Научная статья на тему 'Психологическое исследование профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития учителей'

Психологическое исследование профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / PROFESSIONAL VALUES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерская Анна Алексеевна

Статья посвящена изучению профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития педагогов. Приведены данные факторного анализа, подтверждающего наличие связи в структуре профессиональных ценностных ориентаций личности. Представлены данные кластерного анализа, позволившего выявить типы учителей по направленности их ценностно-профессиональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития учителей»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК РЕГУЛЯТОРОВ

И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ

А.А. Печерская

Аннотация. Статья посвящена изучению профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития педагогов. Приведены данные факторного анализа, подтверждающего наличие связи в структуре профессиональных ценностных ориентаций личности. Представлены данные кластерного анализа, позволившего выявить типы учителей по направленности их ценностно-профессиональной сферы.

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессиональное развитие, учитель, факторный анализ.

PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF

PROFESSIONAL VALUES AS A REGULATOR AND

INDICATORS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

A. Pecherskaya

Abstract. The article is devoted to the study of professional values as a regulator and indicators of professional development of teachers. The data of factor analysis, confirming the link in the structure of professional value orientations of personality. Presents data cluster analysis helped to identify the types of teachers for orientation of their value and professional sphere.

Keywords: professional values, professional development, teacher factor analysis.

Постоянное профессиональное развитие и стремление достижения профессиональной вершины для человека любой профессии, и в частности педагогов, в современном динамичном мире являются неотъемлемыми составляющими профессиональной успешности. Значимая роль в движении личности к профессиональному акме принадлежит профессиональным ценностям. Как отмечает Л.В. Абдалина, достижение высших уровней владения деятельностью предполагает сформированность у педагога упорядоченной совокупности профессиональных ценностей [1, с.19].

При этом профессиональные ценностные ориентации учителя выступают, с одной стороны, в своей функциональной роли регуляторами поведения, профессиональной деятельности и профессионального развития, с другой стороны, одним из показателей профессионального развития личности. Как внутренний ориентир и регулятор, профессиональные ценностные ориентации педагога являются

смыслообразующим фактором профессиональной деятельности, на основе которых формируются мотивы и приоритеты профессионального развития личности [9, с.3342]. Исследуя высший уровень в профессиональном развитии человека, А.А. Деркач определяет профессионала как человека, усвоившего ценностные ориентации в профессии и осознанно развивающего свою личность средствами профессии [2, с.225], а

одним из показателей зрелости личности профессионала - определившуюся систему ценностей данной профессии [там же, с.231].

Сложившаяся система профессиональных ценностей педагога является психологическим признаком сформированности профессиональной деятельности и важнейшим критерием зрелости личности [6, с.57,95], критерием оценки эффективности самореализации и достигнутого уровня владения деятельностью [1, с.20]; направленность личности - один из основных показателей профессионального развития [4, с.256].

Под профессиональными ценностями мы понимаем систему профессиональной направленности личности учителя, которая является внутренним регулятором и показателем его профессионального развития.

Акмеологическая роль профессиональных ценностей актуализирует их исследование в контексте профессионального развития личности.

В современной отечественной психолого-педагогической науке профессиональные ценности исследовались в аспекте профессиональной самореализации личности [3]; самоопределения в них педагога [5]; их гуманитарного содержания [7]; ориентиров профессиональной деятельности [8]; их значения в профессиональном становлении [11]; аксиологизации профессионального образования [12]. Вместе с тем, остается недостаточно

освещенным вопрос особенностей

профессиональных ценностей педагогов в процессе их профессионального развития. Целью нашего исследования было определение типов учителей по направленности их ценностно-профессиональной сферы.

В исследовании принимали участие 314 учителей, из них 260 женщин и 54 мужчины, в возрасте от 25 до 58 лет, со стажем педагогической деятельности от 3 до 34 лет. Расчеты проводились с помощью компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 16.0).

В исследовании использовалась процедура анализа личностных ценностей М. Рокича. Испытуемым предлагалось проранжировать профессиональные ценности учителя [10] по двум спискам (терминальные и инструментальные). Анализ результатов ранжирования педагогами профессиональных ценностей дал возможность выявить из них наиболее и наименее значимые для испытуемых.

Наиболее значимыми для испытуемых среди терминальных профессиональных ценностей оказались следующие: любовь к детям, любовь к педагогическому труду, взаимопонимание, профессиональная компетентность, увлеченность предметом; среди инструментальных

профессиональных ценностей: знание своего предмета, ответственность, педагогическое мастерство, знание детской психологии, этичность и педагогический такт.

Наименее значимыми для испытуемых среди терминальных профессиональных ценностей

оказались следующие: сотворчество, патриотизм, престиж профессиональной деятельности учителя, общественное признание значимости педагогического труда, развитие ученических и учительских коллективов; среди

инструментальных профессиональных ценностей: чувство юмора, педагогическая эмпатия, независимость и смелость в отстаивании своей педагогической позиции, педагогическая рефлексия, конкурентоспособность.

Полученные данные свидетельствуют о преобладающей гуманистической

направленности и ориентации на профессиональную компетентность и ее составляющие. Однако, настораживает тот факт, что такие профессиональные ценности, как патриотизм, педагогическая эмпатия и педагогическая рефлексия оказались по результатам ранжирования на наиболее низких позициях.

При дальнейшем анализе результатов диагностики проранжированные испытуемыми профессиональные ценности были подвергнуты факторному и кластерному анализу. В факторном анализе выявление факторов производилось методом главных компонент (Principal component), процедура вращения факторов методом нормализованного варимакса (Varimax normalized).

В факторной матрице, полученной при анализе данных терминальных

профессиональных ценностей, выявились семь факторов, см. табл. 1. В таблице представлены дескрипторы с весом > 0,5 по модулю.

Таблица 1. - Терминальные профессиональные ценности

Профессиональные ценности Факторы

Ф. 1 Ф. 2 Ф. 3 Ф. 4 Ф. 5 Ф. 6 Ф. 7

Активная педагогическая жизнь -0,606

Взаимопонимание 0,668

Гуманность 0,748

Доброта 0,803

Духовность (нравственность) 0,637

Здоровье -0,510

Личностное развитие учащихся 0,814

Личность и индивидуальность ученика 0,803

Любовь к детям 0,635

Любовь к педагогическому труду 0,642

Возможность видеть результаты своего труда 0,512

Обучение предметным знаниям 0,611

Патриотизм 0,510

Престиж профессии учителя -0,526

Профессиональная компетентность 0,517

Развитие творческих способностей 0,539

Развитие коллектива 0,563

Продолжение табл. 1

Самосовершенствование, саморазвитие, самообразование -0,697

Самореализация -0,707

Сотрудничество с коллегами и детьми 0,581

Творчество (свобода творчества) -0,619

Уважение к личности ребенка 0,699

Увлеченность предметом 0,615

Дисперсия факторов 15,9 11,2 8,7 8,0 6,4 5,7 5,2

Основываясь на данных табл. 1, можем отметить, что 1-й фактор (15,9% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности учителя, как доброта (0,803), гуманность (0,748), духовность (0,637), любовь к детям (0,635), патриотизм (0,510), самореализация (-0,707), самосовершенствование, саморазвитие, самообразование (-0,697) и был проинтерпретирован нами как «Доброта и гуманность». Этот фактор оказался биполярным, чем более важны для учителей доброта, гуманность, духовность, любовь к детям, патриотизм, тем менее важны самореализация, самосовершенствование, саморазвитие,

самообразование.

2-й фактор (11,2% суммарной дисперсии) включает следующие профессиональные ценности: личностное развитие учащихся (0,814), личность и индивидуальность ученика (0,803), уважение к личности ребенка (0,699), развитие творческих способностей (0,539) и был проинтерпретирован нами как «Личность ребенка». В данном униполярном факторе проявляется ценностное отношение к личности ребенка, уважение к ней, направленность учителя на развитие личности учащихся и их способностей.

3-й фактор (8,7% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как любовь к педагогическому труду (0,642), увлеченность предметом (0,615) и престиж профессии учителя (-0,526). Данный биполярный фактор был проинтерпретирован как «Занятие любимым делом». Для учителей являются важными любовь к педагогическому труду, преподавание своего предмета, которые противопоставляются престижности своей профессии.

4-й фактор (8,0% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как возможность видеть результаты своего труда (0,512), активная педагогическая жизнь (-0,606), творчество (-0,619). Этот фактор был проинтерпретирован как «Результативность». В данном биполярном факторе возможность видеть результаты своего труда противопоставляется

творчеству и активной педагогической жизни, что свидетельствует о противоречивости отношения к данным ценностям, т.е. ориентация на результат не означает стремление достигать его активным и творческим путем.

5-й фактор (6,4% суммарной дисперсии) содержит две ценности: взаимопонимание (0,688) и здоровье (-0,510), что дает возможность проинтерпретировать его как «Взаимопонимание». В данном биполярном факторе взаимопонимание (с коллегами, учащимися, их родителями) противопоставляется заботе о здоровье.

6-й фактор (5,7% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как обучение предметным знаниям (0,611), профессиональная компетентность (0,517); он был проинтерпретирован как «Обучение предмету». В этом униполярном факторе проявляется значимость для учителя обучения учащихся предметным знаниям по своему предмету на высоком профессиональном уровне.

7-й фактор (5,2% суммарной дисперсии) содержит ценности: сотрудничество с коллегами и детьми (0,581) и развитие коллектива (0,563), что дает возможность проинтерпретировать его как «Взаимодействие». В данном униполярным факторе проявляется значимость для педагогов сотрудничества, взаимодействия, развития отношений в коллективе (в коллективе учащихся и коллективе педагогов).

В факторной матрице, полученной при анализе данных инструментальных

профессиональных ценностей, также семь факторов оказались значимыми, см. табл. 2. В таблице представлены дескрипторы с весом > 0,5 по модулю. Опираясь на данные табл. 2, можем определить, что 1-й фактор (15,2% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как честность (правдивость, искренность) (0,802), справедливость (0,782), терпимость (0,748), самокритичность (0,538), самоконтроль (0,523), инновационность (-0,580), владение современными технологиями обучения и воспитания (-0,662).

Таблица 2. - Инструментальные профессиональные ценности

Профессиональные ценности Факторы

Ф. 1 Ф. 2 Ф. 3 Ф. 4 Ф. 5 Ф. 6 Ф. 7

Владение современными методами и технологиями обучения и воспитания -0,662

Дисциплинированность -0,615

Знание детской психологии 0,619

Знание своего предмета 0,607

Инициативность -0,529

Инновационность -0,580

Коммуникативность 0,562

Конкурентоспособность 0,625

Независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей педагогической позиции 0,613

Ответственность -0,704

Педагогическая рефлексия 0,540

Педагогическая эмпатия 0,674

Педагогическое мастерство 0,708

Продуктивность в педагогической работе 0,536

Самоконтроль 0,523

Самокритичность 0,538

Справедливость 0,782

Терпимость 0,748

Требовательность -0,660

Целеустремленность -0,649

Честность (правдивость, искренность) 0,802

Чувство юмора 0,570

Эмоциональная уравновешенность 0,601

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этичность и педагогический такт 0,592

Дисперсия факторов 15,2 11,8 8,9 7,1 6,5 5,4 4,8

Данный фактор был проинтерпретирован нами как «Честность и справедливость». Этот фактор является биполярным; в нем честности, справедливости, терпимости, самокритичности, самоконтролю противопоставляются владение современными технологиями обучения и инновационность.

2-й фактор (11,8% суммарной дисперсии) содержит профессиональные ценности: педагогическое мастерство (0,708),

продуктивность в педагогической работе (0,536), педагогическая рефлексия (0,540),

ответственность (-0,704), требовательность (0,660), дисциплинированность (-0,615). Этот фактор был проинтерпретирован нами как «Педагогическое мастерство». Биполярность данного фактора показывает, что чем больше учитель ориентирован на педагогическое мастерство, производительность в

педагогической работе, педагогическую рефлексию, тем меньшее значение для него имеют требовательность, ответственность и дисциплинированность. Такая ситуация, по нашему мнению, является противоречивой, поскольку от ответственности,

дисциплинированности учителя зависит его производительность в работе и педагогическое мастерство.

3-й фактор (8,9% суммарной дисперсии) включил в себя следующие профессиональные ценности: педагогическая эмпатия (0,674), коммуникативность (0,562), целеустремленность в работе (-0,649) и был интерпретирован нами как «Педагогическая эмпатия». Этот фактор также оказался биполярным, чем более значимы для учителя способность к педагогической эмпатии, коммуникативности, тем менее важна целеустремленность в работе.

4-й фактор (7,1% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как конкурентоспособность (0,625), независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей педагогической позиции (0,613); и он был интерпретирован нами как «Конкурентоспособность». Данный униполярный фактор отражает значимость для педагогов быть конкурентным, иметь свои стиль и педагогическую позицию и способность их отстаивать.

5-й фактор (6,5% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как знание детской психологии (0,619), этичность и педагогический такт (0,592); он был интерпретирован как «Понимание ребенка». Данный фактор также является униполярным. В нем определяется значимость для учителей

возможности понять ребенка, не обидеть его, этичность педагогического общения.

6-й фактор (5,4% суммарной дисперсии) содержит такие ценности, как знание своего предмета (0,607), чувство юмора (0,570); он был интерпретирован как «Знание своего предмета». Данный фактор также является униполярным, отражающий значимость хорошего владения своим предметом и чувство юмора.

7-й фактор (4,8% суммарной дисперсии) содержит такие профессиональные ценности, как эмоциональная уравновешенность (0,601) и инициативность (-0529); он был интерпретирован как «Эмоциональная уравновешенность». Этот биполярный фактор указывает на значимость для учителей эмоциональной уравновешенности, то есть контролируемой эмоциональности, эмоциональной сдержанности в работе с детьми в противовес проявлению инициативы.

Далее был осуществлен кластерный анализ, который позволил выделить типы учителей в соответствии с направленностью их профессиональных ценностных ориентаций. В результате кластерного анализа выделены пять кластеров (типов) учителей. При этом каждый тип учителей по направленности их ценностно-профессиональной сферы имеет как положительные черты, так и отрицательные тенденции в контексте их профессионального развития.

Первый кластер с гуманистической направленностью профессиональных ценностных ориентаций составили учителя (25,0%), для которых наиболее важны доброта, гуманность, духовность, любовь к детям, любовь к родному краю и существенно меньшее значение имеет престиж педагогического труда. Представителей данной группы можно охарактеризовать как педагогов-гуманистов и определить как «Гуманисты». Направленность

профессиональных ценностных ориентаций учителей данного типа соответствуют требованиям современной гуманистической образовательной парадигмы. Вместе с тем, у педагогов данного типа не проявляется направленность на собственное

профессиональное развитие.

Второй кластер с направленностью профессиональных ценностных ориентаций на занятие любимым делом составили учителя (19,0%), для которых большое значение имеет любовь к педагогическому труду, увлеченность своим предметом, занятие любимым делом.

Представителей данной группы можно определить, как «Увлеченные любимым делом». У учителей этого типа наблюдается ориентация на сам процесс педагогической деятельности и преподавание своего предмета, при отсутствии направленности на профессиональное продвижение, развитие и совершенствование.

Третий кластер с направленностью профессиональных ценностных ориентаций на педагогическое мастерство и знание своего предмета (16,8%) составили учителя, для которых наиболее важными являются их педагогическое мастерство, продуктивность в педагогической работе, педагогическая рефлексия, знание своего предмета. Учителей этой группы можно охарактеризовать как таких, которые стремятся в профессиональной деятельности передать детям знания по своему предмету, используя для этого свое педагогическое мастерство; для них результативность их деятельности определяется предметными знаниями учащихся.

Представителей данной группы можно определить, как «Педагогические мастера». Учителя этого типа, очевидно, ориентированы на свое профессиональное развитие и продуктивность в профессиональной

деятельности. Однако, в последней явно снижена ориентация на личность ребенка.

Четвертый кластер с направленностью профессиональных ценностных ориентаций на конкуренцию (22,5%) составили учителя, для которых важно быть конкурентными, профессионально компетентными и активными, смело и независимо отстаивать свой стиль и свою педагогическую позицию. Представителей данной группы можно определить как «Конкурентные». У учителей этого типа также проявляется существенная направленность на активность и профессиональную компетентность, что напрямую реализуется через профессиональное развитие. Вызывает настороженность ориентация быть

конкурентными и иметь свою собственную педагогическую позицию. Нередко, на практике, это оборачивается конфликтностью и отрицанием мнения и позиции коллег. Человек большую часть своих усилий затрачивает на «борьбу», нежели на собственное профессиональное развитие.

Пятый кластер с направленностью профессиональных ценностных ориентаций на взаимопонимание (16,8%) составили учителя, для которых значимы эмоциональная

уравновешенность, знание психологии ребенка, этичность и педагогический такт.

Педагогов данной группы характеризует стремление контролировать свои эмоции, проявлять эмоциональную уравновешенность и сдержанность, понять ребенка и тактично общаться с ним. Представителей данной группы можно определить, как «Сдержанные и тактичные». Направленность на понимание ребенка, безусловно, позитивна. При этом, у учителей данного типа слабо выражена ориентация на собственное профессиональное развитие.

Таким образом, факторный и кластерный анализ профессиональных ценностей учителей

позволил выделить плеяды направленности их профессиональных ценностей. На основании чего определены следующие типы педагогов по ориентированности их ценностно-

профессиональной сферы: «гуманисты», «увлеченные любимым делом», «педагогические мастера», «конкурентные», «сдержанные и тактичные». Результаты исследования намечают актуальные направления профессионального развития учителей, которые, на наш взгляд, возможно осуществить в системе повышения квалификации средствами спецкурса и специализированного тренинга.

Литература:

1. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / Абдалина Лариса Васильевна. - Тамбов, 2008. - 50 с.

2. Акмеология: учебник; под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2002. - 650 с.

3. Байлук В.В. Ценности профессиональной самореализации личности / В.В. Байлук // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. -С. 19-26.

4. Бурдакова О.П. Критерии и показатели профессионального развития педагогов / О.П. Бурдакова // Царскосельские чтения. - 2013. - № XVII. -С. 254-258.

5. Гербет О.И. Современное профессиональное образование и самоопределение педагога в его ценностях / О.И. Гербет, Н.В. Колпакова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6(55). - С. 187-189.

6. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход / Н.В. Козлова. - Томск: Изд-во ТПУ. - 2007. - 201 с.

7. Колычева З.И. Гуманитарные ценности профессиональной деятельности педагога / З.И.

Колычева // Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 3(27). - С. 69-70.

8. Коротаева Е.В. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. -2012. - № 3. - С. 11-15.

9. Лапп Е.А. Образование в новой системе ценностей [Электронный ресурс] / Е.А. Лапп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013.

- Т.3. - С. 3341-3345. - Режим доступа: Ьйр://е-koncept.ru/2013/53674.htm

10. Печерская А.А. Профессиональные ценности педагогов: проблема содержания / А.А. Печерская // Проблемы современного педагогического образования.

- 2015. - Вып. 49. - Ч. 1. - С. 412-418.

11. Поданева Т.В. Значение системы ценностей в профессиональном становлении педагога / Т.В. Поданева // Среднее профессиональное образование. -2008. - № 3. - С. 83-86.

12. Рыжова Н.И. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей / Н.И. Рыжова, Н.И. Башмакова, О.Н. Громова // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 37-46.

Сведения об авторе:

Печерская Анна Алексеевна (г. Симферополь, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования; e-mail: [email protected]

Data about the author:

A. Pecherskaya (Simferopol, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.