Научная статья на тему 'Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя'

Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2279
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATION / COGNITIVE / EMOTIVE / BEHAVIORAL / TEACHER / PROFESSIONAL ACTIVITY / METHOD OF DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерская Анна Алексеевна

В статье рассматривается вопрос изучения компонентов профессиональных ценностных ориентаций учителей. Представлены результаты психометрического обоснования методики для исследования трех взаимосвязанных компонентов когнитивного, эмотивного, поведенческого, которые составляют внутреннюю структуру профессиональных ценностных ориентаций учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method to research the teacher’s professional value orientations

The components of professional value orientations of teachers are considered. The paper presents the results of psychometric justification of methods for the study of three interrelated components cognitive, emotive and behavioral, which make up the internal structure of the professional value orientations of teachers.

Текст научной работы на тему «Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя»

4. Павлова, Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Павлова. - Ярославль, 2005. - 212 с.

5. Прохорова, И.К. Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов [Текст] / И.К. Прохорова // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2015. -№ 11(20). Педагогические науки. - С. 56-58.

Referencеs

1. Dorofeev A.S. Personalization of the learning process using the learning system. Congress conference "Information technologies in education" ITO-Arkhangelsk 2010. Available at: http://ito.edu.ru/2010/ Arkhangelsk/n/II-0-34.html. [in Russian].

2. Zeer E.E., Symaniuk E.E. Individual educational trajectories in the system of continuous education. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2014. № 3. P. 74-82. [in Russian].

3. Manakova M.V. To the question about professional identity of teachers. Scientific discussion: questions of pedagogy and psychology. Sat. Art. XLVIIMaterials Intern. scientific-practical. Conf. № 2 (47). Part II. Acad. "Internauka". 2016. P. 187-191. [in Russian].

4. Pavlova N.A. Motivation of educational activity of students of pedagogical higher school. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Yaroslavl, 2005. P. 212. [in Russian].

5. Prokhorova I.K. The role of teaching practice in the formation of professional competence of future teachers. Eurasian Union of Scientists (ESU). 2015. № 11 (20). Pedagogy sciences. P. 56- 58. [in Russian].

Сведения об авторе: Мешкова Ирина Владимировна,

кандидат психологических наук,

доцент, кафедра педагогики и психологии,

Нижнетагильский государственный

социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного

профессионально-педагогического

университета,

г. Нижний Тагил, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the author: Meshkova Irina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor,

Department of Pedagogy and Philology, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) Russian State

Vocational Pedagogical University

Nizhny Tagil, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 151.8 ББК 88.411.9

А.А. Печерская

методика исследования

профессиональных ценностных ориентаций учителя

В статье рассматривается вопрос изучения компонентов профессиональных ценностных

ориентаций учителей. Представлены результаты психометрического обоснования методики

к для исследования трех взаимосвязанных компонентов - когнитивного, эмотивного, поведенче-

о ского, которые составляют внутреннюю структуру профессиональных ценностных ориентаций

¥ учителя. ф

с Ключевые слова: профессиональные ценностные ориентации, когнитивный, эмотивный, по-

веденческий, учитель, профессиональная деятельность, методика диагностики.

A.A. Pecherskaya

method to research the teacher's professional value orientations

The components of professional value orientations of teachers are considered. The paper presents the results of psychometric justification of methods for the study of three interrelated components -cognitive, emotive and behavioral, which make up the internal structure of the professional value orientations of teachers.

Key words: professional value orientation, cognitive, emotive, behavioral, teacher, professional activity, method of diagnostics.

Сегодня интерес к профессиональным ценностным ориентациям педагогов обусловлен новыми требованиями к их профессиональной деятельности. Теоретический анализ научных психологических работ показал, что рассматривая ценностные ориентации как элементы структуры личности, имеющие сложную внутреннюю организацию, многие исследователи выделяют в них когнитивный (познавательный), эмотивный (эмоциональный, аффективный) и поведенческий (конативный, деятельност-ный) компоненты. Данные компоненты, как отмечает З.С. Карпенко, имеют свое выражение: когнитивный как «могу», обеспечивая смыслообразование; аффективный - «хочу», что обеспечивает направление; и конативный - «имею», «есть», отвечает за реализацию актуализируемого смысла [4]. Безусловно, содержание каждого из этих компонентов ценностных ориентаций, в частности профессиональных, имеет особенности по сравнению с другими психическими феноменами.

Когнитивный компонент выступает основой смыслообразования, его составляют смысложизненные и профессиональные ценностные представления, убеждения, идеалы, которые определяют общую направленность деятельности учителя. Течение мыслей личности связано с осмыслением убеждений, осознанием ценностного объекта на уровне информации, различных мнений, взглядов, предположений, доказательств, аргументов. Осознание профессиональных ценностных ориентаций является своеобразным когнитивным, информационно-

концептуальным фундаментом профессиональной деятельности педагога, отражает все многообразие такого понятия, как профессия учителя, понимание содержания и сути. Осознание профессиональных ценностных ориентаций характеризуется глубиной их субъективного осмысления, гуманистическим стилем педагогического мышления (А.В. Лысенко [6], О.Б. Мартынюк [7]).

Эмотивный компонент профессиональных ценностных ориентаций учителя включает в себя эмоциональные оценки собственных профессиональных позиций, переживания их значимости, положительное эмоционально-оценочное отношение к профессиональной деятельности, т.е. эмоциональное принятие профессиональных ценностных ориентаций.

Для поведенческого компонента, содержанием которого является реализация ценностных ориентаций в поведении личности, присуща определенная система поступков и действий. Посредством последних учитель воплощает профессиональные ценности в собственной профессиональной деятельности. Как отмечает А.В. Лысенко, действенность профессиональных ценностных ориен-таций является результатом становления профессиональных личностно значимых смыслов и целей, когда учитель становится реальным субъектом своей профессиональной деятельности [6].

Взаимосвязь всех компонентов профессиональных ценностных ориентаций выступает механизмом их функционирования как целого, главной функцией которого является регуляция профессио-

к

си IS

т

^

га I-

х

ф

s ^

о

.0 X I-

о о

X

X

ф

.0 X .0

га

X

о

S

о

о ф

-&

о ^

с

к го

О

Ф

т

ф

С

<

<

нальной деятельности учителя на фоне постоянно меняющихся профессиональных условий и ситуаций [7].

Целью статьи является представление результатов стандартизации и психометрического обоснования методики «Профессиональные ценностные ориентации учителя».

Тесная взаимосвязь названных компонентов обуславливает необходимость при исследовании профессиональных ценностных ориентаций изучения их отдельных компонентов. Для этого была разработана методика «Профессиональные ценностные ориентации учителя», которая дает возможность, пользуясь процедурой анализа терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича [11], диагностировать отдельные компоненты (когнитивный, эмотивный и поведенческий) профессиональных ценностных ориентаций педагогов. Предложенный М. Рокич перечень жизненных ценностей был дополнен и преобразован в перечень профессиональных ценностей педагогов. Данный перечень профессиональных ценностей современного учителя, установленный в проведенном нами ранее пилотажном исследовании с использованием метода фокус-групп [8], согласуется с научным пониманием аксиологического аспекта педагогической деятельности (Л.В. Вершинина [2], Л.С. Гринкруг [3] и др.).

Учитывая классификацию педагогических ценностей с точки зрения средств ориентиров социальной и профессиональной активности и удовлетворения потребностей [9], возможности самореализации учителя в профессиональной деятельности [10], выявленные профессиональные ценности были нами объединены в шесть следующих групп: нравственные ценности, социально-психологические ценности, личностно-психологические ценности, профессионально-функциональные ценности, ценности саморазвития и ценности профессиональной самореализации [8].

Далее, основываясь на рассмотрении ценностных ориентаций личности

как терминальных и инструментальных (Д.А. Леонтьев [5], М. Рокич [11] и др.) и классификации педагогических ценностей по предметному содержанию как ценностей самодостаточного и инструментального типов (В.А. Сластенин [9] и др.), из установленного перечня профессиональных ценностей педагогов были выделены терминальные (как доминирующие аксиологические функции) и инструментальные (как средства достижения первых).

В список терминальных профессиональных ценностей включены следующие: активная педагогическая жизнь, взаимопонимание, возможность видеть результаты своего труда, гуманность, доброта, духовность (нравственность), здоровье (забота о здоровье), личностное развитие учащихся, личность и индивидуальность учащегося, любовь к детям, любовь к педагогическому труду, обучение предметным знаниям, общественное признание значимости педагогического труда (уважение окружающих), патриотизм (любовь к родному краю), престиж профессии учителя, профессиональная компетентность, развитие творческих способностей (своих и учащихся), развитие коллектива, самосовершенствование, самореализация, сотворчество с коллегами и учащимися, творчество (свобода творчества), уважение к личности ребенка, увлеченность предметом (занятие любимым делом, предметом).

В список инструментальных профессиональных ценностей включены: владение современными методами и технологиями обучения и воспитания, дисциплинированность, знание детской психологии, знание своего предмета, инициативность, инновационность, ком-муникативность,конкурентоспособность, независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей педагогической позиции, ответственность, педагогическая эмпатия, педагогическое мастерство, педагогическая рефлексия, самоконтроль, самокритичность, справедливость, терпимость, требовательность, продуктивность в педагогической работе, целеустремленность в работе педагога, честность (прав-

дивость, искренность), чувство юмора, эмоциональная уравновешенность, этичность и педагогический такт.

Данные перечни терминальных и инструментальных профессиональных ценностей педагогов, определенные в пилотажном исследовании, составили основу методики «Профессиональные ценностные ориентации учителя», состоящей из трех частей (I, II, III) и направленных на изучение отдельных компонентов профессиональных ценностных ориентаций (когнитивного, эмотивного и поведенческого). Для того, чтобы была возможной единая математическая (качественная и количественная) интерпретация данных, результаты диагностики по каждой части методики переводились в определенное количество баллов.

В стандартизации методики принимали участие 278 учителей общеобразовательных организаций разных категорий и специальностей, в возрасте от 25 до 57 лет, со стажем педагогической деятельности от 3 до 34 лет. Из них 235 женщин и 43 мужчины. Выборка была построена так, чтобы охватить учителей разных возрастных групп, пола, специальности и стажа работы.

Расчеты проводились с помощью компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 16.0).

Первая часть методики направлена на исследование эмотивного компонента профессиональных ценностных ори-ентаций учителей. Критерием оценки уровня эмотивного компонента выступило принятие личностью гуманистических профессиональных ценностей педагогов, показателем - сформировавшаяся иерархия профессиональных ценностных ориентаций, имеющая выраженную гуманистическую направленность. Испытуемым предлагалось отдельно про-ранжировать терминальные (список А) и инструментальные (список Б) профессиональные ценности учителя.

Параметры оценки диагностики принятия профессиональных ценностей: минимальная оценка в 1 балл выставлялась, когда моральные и профессионально-функциональные ценности (гуманность, доброта, духовность учителя, любовь

к детям, уважение к личности ребенка, здоровье, патриотизм, личностное развитие учащихся, личность и индивидуальность ученика, профессиональная компетентность) по результатам ранжирования занимали большей частью последние позиции. Такая ситуация, на наш взгляд, свидетельствует, что гуманистические профессиональные ценности не включены в систему ценностных ориен-таций личности учителя и соответствует эмпирически-интуитивному уровню принятия профессиональных ценностных ориентаций.

Если моральные и профессионально-функциональные ценности при ранжировании занимали в основном средние позиции, что, на наш взгляд, свидетельствует о переживаниях противоречий «принятие - не принятие» гуманистических профессиональных ценностей, соответствует репродуктивному уровню принятия гуманистических профессиональных ценностных ориентаций учителя - данные результаты диагностики оценивались в 2 балла.

Если названные профессиональные ценности при ранжировании занимали первые позиции, что, по нашему мнению, свидетельствует о принятии личностью гуманистических профессиональных ценностей и соответствует рефлексивно-творческому уровню - данные результаты диагностики оценивались в максимальные 3 балла.

Полученные по каждому списку ценностей (список А, список Б) баллы далее суммируются. Минимальная сумма баллов, которую мог набрать испытуемый по первой части методики, - 2 балла, максимальная - 6 баллов. По процедуре стандартизации [1] баллы были распределены следующим образом:

• низкий уровень - 2 балла;

• средний уровень - 3-4 балла;

• высокий уровень - 5-6 баллов.

Вторая часть методики направлена

на диагностику когнитивного компонента профессиональных ценностных ори-ентаций, критерием которого является осознание собственных профессиональных ценностных ориентаций. В данной части методики испытуемым предла-

к ç

си IS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

^

га I-

х

ф

s о

-О X I-

о о

X

X

ф

-О X -О

га

X

о s

о

о ф

-&

о с

к го

О

Ф

т

ф

С

<

<

галось письменно аргументировать их выбор первых пяти по рангу профессиональных ценностей (по результатам ранжирования в первой части методики) в каждом списке (А, Б). Показателями анализа письменных ответов испытуемых выступили: глубина осмысления собственных профессиональных ценностных ориентаций, гуманистические профессиональные убеждения и умение аргументировать свои профессиональные позиции.

При обработке результатов оценивалось аргументирование выбора каждой из первых пяти по рангу профессиональных ценностей. В случае, если обоснование выбора той или иной ценности испытуемым не давалось вообще - насчитывалось 0 баллов.

Ответам, в которых прослеживалось недостаточное осмысление испытуемым собственных профессиональных ценностных ориентаций и затруднения в аргументации относительно своих профессиональных убеждений, что свидетельствует об их существовании на уровне представлений - выставлялся 1 балл. Например такие ответы, как «Без любви к детям учителю нечего делать в школе», «Без дисциплины нет результата».

Ответы, которые демонстрировали частичное осмысление испытуемым собственных профессиональных ценностных ориентаций, не выраженные гуманистические профессиональные убеждения и недостаточно четкая аргументация своих профессиональных убеждений -оценивались в 2 балла. Например такие ответы, как «Любовь к детям самое необходимое для каждого учителя. Он может знать свой предмет, но если нет любви к детям, он не сможет дать знания и найти общий язык»; «Любая работа требует результата. Только тогда, когда видишь результаты своего труда, получаешь сильнейший стимул в продолжении самосовершенствования».

Ответы, свидетельствующие об основательном осмыслении испытуемым собственных профессиональных ценностных ориентаций, гуманистические профессиональные убеждения и умение их убедительно аргументировать - оценива-

лись в 3 балла. Например такие ответы, как «Педагог должен любить детей, только тогда работа будет приносить удовольствие, только тогда возможно принять ребенка таким как он есть. Дети чувствуют любовь и платят тем же, больше тянутся к предмету и самого учителя»; «Воспитывать и обучать, помочь духовному становлению ребенка может только духовно богатый, нравственный человек. Таким и должен быть учитель, следовательно, он является примером для детей. Только духовный учитель может увидеть оттенки души ребенка, направить, помочь, развить духовные и моральные качества».

Минимальная сумма баллов, которую мог набрать испытуемый по второй части методики, - 0 баллов, максимальная -30 баллов.

Далее полученные «сырые» баллы с использованием процедуры стандартизации [1] были переведены в трехуровневую шкалу нормативных оценок:

• низкий уровень - 0-10 баллов;

• средний уровень - 11-21 баллов;

• высокий уровень - 22-30 баллов.

Третья часть методики направлена

на изучение поведенческого компонента профессиональных ценностных ори-ентаций учителей, критерием которого выступила их действенность, а показателем - реализация профессиональных ценностей в профессиональной деятельности педагога.

Испытуемым предлагалось оценить по 9-балльной шкале реализацию каждой ценности (список А, Б) в их профессиональной деятельности: от 1 до 9, где 1 -совсем не реализуется, а 9 - реализуется в полной мере.

Высокие значения (баллы) реализации ценностей свидетельствуют, что данные профессиональные ценности не только приняты личностью учителя, но и реализуются в его профессиональной деятельности и поведении. Учитывая, что данная оценка осуществлялась самими испытуемыми и могла носить субъективный характер, для предупреждения влияния эффекта «социальной желательности» при определении уровней реализации профессиональных ценностей и с использованием процедуры стандарти-

зации баллы были распределены следующим образом:

• низкий уровень - 1-4 балла;

• средний уровень - 5-7 баллов;

• высокий уровень - 8-9 баллов.

Далее было выполнено психометрическое обоснование методики «Профессиональные ценностные ориентации учителя».

Для проверки внутренней согласованности методики был проведен факторный анализ по каждой части методики (I, II, III). В качестве первичных данных, подвергнутых факторному анализу, использовались «сырые» данные -числовые показатели (баллы) ответов испытуемых. Результаты факторизации позволили выявить существенный факторный вес и достаточную концептуальную взаимосвязь по группам ценностей, подтверждающую их согласованность.

Для проверки внутренней согласованности задач каждой части методики рассчитывался коэффициент а-Кронбаха. Коэффициента надежности (а) для первой части методики приемлемый и равен 0,792, для второй части методики равен 0,925, для третьей части методики - 0,965. Показатели а-Кронбаха для каждой части методики отвечают требованиям к психодиагностическому инструментарию.

Коэффициент корреляции при расщеплении пополам (Guttman Split-half) для I части методики равен 0,783, показатель а (альфа) для первой группы составляет 0,782, для второй группы - 0,820; для II части методики коэффициент корреляции при расщеплении пополам (Guttman Split-half) равен 0,915, показатель а для первой группы составляет 0,860, для второй группы - 0,867; для III части методики коэффициент корреляции при расщеплении пополам (Guttman Split-half) равен 0,915, показатель а для первой группы составляет 0,921, для второй группы - 0,953. Данные значения соответствуют психометрическим требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию [1].

Таким образом, нами предложена и апробирована методика диагностики когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов профессиональных ценностных ориентаций учителей. За основу были взяты теоретические представления М. Рокича. Произведена стандартизация методики, а также исследование ее психометрических пока- к зателей. Получены данные относитель- <0 но надежности каждой части методики, f а именно - надежность при расщеплении пополам и внутренняя согласован- §■ ность. £

о

Библиографический список

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 688 с. - (Сер. «Мастера психологии»).

2. Вершинина, Л.В. Аксиологическое пространство как педагогическое явление [Текст] / Л.В. Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - № 4. -2009. - Самара: СНЦ РАН. - С. 323-327.

3. Гринкруг, Л.С. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы [Текст] / Л.С. Гринкруг, Б. Е. Фишман // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 26-32.

4. Карпенко, З.С. Аксюлопчна психолопя особистосп [Текст]: монографiя / З.С. Карпенко. -1вано-Франшвськ: Лшея-НВ, 2009. - 512 с.

5. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.

6. Лысенко, А.В. Структурные компоненты профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст] / А.В. Лысенко // Вестник Адыгейского государственного университета. -Серия 3: Педагогика и психология. - Выпуск № 3(123). - 2013. - С. 54-60.

7. Мартинюк, О.Б. Розвиток професшних цшшсних орieнтацiй майбутшх учителiв [Текст] / О.Б. Мартинюк // Психолопя i сустльство. - 2008. - № 3. - С. 28-40.

8. Печерская, А.А. Профессиональные ценности педагогов: проблема содержания [Текст] / А.А. Печерская // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГТА, 2015. -№ 49. - Ч. 1. - С. 412-418.

9. Сластенин, В.А. Аксиологические основы педагогики [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С. 111-122.

10. Хазард, Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей [Текст] / Дж. Ха-зард, С.Г. Вершловский // Педагогика, 1992. - № 3-4. - С. 102-106.

11. Rokeach M. The Nature of Human. Values. N.Y.: Free Press, 1973. P. 438.

Referencеs

1. Burlachuk L.F. Dictionary-reference book on psychodiagnostics. SPb.: Piter, 2008. P. 688. [in Russian]

2. Vershinina L.V. Axiological space as pedagogical phenomenon. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2009. № 4 Samara: SNTs RAN. P. 323-327. [in Russian]

3. Grinkrug L.S., Fishman B.E. Axiologically oriented education: fundamental principles. Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2006. № 12. P. 26-32. [in Russian]

4. Karpenko Z.S. Axiological psychology of personality. Ivano-Frankivsk: Lileya-NV, 2009. P. 512. [in Ukraine]

5. Leontiev D.A. The technique ofstudying value orientations. M.: Smysl, 1992. P. 17. [in Russian].

6. Lysenko A.V. Structural components of professional value orientations of the future music teacher. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2013. № 3. P. 54-60. [in Russian].

7. Martinyuk O.B. The development of professional value orientations of future teachers. Psikhologiya i suspil'stvo, 2008. № 3. P. 28-40. [in Ukraine].

8. Pecherskaya A.A. Professional values of teachers: the problem of content. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. Yalta: RIO GTA, 2015. № 49 (1). P. 412-418. [in Russian]

9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E. N. Axiological basics of pedagogy. Pedagogika. M.: Shkola-Press, 1998. P. 111-122. [in Russian].

10. Khazard Dzh., Vershlovskiy S.G. Value orientations of Soviet and American teachers. Pedagogika, 1992. № 3-4. P. 102-106. [in Russian].

11. Rokeach M. The Nature of Human. Values. N.Y.: Free Press, 1973. P. 438.

Сведения об авторе: Печерская Анна Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования,

г. Симферополь, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the author: Pecherskaya Anna Alekseevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor,

Department of Psychology and Pedagogy, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Simferopol, Russia.

E-mail : [email protected]

к го

О Œ Ф

т

ф

С

<

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.