Ю.М. ТЮТЮНОВА, кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета
Тея. (4862) 55-44-96
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ
В данной статье рассматриваются вопросы методического обоснования рисования по памяти в процессе подготовки студентов высших учебных заведений. Автор раскрывает необходимость сочетания рисования с натуры и по памяти в практике обучения изобразительному искусству. Особое внимание уделено краткосрочному рисованию как условию, определяющему эффективность подготовки высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: методическое обоснование рисования по памяти, рисование с натуры, краткосрочное рисование, рисунок, живопись, современная методика преподавания изобразительного искусства, навыки, профессиональный тренинг.
Наследие величайших мастеров искусства убедительно свидетельствует о том, что наряду с тщательным изучением окружающей действительности посредством рисования с натуры художники разных эпох неизменно обращали своё внимание на развитие профессиональной памяти, образных представлений и, конечно, воображения. Подтверждения необходимости развития зрительной памяти в профессиональной деятельности художника мы находим уже на заре возникновения изобразительного искусства, когда безымянные авторы эпохи верхнего палеолита рисовали по памяти охотников-соплеменников, стада бизонов и оленей. Легендарная эпоха Возрождения среди прочего даёт нам опыт великого Леонардо да Винчи, который считал необходимым мысленно зарисовывать впечатления дня в своём воображении. Великолепной зрительной памятью обладали выдающиеся русские художники П.А. Федотов, В. А. Серов, И.И. Левитан, И.К. Айвазовский, М. А. Врубель. Не случайно ху -дожники-педагоги Х1Х-ХХ вв. придавали большое значение развитию зрительной памяти своих воспитанников. Например, И.Е. Репин заставлял своих учеников, и в частности В. А. Серова, рисовать по памяти и «от себя». Впоследствии и сам Серов в своей педагогической практике советовал своим ученикам больше рисовать по памяти. Академик Д.А. Шмаринов вспоминал, что выдающийся художник-педагог Д.Н. Кардовский наряду с выполнением длительных учебных заданий обязательно включал в процесс обучения краткосрочное рисование по памяти.
Очевидно, в процессе изобразительной деятельности значение памяти трудно переоценить. Творчество художников не ограничивалось рисованием с натуры. В противном случае с момента создания в Х1Х веке французскими изобретателями Жозефом Ньепсом (Niepce) и Луи Дагером (Daguerre) дагеротипии человечеству вполне хватило бы фотографий.
К сожалению, в настоящее время в высших учебных заведениях рисованию по памяти не уделяется должного внимания, что существенно обедняет современных студентов профессионально. И не случайно основная проблема многих выпускников высших учебных заведений заключается в том, что профессиональные виды деятельности предполагают наличие у специалиста гибкого визуального мышления, в частности оперирование художественными образами без натуры. А это возможно
© Ю.М. Тютюнова
----------------------------------------------------------—
только при развитой зрительной памяти. Практика показывает: если студент в течение пяти лет занимался только штудированием многосеансных натурных упражнений, то ему неизбежно придётся переучиваться.
На наш взгляд, аналитическое изучение окружающей действительности в процессе рисования с натуры будет более эффективным, если его результаты закрепляются и проверяются рисованием по памяти. Результаты экспериментального исследования показывают, что студенты, рисующие только с натуры, владеют изученным материалом значительно хуже, чем их сверстники, регулярно рисующие по памяти. Отчасти объясняется это тем, что постоянно находящаяся перед глазами натура в известном смысле «балует» рисовальщика: градации светотени часто «срисовываются» механически. К тому же зачёты и экзамены по рисунку, живописи и композиции проводятся фактически формально. Знания студентов по рисунку и живописи традиционно оцениваются на семестровых просмотрах, исходя из учебных работ, выполненных с натуры под руководством преподавателя. В качестве контрольной работы чаще всего выступает последняя постановка, опять же выполненная с натуры и с подсказками. Получается, что очень многие вопросы профессионального образования, в частности понимание и применение законов воздушной и линейной перспективы, фактически не проверяются и оцениваются только на основании представленных в экспозиции работ, которые якобы наглядно демонстрируют знания, умения и навыки студента. Практика показала, что нарисовать по памяти любую из завершённых постановок может лишь один студент из двадцати. А ведь при подготовке к любым другим экзаменам (и для высшей школы такое положение дел - аксиома) прослушанный и законспектированный лекционный материал студенты учат, чтобы потом отвечать по билетам: знания должны быть воспроизводимы по памяти.
Выходом из сложившейся ситуации нам представляется обязательное включение рисования по памяти в программы по рисунку и живописи. Такое рисование мобилизует процессы запоминания, сохранения и воспроизведения визуального образа натуры, закрепляет в сознании характерное в натуре, приучает к сознательной переработке и сортировке, обобщению и конкретизации увиден-
ного, активизирует процессы обучения в целом и развивает следующие навыки:
• навык выделения общих и существенных свойств изображаемых предметов;
• навык запоминания формы в её пропорциях, движении, характере;
• навык воспроизведения цветового образа;
• навык длительного сохранения аконстантно-го восприятия цветового образа;
• навык увеличения объёма кратковременной и долговременной памяти;
• навык целенаправленного и осмысленного запоминания существенных свойств натуры;
• навык воспроизведения следов кратковременной и долгосрочной памяти.
Кроме того, рисование по памяти развивает самоконтроль, автоматически превращает унылое репродуктивное срисовывание в продуктивное запоминание, позволяет повысить профессиональный рейтинг студента.
Упражнения на развитие памяти целесообразно включать в каждое академическое занятие в качестве краткосрочного тренинга. Предварять выполнение таких заданий должны определённые установки. Их суть состоит в том, чтобы направлять усилия студента на запоминание и воспроизведение конкретной информации. Пример: необходимо запомнить тонально-цветовые отношения и передать их после короткого наблюдения спустя час. Или: запомнить пять последовательных движений, выполненных натурщиком, и зарисовать карандашом все пять фигур на формате А3 сразу после демонстрации. Подобные установки положительно влияют на результаты: если изначально получена и осознана направляющая действия установка, вероятность успеха при выполнении задания повышается. В этой связи следует обратить внимание на адекватность установок, даваемых преподавателем: они должны быть чёткими и точными.
Каждую длительную постановку также следует завершать выполнением контрольных рисунков или этюдов по памяти. Осознание того, что придётся выполнять изображение отсутствующей модели, активизирует исследовательскую деятельность, в частности процессы восприятия, сохранения и закрепления увиденной информации. Механическое срисовывание исключается, поскольку объект закрывается драпировкой или убирается из поля зрения. Установка на логическую
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
взаимосвязь частей и целого, понимание принципов построения изображения позволяют грамотно воспроизводить увиденное.
Экспериментальное исследование автора, проведённое на кафедре рисунка в группах 2-3-х курсов, показывает, что после сеансов рисования с натуры в памяти студента остаётся только та зрительная информация о натуре, которая была им лично осмыслена и в известной мере «пережита», т.е. приобрела «жизненный смысл». Несмотря на наглядный показ преподавателем графических или живописных приёмов обработки формы, то, что не закрепилось как знание и не сформировалось как навык, в следующем задании невозможно применить, даже если информация как будто понята. Существенную роль в этом играет и то обстоятельство, что при рисовании по памяти важным является не только ясное представление изображаемого предмета (или группы предметов), но и предельно ясное представление самого процесса изображения.
Рисование по памяти в силу своей специфики носит краткосрочный характер. Длительность сеанса напрямую зависит от поставленной задачи. Например, выполняя наброски, достаточно разового наблюдения натуры и почти мгновенного исполнения, в то время как для более длительных зарисовок и этюдов по памяти целесообразнее вначале выполнить обстоятельное натурное изображение.
При воспроизведении натурных объектов графическими и живописными материалами различают два способа рисования по памяти:
1. Рисование после выполнения изображения с натуры.
2. Рисование после наблюдения.
Над изображениями по памяти, выполняемыми после натурного сеанса, работают следующим образом. В процессе рисования с натуры внимательно и детально изучается модель, как можно точнее устанавливаются взаимосвязи пространственных планов, выстраиваются тональные и цветовые (для этюдов) отношения, моделируются основные формы, детально прорабатывается ком -позиционный центр. В начале выполнения задания студент получает установку на сознательное запоминание того, что он делает. По истечении условленного срока постановка и готовое изображение закрываются, и далее необходимо воспроизвести изображение по памяти. Изображение вы-
полняется теми же материалами, какими велась работа с натуры. Интервалы между рисованием с натуры и воспроизведением составляют от нескольких минут до недели и больше. Таким образом проверяют и развивают объём кратковременной и долговременной памяти. По окончании сеанса работы анализируют, сравнивают с натурой и между собой.
Может показаться, что этот способ рисования состоит лишь в механическом повторении натурного изображения. Это не так. Натурная штудия нужна для изучения модели, тогда как изображение по памяти заостряет характер натуры, даёт её обобщённый лаконичный образ. С увеличением временного интервала второстепенные детали будут стираться из памяти, а главное приобретёт типичные черты.
Во втором случае существенное отличие состоит в том, что изображение выполняется в прямом смысле по памяти после наблюдения-запоминания без предварительного рисования. Наблюдение может носить разовый характер, а может периодически повторяться. Целесообразный интервал повторного предъявления модели составляет 15 минут. Работа ведётся следующим образом: в течение определённого времени наблюдается и запоминается натурная постановка. Во время наблюдения никаких пометок на листе или хол -сте делать нельзя. В процессе запоминания существенную роль играют предварительные установки, полученные от преподавателя или сформулированные самостоятельно.
В процессе такого наблюдения активизируется аналитическая исследовательская деятельность, выискиваются и раскрываются существенные связи между частями натуры, выделяется главное и второстепенное в изображении, в сознании формируется образ натуры через материал. По существу, во время наблюдения должно происходить мысленное рисование - натура осмысливается через линии или пятна, исполнитель знает, в каком месте он применит тот или иной приём. По истечении времени, отведённого на наблюдение, натура закрывается. При необходимости натуру ещё раз предъявляют, следует ещё один сеанс наблюдения, во время которого делать пометки или исправлять что-то в рисунке запрещается. В процессе развития зрительной памяти такая повторная демонстрация модели является одним из факторов, активизирующих точное долговременное
запоминание. Демонстрация может сопровождаться уточняющими установками преподавателя, организующими и направляющими внимание студентов. Оптимальное количество предъявлений натуры колеблется от трех до пяти раз.
Необходимо добавить, что предваряющая наблюдение-запоминание установка, особенно на первых порах, должна конкретизировать вид изображения, используемый материал и способ выполнения. Пример: после наблюдения натюрморта (до 1 минуты) выполнить этюд-«нашлёпок» гуашью на формате 5х8 см. Или: на формате А4 выполнить линейный набросок позирующей фигуры, материал: тушь, перо.
Временной интервал воспроизведения в обоих случаях следует разнообразить: рисуют сразу после натурной штудии или наблюдения, спустя час, день, неделю.
Для развития памяти рекомендуется ряд упражнений. В частности, практика показала, что полезным упражнением являются кроки с движущейся фигуры: натурщику предлагают совершить несколько последовательных движений (на первых
порах можно ограничиться двумя-тремя). Демонстрация внимательно наблюдается, движения запоминают, но начинать рисовать следует только после её окончания. В течение нескольких секунд необходимо передать основные пропорции модели, её характерные особенности, специфику движения. С развитием навыка запоминания количество движений можно варьировать по формуле 7±2.
Кроме того, систематическое выполнение по памяти серий линейных крок и этюдов-«нашлёп-ков», линейных, пятновых и двухтоновых набросков, а также зарисовок и этюдов в кратчайшие сроки приводит к повышению качества обучения по рисунку и живописи.
Таким образом, процесс обучения изобразительному искусству можно назвать полнокровным в том случае, когда наряду с тщательным изучением окружающего мира посредством рисования с натуры на занятиях рисунком и живописью активно практикуется рисование по памяти. Такой подход создаёт благоприятные условия для наиболее результативной подготовки высококвалифицированных специалистов.
YU.M.TYUTYUNOVA
SUBSTANTIATION OF DRAWING FROM MEMORY METHODS AND TECHNIQUES
The article gives foundations of methods and techniques of drawing from memory in training students of art faculties of higher educational institutions. The author gives grounds for the necessity of uniting sketching from nature and from memory in the process of teaching fine arts. Special attention is given to short-term drawing as a condition level determining a high of training qualified specialists.
Key words: substantiation of techniques of drawing from memory, drawing from nature, painting, modern methods and techniques of teaching fine arts, skills, professional training.