Научная статья на тему 'Методика изучения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития'

Методика изучения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКА / ИЗУЧЕНИЕ / THE COMPETENCE / THE PEDAGOGICAL COMPETENCE / THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / THE TECHNIQUE / THE RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есипова Т. О., Семенова Л. М.

В статье представлена авторская методика изучения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Описана система оценки личностного, теоретического, практического компонентов, приведены соответствующие методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есипова Т. О., Семенова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF STUDYING THE PEDAGOGICAL COMPETENCY OF PARENTS BRINGING UP CHILDREN WITH IMPARED MENTAL FUNCTION

In article the author's technique of research of pedagogical competence of the parents who are bringing up children with a delay of mental development is presented. The system of an estimation of personal, theoretical, practical components is described, corresponding techniques are resulted.

Текст научной работы на тему «Методика изучения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития»

Т.О. ЕСИПОВА

аспирант кафедры технологий

психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета

Е-таИ: [email protected] Тел. 8 903 029 98 65

Л.М. СЕМЕНОВА

кандидат биологических наук, профессор кафедры технологий психолого-педагоги-ческого и специального образования

Орловского государственного университета Е-таИ: [email protected] Тел. 8 910 265 57 94; 43 50 66

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлена авторская методика изучения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Описана система оценки личностного, теоретического, практического компонентов, приведены соответствующие методики.

Ключевые слова: компетентность, педагогическая компетентность, задержка психического развития, методика, изучение.

Проблема организации сотрудничества дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, ставит перед специалистами задачи накопления и расширения диагностического и методического инструментария в области работы с родителями. Изучение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР), является необходимым звеном в организации взаимодействия с семьями воспитанников специализированных групп.

Педагогическая компетентность родителей представляет собой системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.

В этой связи нами была разработана методика изучения педагогической компетентности

© Т.О. Есипова, Л.М. Семенова

родителей, воспитывающих детей с ЗПР, которая включает в себя оценку состояния ее компонентов: личностного, теоретического и практического, - по соответствующим им критериям.

Сформированность личностного компонента педагогической компетентности родителей оценивается по таким критериям, как отношение родителей к своему ребенку, имеющему задержку психического развития, и готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ. В основу оценки сформированности теоретического компонента положены критерии наличия у родителей представлений о задержке психического развития и знаний об особенностях развития собственного ребенка. Критериями сформированности практического компонента являются сформированность воспитательских умений родителей и педагогическая эффективность их взаимодействия со своими детьми.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Личностный компонент. Характеристика родительского отношения к детям определяется на основе наблюдения за поведением родителей в ситуациях взаимодействия с детьми, а также с помощью опросника «ОРО» А.Я. Варги, В.В. Столина (адаптированного с учетом особенностей развития детей с ЗПР). Изучение готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ осуществляется в ходе наблюдения и анкетирования родителей и проводится по критериям, предложенным О.Б. Дудко (адекватность восприятия родителями психофизического состояния ребенка, понимание необходимости оказания коррекционной помощи, интерес к содержанию коррекционно-образовательного процесса в ДОУ, продуктивность выполнения рекомендаций специалистов, степень проявления родителями инициативы в вопросах сотрудничества).

Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволили нам описать уровни сформированности по каждому из критериев личностного компонента педагогической компетентности родителей:

• отношение родителей к ребенку, имеющему ЗПР

- высокий уровень: родителю ребенок нравится таким, каков он есть; он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; стремится много времени проводить с ребенком, одобряет его интересы и планы; заинтересован в делах ребенка, стремится во всем помочь, сочувствует и сопереживает ему, адекватно и высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка; испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу, самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; доверяет ребенку, пытается понять и принять его точку зрения в спорных вопросах;

- средний уровень: родитель стремится удовлетворять все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным; не предоставляет ребенку самостоятельности; стремится инфантилизировать ребенка, приписывая ему личностную и социальную несамостоятельность; видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, не-

серьезными; не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость; старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия;

- низкий уровень: родитель считает ребенка плохим, неприспособленным, незадачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей; низко оценивает его индивидуальные возможности; испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; не доверяет ребенку, не уважает его; требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины или полностью игнорирует его желания, потребности, возможности; безответственно относится к процессу воспитания и развития или, наоборот, старается во всем навязать свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха.

• готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ

- высокий уровень: родители адекватно воспринимают психофизическое развитие ребенка и необходимость коррекционного воздействия; интересуются содержанием коррекционновоспитательной работы; выполняют рекомендации специалистов; проявляют и поддерживают инициативу в вопросах сотрудничества;

- средний уровень: родители согласны с наличием у ребенка проблем психофизического развития и необходимостью коррекционной помощи; проявляют нестойкий интерес к ее содержанию; периодически выполняют рекомендации; поддерживают инициативу сотрудничества, участвуют редко, ссылаясь на занятость;

- низкий уровень: родители не согласны с наличием проблем психофизического развития у ребенка; не возражают против коррекционного воздействия, но к содержанию его интереса не проявляют; рекомендации не выполняют; равнодушны к инициативе других в вопросах сотрудничества, редко участвуют в мероприятиях.

Теоретический компонент. Представления родителей о задержке психического развития как виде нарушения и их знания об индивидуальнопсихологических особенностях своего ребенка оцениваются в ходе диагностических бесед, наблюдений за поведением родителей при обсуждении проблем семейного воспитания, на

анализе запросов родителем, а также с помощью авторских опросов «Представления родителя о своем ребенке», «Изучение педагогических знаний родителей, воспитывающих детей с ЗПР», «Изучение специальных знаний родителей, воспитывающих детей с ЗПР».

Полученные в ходе проведения экспериментального изучения данные позволили нам описать уровни сформированности по каждому из критериев теоретического компонента педагогической компетентности родителей:

• представления родителей о сущности и причинах задержки психического развития

- высокий уровень: у родителей сформированы развернутые представления о задержке психического развития как виде отклонения в развитии, ее причинах, проявлениях и реалистичные представления о психологических особенностях детей с ЗПР;

- средний уровень: у родителей присутствуют ограниченные, но верные представления о сущности и причинах задержки психического развития и психологических особенностях детей с ЗПР;

- низкий уровень: у родителей есть фрагментарные либо ошибочные представления о сущности и причинах задержки психического развития.

• знания родителей об индивидуально-психологических особенностях своего ребенка

- высокий уровень: у родителей сформированы широкие и реалистичные представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка, его способностях, возможностях, склонностях, потенциале развития;

- средний уровень: у родителя есть неполные и (или) недостаточно объективные представления об индивидуально-психологических особенностях своего ребенка, его способностях, возможностях, склонностей, потенциале развития;

- низкий уровень: у родителей отсутствуют представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка, или они имеют крайне неадекватный характер.

Практический компонент.

Сформированность воспитательских умений родителей, воспитывающих детей с ЗПР, изучается с помощью анкеты «Определение воспита-

тельских умении у родителем детей с отклонениями в развитии», разработанной B.B. Ткачевой. Педагогическая эффективность взаимодействия родителей со своими детьми определяется на основе результатов наблюдения за поведением родителей в ситуациях взаимодействия с детьми по критериям эффективности педагогического взаимодействия, предложенным Я.В. Крючевой.

Собранные нами данные позволили описать уровни сформированности по каждому из критериев практического компонента педагогической компетентности родителей:

• сформированность воспитательских умений родителей

- высокий уровень: родители демонстрируют эмоциональное приятие своего ребенка, понимают его проблемы, адекватно взаимодействуют с ним;

- средний уровень: родители демонстри-

руют эмоциональное приятие своего ребенка, но недостаточно понимают его проблемы и (или) не умеют находить адекватные формы взаимодействия с ним;

- низкий уровень: родители эмоцио-

нально отвергают своего ребенка, не понимают его проблемы и (или) неадекватно с ним взаимодействуют.

• педагогическая эффективность взаимодействия родителей с ребенком

- высокий уровень: родители взаимо-

действуют со своими детьми педагогически эффективно;

- средний уровень: родители взаимо-

действуют со своими детьми педагогически малоэффективно;

- низкий уровень: родители взаимо-

действуют со своими детьми педагогически неэффективно.

Выделенные качественные характеристики должны выступать в единстве с количественными. В связи с этим предложенная система уровней по каждому из критериев сформированности компонентов педагогической компетентности родителей ранжировалась по 3-х балльной системе: высокий уровень - 3 балла, средний уровень

- 2 балла, низкий уровень - 1 балл.

Суммарная оценка по каждому из критериев компонента определяет уровень его сформиро-ванности: оценка 5-6 баллов говорит о высоком

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

уровне сформированности компонента, 4 балла

- о среднем, 2-3 балла - о низком уровне сформированности компонента.

Итоговая суммарная оценка баллов всех ком -понентов (личностного, теоретического и практического) констатирует уровень педагогической компетентности родителя: высокий уровень - 1518 баллов, средний - 10-14 баллов; низкий - 6-9 баллов.

Разработанная методика позволяет не только определить общий уровень педагогической компетентности родителя, но и изучить состояние каждого из ее компонентов, что имеет большое практическое значение при организации работы специалистов с семьями, воспитывающими детей с задержкой психического развития.

T.O. ESIPOVA, L.M. SEMENOVA

THE METHODS OF STUDYING THE PEDAGOGICAL COMPETENCY OF PARENTS BRINGING UP CHILDREN WITH IMPARED MENTAL FUNCTION

In article the author's technique of research ofpedagogical competence of the parents who are bringing up children with a delay of mental development is presented. The system of an estimation of personal, theoretical, practical components is described, corresponding techniques are resulted.

Key words: the competence, the pedagogical competence, the delay of mental development, the technique, the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.