УДК 658.513.4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ С.В. Амелин, И.В. Щетинина
Рассматриваются организационные аспекты повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий
Ключевые слова: принятие решения, организационно-экономический механизм, конкурентоспособность продукции
В разработку теории конкуренции и конкурентоспособности внесли существенный вклад как отечественные, так и зарубежные ученые. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
Конкурентоспособность продукции промышленных предприятий следует понимать как совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, которые отражают её отличие от аналогичной продукции других производителей и обеспечивают ей стабильный спрос на целевом рынке в заданный промежуток времени.
Понятие конкурентоспособности продукции связывается, в первую очередь, с понятием эффективности функционирования предприятий-производителей, что позволяет осуществлять прибыльную деятельность в условиях удержания или расширения доли конкурентного рынка.
Конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям отраслевого рынка, может производить только предприятие, способное к развитию при условии наилучшего использования всех имеющихся ресурсов (человеческих, организационных и материальных).
Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособную продукцию способны производить те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют, предоставляют потребителю инновационные, качественные, недорогие товары и услуги и стремятся к развитию.
Главным в обеспечении конкурентоспособ-
Амелин Станислав Витальевич - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 43-76-67
Щетинина Ирина Валерьевна - ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 43-76-67
ности продукции предприятия как первого условия достижения высоких конечных результатов (прибыльности, устойчивости, комплексности развития, качества жизни) является повышение качества управления конкурентоспособностью
Под управлением конкурентоспособностью предприятия понимается управление процессом принятия и реализации управленческих решений, направленных на достижение и удержание конкурентных преимуществ на максимально возможный промежуток времени с целью устойчивого развития предприятия, наиболее полного удовлетворения нужд потребителей.
Организационно-экономический механизм можно представить как систему закономерностей, принципов формирования, методических подходов, методов, приёмов, способов, рычагов воздействия на взаимосвязанные элементы систем, а также - это некий порядок формирования структуры и последовательность процессов функционирования какой-либо системы.
Для повышения эффективности функционирования и развития предприятия предложен организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции, основу действия которого составляет согласование целей и задач системы управления с методами, средствами достижения целей и управленческими решениями, которые являются элементами управления.
Среди основных подходов к принятию решений в рамках механизма повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий выделить следующие их виды (рис. 1): диалектический, системный, структурный, функциональный, процессный, маркетинговый, интеграционный, логистический, поведенческий, ситуационный, рефлексивный, количественный, централизованный, децентрализованный, индивидуальный, групповой, подход на основе системы участия, демократический подход.
Диалектический подход к принятию решений определяет практика, которая является основным методологическим инструментом разработки и реализации решений; движущей силой разработки и реализации решений, поскольку определяет то, что может быть для нее актуальным; важнейшим потребителем результатов разработки и реализации решений; основным критерием истинности полученных результатов при разработке и реализации реше-
ний. Этот подход обеспечивает постоянное накоп- обеспечению повышения конкурентоспособности
ление знаний и достижение со временем новых продукции.
уровней развития методов принятия решений по
диалектический системный структурный функциональный
логистический ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ процессный
поведенческий маркетинговый
ситуационный интеграционный
рефлексивный количественный
централизованный индивидуальный
децентрализованный система участия демократический групповой
Рис. 1. Основные методологические подходы к принятию
управленческих решений по повышению конкурентоспособности продукции
В рамках системного подхода устанавливается целевая ориентация и формируется состав задач, обосновываются объекты и субъекты функционирования, выбираются принципы функционирования; определяются границы и рамки функционирования; выбираются способы взаимодействия компонентов между собой и с внешней средой, в том числе и обратные связи; разрабатываются системы критериев и базовые показатели функционирования; обосновываются факторы позитивного воздействия, оказывающих активизирующее воздействие на производственную систему, и факторов негативного воздействия, действующих дезактивирующее; устанавливается регламент принятия управленческих решений; определяются возможные противоречия, порядок развития и совершенствования принятия решений по обеспечению повышения конкурентоспособности продукции.
Структурный подход предопределяет определение приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов с целью формирования структуры системы управления производством и повышения обоснованности распределения ресурсов, направляемых на разработку и реализацию управленческих решений.
Функциональный подход предполагает рассмотрение процессов управления производством в виде совокупности функций, для выполнения которых необходима разработка решений и их реализация.
Процессный подход к принятию управленческих решений позволяет рассматривать деятельность по принятию решений как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой вводов деятельности, общих функций управления и фаз и этапов процесса принятия решений.
Маркетинговый подход в принятии решений предполагает ориентацию на внешних и внутренних потребителей продукции и услуг.
Интеграционный подход нацеливает на усиление взаимосвязи между подсистемами производст-
венной системы по управленческой горизонтали и вертикали при принятии решений.
Логистический подход ориентирует на рациональное перемещение материальных и информационных потоков во времени и пространстве для обеспечения процессов принятия решений.
Поведенческий подход указывает на социальный аспект и предполагает использование поведенческих наук, что позволяет обеспечить процесс принятия решений человеческими ресурсами и осуществить их активизацию для достижения целей управления.
Целевой подход в принятии решений ориентирован на поставленные перед управлением производственной системы цели как желаемый новый результат деятельности производственной системы.
Ситуационный поход дает возможность применения различных методов и процедур принятия решений в различных ситуациях.
Рефлексивный подход к принятию решений состоит в том, что в большинстве случаев можно предугадать ответную реакцию производственной системы на различного рода воздействия.
Количественный подход к принятию решений основан на количественных методах и особое внимание при этом уделяется моделированию управляемых процессов.
Централизованный подход стимулирует принятие как можно большего числа решений на высшем уровне управления.
Децентрализованный подход поощряет передачу ответственности по принятию решений на более низкие уровни в соответствии с установленной компетенцией.
Индивидуальный подход, когда решение принимается руководителем единолично, приемлем при дефиците времени на принятие решения или если принятие группового решения невозможно практически.
Групповой подход предпочтителен тогда, когда у руководителя есть достаточно средств и времени для принятия решения и его реализации.
При подходе, основанном на системе участия руководитель должен в каждом конкретном случае делать выбор, - привлекать ли подчиненных к принятию решения или нет.
Демократический подход в принятии решений заключается в том, что решения принимаются в соответствии с мнением и в интересах большинства.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятия связано с актуальной задачей построения соответствующей системы управления. Это является весьма сложной задачей, так как система управления конкурентоспособностью является сложной стохастической системой, на которую воздействуют условия окружающей и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности: случайные события, изменения цены товара, ценности товара для потребителей, численности и свойств конкурентов, параметров производственных процессов и другие факторы.
Как известно, всякая самоуправляемая система представляет собой единство двух подсистем: объекта управления и субъекта управления, осуществляющего сознательное воздействие на объект с целью достижения поставленной цели.
В процессе управления происходит взаимодействие между объектом управления и управляющей подсистемой, заключающееся в обмене информационными, энергетическими и финансовыми потоками между собой, внутренней и внешней средой.
Системное управление конкурентоспособ-
ностью продукции (СУКС) состоит в том, чтобы, оказывая управляющее воздействие на формирование и поддержание факторов и показателей эффективного функционирования предприятия, обеспечивать формирование и развитие у него устойчивых конкурентных преимуществ высокого уровня, в том числе и выпуск высококонкурентных товаров или услуг в условиях воздействия среды высокой степени неопределенности и изменчивости.
Системное управление конкурентоспособ-
ностью продукции предполагает:
- установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;
- определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы;
- разработку системы базовых показателей функционирования системы;
- формирование состава задач системы;
- разработку функциональной структуры системы;
- установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы;
- определение регламентов развития и совершенствования системы.
Целью системы управления конкурентоспособностью продукции является повышение эффективности деятельности организации на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение конкурентоспособности предприятия как экономической системы.
Система управления конкурентоспособностью продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые функционируют во времени как единое целое, решая при этом главную задачу - обеспечить достижение запланированных стратегических целей развития предприятия путем наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных экономических субъектов.
Принципы системного анализа, лежащие в основе создания СУКС, базируются на целостном представлении исследуемых объектов, поскольку система определяется системными объектами, свойствами и связями, Системными объектами являются вход, выход, процесс, обратная связь, критерий и ограничение.
Как известно, важным методом системного анализа является метод декомпозиции: «изучаемая система разбивается на подсистемы до тех пор, пока не достигнет уровня ее основных компонентов. В идеальном случае мы получили бы модель и возможность установить с достаточной точностью, что произойдет с каждым возможным входом на любом этапе его прохождения через систему или описать каждую ответную реакцию системы.
Для СУКС ключевым моментом является корректный выбор объектов управления, в качестве которых можно выделить функциональные подсистемы. В число функциональных подсистем управления входят: маркетинговая, производственно-
техническая, финансово-экономическая, инновационно-технологическая, инвестиционная, информационная, кадровая, а также управляющая подсистемы.
Система управления конкурентоспособ-ностью продукции промышленного предприятия представлена на рис. 2.
В процессе управления ставится и достигается множество целей, различающихся по самым различным параметрам значимости, содержанию, пространственным и временным рамкам. Каждая подсистема управления характеризуется своими факторами, параметрами и показателями, воздействуя на которые посредством соответствующих методов и инструментов управления можно достичь главной цели управления - роста конкурентоспособности продукции промышленного предприятия.
Вход :
информация о состоянии внешней среды
Объект управления - функциональные подсистемы
їх подси
Фин ансово - экономическая
Маркетинговая
Производственно - техническая
Кадровая
Инвестиционная
Информационная
Инновационно - технологическая
Субъект управления (Управляющая подсистема)
Анализ информации о состоянии функцио-
нальных подсистем и внешней среды
▼
Поиск резервов для роста конкурентоспособности продукции
♦
Принятие решений о необходимости разработки стратегии роста конкурентоспособно-
сти продукции
♦
Разработка стратегии роста конкурентоспособности продукции
♦
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции
Выход :
Воздействие на внешнюю среду
Координирующие воздействия
Рис. 2. Система управления конкурентоспособностью продукции
Главной целью функционирования СУКС является обеспечение интегрального показателя конкурентоспособности или поддержание на определенном уровне локальных показателей конкурентоспособности функциональных подсистем. В этом случае управление осуществляется в результате оптимизации всех этих показателей, являющихся локальными по отношению к общей цели.
В качестве базовых показателей (базы сравнения) могут выступать: среднеотраслевые показатели по аналогичной продукции; показатели продукции любого конкурирующего предприятия; эталонные показатели требований потребителя к товару; показатели продукции оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. Для этого проводится анализ факторов внутренней и внешней среды, а также конкурентов. Внутренняя среда предприятия
рассматривается как комплекс факторов, воздействующих на конкурентоспособ-ность продукции предприятия изнутри. Внешняя среда образует комплекс факторов, воздействующих на конкурентоспособность продукции предприятия извне. При этом рассматриваются все факторы, которые могут воздействовать прямым и косвенным образом.
Управляющая подсистема (менеджмент организации) анализирует влияние этих факторов на предприятие. Через маркетинговую подсистему она получает информацию о свойствах конкурентов и потребителей, о спросе на товар, требованиях по качеству и ценности товара, прогнозировании новых запросов потребителей. На основании этой информации через технические задания определяются цели, параметры и показатели инновационнотехнологической подсистемы; формулируются цели
и показатели инвестиционной подсистемы, призванной обеспечить финансирование инноваций за счет собственных и привлеченных средств; определяются потребности в обновлении и модернизации имеющейся производственной подсистемы управления конкурентоспособностью. Весьма важным моментом является обеспечение оптимального, сбалансированного функционирования всех подсистем управления конкурентоспособностью продукции. Только в этом случае обеспечивается синергетический эффект, достижение и воспроизводство устойчивых конкурентных преимуществ всей экономической системы.
Управляющая подсистема занимается изучением всего комплекса указанных вопросов и управлением состоянием функциональных подсистем, она предназначена для эффективного и оперативного управления конкурентоспособностью продукции предприятия. В ней определяются основная и локальные цели управления конкурентоспособностью, формируется оптимальное управляющее воздействие, наилучшим образом решаются вопросы оптимизации функционирования всех подсистем в соответствии с концепциями современного менеджмента. В наиболее простой интерпретации управление конкурентоспособностью продукции предприятия можно отождествить с поддержанием устойчивого экономического состояния системы и запаса конкурентоспособности в приемлемых рамках. Оптимальное дозирование управляющих воздействий благоприятно сказывается на конку-
рентоспособности, устойчивости функционирования и живучести экономической системы как субъекта хозяйствования.
Воронежский государственный технический университет
Таким образом, СУКС предполагает установление целей данной системы, а также показателей конкурентоспособности, которые характеризуют степень и эффективность достижения этих целей и, кроме того, описывают эффективность использования ограниченных ресурсов отдельными функциональными подсистемами.
Внедрение систем управления конкурентоспособностью продукции предприятия является с точки зрения эволюции концепций менеджмента логической и более высокой стадией развития всеобщей системы управления качеством (ТQМ). Внедрение СУКС базируется на общих принципах внедрения инновационных проектов. Она органично встраивается в существующую систему управления в целостном виде или поэтапно на основе развития и совершенствования функциональных подсистем управления конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия.
Литература
1 Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. - М., 2006. -448 с.
2. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М., 2003. -348 с.
3. Абрамов, В. Л. Управление конкурентоспособностью экономических систем / В. Л. Абрамов // Маркетинг. - 2009. - № 5. - С. 19 - 24 С.
4. Амелин С.В. Организационно-экономическое моделирование в принятии управленческих решений: монография / С.В. Амелин. Воронеж: ГОУВПО “Воронежский государственный технический университет”, 2009. 184 с.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO DECISION OF ORGANIZATIONAL DECISION ON THE CREATION OF COMPETITIVE PRODUCTS S.V. Amelin, I.V. Shetinina
Considered organizing aspects of raising competitiveness of product of industrial enterprises Key words: decision making, organizational and economic mechanism, the competitiveness of