УДК 371.3: 378 + 372.881.1
Использование проектной методики при обучении иностранному языку в вузах
И. М. Горбачева, Е. А. Горбачева
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Статья посвящена апробированию эффективности использования проектной методики изучения иностранного языка. Методика основана на исследовательской работе студентов, объединенных в группы по общей теме, заданной преподавателем. Проектная методика понимается как способ организации педагогического процесса, который заключается во взаимодействии педагога и обучающихся в ходе последовательной практической деятельности, обеспечивает личностно ориентированный подход к воспитанию, построенный на учете особенностей индивидуального развития студентов, дает возможность изучать иностранный язык с использованием информационных и компьютерных технологий в процессе подготовки проектов.
Ключевые слова: проектная методика; проект; обучение иностранному языку; вуз.
В мире всё более актуальной становится проблема выявления современных педагогических методов и средств обучения, которые бы соответствовали постоянно обновляющимся стандартам образования. Одной из таких общеизвестных педагогических методик является сравнительно новая проектная методика. Несмотря на мнение многих педагогов о том, что она появилась совсем недавно, история ее использования в образовательном процессе датируется началом XX в.
Новые ценности и цели образования (не передача знаний, но развитие компетенций, позволяющих в дальнейшем самостоятельно приобретать знания), а также современные научные достижения во многом определяют выбор методик обучения педагогами, которые все чаще отдают предпочтение интерактивным педагогическим методикам, помогающим заинтересовать учащегося, в особенности — проектной методике.
© Горбачева И. М., Горбачева Е. А.
Изучение разнообразных подходов к применению проектной методики в аудиторной работе приводит к выявлению поэтапного взаимодействия преподавателя и студентов.
1. Начальный этап: создание рабочего и творческого настроения в коллективе; направление студентов на выбор и выявление предмета исследования, соответствующего их интересам; планирование деятельности и распределение обязанностей между ее участниками; выбор методов работы; выявление подтем и тем проекта.
2. Подготовительный этап: формулировка вопросов, на которые нужно будет ответить в ходе работы над проектом; формирование заданий для команд; выбор литературы; выявление возможных форм представления итогов проделанной работы.
3. Активный этап: работа над проектом в сформированных группах; постоянный контроль деятельности
участников проекта; проведение консультаций с ними; оказание помощи при защите проекта; оценивание проделанной студентами работы.
4. Заключительный этап: представление результатов исследования; защита проекта перед учебной группой; оценка результатов исследования преподавателем и студентами; выявление успехов и неудач в проведении исследования.
Работа над проектами способствует совершенствованию критического мышления студентов, а также повышению мотивации к изучению языков. Данная педагогическая методика способствует социализации личности студента путем развития способности работать в команде и навыков самопрезентации.
Нельзя недооценивать значения обучения иностранному языку для студента вуза. Владение английским языком требуется и инженеру, и экономисту в равной степени. Сегодня большинство работодателей предпочитают принимать на работу тех соискателей, которые владеют иностранным языком, даже если он не является необходимым для выполнения должностных обязанностей.
Приведем в качестве примера эффективного использования проектной методики фрагмент занятия по теме «Professions» (Профессии). Студентам предлагается следующее задание: в группах создать проект по теме «My Career» (Моя карьера), провести исследование согласно конкретным условиям (приведенным ниже) и представить проект к защите.
В создании проекта необходимо учитывать определенные критерии: характерные черты проектной методики; отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку; поэтапную работу с проектом на уроках
английского языка; требования к использованию проектной методики, ее задачи и основные принципы.
На основе данных критериев был создан проект «My Career», который состоит из трех ступеней (семинарских занятий): стартовой, основной и финальной.
В результате анализа различных источников была выбрана схема описания занятий, предложенная А. Н. Щукиным [1]. Однако данная схема не воспринимается как истинно верная, поэтому подлежит переработке.
Каждое занятие планируется по следующей схеме: вступление (А) — задачи занятия (Б) — ход занятия (В).
Занятие I (Стартовая ступень).
A. Занятие начинается с взаимного приветствия и проведения языковой зарядки, затем преподаватель знакомит участников проекта с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта — «My profession in different countries» (Моя профессия в различных странах).
Б. Задачи занятия:
— сформулировать проблему исследования;
— выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;
— организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.
B. В ходе занятия преподаватель предлагает студентам:
1. Обсудить следующие высказывания:
а) The future depends on what you do today [2]. (Ваше будущее зависит от того, что вы делаете сегодня.)
б) The harder I practice, the luckier I get [2]. (Чем усерднее я практикуюсь, тем более я преуспеваю.)
в) Go where you are celebrated — not tolerated. If they can't see the real value of you, it's time for a new start [2]. (Идите туда, где Вас чествуют, а не туда, где терпят. Если они не ценят Вас — пришло время для нового старта.)
г) The only way to do great work is to love what you do. If you haven't found it yet, keep looking. Don't settle [2]. (Единственный способ совершать великие дела — любить то, что Вы делаете. Если Вы еще не нашли этот путь, продолжайте искать. Не останавливайтесь.)
2. Ответить на наводящие вопросы по теме проекта: Do you like your future profession? Do you know in what companies you can work after graduation? (Вам нравится ваша будущая профессия? Знаете ли Вы, в каких компаниях сможете работать после окончания учебы?)
3. Просмотреть видеоролик известного программиста, основателя компании Apple Стива Джобса и ответить на вопрос: «Do you find the speech in the video inspirational? Why?» (Можно ли назвать речь в видео вдохновляющей? Почему?)
4. Прочитать высказывание пункта г) и ответить на вопрос: «Do you agree with the Mr. Jobs' point of view? What can happen to us if we don't find our perfect job?» (Вы согласны с точкой зрения мистера Джобса? Что может произойти с нами, если мы не найдем подходящую работу?)
5. Ответить на вопрос: What do you think are the rules when you try to find the career of your dreams? (Каких правил мы должны придерживаться, когда ищем работу своей мечты?)
При обсуждении высказываний студенты обозначают проблемы и выделяют конкретные задачи, а преподавателю отводится роль консультанта-координатора.
Сформулируем задачи, характерные для данного проекта.
— Исследовать современные вакансии на рынке труда по всему миру.
— Найти способ создания идеального резюме и выявить качества, необходимые для получения хорошей должности в компании.
— Исследовать модель поведения соискателя на собеседовании в серьезной компании.
Первое занятие завершается распределением студентов по рабочим группам путем жеребьевки и распределением ролей в группах. Теме проекта будет соответствовать задание: «Imagine that your group has won the internship in a famous foreign company. Describe your internship and your role in the company. What are main characteristics of the good intern for you?» (Представьте, что Ваша группа выиграла стажировку в известной иностранной компании. Опишите Вашу практику и Вашу роль в компании. Каковы для Вас основные черты квалифицированного молодого специалиста?)
Занятие II(Основная ступень).
A. Занятие начинается с взаимного приветствия преподавателя и студентов и проведения языковой зарядки.
Б. Задачи занятия:
— организовать работу в рабочих группах по сбору необходимой информации, по анализу и синтезу идей;
— обсудить методы проверки принятых в рабочих группах гипотез: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;
— определить формы и способы представления результатов проектов.
B. Последовательность проведения занятия:
1. Выполнение задания при помощи интерактивной доски и презентации на ней различных упражнений.
2. Устный опрос ранее изученной лексики, затем решение теста на определение наиболее подходящей карьеры под названием «Якоря карьеры» (The anchors of career) [3], предварительно переведенного преподавателем на английский язык.
3. Чтение текста «Choosing a Career» (Выбирая карьеру) [4]. Дискуссия в целях проверки понимания текста:
- «What is the main idea of the text?»; «Do you ask such questions yourself while looking for a job?» (Какова главная идея текста? Задаете ли Вы себе подобные вопросы, когда ищете работу?);
— «Quote the lines of the text, which show advices that you should follow while looking for a job». (Выделите в тексте советы, которые следует соблюдать при поиске работы).
Выполнение данных упражнений стимулирует активность студентов в рабочих группах, мотивирует их к поиску актуальной информации, а также к анализу и синтезу идей.
Второе занятие завершается определением формы и способа представления результатов проекта вместе с преподавателем. Это может быть: интервью, реклама, видеоролик, презентация в программе Microsoft PowerPoint, инсценировка, ролевая игра, устный доклад.
Занятие III (Финальная ступень).
A. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга; преподаватель объясняет, что проекты завершены, утверждает, что каждый проделал большую работу и показал себя в наилучшем свете.
Б. Задачи занятия:
1. Завершить подготовку к защите проекта на тему «My profession in different countries» (Моя профессия в разных странах).
2. Презентовать проектную работу в виде фотоколлажа, стенгазеты, видеоролика, инсценировки, дневника исследования, газетной статьи, интервью и т. д.
3. Защитить проект, провести анализ результатов работы.
4. Просмотреть видеоролик, предложенный преподавателем в целях подведения итогов, по теме проектной работы.
B. Этапы занятия:
1. Подготовительный этап. Преподаватель выделяет студентам время (10 мин) для оформления итогов работы и подготовки к защите (презентации) результатов. Наблюдает, координирует их деятельность.
2. Этап защиты проекта.
3. Этап оценивания результатов.
Защита проектов предполагает оценку результатов студентами и преподавателем по критериям, указанным в таблице.
№ п/п Критерии Оценка
1 Соответствие плану исследования
2 Качество отобранного материала
3 Использование различных методов исследования
4 Грамотность изложения
5 Креативность презентации
6 Коллективная работа
4. Просмотр видеоподкаста из серии TED Talks по теме «How to find the work you love» [5] — монолога Скотта Динс-мора, основателя платформы Live Your Legend, созданной с целью вдохновлять людей на поиск работы их мечты.
Представленный проект показывает, какие компании наиболее популярны у студентов, что впоследствии дает возможность рассматривать пути сотрудничества с этими компаниями в целях трудоустройства выпускников.
Учитывая универсальность предложенного проекта, его можно проработать и адаптировать к применению в старших классах школы.
Такие особенности проектной методики, как опора на личный опыт, доминирование самостоятельной деятельности, превалирование групповой работы и относительная новизна, позволяют успешно использовать ее на занятиях по иностранному языку в вузах.
Литература
1. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филоматис, 2008. 187 с.
2. 50 Inspirational Career Quotes // Themuse: You Deserve a Career You will Love [Web source] / Daily Muse. Cop. 2017. URL: https://www. themuse.com/advice/50-inspirational-career-quotes (accessed: 12.04.2017).
3. Тест «Якоря карьеры» для студентов // Znanie.info [Электронный ресурс] / РТВ-Медиа. Cop. 1999-2015. URL: http://www.znanie.info/ portal/ec-testing/mog.html (дата обращения: 03.05.2017).
4. Choosing a Career // Native English: английский онлайн [Электронный ресурс]. Cop. 2003— 2017. URL: https://www.native-english.ru/topics/ choosing-a-career (дата обращения 12.04.2017).
5. Динсмор С. Как найти работу по душе: Subtitles and Transcript / Transl. by S. Gryn // TED Ideas worth spreading [Web source]. Posted: Sep. 2015. URL: https://www.ted.com/talks/scott_dinsmore_how_ to_find_work_you_love/transcript?language=ru (дата обращения 12.04.2017).
6. Абышева Н. Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 116-121.
7. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.: ил., табл.
8. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.
9. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. № 3. С. 96-111.
Горбачева Ирина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Горбачева Елена Александровна — студентка МИЭТ. E-mail: [email protected]
Статья поступила после доработки 21 марта 2017 г.