Самойлик Наталья Анатольевна ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ...
УДК 159.9.072.432
ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
© 2016
Самойлик Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк (Россия)
Аннотация. В условиях трансформации базовых основ современного общества актуализируется проблема профессиональной подготовки специалистов разного уровня. Наиболее эффективным критерием профессионального становления являются профессионально-ценностные ориентации. Рассмотрение профессионально-ценностных ориентаций в современной отечественной науке чаще всего осуществляется относительно педагогической деятельности как социально значимой. Однако, остальные виды профессиональной деятельности, в контексте данной проблематики, зачастую остаются без внимания. Кроме того, в исследованиях не изучаются профессионально-ценностные ориентации как самостоятельный психологический феномен. Под профессионально-ценностными ори-ентациями мы понимаем отраженную в сознании человека систему представлений, характеризующую отношение к профессиональной деятельности как психологически и социально значимой. Взяв за основу теоретические исследования Е.А.Климова и В.А.Сластенина, предложена типология профессионально-ценностных ориентаций и разработаны ее содержательные компоненты. К когнитивному типу профессионально-ценностных ориентаций относятся ценности-отношения и ценности-знания. В основе эмоционального типа лежат ценности-цели и ценности-резуль-тат. Поведенческий тип представлен ценностями-качествами и ценностями-умениями. Предлагаемая нами типология профессионально-ценностных ориентаций выступила в качестве теоретического конструкта для создания психодиагностического опросника «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности». Спецификой психодиагностической методики диагностики профессионально-ценностных ориентаций являются комплексность и систематизированность изучаемого феномена. Опросник позволяет изучить тип профессионально-ценностных ориентаций в процессе учебно-профессиональной деятельности и в процессе труда.
Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации, типология профессионально-ценностных ориен-таций, структура профессионально-ценностных ориентаций, психодиагностический опросник
TYPOLOGY AND PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE PERSONALITY'S PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS
© 2016
Samoylik Natalya Anatolyevna, candidate of psychological sciences, lecturer of the department of penitentiary psychology and penitentiary pedagogy Kuzbass institute of FPS of Russia, Novokuznetsk (Russia)
Abstract. In the conditions of transformation of the essential bases of modern society the problem of vocational training of experts of different level is actualized. Professional and valuable orientations become the most effective criterion of professional formation. Professional and value orientations in modern national science most often deal with pedagogical activity and are considered to be socially significant. However, other types of professional activity, in the context of this perspective, often remain unaddressed. More than that professional and value orientations as an independent psychological phenomenon aren't studied in researches. Professional and value orientations are thought to be the system of representations reflected in the person's consciousness that characterizes the relation to professional activity as psychologically and socially significant phenomenon. The typology of professional and value orientations is offered and its substantial components are developed on the basis of the theoretical researches of E.A.Klimov and V.A.Slastenin. Value-relations and value-knowledge belong to the cognitive type of professional and value orientations. Value-purpose and value-result are the cornerstone of the emotional type. The behavioral type is presented by value-qualities and value-abilities. Our typology of professional and value orientations is used as the theoretical construct for creation of a psychodiagnostic questionnaire «Diagnostics of the personality's professional and value orientations». The distinguishing features of the psychodiagnostic technique of professional and value orientations diagnostics are the complexity and the organized structure of the phenomenon being under consideration. The questionnaire allows to study the type of professional and value orientations during the educational and professional activity and in the course of work.
Keywords: professional and value orientations, typology of professional and value orientations, structure of professional and value orientations, psychodiagnostic questionnaire
Профессионально-ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов становления профессионала. Отражая общую успешность реализации личности в профессиональной деятельности, они позволяют прогнозировать не только ее содержательные аспекты, но и задавать смысловой вектор профессионального развития. При этом профессионально-ценностные ориентации, с одной стороны, развиваются на основе ценностно-смысловой сферы личности, но, с другой, представляют собой самостоятельный психологический конструкт, требующий детального психологического изучения.
Как правило, категория профессионально-ценностные ориентации в большей степени рассматривается в рамках педагогической науки. В большинстве случаев подобные исследования направлены на анализ ценностных ориентиров деятельности педагога, как наиболее социально значимого вида труда. Так, в исследовании А.С.Андрюниной под профессиональными ценностями педагога понимается «осознаваемая и разделяемая субъ-
ектом образовательной деятельности (воспитателем, учителем, преподавателем) система отношений, установок, представлений, определяющая общую направленность этой деятельности, а также выбор путей и средств овладения знаниями, умениями, необходимыми для оптимального выполнения профессиональных функций» [1, с. 7].
В работе И.Е.Емельяновой дается следующее определение профессионально-ценностным ориентациям: «совокупность профессионально-значимых ценностей-знаний, умений и отношений будущего учителя, способствующих профессионально-личностному самосовершенствованию и осуществлению эффективной педагогической деятельности» [2, с. 10].
Схожее определение профессионально-ценностных ориентаций представлено у Е.Л.Рудневой, изучающей данную категорию через призму элементов внутренней структуры личности, «выражающих ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда
Самойлик Наталья Анатольевна психологические
ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ... науки
и определенным компонентам профессиональной деятельности» [3, с. 130].
Рассматривая профессионально-ценностные ориентации и как процесс, и как качество личности, Е.Г. Слободнюк констатирует неразрывную связь между смыслом и значением реализуемой профессиональной деятельности [4].
Проанализировав ряд других исследований (Е.А.Бобер, Т.В.Васильева, Л.А.Воденникова, Е.С.Красилова, О.А.Сидоренко), посвященных анализу понятия «профессионально-ценностные ориентации» следует констатировать, что в основе данного психологического конструкта находятся «отношения значимости» в структуре профессиональной деятельности.
Под профессионально-ценностными ориентациями в рамках исследования следует понимать отраженную в сознании человека систему представлений, характеризующую отношение к профессиональной деятельности как психологически и социально значимой.
Таким образом, профессионально-ценностные ориентации, отображаясь в структуре личности, образуют различные по содержанию типы профессиональной направленности относительно трудовой деятельности. Специфика отдельного типа профессионально-ценностных ориентаций зависит от сформированности ценностно-смысловой сферы личности и особенностей профессионализации, начинающейся уже в процессе учебно-профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к выбору дефиниций для разработки классификации типов профессионально-ценностных ориентаций. В частности, в исследовании Е.А.Климова структура профессионально-ценностных ориентаций определена следующим образом. В содержании когнитивного компонента включены знания о ценностях и значимости профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент позволяет принять или отвергнуть значимые ценности в ходе реализации профессиональной деятельности. Основу поведенческого компонента составляет экстериоризация ценностей профессии в повседневную деятельность и общение человека [5].
В ходе разработки психодиагностического инструментария, представляется наиболее целесообразным рассматривать предложенные Е.А.Климовым компоненты ценностей профессии как типы профессионально-ценностных ориентаций, формирующихся уже на начальном этапе профессиональной подготовки специалистов. Следующим аргументом, позволяющим рассматривать компоненты ценностей профессии как основу для классификации профессионально-ценностных ори-ентаций, является возможность дифференцировать различные по содержанию значимости профессиональной деятельности для личности, ее развития и становления как специалиста.
Однако, если общая типология профессионально-ценностных ориентаций определена, то остается открытом вопрос о содержательных элементах изучаемой психологической категории.
По нашему мнению, наиболее предпочтительным подходом к изучению содержания профессионально-ценностных ориентаций является концепция В.А.Сластенина, позволяющая анализировать профессионально-ценностные ориентации как психологическое проявление системы «человек-профессия» [6]. Исходя из позиции автора, профессионально-ценностные ориентации представляют собой сложноорганизо-ванное образование, состоящее из следующих структурных элементов.
В основе ценностей-отношений находится совокупность отношений внутри профессиональной деятельности и позиция личности относительно реализуемой профессиональной деятельностью. Ценности-знания включают личностную и профессиональную компе-194
тентность специалиста. Соотношение Я-личностного и Я-профессионального образует ценности-цели. Ценности-качества проявляются в многообразии взаимосвязанных позитивных, деятельностных и поведенческих качеств личности.
В ходе рассмотрения классификации профессионально-ценностных ориентаций В.А.Сластенин выделяет ценности-средства, под которыми понимает техники и технологии осуществления профессиональной деятельности. Однако, считаем, что каждый вид профессиональной деятельности специфичен и поэтому данный критерий диагностировать будет достаточно проблематично.
Несмотря на то, что предлагаемые автором и его научной школой, профессиональные ценности больше ориентированы на деятельность педагогов, они могут быть применены и к другим профессиям. В частности, выделенные ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания характерны не только для специалистов педагогического труда, но и для многих других.
В то же время заметим, что в содержание эмоционального типа профессионально-ценностных ориента-ций необходимо включить такой показатель, как цен-ности-результат. Как известно, положительные эмоции способствуют повышению уровня мотивации в процессе трудовой деятельности, а значит, влияют и на самореализацию личности в профессии. О взаимосвязи ценностей и эмоциональной сферы личности неоднократно отмечалось в работах Б.И.Додонова, Е.И.Ильина, А.В.Серого, М.С.Яницкого.
Согласно авторской позиции М.С.Яницкого и
A.В.Серого: «эмоция, возникающая при удовлетворении какой-либо потребности, выступает как некоторая самостоятельная ценность» [7, с. 84].
На основании анализа названных выше работ следует констатировать, что содержательные параметры системы ценностей каждого человека, детерминирующие эмоциональную сторону самореализации в профессиональной деятельности, отражают ценности-результат.
Также в состав поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций, мы добавили ценности-умения. Как утверждает Е.Г.Слободнюк, ценности-умения раскрывают смысл и значение способов и приемов реализации профессиональной деятельности, осмысление будущим специалистом их взаимосвязи с системой профессиональных знаний [4].
Окончательный вариант предлагаемой нами классификации типов профессионально-ценностных ориента-ций, разработанной на основе концепций Е.А.Климова и
B.А.Сластенина, выглядит следующим образом (табл.1).
Таблица 1 - Классификация типов профессионально-
ценностных ориентаций личности
Тип профессионально-ценностных ориентаций Структура профессионально-ценностных ориентаций
Когнитивный тип Ценности - отношения Ценности - знания
Эмоциональный тип Ценности - цели Ценности - результат
Поведенческий тип Ценности - качества Ценности - умения
Недостатки и особенности психологической диагностики профессионально-ценностных ориентаций, а также необходимость разработки методики, диагностирующей тип изучаемого психологического конструкта, рассматривалась нами ранее [8]. В связи с этим была разработана методика психологической диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности (ДиПЦОЛ). При создании психодиагностической методики ДиПЦОЛ учитывалась технология разработки тестов, предложенная Н.А.Батуриным и Н.Н.Мельниковой [9-16]._
Самойлик Наталья Анатольевна ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ...
В настоящее время методика ДиПЦОЛ прошла апробацию путем психодиагностического исследования на выборке около 250 респондентов мужского и женского пола, различного возрастного диапазона. В исследовании приняли участие представители разных профессий. В данный момент осуществляются необходимые процедуры по определению ее психометрических показателей: дискриминативности, надежности и валидности.
Методика ДиПЦОЛ построена в форме опросника и диагностирует тип профессионально-ценностных ориентаций, преобладающий в той иной профессиональной деятельности либо на определенном этапе профессионального обучения у конкретной личности. Таких типов в методике выделено три: когнитивный тип, эмоциональный тип и поведенческий тип. Предложенные типы в большей степени отражают особенности значимости будущей или настоящей профессиональной деятельности. Определение типа профессионально-ценностных ориентаций позволяет определить не только ценностно-смысловую составляющую профессиональной деятельности человека, но и скорректировать возможное негативное отношение к труду.
В рамках каждого типа определены две диагностические единицы, представляющие содержание каждого типа профессионально-ценностных ориентаций. Соответственно опросник содержит шесть шкал, объединенных в типы и отражающие особенности профессионально-ценностных ориентаций. Каждая шкала состоит из 16 утверждений, построенных по закрытому типу двух альтернативного выбора («согласен», «не согласен»). Таким образом опросник состоит из 96 утверждений.
При интерпретации результатов исследования следует обратить внимание на определение общей характеристики типа профессионально-ценностных ориентаций личности. Правило диагностики методики ДиПЦОЛ основано на том, что наибольшая сумма баллов, полученная по какому-либо типу, демонстрирует преобладающую вероятность формирования данного типа профессионально-ценностных ориентаций личности. Таким образом, диагностируемый тип профессионально-ценностных ориентаций (либо типы - при одинаковом количестве баллов) определяется по максимальному значению.
Сущность методики ДиПЦОЛ сводится к определению ведущего типа и(или) возможного сочетания типов профессионально-ценностных ориентаций. Каждый из представленных типов может иметь самостоятельное значение в структуре профессионально-ценностных ориентаций, и тогда он именуется «доминирующим». В случае, если лидирующего типа профессионально-ценностных ориентаций определить не удается, то имеет место «смешанный» тип, который определяется по максимальному значению совокупности оценок по двум типам шкал. При получении одинакового результаты по трем типам профессионально-ценностных ориентаций следует говорить о «диффузном» или неопределенном типе, который менее предпочтителен для реализации профессиональной деятельности.
Если в процессе диагностики определяется «чистый» тип профессионально-ценностных ориентаций, то для раскрытия его психологического содержания и структуры используется интерпретация соответствующего типа. В случае, когда диагностируется «смешанный» тип профессионально-ценностных ориентаций, интерпретация включает характеристику тех типов, которые являются его составляющими. Диагностика «диффузного» типа не позволяет констатировать сформированность типа профессионально-ценностных ориентаций и свидетельствует о размытости представлений о значимости профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями методики ДиПЦОЛ являются следующие:
1. Методика ДиПЦОЛ основывается на многолетних исследованиях таких отечественных ученых, как
Е.А.Климов и В.А.Сластенин, при дифференцировании типа профессионально-ценностных ориентаций и его содержательной структуры.
2. Комплексный психолого-педагогический подход к разработке методики, который позволяет рассматривать профессионально-ценностные ориентации личности как целостный многоуровневый психологический феномен, что учитывается при формулировке утверждений опросника и их распределении по типам.
3. Многомерность и полнота психодиагностических возможностей методики ДиПЦОЛ, применение, которого дает возможность определения и анализа типа профессионально-ценностных отношений и его содержания.
Таким образом, преимуществами разрабатываемой психодиагностической методики диагностики профессионально-ценностных ориентаций являются комплексность и систематизированность изучаемого феномена. Методика ДиПЦОЛ ориентирована на изучение типа профессионально-ценностных ориентаций как в процессе учебно-профессиональной деятельности, так и в процессе труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 : / А.С. Андрюнина; Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2013. 23 с.
2. Емельянова И.Е. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической практики в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Е. Емельянова ; Моск. гор. пед. ун-т. Москва : 2009. 23 с.
3. Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук / Е.Л. Руднева. Кемерово, 2002. 443 с.
4. Слободнюк Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации: Теоретический анализ. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 72 с.
5. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. 1993. Т. 24. № 4. С. 230-136.
6. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология: монография. Красноярск: СибГТУ, 2008. 293 с.
7. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник КемГУКИ. 2012. - №19. С. 82-97.
8. Самойлик Н.А. К вопросу о психологической диагностике профессионально-ценностных ориентаций личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2015/11/59503 (дата обращения: 22.01.2016).
9. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть I // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №18. С. 4-14.
10. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть II // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.
2009. №42. С. 11-25.
11. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть III // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.
2010. №4. С. 4-18.
12. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть III // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. №4. С. 4-18.
13. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология раз-
Самойлик Наталья Анатольевна
ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА .
работки тестов: часть IV // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. №40. С. 13-28.
14. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть IV // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.
2010. №40. С. 13-28.
15. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть V // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.
2011. №5. С. 4-14.
16. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть VI // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. №18. С. 48-59.