BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'
УДК 617:378.144.276
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХИРУРГИИ - ВЕКТОР НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л., Христуленко А.Л.
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
В статье обсуждается строение методического пособия управляющего типа, его основные разделы, необходимые для направления образовательной деятельности студента стоматологического факультета при изучении предмета «Хирургические болезни». При создании пособия учитывались современные требования педагогики и психологии высшей школы.
Ключевые слова: хирургические болезни, методическое обеспечение практического занятия, обучающее пособие управляющего типа.
Вступление.
Из известных основных форм организации учебного процесса 5 групповые - лекция, лабораторное занятие, практическое занятие, семинар, консультация и 1 индивидуальная - самоподготовка, которая включает также самоконтроль. В соответствии с Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях [1] этой формой образования преподаватель организует детальное рассмотрение слушателями отдельных теоретических положений преподаваемой дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения слушателем соответственно сформулированных заданий. Практическое занятие - это форма последовательного изучения и усвоения отдельных малых доз информации - учебных вопросов, совокупность которых является темой практического занятия [2]. С целью направления образовательной деятельности студента [3] в Донецком медицинском университете разработана система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов, основа которой изложена в методических рекомендациях для преподавателей «Единая медицинская система управления качеством подготовки специалистов медицинского вуза» [4].
Основная часть.
На кафедре хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии как средство реализации единой методической системы управления качеством подготовки специалистов медицинского вуза созданы учебно-методические материалы для методического обеспечения практических занятий студентов-стоматологов.
В разделе «Актуальность темы» излагается учебное, профессиональное, мировоззренческое, личностное значение изучения конкретной темы. Далее излагается цель обучения - общая и конкретная. Обеспечения контроля исходного уровня знаний-умений осуществляется с помощью ситуационных задач и эталонов ответов к ним.
Тесты подобраны таким образом, что они отражают знания-умения, полученные студентами
в результате обучения на занятии, ознакомления с литературой и материалами лекций по отдельным темам хирургических болезней. Затем приводится список литературы, воспользовавшись которой обучающийся может получить информацию для пополнения исходных знаний-умений.
Приводятся списком основной и дополнительной литературы, необходимой для изучения конкретной цели. Изучение материала в логике профессиональной деятельности обеспечивает граф логической структуры содержания темы.
В дальнейшем формируются вопросы теоретической подготовки, которые обучающийся должен усвоить для выполнения целевых видов деятельности по данной теме. Они являются узловыми вопросами темы и элементами графа логической структуры.
Для направления образовательной деятельности служат различные схемы, таблицы, алгоритмы и т.п. Важным условием достижения цели является выработка ориентировочной основы действий, которую необходимо сопроводить описанием поэтапного принципа работы с использованием чётких критериев. Для обучения используются целевые обучающие задания, обеспечение средствами самоконтроля и самокоррекции (тесты с эталонами ответов). Задания, входящие в состав тестов, охватывают все цели, задачи и узловые вопросы каждой темы.
Краткие методические указания к работе на семинарско-практическом занятии или к самостоятельной работе знакомят студента с основными этапами и методикой проведения практического занятия. Вначале, после ознакомления с актуальностью занятия, общей и конкретной целями занятия, проводится определение исходного уровня знаний. Для определения уровня подготовки используют тесты исходного уровня, правильность решения которых преподаватель проверяет по эталонам ответов.
Далее проводится самостоятельная работа под руководством преподавателя, во время которой студенты курируют тематических больных, осваивают методики проведения современных методов исследования, решают ситуационные задачи.
После окончания самостоятельной работы, проводится разбор тематических больных, об-
Актуальт проблеми сучасно! медицини
суждаются современные взгляды на вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, профилактики изучаемых заболеваний.
После выполнения заданий студентами, проводится анализ итогов самостоятельной работы каждого с участием всей группы.
В конце методических указаний прилагаются технологическая карта, в которой отражены этапы занятия, время и место его проведения, учебные пособия, граф логической структуры темы и алгоритм.
В качестве средств обучения на практических занятиях используются учебные пособия обучающего типа "Xipypri4Hi хвороби» [5]. В них изложены современные представления о диагностике и лечении хирургических заболеваний. Пособия получили гриф «Рекомендовано Центральным методическим кабинетом высшего медицинского образования МЗ Украины».
Созданные учебные пособие являются пособиями управляющего типа ориентированными на конечные цели обучения, направлен на подготовку к конкретной практической деятельности. Структура пособий идентична. Во вступлении освещены вопросы актуальности темы, эпидемиологии заболевания, представлены общая и конкретные цели обучения в данной теме. Основная часть состоит из глав, посвященных клинической картине, диагностике и лечению заболевания. В конце каждой главы приведены задания с ответами выборочного типа для контроля полученных знаний и навыков. В конце пособий представлены обучающие задачи кластерного типа с выборочными ответами, моделирующие работу с больными во внеаудиторных условиях. На некоторые задачи даны развернутые эталоны ответов и комментарии. Представлены тестовые задания формата А, аналогичные тем, которые используются при проведении рубежного и итогового контроля. Прилагаются также граф логической структуры темы, диагностические, тактические и лечебные алгоритмы. Учебные пособия составлены в соответствии с требованиями системы программно-целевого управления качеством подготовки специали-
Реферат.
МЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ ПО Х1РУРГИ - ВЕКТОР НАПРЯМКУ П1ДГОТОВКИ СТУДЕНТА. Гршцов О.Г., Христуленко А.О., Совпель О.В., КунЩкий Ю.Л., Христуленко А.Л.
Ключов1 слова: xipypmHi хвороби, методичне забезпечення практичного заняття, навчальний поабник керуючого типу.
У статп обговорюеться будова методичного поабника управляючого типу, його основы роздти, Heo6xiflHi для направления oceiTHboi д1яльност1 студента стоматолопчного факультету при вивченж предмету «XipypmHi хвороби». При створенж поабника враховувалися сучасы вимоги педагопки i психологи вищоТ школи.
Summary.
METHODICAL ORGANIZATION OF PRACTICAL STUDIES ON SURGERY AS A DIRECTIONAL VECTOR OF STUDENTS' EDUCATION
Grintsov A.G., Khristulenko A.A., Sovpel O.V., Kunitskiy Yu.L., Khristulenko A.L.
Keywords: surgical diseases, methodical organization of practical studies, teaching, manual of managing type.
The structure of methodical manual of a managing type, its basic sections required for direction of dental students' educational activity in studying surgical diseases are discussed in the article. While creating the of manual the modern educational and psychological requirements were taken into account.
ctob, разработанной в Донецком медицинском университете и рекомендованной к внедрению МОЗ Украины для всех ВУЗов Украины. Содержание и объем пособия выдержаны согласно с принятой рабочей программой и государственными стандартами обучения специалистов в интернатуре. Структура пособий отвечает требованиями "Положения про порядок пщготовки i видання навчальноТ i навчально-методичноТ л1тератури для вищих медичних i фармацевтич-них закпад1в I-IV piBHiB акредитацп", утвержденного МОЗ Украины и Центральным методическим кабинетом. Составленные пособия предназначены для самостоятельной подготовки студентов-стоматологов к практическим занятиям, но могут быть использованы студентами старших курсов медицинских вузов, как дополнительная литература, а также врачами - хирургами.
Выводы
Создание пособий управляющего типа, ориентированных на конечные цели обучения, включающих необходимый и достаточный для обучающегося теоретический материал, графы логических структур и алгоритмы, задания для самоконтроля, моделирующие различные клинические ситуации, дает возможность направлять образовательную деятельность студента с учетом современных требований педагогики и психологии высшей школы.
Литература:
1. Приказ Минобразования Украины от 23.11.1993 г. №17
2. М'ясжков В.Г. Дидактичы вимоги до практичних занять у систем! пюлядипломноТ медичноТ осв1ти. //Практичне заняття у п1дготовц1 л1кар1в i npoBi3opiB. Книга 1. Зб1рник науково-методичних праць. Науково-методична конференцт Кшв 2001 С.6-8.
3. Атанов Г.А. Как учить пользоваться знаниями или введение в практику деятельностного обучения. -Донецк, 2004.- 108с.
4. Казаков В.Н., Талалаенко А.Н., Каменецкий М.С., Гарина М.Г. Высшее медицинское образование (методология, управление). - Донецк: Здоровье, 1992. - 226.
5. ГрЫцовО.Г., Верхулецький I.e., Буценко В.Н., КунЩький Ю.Л. та ¡н. Xipypri4Hi хвороби.-Донецьк, 2008. -193 с.
Том 9, Выпуск 1
333