Научная статья на тему 'Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика'

Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1972
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ / РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ / РИСОВАНИЕ ПО ВООБРАЖЕНИЮ / МЕТОДИКА СКОРОСТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / PLEIN AIR / DRAWING FROM NATURE / DRAWING FROM MEMORY / DRAWING FROM REPRESENTATION / DRAWING FROM IMAGINATION / TECHNIQUE OF THE HIGH-SPEED IMAGE / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюнова Юлия Михайловна

Необходимость разработки эффективной методики, способной оптимизировать процесс обучения изобразительному искусству на современном этапе, вытекает из все более нарастающей тенденции сокращения учебных часов по специальным дисциплинам и учебным и производственным практикам, в частности пленэрной практике. Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная программа занятий, в основе которой лежит профессиональный тренинг, включающий натурные штудии, задания на развитие памяти и представлений, а также упражнения на воображение, представляется оптимальным решением данной проблемы. В статье излагается концепция процесса рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению в условиях пленэра. Базовыми упражнениями предлагаемой методики выступают этюды, наброски и зарисовки. Выполнение каждого из видов изображений достаточно подробно разобрано и обосновано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drawing from Nature, Memory, Representation and Imagination in the Open Air: Modern Practice

The need to develop an effective methodology that can optimize the process of teaching the visual arts at the present stage stems from the ever-increasing trend of curriculum reduction in special disciplines and training and work practices, in particular, open-air practice. A theoretically sound and experimentally proven training program based on professional training, including full-scale studies, tasks for the development of memory and concepts, as well as imagination exercises is the best solution to this problem. The article describes the concept of the process of drawing from nature, memory, imagination and representation in the open-air. The basic exercises of the proposed method are sketches, etudes and drafts. The performance of each type of images is quite detailed and justified.

Текст научной работы на тему «Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика»

1УДК 378.016:76 ББК 74.489.85:85.15

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ПО ВООБРАЖЕНИЮ НА ПЛЕНЭРЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

Ю. М. Тютюнова

Аннотация. Необходимость разработки эффективной методики, способной оптимизировать процесс обучения изобразительному искусству на современном этапе, вытекает из все более нарастающей тенденции сокращения учебных часов по специальным дисциплинам и учебным и производственным практикам, в частности пленэрной практике. Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная программа занятий, в основе которой лежит профессиональный тренинг, включающий натурные штудии, задания на развитие памяти и представлений, а также упражнения на воображение, представляется оптимальным решением данной проблемы. В статье излагается концепция процесса рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению в условиях пленэра. Базовыми упражнениями предлагаемой методики выступают этюды, наброски и зарисовки. Выполнение каждого из видов изображений достаточно подробно разобрано и обосновано.

Ключевые слова: пленэр, рисование с натуры, рисование по памяти, рисование по представлению, рисование по воображению, методика скоростного изображения, профессиональный тренинг.

DRAWING FROM NATURE, MEMORY, REPRESENTATION AND IMAGINATION IN THE OPEN AIR: MODERN PRACTICE

Yu. M. Tyutyunova

Abstract. The need to develop an effective methodology that can optimize the process of teaching the visual arts at the present stage stems from the ever-increasing trend of curriculum reduction in special disciplines and training and work practices, in particular, open-air practice. A theoretically sound and experimentally proven training program based on professional training, including full-scale studies, tasks for the development of memory and concepts, as well as imagination exercises is the best solution to this problem. The article describes the concept of the process of drawing from nature, memory, imagination and representation in the open-air. The basic exercises of the proposed method are sketches, etudes and drafts. The performance of each type of images is quite detailed and justified.

Keywords: plein air, drawing from nature, drawing from memory, drawing from representation, drawing from imagination, technique of the high-speed image, professional training.

Современные требования к результатам освоения образовательных программ определяются Федеральными государственными образовательными стандартами. В данной статье мы рассмотрим опыт проведения летних учебных практик для бакалавров, обучающихся в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: Изобразительное искусство и Дополнительное образование. В процессе выполнения заданий по рисунку, живописи и композиции в условиях пленэра студент овладевает рядом компетенций. В частности, способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6), готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1), способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10), готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11). Для наиболее эффективного результата обучения, на наш взгляд, необходима методика, базирующаяся на синтезе теоретических знаний, расширении общекультурного кругозора студента и ежедневного профессионального тренинга - выполнения изображений с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Не будет преувеличением сказать, что пленэрная практика, по существу, представляет собой уникальную возможность реализации данных положений в полной мере. Рассмотрим подробнее механизмы выполнения тренинговых краткосрочных упражнений, начиная с натурных этюдов, зарисовок и набросков и завершая выполнением эскизов композиций.

Пленэрные натурные наброски, зарисовки и этюды представляют собой изображения объектов или мотива, который находится прямо перед студентом. Максимальная длительность работы составляет три часа, учитывая изменчивость состояний световоздушной среды. Кроме того, необходимо заметить, что краткосрочные изображения вообще являются единственными, выполняемыми с натуры в полной

мере. При создании художественных произведений, затратных по времени, длительных по исполнению, работа с натуры в прямом понимании является вспомогательной.

Образы природы, правдиво переданные изобразительными и композиционными средствами, благодаря сформированным профессиональным навыкам, заложены в основу художественно-творческой деятельности. При этом краткосрочный тренинг объединяет в себе одновременно ремесленный и творческий аспекты изобразительной деятельности.

Выполнение краткосрочных изображений, по сути, является профессиональным тренингом, в ходе которого одновременно развиваются три компонента системы «глаз - мозг - рука». «Глаз» в данном процессе понимается как восприятие, способность к наблюдению и анализу увиденного, профессиональная постановка глаза; «мозг» - способность к абстрагированию, формированию художественных представлений и обобщений; «рука» - собственно работа с инструментами и материалами.

Изображения на пленэре, выполняемые с натуры, безусловно, развивают волю. Осознанная студентом цель, сопровождаемая корректирующими установками преподавателя или собственными установками обучающегося, направляет и регулирует действие по ходу ведения работы. Сопротивление материала, организация и самоорганизация, определенное напряжение при «усмирении» непослушных красок или неточных линий является одним из проблемных моментов, особенно на первых порах. Практически доказано, что в процессе систематических занятий линии и пятна становятся управляемыми, подчиняются воле рисовальщика, а технические нивелируются. Параллельно совершенствуется авторский изобразительный язык, усваивается привычка представлять натуру через конкретный графический материал. Как восприятие, так и отражение окружающего мира с наращиванием профессионального опыта будет меняться. В сознании студента сформируется идеальный образ работы с материалом и появится «мерка для подражания» [1].

Рисование с натуры, несмотря на то, что это тяжелый аналитический труд, является базой для изучения жизни. Кроме того, рисование с

натуры выявляет в рисующем индивидуальность. Один и тот же мотив, изображенный разными людьми, выглядит по-разному. При рисовании с натуры происходит процесс целенаправленного или спонтанного, но всегда самостоятельного принятия решений относительно цветового или тонального строя изображения, его композиции и использования средств для достижения искомого результата.

Рисование с натуры, а на пленэре особенно, процесс, привносящий в практику художника новые, творческие решения. В этом нет противоречия: «...учебная деятельность студентов является неотъемлемой частью творчества» [2, с. 66]. Это диктуется самой жизнью, поскольку одинаковых объектов в живой природе нет, равно как нет ни одного в точности повторяющегося состояния световоздушной среды. Занятия на пленэре значительно в большей степени, чем аудиторные, позволяют избегать стереотипных решений благодаря изменчивости погодных условий. Динамика состояний заставляет активизировать внутренние ресурсы, применять нестандартные решения. В этой связи внутренней опорой, помогающей не растеряться, является внимательный анализ мотива от композиции вида до тонально-цветовых отношений.

Обращение к наследию мастеров изобразительного искусства убедительно свидетельствует о том, что наряду с изучением природы тщательными натурными штудиями, великие художники прошлого отдавали должное развитию профессиональной памяти, образных представлений и воображения. Обращаясь глубоко в века, можно легко найти подтверждения данной мысли, проанализировав произведения безымянных авторов эпохи верхнего палеолита. Не вызывает сомнения их великолепная образная память и представления, когда рассматриваешь запечатленные ими стада бизонов и оленей на стенах пещеры Альтамиры. Эпоха Возрождения, среди прочих достижений, представляет интерес для будущих художников переданным опытом Леонардо да Винчи (1452-1519), считавшего необходимым мысленное рисование, виртуальное зарисовывание впечатлений перед сном. Развитой зрительной памятью обладали выдающиеся русские художники П. А. Федотов (18151852), В. А. Серов (1865-1911), И. И. Левитан

(1860-1900), И. К. Айвазовский (1817-1900), М. А. Врубель (1856-1910). Заметим, что художники-педагоги Х1Х-ХХ вв. придавали большое значение развитию зрительной памяти своих воспитанников. Ярким примером является И. Е. Репин (1844-1930), который заставлял своих учеников, и в частности В. А. Серова, рисовать по памяти и «от себя». Впоследствии, в своей педагогической практике уже сам Серов рекомендовал своим ученикам упражняться в рисовании по памяти. Академик Д. А. Шмаринов (1907-1999) вспоминал, что выдающийся художник-педагог Д. Н. Кардовский (1866-1943) наряду с выполнением длительных учебных заданий обязательно включал в процесс обучения краткосрочное рисование по памяти.

Память в изобразительной деятельности играет значительную роль. Изучение памяти началось с функционального сближения памяти и воображения, и до сих пор в них есть много общего. Современная ситуация такова, что на специализированных факультетах рисованию по памяти уделяется внимание разве что при чтении обзорной лекции. Это профессионально сужает возможности и обедняет практические занятия. В то же время профессиональные виды деятельности предполагают наличие у специалиста способности оперирования художественными образами без натуры, что возможно только при развитой зрительной памяти. В этом, на наш взгляд, кроется определенная проблема, требующая решения.

Аналитическое изучение окружающей действительности в процессе рисования с натуры представляется более эффективным, если его результаты проходят проверку рисованием по памяти. Экспериментальное исследование показало, что студенты, рисующие исключительно с натуры, владеют изученным материалом значительно хуже, чем их сверстники, регулярно практикующие рисование по памяти. Объясняется это тем, что натура, постоянно находящаяся перед глазами, «балует» рисовальщика. По сути, у недобросовестных студентов, наблюдается процесс механического срисовывания. К этому добавляется тот факт, что зачеты и экзамены по рисунку, живописи и композиции традиционно проходят с оценкой тех учебных работ, которые были выполнены с натуры под руководством преподавателя. В качестве кон-

трольной работы зачастую также выступает последняя натурная постановка, где преподаватель так или иначе вмешивался в ход работы. В результате очень многие важные вопросы обучения оцениваются только на основании работ, которые «якобы» наглядно демонстрируют знания, умения и навыки студента. Практика реальных контрольных работ показала, что нарисовать по памяти любую из завершенных постановок может лишь один студент из двадцати. В связи с этим представляется необходимым обязательное включение упражнений по памяти в процесс обучения. Такие задания мобилизуют процессы сохранения и воспроизведения визуального образа натуры, приучают к сознательной переработке и обобщению увиденного, развивают самоконтроль, превращают репродуктивное срисовывание в продуктивное запоминание.

Проблемы памяти интересовали многих ученых-психологов. Считается, что основы экспериментального изучения памяти в конце XIX в. заложил немецкий психолог Г. Эббингауз (18501909), изложивший результаты своих исследований в труде «О памяти» (1885). Также значительный вклад в развитие теоретического и экспериментального исследования памяти внесли такие выдающиеся ученые, как З. Фрейд (1856-1939), А. Бергсон (1859-1941), П. Жане (1859-1947), П. П. Блонский (1884-1941), Ф. Ч. Барлетт (18861969), А. А. Смирнов (1894-1980), Л. С. Выготский (1896-1934), А. Р. Лурия (1902-1977), А. Н. Леонтьев (1903-1979), П. И. Зинченко (1903-1969).

Человечество оперирует механизмами опосредованного, произвольного запоминания - социальной памяти, зависящей от развития речи. Благодаря использованию мнемотех-нических средств, акт запоминания из непосредственного превращается в опосредованный. Средства (мнемоприемы) совершенствуются от внешних (зарубок, узелков на память) к внутренним (образам, ассоциациям, представлениям).

До сих пор существует множество вопросов относительно уместности таких формулировок, как краткосрочная и долговременная память. До настоящего момента терминологическая определенность при использовании понятия «краткосрочная память» отсутствует. Так, кратковременной памятью называют память

«сенсорную», «оперативную», «рабочую», что кажется синонимичным. Нам представляется необходимым уточнение терминологического аппарата во избежание путаницы. Сенсорная память носит непроизвольный характер, ее образы всегда аконстантны, следы памяти нестабильны. Кратковременная же память может быть как произвольной, так и непроизвольной. Объем кратковременной памяти принято считать равным 7 ± 2 элемента. Краткосрочная память оперирует информацией, поступающей как из органов чувств непосредственно, так и из долговременной памяти.

Долговременная память отвечает за опыт, знания, умения, навыки. Экспериментально подтверждено, что в долговременной памяти существует несколько форм систематизации полученного и закрепленного опыта. Очевидно, что для активной жизнедеятельности необходима высокоорганизованная долговременная память. Следовательно, поиск механизмов, способных дать запрашиваемый результат, своевременно продолжается. При этом возникает вопрос об иных способах качественного запоминания информации помимо повторения -механического и осознанного. Механическое повторение, по существу, способствует закреплению материала в кратковременной памяти фактически без преобразований. В этой связи показателен опыт определенной части студентов, механически срисовывающих натуру на протяжении всего срока обучения и в результате не выносящих из занятий никаких знаний. Повторение, включающее новый материал в систему уже существующих знаний, является осмысленным повторением.

Среди факторов, влияющих на долговременную память, выделяют: привычность, силу эмоциональной окраски запоминаемой информации, мотивацию, контекст запоминания. Запе-чатление образа натуры происходит мгновенно. В процессе анализа и идентификации полученная информация приобретает устойчивый характер. Скорость стирания деталей из памяти, установление связей между группой предметов - все эти проблемные вопросы относятся к сфере качества сохранения воспринятой и закрепленной информации во времени.

Систематическое выполнение заданий по памяти необходимо. Выше было упомянуто, что

при рисовании с натуры, и особенно при выполнении многосеансных упражнений, обучение носит репродуктивный характер. В процессе же рисования по памяти развивается анализ, самоконтроль и унылое срисовывание трансформируется в продуктивное запоминание. Кроме того, после натурных изображений целесообразно выполнять серию контрольных работ по памяти на выявление качества «следов» памяти после разных временных промежутков воспроизведения. Благодаря этому можно точно осознать, что не было осмыслено, выучено и закреплено. Не закрепленные знания трудно, а подчас невозможно применить. Предварительная установка на выполнение изображения отсутствующего мотива мобилизует и позволяет сосредоточиться и воспроизвести увиденное по возможности точно.

Заметим, что занятия на пленэре как никакие другие эффективны при развитии памяти, поскольку переменчивы погодные условия. Также и птицы, животные и люди на улицах не склонны позировать, следовательно, изображение зачастую приходится доделывать по памяти. Рисование по памяти включает два важных компонента. Во-первых, запоминаются пропорции, движение, характер, тонально-цветовые отношения и прочие особенности натуры. Во-вторых, и это не менее существенно, запоминаются тактильные ощущения, порядок работы над изображением, то, как двигается рука с материалом и глаза от объектов к изображению и т. п. Последовательность выполнения изображения, то, с чего начинать и чем заканчивать работу, также запоминается, в особенности если результат оправдал ожидания.

Преподавательские установки, предваряющие работу студента, как словесные, так и наглядные, выстраивают логику выполнения задания. Заметим, что личностный опыт студента является определяющим фактором понимания этих установок и воплощения их на практике. Установки запускают механизмы целенаправленного наблюдения и последующего запоминания, в то время как их отсутствие приводит в действие память непроизвольную. Оба вида памяти довольно продуктивны в плане запоминания, сохранения и воспроизведения информации, но произвольная память всегда имеет цель, а результаты непроизвольной памяти но-

сят случайный характер. Точные, адекватно направленные и, главное, осознанные студентом установки способствуют более успешному результату.

Рассмотрим способы выполнения изображений по памяти:

• изображение, выполненное после натурной штудии;

• изображение, выполненное после предварительного наблюдения разной длительности.

Рассмотрим специфику каждого способа более подробно.

Специфика первого способа состоит в том, что в ходе рисования с натуры внимательно и детально изучается мотив, устанавливаются взаимосвязи пространственных планов, выстраиваются отношения: тоновые - для зарисовок и тонально-цветовые - для этюдов. Насколько позволяет время, моделируются формы натурных объектов, акцентируется композиционный центр. Преподаватель предупреждает, что далее будет выполняться изображение по памяти, заостряет внимание студента на проблемных моментах. Когда изображение готово, следует отложить его в сторону, отвернуться от натуры и воспроизвести мотив по памяти. Временные интервалы между изображением и воспроизведением могут меняться. Упражнение может выполняться сразу, «по горячим следам», а может быть отложено на несколько часов. Далее работы анализируют, сравнивают с натурой и между собой. Оговоримся: если период между натурным изображением и изображением по памяти был достаточно велик, то сравнивать состояния свето-воздушной среды настоящего момента в природе и изображенного почти невозможно. Соотнести можно только местоположения объектов, а цветовые отношения следует проверить по натурному этюду.

Максимально длительными по времени исполнения - сеанс до трех часов - в условиях пленэра считаются этюды и зарисовки, в которых возможна довольно детальная и основательная проработка изображения. Что касается набросков и кроки, то, здесь можно сказать, что они в полной мере выполняются по памяти. Кроки, в силу характера упражнения, выполняются, по сути, с движущихся моделей, а этюды-

«нашлепки» передают первоначальное цветовое впечатление от натуры в течение максимум 10 минут и отличаются эмоциональностью восприятия и исполнения, непосредственной передачей цветового образа.

При выполнении упражнений по памяти после предварительной натурной штудии внимание студента должно концентрироваться на поставленной задаче и точной передаче пропорций, движения и характера изображаемой модели. Под задачей понимается вид задания: линейное, двухтоновое или пятновое изображение. Добавим, что изображения по памяти на первых порах целесообразнее выполнять теми же материалами, какими велась работа с натуры. Если кроки выполнялись контурной линией, то рисунок по памяти делается также.

Рисование по памяти после натурной штудии не является механическим повторением. Предварительный натурный рисунок необходим для изучения мотива, в то время как изображение по памяти требуется для аналитики увиденного и создания обобщенного образа. С увеличением временного интервала второстепенные детали так или иначе будут стираться из памяти, а главное в натуре приобретет типичные черты.

Методика работы над изображениями по памяти, выполняемыми после наблюдения без предварительного рисования, отличается от способа, рассмотренного выше. В данном случае изображение выполняется в прямом смысле по памяти после наблюдения. Студент в течение определенного времени внимательно изучает мотив только глазами, старается запомнить, не помечая при этом ничего на изобразительной плоскости. Длительность наблюдения-запоминания зависит от индивидуальных особенностей, но чаще всего составляет не более 5 минут. В случае возникновения затруднений разрешается вернуться к мотиву, вновь осмыслить и запомнить, но без исправления и обращения к изображению. В идеале повторное наблюдение целесообразно через 15 минут после начала работы, но следует заметить, что в начале тренировок это вызывает определенные трудности и может осуществляться чаще. При таком способе рисования активизируется исследовательская деятельность, более осознанно выделяется главное и второстепен-

ное в изображении, в сознании формируется образ натуры, лишенный несущественных мелочей. Уже во время наблюдения происходит мысленное рисование. Студент должен представлять как ход работы, так и приемы использования конкретного материала. Повторное восприятие мотива активизирует долговременное запоминание, но не следует злоупотреблять повторными предъявлениями натуры -максимум три-пять. Также полезно чередовать и увеличивать интервалы воспроизведения. В итоге анализируют результаты, выявляют проблемные моменты и определяют дальнейшую стратегию развития памяти.

Рисование по представлению как вид упражнений также, на наш взгляд, необходим для развития будущего художника-педагога. Рисование по представлению - это изображение, выполняемое с натуры, но с намеренным изменением угла зрения. Допустим, что модель и художник находятся друг по отношению к другу в фас. В случае упражнений на развитие пространственных представлений художнику следует рисовать модель в профиль, со спины или в трехчетвертном повороте. Рисование по представлению схоже с рисованием по памяти и по воображению. В первом случае сходство базируется на возможности воспроизведения образов долговременной памяти, во втором -трансформация видимого образа в предполагаемый под измененным углом зрения. Представления похожи на восприятие с той разницей, что восприятие - непосредственное отражение объекта или явления в данный момент времени, а представления - это воспроизведение образов на основании прошлого опыта. Представления всегда более тусклые, менее детализированы и неустойчивы.

Такое рисование является важной составляющей профессионального тренинга по изобразительному искусству. Оно развивает наблюдательность, память, визуальное мышление и пространственные представления, активизирует предыдущий опыт и долгосрочную память. До сеанса студенты видели объект изображения с разных сторон многократно, и теперь необходимо представить, как он выглядит именно с заданного ракурса, выстроить в сознании предполагаемое изображение, перенести образ на картинную плоскость. Без представлений невоз-

можна никакая деятельность. Идеальные образы-представления будущего изображения формируют идеальные же способы использования материала. Одновременно выступая стимулом, мотивом и «меркой для подражания», по выражению И. М. Сеченова (1829-1905), такие образы-представления становятся главной движущей силой в ходе работы над изображением. Основной задачей данных упражнений является развитие способности ясно представить предметы с любого ракурса.

Различают пространственные представления, а также представления памяти и воображения. За образы, отражающие взаиморасположение объектов в пространстве, их форму и разноудаленность «отвечают» пространственные представления. Достаточно развитые пространственные представления, осознание и умение передать в рисунке взаимосвязь объектов является важной составляющей успешной изобразительной деятельности.

Для представлений памяти характерно воспроизведение в сознании воспринятого ранее мотива. В неизменном виде такие образы сохраняются крайне редко. Независимо от воли человека они претерпевают трансформации от взаимовлияний. Выше, рассматривая принципы рисования по памяти, мы уже знакомились с механизмами образования представлений памяти. Замечено, что чем больший временной интервал между моментом восприятия объекта и последующим его изображением, тем более оно обобщено. Сильные искажения в первоначальном образе приводят к созданию новых, имеющих уже самостоятельное значение. Они становятся представлениями воображения. Разница между представлениями памяти и представлениями воображения определяются характером и степенью трансформации образов. Представления воображения менее натуралистичны, чем представления памяти, но восприниматься могут более убедительными. Объясняется это тем фактом, что забытые части натуры осознаются как пробел, в то время как воображение дорисовывает целостный образ. Добавим, что в процессе выполнения изображений мы опираемся на все три вида представлений.

От рисования по представлению логично перейти к изображениям по воображению. Развитое воображение лежит в основе визу-

ального мышления, позволяет художнику перерабатывать натурные впечатления в не существовавшие ранее художественные образы. Любая деятельность в той или иной мере зависит от воображения: при его отсутствии невозможно представить последствия поступков, строить планы на будущее, воображение регулирует эмоциональное состояние человека, выстраивает сценарий событий. Величайшие произведения мирового искусства рождались в воображении творцов в виде идей, замыслов, образов, обретая материальность в мраморе, красках, стекле и металле. Существуют несколько способов создания новых образов. Чаще это синтез частей разных натурных впечатлений, сплавленных в гармоничное целое. Иногда образ создается за счет выделения какого-либо элемента гротескным изменением формы или доведением типичного в натуре символического значения в изображении.

Занятия на пленэре позволяют развивать воображение выполнением разнообразных по тематике композиционных эскизов. В ходе упражнений формируются навыки свободного оперирования образами-представлениями, трансформации образов натуры в новые. Упражнения на развитие воображения представляются самыми важными в процессе осознания студента творческой личностью. Искусство должно затрагивать чувства. Если в набросках, этюдах и зарисовках передаются живые, непосредственные эмоции автора от природного мотива, то в итоговой композиции логично предположить их концентрацию, выраженную в обобщенном художественном образе. Безразличие убивает искусство. Подтверждение этой мысли находим у художника-педагога, доктора педагогических наук, профессора Р. Ч. Барцица: «Видимо, не зря в Древнем Китае говорили о "звучании духа": если дух "немотствует" - это уже не искусство» [2, с. 49]. Работая творчески по воображению, студент должен демонстрировать «умение создать целостный графический образ с помощью различных приемов композиционного построения - многопланового, фризового, с высокой точки и др.» [2, с. 136]. При этом важным моментом является осмысленное использование тех или иных средств, точное представление конечного результата и способов его достижения. Итоговая композиция, в определенном смысле,

выступает той лакмусовой бумажкой, благодаря которой выявляется индивидуальное и неповторимое видение будущим художником окружающей действительности.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что разработанная и экспериментально проверенная на пленэрных занятиях методика, базирующаяся на синтезе рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению, представляется актуальной в современных условиях, оказывающей гармоничное и формирующее воздействие на личность студента. Данные материалы могут использоваться в профессиональной практике художественного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения / под ред. В. М. Каганова. - М.: Госполитиздат, 1947. -646 с.

2. Барциц Р. Ч. Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики: учеб. пособие. - М.: МПГУ, 2017. - 200 с.

3. Тютюнова Ю. М. Методическое пособие к практическим занятиям по курсу «Пленэр» // Учебно-методические рекомендации для студентов высших учебных заведений: [сб.]. - Орел: Изд-во ОГУ, 2010. - С. 33-42.

4. Тютюнова Ю. М. Рисование по памяти: от теории к практике // Проблемы современного художественно-графического образования: материалы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию ХГФ СмолГУ (3-4 декабря 2010 г.). - Смоленск: Изд-во Смол-ГУ, 2011. - С. 154-157.

5. Тютюнова Ю. М. Методика работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр» // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. - 2016. - № 1. - С. 245-250.

6. Тютюнова Ю. М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учеб. пособие. - М.: Академ. Проект, 2012. - 176 с.: ил.

REFERENCES

1. Sechenov I. M. Izbrannye filosofskie i psikho-logicheskie proizvedeniya. Moscow: Gospolitiz-dat, 1947. 646 p.

2. Bartsits R. Ch. Graficheskaya kompozitsiya v sisteme vysshego khudozhestvennogo obrazovani-ya. Voprosy teorii i praktiki: ucheb. posobie. Moscow: MPGU, 2017. 200 p.

3. Tyutyunova Yu. M. Metodicheskoe posobie k prakticheskim zanyatiyam po kursu "Plener". Uchebno-metodicheskie rekomendatsii dlya stu-dentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Orel: Izd-vo OGU, 2010. Pp. 33-42.

4. Tyutyunova Yu. M. Risovanie po pamyati: ot teorii k praktike. In: Problemy sovremennogo khudozhestvenno-graficheskogo obrazovaniya. Proceedings of the II International scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary Smolensk State university (34.12.2010). Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2011. Pp. 154-157.

5. Tyutyunova Yu. M. Metodika raboty nad itogov-oy kompozitsiey po materialam uchebnoy praktiki "Plener". Uch. zap. Orlovskogo gos. un-ta. 2016, No. 1, pp. 245-250.

6. Tyutyunova Yu. M. Plener: nabroski, zarisovki, etyudy: ucheb. posobie. Moscow: Akadem. Pro-ekt, 2012. 176 p.: il.

Тютюнова Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой рисунка ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», член Международной ассоциации деятелей художественного образования e-mail: yuliya.tyutyunova@mail.ru

Tyutyunova Yu. M., PhD in Education, associate professor, Chairperson, Drawing Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education , I. S. Turgenev Oryol State University, member of International association of art education e-mail: yuliya.tyutyunova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.