.
Проблемы инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство заключаются в том, что у жилищно-коммунального хозяйства нет собственных средств финансирования; из-за низкой рентабельности проблематичным остается привлечение внешних источников, а повышение рентабельности невозможно без привлечения инвестиций. В итоге получается замкнутый круг: чтобы пришли инвестиции, нужна высокая рентабельность, а чтобы была высокая рентабельность, нужны денежные средства.
В настоящее время в сферу ЖКХ привлекаются частные инвестиции в целях формирования фонда капитального ремонта. Платежи являются обязательными, а их размер в каждом регионе устанавливается отдельно и может варьироваться. Один из важнейших недостатков системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (КР МКД) — ее недоработанность. В программах отсутствуют условия для объективного технико-экономического обоснования решаемых задач как на региональном уровне, так и на уровне МКД, не создана система мер по управлению эффективностью рисками в процессе их исполнения.
Эти факторы порождают недоверие граждан, и соответственно перспективы успешного исполнения программ в данном виде подвергаются сомнениям.
Также дополнительным источником дохода собственников могут быть средства, полученные от передачи в пользование объектов общего имущества МКД. В настоящее время данные средства являются неконтролируемыми. В случае если уполномоченным
лицом назначается управляющая компания, доход от аренды превращается в безвозмездные поступления, поэтому можно выделить важность контроля за данными доходами, которые могут быть использованы в качестве инвестиций.
Таким образом, основные проблемы отрасли ЖКХ обусловлены его неудовлетворительным финансовым положением, отсутствием стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов и т.д.
Решение многих финансовых проблем отрасли возможно на основе использования долгосрочных дешевых кредитов, государственно-частного партнерства и других рыночных механизмов, которые требуют отдельного рассмотрения. Необходимы негосударственные меры, нацеленные на стимулирование деятельности Центрального банка РФ, банков с преобладающей долей государственного участия и бизнес-структур в области инвестирования на 15-20 лет. Это касается и освобождения от налогов либо налоговой амнистии для части прибыли, используемой на обновление основных фондов функционирующих предприятий и ускоренной амортизации вновь созданных.
Выводы
Важным в государственной поддержке сферы жилищно-коммунальных услуг является совершенствование законодательного, нормативно правового обеспечения ее функционирования.
Практика показывает, что необходимы смена парадигмы реформы, неотложное принятие новых мер по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, требуются эффективные механизмы финансового оздоровления предприятий и привлечения в отрасль огромных финансовых средств. Анализ современных социально-экономических условий России показывает, что в настоящее время особенностью развития сферы жилищно-коммунальных услуг является эффективное сочетание рыночных механизмов, государственной
поддержки, прежде всего в решении проблем жизнеобеспечения населения.
В создавшейся ситуации необходимо осуществление реального реформирования и модернизации жилищно-коммунальной сферы, поиск огромных финансовых средств и эффективных организационно-экономиче-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
ских механизмов обновления отрасли, что является обязательным условием не только обеспечения населения доступными и качественными услугами, относящимися к категории «общественные блага», но и проявлением цивилизованного развития экономики и общества России.
Список литературы
1. Аванесян В.Р. Несогласованность экономических интересов в сфере ЖКХ // ЖКХ. Экономика и управление предприятием ЖКХ. Ч. 1. 2012. № 7. С. 3-10.
2. URL: http://www.gks.ru.
3. Гавриленко И.Г., Хисаева А.И. О проблемах, препятствующих эффективному управлению многоквартирными домами // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 176-181.
4. URL: http://www.igso.ru.
5. URL: https://www.reformagkh.ru.
6. Валиев Ш.З., Седаков Д.А., Валиев М.Ш. Некоторые подходы и механизм решения проблемы неплатежей в сфере ЖКХ // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 111-118.
7. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г. Мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами — региональный аспект // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 63-71.
8. Гавриленко И.Г. О проблемах и перспективах реформирования жилищной сферы муниципальных образований Республики Башкортостан // Экономика и социум. 2012. № 5 (5). С. 125-134.
9. Батина И.Н. К вопросу о современных подходах к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий // Журнал экономической теории. 2011. № 1. С. 105-110.
10. URL: http://sverdl.gks.ru.
References
1. Avanesyan V.R. Inconsistency of Economic Interests in the Field of Housing // Housing and Communal Services. Economics and Enterprise Management Utilities. Part 1. 2012. No. 7. P. 3-10.
2. URL: http://www.gks.ru.
3. Gavrilenko I.G., Isaeva A.I. On the Problems Impeding the Effective Management of Apartment Buildings // Vestnik of Irkutsk State Technical University. 2015. No. 6 (101). P. 176-181.
4. URL: http://www.igso.ru.
5. URL: https://www.reformagkh.ru.
6. Valiev Sh.Z., Sedakov D.A., Valiev M.Sh. Some Approaches and Mechanism for Addressing Non-Payment Problems in the Housing Sector // Bulletin of Volga region State University of Service. Series: Economics. 2015. No. 3 (41). P. 111-118.
7. Valiev Sh.Z., Gavrilenko I.G. Monitoring of the Market of Services on Managing Apartment Buildings — the Regional Dimension // Bulletin of Volga Region State University of Service. Series: Economics. 2011. No. 17. P. 63-71.
8. Gavrilenko I.G. On the Problems and Prospects of Reforming the Housing Sector of the Municipal Entities of the Republic of Bashkortostan // Economy and Society. 2012. No. 5 (5). P. 125-134.
9. Batina I.N. On the Contemporary Approaches to Tariff Regulation in the Natural Monopoly Sectors //Journal of Economic Theory. 2011. No. 1. P. 105-110.
10. URL: http://sverdl.gks. ru.