Научная статья на тему 'Применение методики выбора поставщика на основе совершенствования метода рейтинговых оценок в интегрированной информационной логистической системе'

Применение методики выбора поставщика на основе совершенствования метода рейтинговых оценок в интегрированной информационной логистической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / МЕТОДЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОВАЙДЕР / SUPPLY CHAIN / METHODS OF SUPPLIER SELECTION / INTEGRATED INFORMATIONAL SYSTEM / VIRTUAL LOGISTIC PROVIDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Елена Александровна, Михайлов Виталий Игоревич

В статье рассматривается интегрированная информационная логистическая система. Обосновывается важность выбора поставщика для создания эффективного конечного продукта и устойчивости компании на рынке. Предлагается алгоритм выбора поставщика посредством совершенствования метода рейтинговых оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of supplier selection on the base of improvement paired-rating method in the integrated informational logistic system

The article describes integrated logistic informational system. Proved the importance of choosing a supplier to create an effective final product and the stability of the market. Propose an algorithm for selecting a supplier by improving rating method.

Текст научной работы на тему «Применение методики выбора поставщика на основе совершенствования метода рейтинговых оценок в интегрированной информационной логистической системе»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Е.А. СМИРНОВА, В.И. МИХАЙЛОВ

Елена Александровна СМИРНОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.

В 2000 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор более 50 научных работ, в том числе 2 монографий.

Сфера научных интересов — управление цепями поставок, логистика, торговая политика, таможенное дело.

Виталий Игоревич МИХАЙЛОВ — аспирант кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 14 публикаций.

Область научной специализации — логистика снабжения, управление цепями поставок.

^ ^ ^

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДА РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Рост числа технически сложных изделий, необходимость сокращения издержек и глобализация способствуют разделению процесса их изготовления на отдельные стадии и размещение таких стадий в разных странах. Цепи поставок расширяются до глобальных масштабов, осуществляя свою деятельность в рамках мировой экономики.

Потребность в новых формах управления логистическими системами является результатом совместного действия двух внешних процессов, происходящих в экономике: дифференциации, специализации (т. е. разделения) и интеграции, взаимосвязи (т. е. объединения) [3, с. 109].

Для разрешения возникшего противоречия и повышения эффективности функционирования всей цепи поставок необходимо сформировать систему управления цепью поставок на основе создания интегрированной информационной логистической системы, обеспечивающей специалистов своевременной и достоверной информацией, необходимой для планирования, организации, координации и контроля за функционированием всей логистической системы.

Д. Бауэрсокс [1] отмечает, что «способность систем к интеграции происходит главным образом за счет электронного обмена информацией и создания сетей на неформальной основе. С помощью этих средств координации могут быть сохранены важнейшие преимущества интегрированной деятельно-

ГРНТИ 06.39.31

© Е.А. Смирнова, В.И. Михайлов, 2014

60

Е.А. Смирнова, В.И. Михайлов

сти и налажен свободный обмен уникальными знаниями и навыками для максимальной стандартизации и рационализации работ» [1, с. 538].

Существуют различные интерпретации понятия интегрированной информационной логистической системы (ИИЛС).

ИИЛС — информационная система, основанная на единой программно-аппаратной платформе и общей базе данных, в которой отдельные функциональные подсистемы (подсистемы управления персоналом, логистики, производства, бухгалтерского учета, управления финансами) взаимосвязаны на основе единого технологического процесса обработки информации [2, с. 273].

Логистическая информационная система — гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы [4, с. 592].

Информационная логистическая система организует поток данных, сопровождающий материальный и финансовый поток, и является инструментом интеграции снабжения, производства и сбыта [3, с. 19].

Логистическая информационная система — виртуальная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым для планирования, регулирования, контроля и анализа эффективности функционирования логистической системы [8, с. 44].

Интегрированная логистическая система рассматривается как единое целое: все подразделения и структуры предприятия, а также логистические посредники, взаимодействуя либо непосредственно с управляемым материальным потоком, либо опосредованно через информационные и финансовые потоки, прямо или косвенно связаны в едином информационном поле для более полного удовлетворения потребителя в соответствии с его специфическими потребностями и их целями.

Специфика управления цепью поставок на основе ИИЛС состоит в том, что:

— данная система представляет собой виртуальную сетевую структуру, образованную на основе единой организационно-технологической и информационной среды, путем добровольного объединения ресурсов различных рыночных агентов, направленную на координацию деятельности всех участников цепи поставок;

— эффективность ее функционирования достигается за счет вовлечения всех контрагентов, в том числе и поставщиков, в интегрированную логистическую систему, позволяя всем ее участникам влиять на создание эффективного конечного продукта.

Последнее обстоятельство заставляет уделять особое внимание инновационным методам управления, нацеленным на построение эффективного взаимодействия между поставщиками и заказчиками посредством интегрированных информационных логистических систем.

Участниками ИИЛС выступают, с одной стороны, поставщики ресурсов, а с другой — заказчики (потребители) этих ресурсов. В качестве интегрирующей структуры выступает посредническая организация — виртуальный логистический провайдер, аккумулирующий информационные ресурсы заинтересованных компаний в единую систему. Схематично управление цепью поставок на основе ИИЛС выглядит следующим образом (см. рис.).

Преимущества такой организации движения материальных и информационных потоков заключаются в снижении транзакционных издержек, связанных с поиском и выбором поставщика, за счет создания единой информационной базы, управляемой виртуальным логистическим провайдером.

В этом случае поиск и выбор поставщика будет осуществляться следующим образом.

1. На первом этапе, путем конфигурации заказа в единой информационной базе данных, потребитель формирует все желаемые характеристики товара или услуги, определяя ключевые исходные параметры:

— подробное описание продукта, услуги;

— диапазон цены;

— срок поставки (минимальный и максимальный);

— объем заказываемой продукции или услуг;

— место и условия поставки;

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

61

— дополнительные существенные характеристики и т. д.

Таким образом, потребитель становится активным участником производственного процесса, формируя самостоятельно все параметры конечного продукта / услуги, задавая требования интегрированной информационной логистической системе.

Интегрированная информационная логистическая система

-------►

◄------►

Рис. Схема управления цепью поставок на основе ИИЛС

2. Сформированные требования потребителя отслеживаются фокусной компанией-производителем и на их основе в ИИЛС происходит определение основных условий к поставщикам для выполнения проекта. На данном этапе оцениваются задачи, сложность и возможное время выполнения заказа. Если заказ очень сложный и объемный, то его разделяют на несколько составных частей. Формируется план-график выполнения проекта, содержащий основные задачи, сроки, роли, цели и задачи поставщиков.

На этом этапе формируется проектировочная информация по выполнению заказа — техническая информация по продукту / услуге, разделение заказа на составные части (материалы, сырье, оборудование, схемы, чертежи и т. д.), устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры, после чего составляется план выполнения заказа.

3. Соответствие поставщика основным и дополнительным параметрам. На основе сформированных на предыдущем этапе требований к поставщикам товаров и услуг происходит выборка потенциальных исполнителей, удовлетворяющих заданным критериям по цене, срокам, качеству и количеству.

При этом поставщики могут быть исключены из рассмотрения в случае отклонения количественных и качественных показателей за установленные пределы. Например, если цена предложения поставщика не соответствует установленным требованиям, то такая компания исключается из дальнейшей оценки.

С целью минимизации транзакционных издержек для выполнения простого заказа выбор поставщика происходит из сформированной базы поставщиков, если в предыдущем периоде поставщик полностью соответствовал установленным требованиям и прошел процедуру проверки.

Если же происходит закупка нового продукта или услуги, то необходимо провести оценку потенциального поставщика по основным критериям, к которым можно отнести:

— качество продукции или услуг (отсутствие дефектов в продукции, наличие соответствующих сертификатов качества, возможность послегарантийного обслуживания);

— цена продукции или услуги (система скидок, уровень цен, условия оплаты);

Материальный поток Информационный поток

62

Е.А. Смирнова, В.И. Михайлов

— надежность поставки (комплектность поставляемой продукции, соблюдение установленных сроков поставки).

Если же проект предполагает выполнение сложного заказа, необходимость формирования партнерских отношений с поставщиками и нацеленность на долгосрочное сотрудничество, то проводится комплексная оценка деятельности поставщика, учитывая дополнительные факторы, к которым можно отнести:

— финансовое положение поставщика (кредиты, задолженность);

— ассортимент поставляемой продукции (возможности поставщика, техническая оснащенность);

— имидж поставщика (узнаваемость, оценка деловой репутации, упоминание в средствах массовой информации);

— информационные технологии (имеется ли сайт, какие бизнес-процессы осуществляются в электронном виде, каким образом предоставляется информация о наличии продукта и его запасах);

— соблюдение поставщиком норм и принципов по защите окружающей среды и его соответствие этическим правилам.

Система критериев выбора поставщика является динамичной, зависит от сложности заказа и конкретных требований конечного потребителя.

5. Ранжирование критериев и определение весовых коэффициентов для отобранных критериев оценки с учетом их рангов.

Степень важности каждого из факторов при выборе поставщика будет различной. Для определения коэффициента значимости каждого фактора целесообразно использовать метод рейтинговых оценок как один из наиболее распространенных методов, применяемых в прикладной теории логистики [5; 6].

Особенностью применения данного метода при выборе поставщика на основе ИИЛС является то, что каждый контрагент цепи поставок выступает активным участником этого процесса и может оценить степень важности критериев, применяемых в процессе отбора поставщика, и вместе с тем являться экспертом, оценивающим потенциального исполнителя проекта. Таким образом, интегральный характер оценки повышает ее объективность (см. табл. 1).

Каждый элемент матрицы Ay — это оценка относительной значимости /-го и j-го факторов:

А/.- = 0, если А/ < А,-;

j;

А/j = 1, если А/ = А,; А, = 2, если А/ > А,.

(1)

Таблица 1

Пример оценки значимости факторов поставщика

Критерии 1 2 3 4 5 6 Сумма Значимость критерия Ранг

Цена 1 1 2 2 2 2 10 0,28 1

Надежность 1 1 1 1 1 2 7 0,19 3

Финансовое положение 0 1 1 0 0 1 3 0,08 5

Время выполнения заказа 0 1 2 1 2 2 8 0,22 2

Качество 0 1 2 0 1 2 6 0,17 4

Репутация в отрасли 0 0 1 0 0 1 2 0,06 6

ИТОГО 36 1

Коэффициент значимости /-го критерия (K/) определяется по формуле:

K

i

m

i=1

V

mm

I IА

V=1 i=1

где A/j — оценка относительной значимости /-го и j-го критерия; m — общее количество рассматриваемых критериев.

(2)

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

63

На основе собранных экспертных оценок участников цепи поставок в системе консолидируются данные и происходит расчет интегрального коэффициента значимости каждого критерия.

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IK

K

integr

i=1____

N ’

(3)

где N — количество экспертов (участников цепи поставок), участвующих в оценке потенциального поставщика;

К — коэффициент значимости /-го критерия.

После определения интегрального коэффициента значимости критериев по аналогии рассчитывается интегральная оценка баллов (Кь), присуждаемая каждому поставщику каждым участником цепи поставок по выбранным критериям (см. табл. 2).

Таблица 2

Пример интегрального расчета количества баллов

Критерии Оценка i-го поставщика 1-м участником ЦП (в баллах) Оценка i-го поставщика 2-м участником ЦП (в баллах) Оценка i-го поставщика n-м участником ЦП (в баллах) Интегральный показатель

Цена 10 9 8 9

Надежность 4 5 3 4

Финансовое положение 7 10 8 8

Время выполнения заказа 10 10 10 10

Качество 7 7 3 6

Репутация в отрасли 3 6 8 5

Интегральный показатель количества баллов, присуждаемый /-му критерию, будет рассчитан по следующей формуле:

I в,

K b =

__ i=l

N

(4)

где Бг- — количество баллов, присваиваемое экспертом по i-му критерию;

N — количество экспертов (участников ЦП).

После расчета интегральной балльной оценки фактора и значимости данного фактора для участников ЦП можно рассчитать итоговый рейтинг поставщика, используя балльный метод, именуемый также в специальной литературе «методом рейтинговых оценок» [2; 3]. Итоговый рейтинг поставщика (Ri) рассчитывается как произведение интегрального коэффициента значимости фактора на его интегральную оценку:

m

Ri= I Kb x Kmtegr, (5)

i =1

где Кь — интегральный показатель количества баллов, присваиваемый i-му критерию;

Kintegr — интегральный коэффициент значимости i-го критерия; m — общее количество рассматриваемых критериев.

Поставщик, имеющий наивысший рейтинг, утверждается в качестве исполнителя для выполнения заказа клиента. Далее все участники упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки для установления приоритетов сотрудничества.

В зависимости от степени такого расхождения возможны следующие альтернативы: смена поставщика; воздействие на существующего поставщика; начало работ с потенциальным поставщиком.

64

Е.А. Смирнова, В.И. Михайлов

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 640 с.

2. Бочаров Е.П., Колдина А.И. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения. Лабораторный практикум на базе системы «Галактика». М.: Финансы и статистика, 2005. 288 с.

3. Бутрин А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 122 с.

4. ГригорьевМ.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 734 с.

5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004. 976 с.

6. Кролли О.А., Мальков С.С., Парфенов А.В. Логистика в сетевой розничной торговле. Управление цепями поставок и инновации. СПб.: Новый век, 2008. 197 с.

7. Модели и методы теории логистики / под ред. В.С. Лукинского. СПб.: Питер, 2003. 176 с.

8. Мухаметдинова С.Х. Информационная логистика. Омск: Омск. гос. институт сервиса, 2008. 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.