Научная статья на тему 'Методика адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дифференцированного подхода'

Методика адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дифференцированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
473
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова С. Ю.

Содержание статьи затрагивает методические разработки адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ключевые позиции разрабатываемой методике задает дифференцированный подход. С его позиций содержание методики разделяется на два больших направления для детей с выраженными нарушениями осанки и для детей, имеющих грубые нарушения сформированности сводов стопы. В статье представлены средства оздоровительного воздействия. Отдельно представлен алгоритм реализации физкультурного занятия на основе дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дифференцированного подхода»

УДК 372.212.

МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

С Ю. Максимова

ФГБОУ БПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», Волгоград Россия Для связи с автором: mal-msy@rambleиш

Аннотация:

Содержание статьи затрагивает методические разработки адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ключевые позиции разрабатываемой методике задает дифференцированный подход. С его позиций содержание методики разделяется на два больших направления - для детей с выраженными нарушениями осанки и для детей, имеющих грубые нарушения сформированности сводов стоны. В статье представлены средства оздоровительного воздействия. Отдельно представлен алгоритм реализации физкультурного занятия на основе дифференцированного подхода.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; нарушения опорно-двигательного аппарата; дифференцированный подход.

METHOD OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF 56 YEARS WITH DISORDERS OF THE LOCOMOTOR APPARATUS BY MEANS OF A DIFFERENTIATED APPROACH S.Y. Maxlmova

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia Abstract:

In this article affects the methodical development of adaptive physical education of preschool children with disorders of the musculoskeletal system. Key positions developed methodology defines a differentiated approach. With its position content methodology is divided into two areas - for children with severe disorders of posture, and children with gross violations of formation of the arches of the foot. The paper presents a means of improving the impact. Separately, an algorithm for the implementation of physical education classes on the basis of a differentiated approach.

Key words: pre-school children; violation of the musculoskeletal system; differentiated approach.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе образования особую актуальность имеет проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОД). Основной задачей психолого-педагогической помощи этим детям является их социальная адаптация и интеграция в общество Недостатки в развитии детей с нарушениями ОДА характеризуются значительной полиморфностъю в степени выраженности различных нарушений Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двига-

тельных функций). Данные нарушения могут носить как врожденный, так и приобретенный характер, могут иметь различную степень выраженности [1,3].

При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не владеет навыками самостоятельной ходьбы, предметной и манипулягивной деятельностью. При средней выраженности патологии дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, с помощью дополнительных вспомогательных средств. При легкой выраженности нарушения дети передвигаются самостоятельно, свободно владеют разнообразными двигательными действиями Однако у них наблюдаютсянарушения в сформированности мышечного тонуса, нару-

шенияосанки, свода стопы, активности манипуляции рук \2]

Процесс организации адаптивного физического воспитания для детей с НОД требует рациональной организации, грамотного методического обеспечения Поскольку характеристики двигательных нарушений этой группы детей многогранны и разнообразны, то для достижения наиболее высокого эффекта коррекционно-педагогического и оздоровительного воздействия необходимо учитывать особенности дизонтогенеза каждого ребенка Нам представляется, что значительную роль в данном процессе должен сыграть дифференцированный подход.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕТЕРИАЛЫ. Б области адаптивного физического воспитания детей с НОД ведущим признаком для разделения их на подгруппы является степень выраженности и характер двигательного нарушения Воспитанники, имеющие тяжелую степень болезни, занимаются физической культурой индивидуально, при строгом учете персональных особенностей. Для детей, имеющих легкую и среднюю выраженность двигательного нарушения, очень часто занятия физической культурой проходят в общей группе В данных педагогических условиях применение дифференцированного подхода является наиболее востребованным. Алгоритм организации педагогического процесса представлен на рисунке I.

Началу педагогического процесса предшествует диагностика, в ходе которой изучаются медицинские карты детей, параметры их физического развития, функциональной (сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем) и двигательной подготовленности. К ней добавляются результаты медицинского и социального анамнеза детей, которые позволяют конкретизировать тяжесть заболевания и особенности семейного воспитания ребенка Полученные результаты позволяют осуществить классификацию детей на две большие группы, первую из которых составляют воспитанники с тяжелыми двигательными нарушениями, вторую — с легкими и средними. Соотнесение полученных результатов в целевыми ориентирами современной парадигмы обра-

зования позволяет определить целевые установки адаптивного физического воспитания детей с НОД.

Для обеих групп детей разрабатывается программа физического воспитания, нацеленная на обеспечение гармоничного физического, двигательного развития детей с НОД, формирования их двигательной базы, укрепления здоровья, коррекции имеющихся нарушений Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проектировочного, контрольно-учетного, содержательного и организационно-методического блоков.

Представленный педагогический процесс реализуется на основе методики адаптивного физического воспитания детей с НОД на основе дифференцированного подхода (рисунок 2) Цель методики — содействовать гармоничному физическому развитию детей 5-6 лет с НОД, а также коррекции тлеющихся у них нарушений Поставленная цель конкретизируется в следующем комплексе задач

1. Укреплять здоровье детей и содействовать их гармоничному физическому развитию

2. Содействовать развитию их морфофункцио-нальных и двигательных возможностей

3. Содействовать коррекции имеющихся у них нарушений о порно-двигательного аппарата Специфику экспериментальной методики составляют средства педагогического воздействия, подобранные специально для каждой группы детей. Так, для детей с нарушениями осанки в наибольшей степени подходят следующие упражнения

- лечебная гимнастка — применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занягия лечебной П'Тмнасгикой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, повышению тонуса организма и исправлению нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата Лечебная физическая культура дошкольников, являясь способом реабилитации больного ребенка, отличается не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественным внешним воздействием, но и широким использованием методов педагогики и психологии Лечебная гимнастика дает возможность получать реабилитаци-

онный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья, - симметричная гимнастика — разновидность ЛФК, имеющая четкую направленность на пораженные мышечные группы Б общей картине двигательного нарушения выделяются мышцы с повышенным тонусом и чрезмерно расслабленные. В ходе симметричной гимнастики подби-

раются специальные упражнения для укрепления растянутых мышц (силовые упражнения) и растяжки спастированных (упражнения стрет-чинга и растяжки),

- корригирующая гимнастика В данной группе используются упражнения, позволяющие оказать профилактическое воздействие на ослабленные мышечные группы. Сюда относятся ходьба по профилактическим дорожкам, упраж-

Рисунок 1 - Алгоритм организации адаптивного физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

нения силового характера на основные мышечные группы,

-ОСТ (оздоровительные системы и технологии) Б данную группу входят упражнения и техники, имеющие ярко выраженное оздоровительное воздействие — элементы дыхательных техник, мелкомоторной гимнастики, стретчинга, релаксации и пр.

При плоскостопии используются следующие упражнения

- корригирующая гимнастика. В данную группу упражнений входят упражнения, оказывающие воздействие на мышцы свода стопы, пальцев стопы, голеносгопа (ходьба с предметами между пальцами стопы, на внешней стороне стопы, по гальке, влажному грунту и пр.),

- силовые упражнения для мышц ног. В эту группу вошли физические упражнения, укрепляющие мышцы и связки стопы, бедра и голени (приседания, выпады, подъемы на носки, прыжки и пр.), выполняемые как с отягощением, так и без него

Подобранные средства педагогического воздействия применяются при помощи общепедагогических и специфических методов физического воспитания Ведущим из них явился метод строго регламентированного упражнения, именно он позволил оказывать четкое и акцентированное воздействие на необходимые мышечные группы. Его сочетание с игровым методом позволило делать двигательные задания доступными и интересными для детей. Деятельность детей с НОД осуществлялась в общепринятых формах педагогического процесса — физкультурных занятиях (групповых и индивидуальных), утренней гимнастике, физ-культпаузах, индивидуальных домашних заданиях Ведущей формой педагогического процесса явились групповые и индивидуальные занятия Алгоритм организации физкультурного занятия на основе дифференцированного подхода представлен ниже:

1. Началу коррекционной и оздоровительной работы предшествует мониторинг функцио-

Цель: содействовать гармоничному физическому развитию детей 5-6 лет с НОД, а так же коррекции имеющихся у них нарушений

Задачи; 1, Укреплять здоронье детей и содействовать их гармоничному физическому развидню. 2. Содействовать развитию их морф»функциональных и двигательных возможностей. 3. Содействовать коррекции имеющихся у них нарушений опорно-двигательного аппарата.

Средства

При ШфупКипх При шмевоепшш:

осанки: корригирующая

-ЛФК; гимнастика;

симметричная и ирцфиашгшчдежях

корригирующая ходьба; енловме

гимнастика; ОСТ упражнения для

Методы:

1. Физического воспитания: строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.

2. Общей педагогики: словесные, наглядные.

Формы: Групповые и индивидуальные физкультурные занятия, гимнастика после сна» утренняя гимнастика» физкультминутки» домашние задания

Контроль и коррекция

педагогического процесса

Рисунок 2 - Методика адаптивного физического воспитания на основе дифференцированного подхода

нального состояния организма воспитанников, на основе которого осуществляется деление детей на подгруппы. Обобщение педагогического опыта указывает, что таковыми будут две группы детей: одна с нарушениями свода стопы, вторая — с нарушениями тонуса мышц корпуса В процессе индивидуальной работы с детьми разучиваются необходимые упражнения

2. Подготовительная часть занятия соответствует общепринятым требованиям: построение, приветствие, сообщение содержания предстоящей (игровой) деятельности, ходьба, бег. Специфика диагноза данной категории детей диктует необходимость включения в этой части занятия ходьбы по ребристым дорожкам, массажным коврикам

3. Основная часть Выполнение комплекса ОРУ всеми детьми одновременно. В его содержание обязательно входят упражнения для разогревания и укрепления основных мышечных групп Наиболее приемлемыми здесь будут упражнения с собственным весом, выполняемые в среднем темпе с большой дозировкой и малой амплитудой.

4 Выполнение детьми специальных коррек-ционных упражнений по подгруппам. Дети с нарушениями свода стопы выполняют всевозможные задания на укрепление голеносгопа, внутренней поверхности стопы и т.п. Дети с нарушениями тонуса мышц корпуса выполняют различные симметричные упражнения,

укрепляют расслабленные мышечные группы, растягивают закрепощенные и пр. 5 Выполнение всеми детьми упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса

6. Заключительная часть. Подвижная игра, упражнения корригирующего характера (ходьба по массажным дорожкам), психогимнастка (упражнения гимнастики мозга).

7. Построение, подведение итогов, прощание ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы по вопросам адаптивного физического воспитания детей ограниченными возможностями здоровья, обобщение собственных наработок позволили разработать методику для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дифференцированного подхода Она характеризуется целостностью, обоснованной взаимосвязью таких ее компонентов, как целевые установки, содержательные, методические и организационные компоненты педагогического процесса Специфической особенностью разработанной методики является возможносп> осуществления педагогического воздействия на различные подгруппы воспитанников в соответствии с тяжестью и характером имею щихся у них двигательных нарушений Экспериментальное апробирование разработанного нововведения в практике специализированных образовательных учреждений г. Волгограда позволило констатировать положительный эффект ее использования

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Евсеев, С П.Теория и организация адаптивной физической культуры учебник, том 2 /С.П. Евсеев - М : Советский спорт, 2007.-448 с

2. Кривицкая, Е. И. Применение занятий дополнительного физкультурно-оздоровительного комплекса для оптимизации физического состояния детей с функциональными изменениями иммунитета /Е. И

BIBLIOGRAPHY

1. Evseev, S. P. Theory and organization of adaptive physical education a textbook, Volume 2 / S P Evseev -M. Soviet Sport, 2007. - 448 p.

2 Krivitskaya, E. I Application of lessons additional sports and recreation complex to optimize the physical condition of children with functional

Кривицкая, Л. А. Соловьева //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). -С 68-72

3. Левченко, И. Ю. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательно_о аппарата в образовательном учреждении методические рекомендации / И Ю Левченко. - СПб Нестор-История, 2012.-316 с.

changes of immunity / Е. I Krivitskaya. L. A. Solovyov // Scientific notes University PF Lesgaft. - 2012 -№ 1(83).-P. 68-72.

3 Levchenko, I. Y. Features of educating a child with disorders of the musculoskeletal system in an educational institution: guidelines / I. У Levchenko - SPb. Nestor History, 2012 - 316 p

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Максимова Светлана Юрьевна - доктор педагогических наук, доцент заведующая кафедрой теории и методики адаптивного физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.