Научная статья на тему 'Методические подходы к выбору и оценке поставщиков предприятия'

Методические подходы к выбору и оценке поставщиков предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9466
982
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ / МЕТОДЫ ВЫБОРА И ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ / LOGISTICS / SUPPLIER COLLABORATION / METHODS FOR SELECTING AND EVALUATING SUPPLIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева Наталья Михайловна, Яковлев Руслан

В данной статье рассмотрены современные проблемы взаимодействия предприятий с поставщиками, исследованы методы выбора и оценки поставщиков, а также сделан их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES FOR SELECTION AND ASSESSMENT OF SUPPLIERS COMPANIES

This article describes the current problems of interaction between enterprises with suppliers, investigated methods for selecting and evaluating suppliers, and make a comparative analysis

Текст научной работы на тему «Методические подходы к выбору и оценке поставщиков предприятия»

УДК: 334.02 ББК: 65

Дегтярева Н.М., Яковлев Р.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ И ОЦЕНКЕ ПОСТАВЩИКОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Degtyarev N.M., Yakovlev R.

APPROACHES FOR SELECTION AND ASSESSMENT OF SUPPLIERS

COMPANIES

Ключевые слова: логистика, взаимодействие с поставщиками, методы выбора и оценки поставщиков.

Keywords: logistics, supplier collaboration, methods for selecting and evaluating suppliers.

Аннотация: в данной статье рассмотрены современные проблемы взаимодействия предприятий с поставщиками, исследованы методы выбора и оценки поставщиков, а также сделан их сравнительный анализ.

Abstract: this article describes the current problems of interaction between enterprises with suppliers, investigated methods for selecting and evaluating suppliers, and make a comparative analysis.

В настоящее время проблема взаимодействия предприятий промышленности с поставщиками является наиболее актуальной в формировании логистического менеджмента на предприятии, а также в повышении эффективности деятельности предприятия на основе сокращения логистических затрат. При этом разработка наиболее оптимального метода выбора поставщика актуализируется в связи с наличием в бизнес-пространстве следующих тенденций:

- необходимость изменения сущности, содержания и концепции взаимодействия с многими поставщиками либо выбор одного надежного и долгосрочного поставщика, удовлетворяющего условиям своевременности поставок и качества, а также отвечающего условиям маркетинговой концепции развития бизнеса;

- необходимость принятия единственно правильного и адекватного решения по взаимодействию с поставщиками в связи с увеличением их многообразия и разнообразия, с нивелированием различий между поставщиками по условиям поставки, предложению и пр.;

- необходимость предприятия, осуществляющего взаимодействие с поставщиками, при выходе на рынок самому форми-

ровать коммерческое предложение и при этом минимизировать затраты и повышать эффективность своей деятельности.

Данные тенденции обуславливают, в свою очередь, необходимость выбора путей повышения качества продукции и снижения издержек, начиная с допроизводственной стадии. Разрешение этой проблемы возможно посредством формирования подсистемы управления поставщиками.

Деятельность поставщиков в современных условиях оказывает большое влияние на производительность, качество и конкурентоспособность производителей. Современные тенденции к осуществлению закупок, снижению уровня запасов, интеграции систем поставщиков и производителей естественным образом определяют потребность в постоянном контроле эффективности поставщика. Научные исследования и мировой практический опыт отмечают тот факт, что предприятия и их поставщики в рамках концепции управления поставщиками должны концентрироваться на следующих видах деятельности:

- управление базой поставщиков: сегментация базы поставщиков, выбор поставщиков, а также проведение регулярной оценки эффективности их работы;

- «воспитание» поставщиков: работа с

уже имеющимся поставщиком с тем, чтобы он еще эффективнее осуществлял свою деятельность, работа с потенциальным поставщиком);

- интеграция поставщиков: создание тесного союза потребителя и поставщика на этапе разработки и производства продукта.

Активное управление поставщиками позволит раскрыть и использовать потенциал, предоставляемый рынками снабжения.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована различными способами. Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги; письменные переговоры между поставщиком и потребителем. Рассматривая конкурсные торги (тендеры), следует отметить, что это наиболее распространенная в настоящее время форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или же планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. При этом конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение тендера включает следующие этапы: реклама; разработка тендерной документации; публикация тендерной документации; приемка и вскрытие тендерных предложений; оценка тендерных предложений; подтверждение квалификации участников торгов; предложение и присуждение контракта. Даже исходя из наличия много-этапности процедуры торгов, организация конкурсных торгов является сложной и многоплановой работой. В данном контексте мы ограничимся лишь краткой ее характеристикой, необходимой для ознакомления с этой широко используемой в индустриально развитых странах возможностью налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей.

Тендерная документация, как правило, имеет довольно большой объем и исполняет

Дегтярева Н.М., Яковлев Р.

ряд важных функций, а именно: инструктирует участников тендера о процедуре торгов; дает описание закупаемых товаров или услуг; устанавливает критерии для оценки предложений; определяет условия будущего контракта. Оценка тендерных предложений ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Основные правила процедуры оценки таковы: предварительное назначение членов тендерного комитета, проходящего оценку предложений; рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации; безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки; отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов. Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта. Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый - когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты: наименование товара, количество и качество товара, цену, условия и срок поставки, условия платежа, характеристику тары и упаковки, порядок приемки-сдачи.

Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и конкурсные условия покупателя. Если контрагентам не удается прийти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам.

Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы. При данном способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении. В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.

Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высокое качество в сочетании с минимальной ценой.

Выделяют и чаще всего используют в

практике два основных критерия выбора поставщика: стоимость приобретения продукции или услуг; качество обслуживания. Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности компании, перспективы роста и развития производства и т. п. Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантиро-ванность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также особые условия поставки не отражаются на цене приобретения. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.

В настоящее время проведение анализа и оценки поставщиков является стандартом программ по профилактическому обеспечению качества. В современных условиях из-за очень короткого периода времени между поставкой покупателю продукта и его дальнейшей переработкой очень важно получить представление о качестве продукции еще до ее отгрузки и не только в рамках "классического" входного контроля при поступлении продукции к потребителю. Поэтому к мероприятиям по обеспечению качества в рамках элемента системы качества "Закупки" относят проверку квалификации поставщика и заключение соглашения по обеспечению качества с поставщиком. Цель оценки поставщика должна заключаться в том, чтобы в рамках обеспечения качества при относительно минимальных затратах получить как можно более широкое представление о поставщике с точки зрения отдела закупки. Рекомендуется проводить оценку, прежде всего новых субпоставщиков или поставщиков, уровень качества ко-

торых неизвестен. Также в качестве основы для проведения объективной оценки поставщика рекомендуется разработать директиву или список проверки, чтобы иметь пригодное для применения вспомогательное средство для повседневной работы.

Данную директиву или список для оценки лучше всего подразделить на две части. Первая - опросный лист для оценки системы обеспечения качества или других показателей деятельности в области качества поставщика и вторая - общая оценка со взвешиванием всех факторов, принимаемых в расчет. Также необходимо разработать соответствующий код для оценки. Разработка директивы оценки поставщиков должна осуществляться в сотрудничестве с отделами закупки и обеспечения качества с учетом опыта эксплуатации/применения конечных изделий у потребителей и мнения специализированных отделов. Поставщиков с уже известным уровнем качества рекомендуется также подвергать периодической повторной оценке, потому что качество поставляемой продукции может колебаться. Для поставщиков с широкой гаммой производства может оказаться целесообразной отдельная оценка для каждой группы продуктов.

Анализ и оценка поставщиков должны быть связаны со следующими видами деятельности: подготовка собственными силами технической спецификации на заказываемую деталь; проверка пригодности детали на образцах; составление формы соглашения об обеспечении качества и соответственно документирование всех мер по обеспечению качества, возникающих в процессе изготовления закупаемой детали.

Следует отметить, что "Соглашение об обеспечении качества" - это договорные обязательства поставщика о принятии в производстве мер, обеспечивающих качество продукции, которое может быть включено в следующие документы: договор о купле-продаже; в общие условия поставки; в директивы, являющиеся приложением к договору о купле-продаже; в специальные договоры об обеспечении качества.

В качестве примера основные положения соглашения об обеспечении качества могут представлять собой:

Дегтярева Н.М., Яковлев Р.

1. Спецификации, которым должен отвечать поставляемый продукт.

2. Спецификации на контроль по частоте, объему выборочных контрольных работ, признакам качества и т. д.

3. Право заказчика на ознакомление с документацией поставщика.

4. Право заказчика дать разрешение на серийное производство.

5. Обязательства по соблюдению конфиденциальности.

6. Обязанность поставщика извещать изготовителя.

7. Участие поставщика в действиях по возврату продукции на доработку.

Значимыми функциями в закупочной деятельности являются планирование и проведение деятельности по закупке и поставке, начинающиеся с выбора соответствующих данной заявке поставщиков. Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняются новыми разнообразными формами и методами. Основными методами выбора поставщиков, наиболее используемыми в настоящее время, являются такие, как: метод рейтинговых оценок, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик, метод анализа иерархий. Представляется необходимым для раскрытия сущностных моментов данных методов дать их краткое описание.

Так, метод рейтинговых оценок можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии отбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Далее высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Затем суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают

итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. При этом нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Данный факт можно отметить в качестве недостатка метода рейтинговых оценок.

Следующий достаточно часто используемый метод оценки и выбора поставщика - это метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Сущность его заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). При этом для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы, учитываются логистические риски. Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный вариант (по критерию общей прибыли). По существу этот метод представляет собой разновидность метода ранжирования или критериев по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика, что несомненно Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого

объема информации по каждому поставщику.

Рассматривая метод доминирующих характеристик, необходимо отметить, что его сущность состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода - в простоте, а недостаток - в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод анализа иерархий. При использовании данного метода оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы - о простоте и удобстве использования материальных ресурсов в производственном процессе. Совокупность такой обширной и качественной по своему составу информации из множества источников при данном методе позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для предприятия, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Так, Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. Информация о поставщике - это типичная информация, которая может использоваться во взаимодействиях представителей отдела снабжения и представителей других отделов и подразделений своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

Использование того или иного метода выбора поставщиков обусловлено особенностями и требованиями предприятия, дающего оценку потенциальным новым по-

ставщикам. Обобщенный вывод по оценке недостатков и преимуществ каждого метода

Дегтярева Н.М., Яковлев Р. представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ методов выбора поставщиков

Название метода Преимущества Недостатки

Метод рейтинговых оценок Простой и быстрый расчет показателей Трудно получить объективные данные

Метод оценки затрат Учитывает все возможные затраты Анализ поставщика только с категории затрат

Метод доминирующих характеристик Простое использование, оценка главного фактора Невозможность комплексной оценки поставщиков

Метод анализа иерархий Комплексная достоверная оценка поставщиков Сложные расчеты и необходимость большого объема информации

Таким образом, в том случае, если предприятию необходимо сосредоточиться на каком-то одном критерии, то уместно использовать метод доминирующих характеристик. При наличии большого массива полезной информации и необходимости комплексной оценки поставщика по многим критериям, наиболее актуальным является

метод анализа иерархий. Если среди прочих критериев явным преимуществом обладают один или два критерия, но оценку необходимо дать комплексную, используется метод рейтинговых оценок. В условиях, когда главным аспектом являются затраты на поставку, необходимо использовать метод оценки затрат.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Осипов, К.А., Дегтярева, Н.М., Булов, В.Г. Стратегия и тактика производственного менеджмента: управление развитием информационного обеспечения на предприятии. Монография [Текст] / К.А. Осипов, Н.М. Дегтярева, В.Г. Булов. - Тольятти: Двор печатный Автоваз, 2013. - 199 с.

2. Данилова, С.Ю., Пуденков, Е.В. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства. [Текст] // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013.- №2 (28). - С. 53-62.

3. Боргардт, Е.А.Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия [Текст] / Е.А. Боргардт // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №1(25). - С. 55-61.

4. Немцев, А.Д., Сярдова, О.М. Качество продукции как основа повышения конкурен-тоспсобности региональной экономики [Текст] / Немцев А.Д., Сярдова О.М. // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - 2 - 7. - № 6(32).

5. Сярдова, О.М., Управление запасами на предприятиях автомобилестроения [Текст] / Сярдова О.М. // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2008. - Т. 2. - № 1. - С. 233-238.

6. Дегтярева, Н.М., Егорова, Г.В. Особенности конструктивного подхода к принятию и реализации управленческих решений [Текст] / Н.М. Дегтярева, Г.В. Егорова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия экономика. - № 3. - 2012. - С. 146154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.