BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'
УДК 617:378.147
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Куницкий Ю.Л., Совпель О.В., Кабанова Н.В., Килимниченко О.И., Христуленко А.Л.
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
В статье обсуждается методика обучения практическим навыкам студентов стоматологического факультета при изучении предмета «Хирургические болезни». Обобщены используемые мероприятия, направленные на повышение эффективности обучения.
Ключевые слова: хирургические болезни, умения, практические навыки, методика обучения.
Обучение врача-стоматолога в настоящее время осуществляется исходя из образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ) специалиста утвержденной в июле 2003 г., являющейся частью отраслевого стандарта высшего образования. ОКХ отображает социальный заказ на подготовку специалиста с учетом анализа профессиональной деятельности и требований к содержанию обучения со стороны государства и отдельных заказчиков специалистов. (1) Многостепенная подготовка специалистов с высшим образованием, в частности медицинским, предусматривает профилирование учебного процесса.
Каждый из этапов учебы определяется его целью, достижение которой обеспечивается деятельностью преподавательского состава и личными интеллектуальными усилиями слушателей, желанием приобретения ими полных знаний, умений и практических навыков, то есть целенаправленностью действий с максимальным использованием учебных средств, современных технологий (2).
Познавательная деятельность студентов обусловливается, прежде всего, четко определенной профессиональной ориентированностью их (терапевтический или хирургический профиль и
др.).
Основная часть.
В Донецком Национальном медицинском университете им. М.Горького обучение студентов-стоматологов практическим навыкам хирургического профиля осуществляется на кафедре хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии.
Студенты-стоматологи используют общение с преподавателем, курацию больных, для пополнения багажа теоретических (фундаментальных) знаний, умений и практических навыков. Это возлагает на преподавателя повышенную ответственность. Учащиеся систематически принимают участие в диагностической, лечебной работе, выполнении всех видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой врача-стоматолога.
Основным видом работы студентов является обучение, самостоятельная работа под руководством преподавателя. Умение обследовать больного, анализ вспомогательных исследований, проведение дифференциального и поста-
новка предварительного диагноза, навыки оказания неотложной помощи - этапы интенсивной, сознательной работы, которые в последующем будут определять успех врачебной деятельности. В хирургическом отделении всегда высоко оценивается умение правильно собрать данные жалоб, анамнеза, провести объективное обследование пациента, что является основой постановки правильного предварительного диагноза. Однако, стоит отметить, что далеко не все студенты-стоматологи глубоко понимают и настойчиво самостоятельно стремятся овладеть этими навыками. Искусство преподавателя как раз и состоит в том, чтобы заинтересовать обучающихся, доказать необходимость этих казалось бы не обязательных для стоматолога знаний и умений.
Тот, кто хорошо диагностирует, хорошо лечит. Такой подход в рассмотрении вопроса активизирует познавательную активность студента. Используется также диагностический алгоритм как линейный - решение вопроса шаг за шагом (I, II, III и тому подобное), так и разветвленный в виде графа логической структуры.
Останавливаемся также на методологических аспектах диагностических ошибок, среди которых на первое место ставим ошибочную трактовку подготовленным специалистам полученных данных при обследовании больного, что в юридической литературе рассматривается как добросовестное заблуждение. Как халатность врача, рассматриваем недостаточное обследование больного при возможности это сделать, что при определенных условиях поставит медицинского работника в затруднительное положение.
И последняя причина диагностической ошибки - непонимание "врачом" всей сложности диагностического поиска, упрощения событий и фактов, что связано со слабой специальной подготовленностью. Такой анализ осложнений, которых нелегко избежать во врачебной деятельности, этические и деонтологические аспекты учебного процесса, способствует воспитанию у обучающихся ответственности за свою подготовку, свои действия, пониманию личных возможностей.
Практическое занятие студентов-стоматологов существенно отличается от занятия студента -медика общей практики, построенного на основ-
Актуальн проблеми сучасно! медицини
ных требованиях к подготовке врача вообще (на уровне знаний, умений и практических навыков).
Необходимо умение правильно собрать анамнез, определить основные жалобы, получить соответствующую информацию о перенесенных заболеваниях, определить наличие патологических процессов в семье (родителей, родственников). Важно умение пользоваться при опросе терминологией, которая отвечала бы уровню понимания больного и способствовала бы установлению контакта с ним.
Получить соответствующие данные о состоянии органов и систем организма можно при обзоре, пальпации, перкуссии, аускультации с точным описанием отмеченных изменений с формулировкой предварительного диагноза.
Важно определить необходимость дополнительных диагностических методов: лабораторных, УЗИ, рентгенологических, эндоскопических, функциональных и интерпретировать эти данные с проведением дифференциальной диагностики.
В ОКХ отмечен ряд патологических состояний хирургической направленности, умение распознать которые и лечить необходимо врачу -стоматологу. К ним относятся гнойно-воспалительные, такие как лимфаденит, фурункул, карбункул, рожистое воспаление, флегмоны, абсцессы, остеомиелит и др., столбняк, острый живот, наружное кровотечение, травма костей.
Выделены также медицинские манипуляции, обучение которым проводится на нашей кафедре. Таковыми являются: остановка наружного кровотечения, выполнение первичной обработки ран, умение промывать желудок, кишечник, выполнять транспортную иммобилизацию, производить инъекции лекарственных веществ, умение определить группу крови и резус-фактор.
Как говорил великий хирург Пирогов - «Хирургии учат не сказом, а показом». А где, как не в условиях хирургического отделения студентам представляется возможность не только увидеть, но и принять участие в лечении данных патологических состояний.
Понятно, что выполнение подобных манипуляций невозможно без знаний асептики и антисептики, методик наложения повязок, принципов гемостаза, знания видов и правил выполнения обезболивания и др. (3).
Приобретение знаний, умений и практических навыков формируется также на практических занятиях при анализе историй болезни. Желательно, чтобы информацию о перечисленном давал обучающийся. Аналогичная учебная работа, как форма индивидуального задания, выполняется им при проведении научно-методических, научно-практических, клинических, патологоанатомических конференций, что неоспоримо активизирует их познавательную деятельность.
Выбор решения для назначения соответст-
вующего лечения конкретного больного с учетом возраста, общего состояния здоровья и особенностей хода заболевания. Объем практических навыков определяется в соответствии с контингентом больных.
Важным является понимание студентами собственных профессиональных возможностей и ограничений, в частности: в действиях, которые не выходят за пределы его компетентности, за исключением необходимости оказать помощь другим специалистам; признание неознакомленности и ошибок; желание получить помощь, совет, консультацию, установить производственные отношения с коллегами, воспринимать их предложения и критику, расширять свой кругозор; тактично и терпимо относиться к разным взглядам при определении диагностических и лечебных средств; нести ответственность за собственные решения; поддерживать и давать советы менее опытным сотрудникам; активно работать над достоянием новых знаний и умений; использовать свои профессиональные знания и опыт в интересах больного в частности, и общества в целом.
Уделяется внимание в учебном процессе воспитательной работе и профессиональному поведению (деонтологичним аспектам), это определяется в проявлениях соболезнования больному и его семье, деликатности и тактичности в отношениях с ними, понимании тревожного состояния больного, необходимости его поддержки.
В демократическом обществе при переходе к рыночной экономике, развития страховой медицины вопроса медицинской этики и деонтологии имеют определенные особенности. При обсуждении с больным и его семьей его состояния, лечения, прогноза, возможных осложнений врач должен быть искренним, чтобы найти взаимопонимание и поддержку своих действий.
Для хирургических больных одним из основных является вопрос предоставления неотложной помощи, а значит, выполнение безотлагательных манипуляций, овладения практическими навыками. Наличие в составе клиники операционного блока, отделения реанимации и интенсивной терапии, в которых получают лечение больные с угрожающей жизни патологией, предопределяют возможность студентов овладеть современными средствами выведения больных из терминальных состояний. Наблюдение за этими группами больных и работа с ними опытных врачей, воспитывают у студентов высокую ответственность за порученное дело, убеждают в возможностях современной медицины, учат манерам правильного с медицинской точки зрения общения. При обсуждении больных (как индивидуально, так в группе) проводится анализ конкретных производственных ситуаций с коррекцией преподавателя, что развивает у слушателей инициативу, творческое отношение к труду. Необходимо подчеркнуть, что процесс учебы
Том 9, Выпуск 1
337
BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академш
есть взаимодействие двух его субъектов, суть которой заключается в том, что преподаватель детерминирует действие слушателя, обусловливает необходимую в данной ситуации его деятельность. Эффект взаимодействия между преподавателем и слушателем достигается при каких-либо формах учебы. При самостоятельной работе влияние преподавателя обеспечивается соответствующими методическими рекомендациями, системой сконструированных им клинических ситуативных задач.
Постоянная связь внешней (преподаватель) и внутренней (слушатель) информации дает возможность выделить определенную часть учебного материала для самостоятельной работы студентов во внеурочное время, самостоятельного поиска информации для решения задач приобретения знаний, умений и навыков. Помогает решению этих задач наличие необходимого методического обеспечения, в частности методических разработок для самостоятельной ра-
боты студентов.
Следовательно, эффективность учебного процесса и его надежность определяются объемом и качеством знаний, необходимых специалисту-медику, уровнем умений, профессиональных навыков, научным кругозором, которые определяют творческую работоспособность специалиста.
Литература:
1. Галузевий стандарт вищоТ осв1ти: „Освпъно -квал1ф1кацшна характеристика спец1алюта за спец1альнютю 7.110106 стоматолопя". Кшв 2003 р.
2. Казаков В.М., Талалаенко О.М., Гарша М.Г., Каменецький М.С. та ¡н. Методолопя I реалЬацт системи управлшня якютю медично1 осв1ти.-Донецьк,2001 .-213с.
3. Гринцов А.Г., Василенко Л.И., Буценко В.Н. и др. Пути совершенствования преподавания хирургии студентам стоматологического факультета // Вюник УкраТнськоТ медичноТ стоматолопчноТ академш.-2008.-Т.8 Вип. 1-2 (21-22). -С. 287-290.
Реферат
ФОРМУВАННЯ BMIHb I ПРАКТИЧНИХ НАВИЧК1В СТУДЕНТ1В В ПРОЦЕС1 НАВЧАННЯ НА КАФЕДР1 Х1РУРГ1ЧНИХ ХВОРОБ СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА, АНЕСТЕЗЮЛОГПТА РЕАН1МАТОЛОГ11.
Гр1нцов О.Г., Христуленко А.О., Куницький Ю.Л., Совпель О.В., Кабанова Н.В., Килимниченко O.I., Христуленко А.Л. Ключов1 слова: xipypmHi хвороби, вм1ння, практичж навичк1, методика навчання.
В статт1 обговорюеться методика навчання практичним навичкам студентш стоматолопчного факультета при вивченш предмету «Xipypri4Hi хвороби». Узагальнеж заходи, що використовуються, як1 направлен! на пщвищення ефективност1 навчання.
Summary
TRAINING OF ABILITIES AND PRACTICAL SKILLS OF DENTAL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING ON DEPARTMENT OF SURGICAL DISEASES, ANAESTHESIOLOGY AND INTENSIVE THERAPY
Grintsov A.G., Khristulenko A.A., Kunitskiy Yu.L., Sovpel O.V., Kabanova N.V., Kilimnichenko O.I., Khristulenko A.L.. Keywords: surgical diseases, abilities, practical skills, teaching method.
The method of developing practical skills of dental students studying the subject «Surgical diseases" is represented in the article. The used method is directed on the increase of training efficiency.
УДК: 616 - 089: 378.147 (477. 74). 096 : 616. 31
ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГП СТУДЕНТАМ МЕДИЧН0Г0 ФАКУЛЬТЕТУ 3 УРАХУВАННЯМ ВИМ0Г Б0Л0НСК0Й ДЕКЛАРАЦ11 Грубнт Ю.В., Крижатвсъкий В.В., Мщенко М.В.,Кашталъян М. А., Кравченко О.1.
Одеський державний медичнийуыверситет, м.Одеса
На кафедр{ хгрурги №3 ОДМУ розроблений Проект робочог програми по курсу х{рург{я для студент,{в V курсу медичного факультету вищих медичних навчальних заклад{в 1П-1У р{вня акредитацп Украгни. Пропонуеться ор{ентована структура залтового кредиту Модуля №2. Biдзначаeться, що викладання х{рургИ студентам медичного факультету за кредитно-модульною системою припускае бшьш ефективну оргатзащю навчального процесу.
Ключов1слова: викладання, х1рурпя, Болонська декпарацт.
За новим навчальним планом в редакци 2007 року вивчення навчальноТ' дисциплши „Х1рурпя", як единоТ' навчальноТ дисциплши на вщмшу вщ чотирьох - факультетськоТ' \ госштальноТ' х1рургп, х1рурпчних хвороб, ДИТЯЧ01 мрургп (як у попередых навчальних планах), забезпечуе вттення принципу наскр1зносп викладання, що сприятиме пщвищенню якосп пщготовки студенев. Дисциплша „Х1рург1я" базуеться на:
а) вивченш студентами морфолопчних дисциплш - анатомп людини; пстологп, цитологи, цитологи та ембрюлоги; ф1з1ологИ, патоморфологи; патоф1зюлогп; шычних дисциплш - загальноТ' xipyprii з оперативною жрурпею та топограф1чною анатом1ею , пропедевтики внутршньоТ' медицини, пропедевтики пед1атрп, радюлоги, фармакологГм ¡нтегруеться з цими дисциплшами;
б) закладае масив знань студентами xipyprii, у