43 (298) - 2012
Управление закупками
УДК (075.8).33
МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ РЕСУРСОВ
М. Н. КУЗНЕЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования E-mail: MK. IZUMRUD@MAIL. RU Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз), филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова»
Эффективность функционирования, надежность и долгосрочность присутствия на целевом рынке предприятия во многом зависят от правильного выбора поставщика ресурсов. Для этого необходимо проводить детальный анализ и оценку потенциальных поставщиков.
Ключевые слова: поставщик, методика, оценка, рейтинг, показатель оценки, качество поставщика.
Исходя из цели управления закупками на предприятии - удовлетворение потребностей производства материальными ресурсами необходимого объема, нужного качества, в требуемом временном режиме при оптимальных затратах - основными показателями при выборе поставщиков выступают цена, качество и надежность поставок материальных ресурсов. Кроме того, существует целый ряд других показателей, количество которых может достигать 60. К ним относятся удаленность поставщика, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие резервных мощностей, организация управления качеством продукции у поставщика, психологический климат у поставщика, кредитоспособность и финансовое положение поставщика, готовность к выполнению заказов без предварительной оплаты.
Перечисленные показатели представлены в ряде отечественных и зарубежных источников [1, 3, 4, 6, 7, 9] и иллюстрируют наиболее распространенное мнение о критериях отбора поставщиков.
На практике целесообразно помимо традиционных показателей, используемых при рейтинговой оценке поставщиков, рассчитывать как степень удовлетворения поставщиком потребности предприятия по ассортименту материальных ресурсов, так и степень удовлетворения потребности в наиболее важных материальных ресурсах, учитывающих особенности производственного процесса и позволяющих снизить затраты при последующей обработке.
Для выявления круга потенциальных поставщиков на предприятии должна быть создана группа связей с поставщиками, которая должна заниматься регулярным сбором и оценкой информации о контрагентах для оптимизации закупок. На выбор поставщика влияние оказывают результаты по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Под рейтингом понимается оценка какого-то явления или объекта по заданной шкале.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
57
Методика расчета рейтинга поставщика, представленная в работах [1, 3, 4, 6], как правило, сводится, к следующему порядку действий:
- определяется перечень показателей, на основе которых будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика;
- производится оценка поставщика по намеченным показателям методом балльных экспертных оценок;
- оценивается вес каждого показателя в общей совокупности показателей методом экспертных оценок;
- рассчитывается рейтинг каждого поставщика посредством суммирования произведений веса показателя на его оценку по выражению
п
Ак Bi Oi, где Ак - рейтинг к-го поставщика;
1=1
В. - вес 1-го показателя; О. - оценка 1-го показателя;
- сравниваются полученные результаты, и определяется наилучший партнер.
Таким образом, из всего множества поставщиков, с которыми в соответствии с номенклатурой выпускаемой продукции предприятие-производи-
Примерная схема рейтин
тель может поддерживать отношения, формируется массив. В массиве все элементы ранжированы таким образом, что А1 >Ак, т. е. поставщик, которому соответствует значение А1, является наиболее выгодным партнером при проведении производственно-снабженческих работ.
Данный алгоритм определения рейтинга поставщика базируется на субъективной оценке как показателей, так и значимости (весов) показателей. Следовательно, качество такой рейтинговой оценки поставщиков зависит от знаний, практического опыта и интуиции экспертов.
В работе [4] приведена примерная схема рейтинговой оценки поставщиков (табл. 1). В этом издании в отличие от работ [1, 3, 6] предложено описание каждого показателя и выставлена его балльная оценка, однако нет обоснования градации по показателям цены, количества и времени на транспортировку материальных ресурсов.
В работе [5] предлагается при выборе поставщика применять матричную модель, по строкам которой указываются объемы заказа и условия поставки (частота, транспорт, упаковка), по столбцам - поставщики, а на пересечении продажные
Таблица 1
вой оценки поставщиков
Показатель 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Качество материальных ресурсов Высшее качество Высокое и среднее качество Среднее качество В некоторых случаях низкое качество Постоянно низкое качество
Цена с учетом доставки Ниже средней цены более чем на 5 % Ниже средней цены не более чем на 5 % Соответствует средней цене Выше средней цены не более чем на 5 % Выше средней цены более чем на 5 %
Время на транспортировку Меньше среднего более чем на 10 %% Меньше среднего не более чем на 10 %% Соответствует среднему времени поставки Превышает среднее более чем на 10 % Превышает среднее более чем на 10 %
Надежность:
- качество Поставки превосходят точность по всем пунктам договора Поставки превосходят по некоторым пунктам договора Поставки точно соответствуют договору Поставки имеют некоторые небольшие отклонения Поставки имеют значительные отклонения
- соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки Время договора точно выполняется Поставки выполняются на одну неделю раньше договора Поставки выполняются на два дня позже или более чем на одну неделю раньше срока договора Поставки выполняются на одну неделю позже срока договора Поставки выполняются более чем на две недели позже срока договора
- количество Поставляемое количество точно соответствует договору Поставляемое количество может превышать договорное не более чем на 5 %% Поставляемое количество может превышать более чем на 5 %% договорное или быть меньше на 5 % Поставляемое количество может быть меньше договорного на 10 % Поставляемое количество может быть меньше договорного более чем на 10 %
Условия оплаты Всевозможные условия По факту поставки продукции 25 %% предоплаты 50 %% предоплаты 100 %% предоплаты
58
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
цены и тарифы. Определяя наименьшие затраты по столбцам, можно выбрать потенциального поставщика. Окончательный выбор производится с учетом качественных характеристик уровня обслуживания (надежность поставок, готовность реагировать на изменение условий поставок, длительность взаимоотношений с поставщиками), которые могут быть оценены по балльной системе. Описанный подход предполагает синтез качественных и количественных показателей при рейтинговой оценке поставщиков.
Подобный подход к оценке и выбору поставщиков рассмотрен в работе [8]. Ее автор предлагает построение матрицы, но в качестве факторов выступают ассортимент необходимых предприятию ресурсов и перечень поставщиков, на пересечении строк и столбцов указываются общие затраты на приобретение ресурсов (цены и транспортные расходы). В дальнейшем используется метод линейного программирования, определяются конкретные поставщики ресурсов по критерию минимальных затрат на приобретение ресурсов. В предложенной методике оценки поставщика исключаются такие важные показатели, как качество ресурсов, надежность поставок, которые могут преобладать при выборе поставщика над стоимостью приобретения ресурсов.
В работе [2] в основе расчета рейтинга поставщиков заложено определение следующих показателей: коэффициента качества продукции поставщика, коэффициента выполнения договорных обязательств, цены и транспортных расходов. В предложенном алгоритме нет пояснения по поводу определения коэффициента качества продукции. Положительным моментом является отсутствие субъективной оценки показателей и необходимости нахождения весов показателей, поскольку за основу критерия выбора поставщика берутся минимальные совокупные затраты на приобретение ресурсов, скорректированные на два предложенных поправочных коэффициента.
Проведя анализ существующих подходов к оценке рейтинга поставщиков, автор работы предлагает следующую методику. Главным ее отличием является оценка показателей (цена, качество и надежность, финансовое положение) не субъективным методом (методом балльных экспертных оценок), а количественным (индексным) методом. Он основывается на темпах роста цен, темпах роста поставки материальных ресурсов ненадлежащего качества
(показатель качества), темпах роста среднего опоздания (показатель надежности поставки), темпах роста рентабельности продаж и коэффициента ликвидности у поставщика (показатели финансового состояния). Кроме показателей цены, качества и надежности поставок при рейтинговой оценке следует учитывать удаленность поставщиков и степень удовлетворения потребностей покупателя, но не только с позиции разнообразного ассортимента, но и с учетом последующих затрат при обработке материалов. Формулы расчета показателей объективным методом приведены в табл. 2.
В целом формулы просты в применении, однако следует дать комментарий к нахождению второго, третьего и шестого показателей.
При расчете второго показателя необходимо рассчитать доли (удельные веса) в общем объеме поставок. Для этого находится отношение количества поставленных материалов ненадлежащего качества к общему объему поставки материалов за
Таблица 2 Методика расчета показателей
№ п/п Показатель Формула расчета
1 Средневзвешенный темп роста цен Тц Тц =[tT „d)100, где Тц. - темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого материального ресурса; d. - доля i-й разновидности материального ресурса в общем объеме поставок текущего периода
2 Темп роста поставки материалов ненадлежащего качества Т н. к Т = d"Kl 100, нК dK.K0 где d d - соответственно ^ н. к1, н. к0 доли материалов ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего и предшествующего периодов
3 Темп роста среднего опоздания То Т = 4,1 100, о О ср0 где О р О 0 - соответственно средние опоздания на одну поставку в текущем и в предшествующем периодах, дн.
4 Коэффициент удаленности поставщика Ту У Т = —^ 100, у У J 0 где Ур У0 - соответственно расстояния до поставщика и до ближайшего поставщика, км
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
Окончание табл. 2
№ п/п
5
6.1
6.2
Показатель
Степень удовлетворения потребностей потребителей по ассортименту Су
где N -количествопоставляемых
^ п
номенклатурныхпозицийпостав-щиком;
N - необходимое количество номенклатурных позиций для изготов-ленияконечной продукции; Су - скорректированная степень удовлетворения потребностей потребителей по ассортименту
Темп роста рентабельности продаж у пос-тавщикаГ
Темп роста коэффициента ликвидности у поставщика, Т
Формула расчета
N
С = N. 100,
у N
С = 100 - су,
Тр =
^пр1 ^ _ ^прО Л Кп0
где ^пр1, ^пр0 -соответственнорен-табельностьпродажупоставщика втекущемивпредшествующем периодах;
Кл1, Кл2 - соответственно коэффициенты ликвидности у поставщика в текущем и в предшествующем периодах
Т = 100
р т
р
Т' =
100
Т
где Тр, Тл - соответственно скорректированные величины темпов роста показателей Т и Т
рл
рассматриваемый период. Используются натуральные единицы измерения.
При расчете третьего показателя необходимо определить среднее опоздание на одну поставку путем деления количества дней опозданий по срокам в рассматриваемом периоде на число поставок за этот же период.
Шестой показатель не рассчитывают, если предприятие относится к малым и перечень поставщиков ограничен.
Помимо степени удовлетворения потребности по ассортименту следует учитывать степень удовлетворения потребности в наиболее важных материальных ресурсах, учитывающих особенности производственного процесса и позволяющих снизить затраты при последующей обработке. Расчет целесообразно проводить с использованием формулы
[100, если поставки не осуществляются
С (х) = ■
0, если поставки осуществляются
где С(х) - функция, определяющая степень удовлетворения материальными ресурсами, учитывающими производственные требования. Автором предлагается определять степень правильности выбора поставщика по формуле
I=А,
А,
где /-критерий оценки качества поставщиков; Ак -рейтинг£-го поставщика; А, - рейтинг поставщика, имеющего наилучшую позицию.
Соотнося рейтинг ^го поставщика, с которым установлены хозяйственные связи, с рейтингом поставщика, имеющего наилучшую позицию, можно судить о степени правильности выбора поставщика и о степени эффективности работы подсистемы закупок.
При практическом применении критерия оценки качества поставщика важна не столько сама точностьопреде ления рейтингов ^го поставщика и поставщика, имеющего наилучшую позицию, сколько разрыв между этими величинами. Данный критерий должен стать ключевым при решении задачи выбора поставщиков и установления (пролонгирования) с ними хозяйственных связей.
Для расчета рейтинга автором используется такая система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика, поэтому необходимо скорректировать темпы роста показателей рентабельности и ликвидности поставщика, а также степень удовлетворения потребностей потребителей по ассортименту (свидетельствуют о положительных качествах поставщика). В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг. В соответствии с этой системой критерий оценки качества поставщика будет варьироваться от единицы и выше, в противном случае, когда применяется система оценок, при которой высокий рейтинг указывает на положительные качества поставщика - от нуля до единицы.
В обоих случаях, независимо от выбранной системы оценок, предпочтительным значением критерия оценки качества поставщика будет единица. К данной величине необходимо стремиться, так как она свидетельствует об эффективной работе подсистемы закупок в области установления хозяйственных связей с поставщиками.
Таким образом, предложенная методика позволяет рассчитать рейтинг поставщика и сделать
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
правильный выбор среди возможных партнеров. В методике рассматриваются не только показатели, учитывающие требования управления закупками (низкие цены, высокое качество и надежность поставки, минимальная удаленность поставщика, максимальная степень удовлетворения потребностей потребителя по ассортименту), но принимаются во внимание интересы подсистемы «производство», тем самым предлагается системный (логистический) подход к рейтинговой оценке поставщиков.
Основные положения методики апробированы на данных управления закупками ОАО «Севмашпред-приятие» и получили положительную оценку.
Список литературы
1. ГаджинскийА.М. Логистика: учебник. М.: Дашков и К, 2004.
2. Кобринский Г. Расчет параметров снабжения и сбыта // Риск. 2001. № 1.
3. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Промышленная логистика: логистико-ориентированное управление организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной среде / под ред. А. А. Колобова. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997.
5. Рынок и логистика: под ред. М. П. Гордона. М.: Экономика, 1999.
6. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Сидоров И. И. Логистическая концепция управления промышленным предприятием. СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
8. Тяпухин А. П. Логистические системы // Риск, 2001. № 3.
9. Фирон Х. Е., Линдерс М. Р. Управление снабжением и запасами: логистика / пер с англ. СПб: Полигон, 1999.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4
61