много времени. Поэтому имеет смысл проводить не более одного семинара в крупном блоке уроков и подготовительную работу начинать заблаговременно. К настоящему времени накопился большой опыт проведения семинаров по этой схеме, достаточный для выявления типичных организационных и содержательных ошибок учителей при подготовке [4].
Развивающее дифференцированное закрепление базируются на зонной теории Л.С. Выготского. Эту форму урока можно назвать работой учащихся в группах переменного состава (с учетом индивидуальных достижений каждого участника группы) с постоянным текущим контролем результатов деятельности. Учащиеся объединяются в группы согласно достигнутому на данном этапе уровню (это могут быть и однородные группы, и неоднородные). Практика показывает, что неоднородные группы достигают более высокого результата в своей работе. Группа формируется для решения только одной познавательной задачи, по окончании работы над которой и отчета о выполнении группа расформировывается и формируется вновь в новом составе. Отчитываться о результатах своей работы группа может как учителю, так и заранее назначенному ученику-контролёру, может быть и так называемая «публичная защита».
Вариантов существует много: семинар-практикум - мобильная форма урока, позволяющая достигать самых разнообразных педагогических (в частности, дидактических) целей. Важно организовать неформальную защиту, чтобы вопросы были значимы и интересны. Организационная схема семинара-практикума заметно меняется от урока к уроку в зависимости от результатов предшествующих уроков. Первые уроки этой части блока довольно просты - на них встречаются одна-две группы, последние - очень сложны, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов.
Контроль результатов обучения. Для успешного управления деятельностью учеников и планирования организацион-
УДК 372.874 ББК 74
ной структуры и содержания уроков необходимо организовать получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Вслед за Н.Ф. Талызиной «мы будем понимать под обратной связью только получение сведений о ходе управляемого процесса» [5].
Для диагностики текущего состояния обучаемых целесообразно использовать разработанную в Интегральной технологии (В.В. Гузеев) систему контроля. Оценочные шкалы могут быть любыми, но наиболее предпочтительна комбинация рейтинговой и дескриптивной знаковой. Инструментом измерений могут быть тесты, контрольные работы, практические работы, собеседования, коллоквиумы.
Как показало исследование, применение на разных этапах обучения элементов различных технологий индивидуализированного обучения (модульной, интегральной, ТОГИС, проектной и пр.) делает процесс обучения (в частности, химии в школе) более эффективным.
Литература
1. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Меняев А.Ф.Учебная работа в техническом вузе: Уч. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе» / Под ред. В.В. Домниной. - М.: Изд-во МЭИ, 1992.
3. Кошелева О.А. Модульная программа по химии. Углеводороды: учебно-методическое пособие. - Саранск: Мордов. Гос. Пед. ин-т, 2008.
4. Гузеев В.В. Как сделать эффективным урок-семинар. -М.: Международный тренинговый центр НПК «Пултон», 1994.
5. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Московского университета, 1975.
К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ
А.П. Каретникова, кафедра рисунка художественно-графического факультета МПГУ, (499) 743-24-77, neta-eta@yandex.ru
В работе показано, что в целях повышения эффективности преподавания рисунка на художественно-графических факультетах целесообразно уделять больше времени рисованию по памяти, по представлению и по воображению. Обеспечить грамотное сочетание разных видов рисования способно только чётко спланированное аудиторное, самостоятельное и домашнее обучение.
Ключевые слова: натура, память, представление, воображение, оптимизация, сочетание разных видов рисования.
TO THE PROBLEM OF THE DRAWING TEACHING PROCESS OPTIMIZATION
Karetnikova A.P.
It is shown that for greater efficiency of students teaching in Arts Institute it is necessary to increase the quota for drawing from memory, from imagination and from idea in modern educational programs. To provide an appropriate combination of the mentioned types of drawing a well defined plan of institute-hours, self-education and home training has to be developed.
Keywords: drawing from model, drawing from memory, drawing from imagination, drawing from idea, combination of the different types of drawing.
В
настоящее время происходит значительное сокращение часов, отводимых на основную дисциплину изобразительного цикла - «Рисунок». Происходящие изменения заставляют нас идти по пути создания новой, выверенной программы обучения рисунку, выполнение которой позволит сформировать как профессиональные качества будущего учителя, так и творческую составляющую его личности. Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо искать новые пути и методы обучения рисунку в современных условиях. Важным моментом в этом деле является разработка и составление программы эффективного обучения рисунку. По нашему мнению, она должна отражать два важных направления:
1) оптимальное сочетание рисунка с натуры, по памяти, по представлению и по воображению в процессе преподавания специальных дисциплин на художественно-графических факультетах;
2) эффективное использование аудиторных, самостоятельных и домашних занятий в процессе обучения рисунку.
Анализ современных программ по рисунку на художественно-графических факультетах России и стран СНГ показал, что 94,7% от общего количества часов, отводимых на учебные задания, планируется на рисование с натуры, 3,4% - на рисование по памяти, 1,9% - на рисование по представлению и 0% - на рисование по воображению.
Анализ программы по рисунку 2008 года
Виды рисования С натуры По памяти По представлению По воображению
1 92% 4,5% 3,5% 0%
2 87,5% 12,5% 0% 0%
3 100% 0% 0% 0%
4 94% 0% 6% 0%
5 100% 0% 0% 0%
Анкетирование ведущих художников-педагогов, проведённое нами в 2007-2008 гг., позволило нам сделать следующие выводы: большинство из опрошенных считает, что необходимо уделять рисованию с натуры в среднем около 68% всего времени, отводимого на рисунок, рисованию по памяти - 7%, по представлению - 15%, по воображению - 10%. Следует отметить, что многие преподаватели считают, что такое соотношение должно меняться в зависимости от времени обучения на факультете. Количество часов, отводимых на рисование по памяти, по представлению и по воображению должно возрастать от первого курса к пятому. Факты убеждают нас в том, что рисунки по памяти, по представлению и по воображению должны следовать за выполнением каждой натурной постановки. Соблюдение этого принципа позволит педагогу быстрее добиться от студентов осознанного рисования с натуры, глубокого понимания закономерностей строения формы. Это, в свою очередь, будет способствовать активному развитию их пространственного и художественно-образного мышления. Однако в этом процессе, как писал известный психолог и педагог Е.И. Игнатьев, «...нельзя ограничиться некоторым количеством тренировок. Надо осуществлять целую систему занятий этими видами рисования.» [2, с. 153].
В разработанной нами экспериментальной программе расположение учебных заданий планируется в порядке постепенного усложнения - от изображения простых геометрических форм до рисунка фигуры человека, а также предусматривается сочетание разных видов рисования: с натуры, по памяти, по представлению и по воображению.
На младших курсах студенты экспериментальной группы больше работали с натуры. «.Рисование с натуры, - как об этом говорил известный художник-педагог Н. Н. Ростовцев, -ставит своей основной задачей научить будущего художника правильно воспринимать окружающую действительность., научить его организованно и целеустремлённо наблюдать и передавать эти наблюдения средствами рисунка» [1, с. 8]. То есть рисование с натуры не должно превращаться в монотонное «копирование» разнообразных предметов действительности, а должно способствовать формированию в сознании учащегося полноценного зрительного образа, пригодного для изображения в отсутствие натуры. Ведь только богатая зрительными образами память является основой для активной композиционно-творческой деятельности. А зрительный образ определённого предмета может стать более или менее устойчивым только «под влиянием глубокого и многократного изучения этого предмета в процессе рисования с натуры» [3, с. 108].
Сказанное выше даёт нам право в процессе обучения рисунку постепенно увеличивать количество заданий, выполняемых по памяти, по представлению и по воображению. После выполнения рисунка с натуры целесообразно выполнить ряд краткосрочных заданий по памяти или по представлению. Это будет способствовать более прочному усвоению законов изображения формы на плоскости. Рисование по памяти предполагает отображение объектов действительности на изобразительной плоскости средствами графики, то есть вы-
полнение рисунка объекта в том положении и с той точки зрения, с какой он был воспринят ранее при рисовании с натуры.
Рисунок по памяти может выполняться сразу после рисунка с натуры или спустя длительное время, а также в промежутках между сеансами рисования с натуры. Такой рисунок можно начинать с натуры, а завершать его по памяти. Как показала практика, в целях развития зрительной памяти очень полезно рисовать по памяти без выполнения предварительного рисунка с натуры, используя визуальные впечатления от увиденного объекта (это может быть как часто наблюдаемый объект: автопортрет, интерьер комнаты, аудитории, двор, бытовые предметы, так и объект, который был в поле зрения очень короткое время).
Рисование по представлению предполагает свободную трактовку пространственного положения и формы изображаемых объектов на основе зрительных образов памяти и представления. В процессе работы по представлению развивается умение свободно оперировать зрительными образами в сознании, восстанавливать в памяти существенные особенности изображаемых объектов. Мы систематически давали задания на изображение объекта при мысленном изменении его пространственного положения или его формы (отделение части предмета, изменение пропорций, фактуры). Сложными и интересными были задания на изменение положения источника освещения или типа освещения (рассеянный дневной свет, свет из окна, направленное освещение от лампы, от свечи и т. д.). Рисование по представлению может включать и такие задания, как рисунок объекта по словесному описанию, рисунок объекта на основе тактильных ощущений.
Постоянное рисование по памяти и по представлению позволяет сформировать чёткие зрительные представления и умение оперировать ими как в сознании, так и на изобразительной плоскости. Такое умение создаёт благоприятную почву для работы воображения, которое заключается в способности представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, достаточно долго удерживать его в сознании и мысленно видоизменять его. Целесообразно в качестве проверки усвоенных знаний и навыков о форме давать длительное задание на воображение в конце каждого семестра. Как показал опыт работы со студентами и анализ специальной литературы, умение рисовать «от себя» развивает навыки композиционного построения изображения, способствует грамотному выполнению эскизов композиций на разные темы.
Предложенная нами экспериментальная методика включала такие виды заданий, как рисование на заданные темы, рисунок с натуры, дополненный воображаемыми деталями (интерьера, пейзажа, костюма), соответствующими тематике постановки), рисунок, созданный на основе музыкального мотива и т. д. Одним из заданий, направленных на развитие воображения учащихся, является рисование по литературному описанию, которое, в свою очередь, играет важную роль в процессе создания межпредметных связей.
Литературные описания - это отрывки из произведений известных отечественных и зарубежных писателей, в которых
ёмко и наглядно описываются определённые объекты: натюрморт, интерьер, пейзаж, портрет, фигура, сюжетная композиция. Выполняя рисунки по литературному описанию, студенты учатся связывать понятие (слово) и образ, удерживать волевыми усилиями зрительный образ в сознании и воплощать его при помощи изобразительно-выразительных средств.
Последние исследования показывают, что компенсировать потерю часов, отводимых на учебный рисунок, поможет чётко спланированное и интенсифицированное аудиторное и самостоятельное обучение. Известные художники-педагоги (А.Е. Терентьев, В.Е. Нестеренко, В.К. Лебёдко) с этой целью предлагают следующую методику проведения занятий. Первые 15-20 минут необходимо уделять коротким рисункам с натуры, по впечатлению дня или по литературному описанию. При выполнении длительных заданий по рисованию с натуры целесообразно переключать внимание учащихся с натуры на рисование по памяти и по представлению. Это даёт возможность лучше понять изображаемый объект и проверить глубину и полноту знания о нём. Большое значение следует уделять составлению перечня самостоятельных заданий,
выполняемых вне учебной программы.
В заключение следует отметить, что при большом количестве аудиторного времени, отводимом на рисование с натуры, необходимо постоянно уделять внимание самостоятельным заданиям, выполнение которых способствует эффективному закреплению пройденного материала и быстрому совершенствованию технических навыков рисунка. Поэтому в программу домашних заданий должны входить упражнения на развитие образной памяти, представления и воображения. Это возможно лишь при грамотном сочетании разных видов рисования в системе подготовки художника-педагога.
Литература
1. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет: Автореф. диссер. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1953.
2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Уч. пос. для ХГФ. -М.: Просвещение, 1987.
3. Игнатьев Е.И. Вопросы исследования процесса рисования по представлению / Психология рисунка и живописи. -М., 1954.
УДК 372.8
ББК 74.263р + 74.58
«ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
К.Ф. Гусин, аспирант факультета технологии и предпринимательства МПГУ, (499) 246-91-66
Статья посвящена вопросам преподавания основ бухгалтерского учета в педагогическом вузе. Автор рассматривает образовательные задачи, решаемые с помощью курса «Основы бухгалтерского учета» при подготовке учителей технологии и предпринимательства. Описана система упражнений по бухгалтерскому учету, разработанная и опробованная на факультете технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета. Исходя из целей и опыта преподавания бухгалтерского учета, автором выявлены ключевые моменты в организации данного учебного курса.
Ключевые слова: предпринимательская подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства, основы бухгалтерского учета, предпринимательская культура, виды деятельности учителя, система упражнений, электронные таблицы MS Excel.
«ACCOUNTING BASICS» IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP.
Gusin K.F.
This article is devoted to the teaching of accounting basics in the pedagogical institution. The author examines educational goals which can be achieved due to the «Accounting Basics» course for future teachers of technology. This article describes the system of exercises on accounting, developed and tested at the Faculty of Technology and Entrepreneurship of Moscow State Pedagogical University. Based on the goals and the experience of teaching accounting, the author identifies key elements of this course organization.
Keywords: entrepreneurial training of future teachers of technology, accounting basics, entrepreneurial culture, types of teachers' activities, system of exercises, spreadsheets Microsoft Excel.
Необходимость изучения основ бухгалтерского учета будущими учителями технологии и предпринимательства возникла вместе с появлением данной учительской специальности. «Бухгалтерский учет» как элемент подготовки студентов способствует решению ряда образовательных задач, таких как формирование представлений о структуре и функционировании современного предприятия, особенностей профессиональной деятельности бухгалтера, менеджера, предпринимателя. Знания в области бухгалтерского учета являются неотъемлемой частью предпринимательской культуры и важным элементом подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства не только к образовательной и социально-педагогической, но и к организационно-управленческой деятельности, что предусмотрено действующим стандартом профессионального образования.
«Бухгалтерский учет» прочно занял свое место в системе подготовки учителей технологии и предпринимательства, но вопросы методики преподавания продолжают обсуждаться педагогами, обеспечивающими экономическую и предпринимательскую составляющую профессиональной подготовки студентов, обучающихся по данной специальности.
Преподавание основ бухгалтерского учета (ОБУ) в педа-
гогическом вузе имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке соответствующих методик преподавания. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что профессия учителя не предусматривает реальное ведение бухгалтерского учета на предприятии. В частности, это означает, что от студентов не требуется подробное изучение всей законодательной базы, регулирующей ведение бухгалтерского учета. Следует максимально освободить учебный материал от ссылок на конкретные правовые акты, не требовать запоминать их названия. Принципиальным является понимание студентами законодательного регулирования тех или иных понятий, положений, явлений. Студенты должны уметь выделять такие понятия в числе других, пришедших из экономической науки. В то же время студенты должны быть знакомы со структурой и основными положениями нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ, уметь пользоваться электронными правовыми справочными системами.
Действующий на факультете технологии и предпринимательства МПГУ учебный план предусматривает изучение основ бухгалтерского учета всеми студентами специальности «Технология и предпринимательство», независимо от выбора,