ИСРАИЛОВ А.Х., АНАНИАДИ А.К., ДЬШЕКОВ Х.Л.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Кризисная ситуация, в которой находится большинство предприятий АПК, является одной из самых острых проблем в современной российской экономике. Попытки ее решения на протяжении последних лет не приносили должного результата. Отсюда, главной целью антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями является выработка и реализация мер восстановления платежеспособности и финансового оздоровления предприятий, а также обеспечение прочного положения на рынке и стабильной устойчивости финансов при любых кризисных явлениях в стране, в отрасли, на предприятии.
Основные принципы концепции антикризисного управления следующие:
- социальная направленность антикризисного управления. Данное требование вытекает, прежде всего, из общих целевых установок и задач аграрной сферы, состоящих в том, чтобы обеспечить население продовольствием и продуктами питания собственного производства, поддерживать и постоянно повышать уровень его жизни;
- государственное регулирование развития АПК является одним из основных требований, предпосылок и условий стабилизации и последующего развития аграрной сферы;
- оптимальное использование производственного потенциала при обосновании размещения, специализации и концентрации агропромышленного производства, его организационно-правового построения, форм хозяйствования, их размеров и структуры управления АПК на всех уровнях его функционирования;
- соблюдение баланса основных факторов производства, которое предполагает установление между их вещественными элементами количественных пропорций и качественных характеристик, обеспечивающих рациональное (нормативное) функционирование процесса производства;
- освоение современной системы ведения агропромышленного производства, которая предполагает обоснованные решения по всем направлениям хозяйствования;
- обоснованность темпов и сроков реализации антикризисной программы сельскохозяйственного предприятия.
Концептуальная схема антикризисного управления предприятием представляет собой систему и включает в себя два блока: антикризисное регулирование и антикризисное управление. Антикризисное регулирование - это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное управление - применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию.
Антикризисное управление должно осуществляться непрерывно на любом предприятии еще до возбуждения процесса о несостоятельности (банкротстве) с целью предотвращения или преодоления кризиса, а также антикризисное управление может быть реализовано в ходе арбитражного процесса путем проведения различных процедур банкротства.
Основным средством достижения цели - повышение состоятельности объекта - является антикризисная реструктуризация предприятия. Организующей силой - кадровый потенциал антикризисного управления.
Реструктуризация предприятия в процессе антикризисного управления состоит в адаптации агропромышленного производства к рыночным условиям. Реструктуризация в широком смысле слова это все изменения, предпринимаемые в структуре промышленных и сельскохозяйственных предприятий в процессе адаптации, в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.
Целью реструктуризации является преодоление кризисных явлений, повышение эффективности работы и конкурентоспособности, увеличение прибыльности. Реструктуризация предприятия осуществляется по трем основным направлениям (критериям):
- реструктуризация по критерию организационной стратегии;
- реструктуризация по критерию организационно-правового оформления и владения;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
- реструктуризация по критериям менеджмента.
Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства и других заинтересованных лиц, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства (санацию) или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. Регулирование до 90-х годов применялось больше для обозначения государственной экономической политики и выражалось в централизованном планировании и управлении. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как понятия имеют различия. Кроме этого роль активного вмешательства государства существенно возрастает на этапе перехода от одной социальноэкономической системы к другой, что имеет место в России, впервые в истории осуществляющей переход от планово-административных методов управления экономикой к рыночным.
Предельная напряженность, связанная с реформированием страны и угрозой социальной дестабилизации требуют проведения постоянного государственного мониторинга и анализа последствий, принимаемых властями решений. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку экономических и социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий.
Кроме этого, уровень регулирования того или иного товарного рынка определяется спецификой товара и его производства, а также его значимостью для страны. Специфика агропромышленного производства приводит и к специфическим формам организации финансов хозяйствующих субъектов, что делает необходимым в целях обеспечения продовольственной безопасности переход не только к приоритетной системе государственного антикризисного регулирования как на макро-, так и на мезоуровне, а и к системе краткосрочного и долгосрочного индикативного планирования. Проводимая же в России с начала 90-х годов экономическая реформа базируется на ошибочном представлении или недопонимании роли государства в условиях рыночных отношений.
Система антикризисного регулирования включает основные направления обеспечения устойчивого (бескризисного) развития сельскохозяйственных и промышленных предприятий, это: формирование многоукладного аграрного производства; формирование эффективной аграрной политики (ценообразование, кредитование, антимонопольная политика, налоговая политика, страхование и т.д.); защита интересов отечественного товаропроизводителя; формирование кадрового потенциала; развитие науки и осуществление научной деятельности; развитие социальной сферы села; реформирование земельных отношений; формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод сельскохозяйственных и промышленных предприятий из кризисного финансового состояния, важная роль отводится их санации. Санация - это меры, направленные на восстановление платежеспособности сельскохозяйственного предприятия, предпринимаемые государственными органами власти и другими юридическими и физическими лицами в целях предупреждения его несостоятельности. В зависимости от масштаба кризисного состояния предприятия, идентифицированного в процессе диагностики несостоятельности, предлагается два основных направления осуществления санации: 1) санация предприятия, направленная на реструктуризацию и (или) рефинансирование его задолженности, 2) санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (в т.ч. реорганизацию).
Направления обеспечения эффективности реализации санационных мероприятий со стороны государственных органов власти следующие: финансирование мероприятий по реструктуризации (в т.ч. реорганизации); правовое и нормативно-методическое обеспечение процессов рефинансирования и реструктуризации задолженности предприятий, а также реструктуризации самих предприятий; подготовка кадров в области овладения теоретическими знаниями и практическими навыками антикризисного управления; организация консультационной помощи по вопросам и проблемам, возникающим в ходе проведения реструктуризации задолженности и предприятия со стороны государственных органов различных уровней управления, научных работников, руководителей и специалистов хозяйств, успешно осуществивших реструктуризацию и др.
Таким образом, концепция антикризисного управления исходит из того, что решающими для восстановления сельскохозяйственного производства и потенциала перерабатывающих предприятий и доведение его до допустимого в современной экономике мирового сообщества уровня являются две компоненты: аграрная политика государства и эффективный менеджмент в самих сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях.
Необходимо отметить, что эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Стратегия и тактика антикризисного управления определяется в результате диагностики и прогнозирования состояния предприятия на основе выявления внешних и внутренних факторов воздействия.
В связи с тем, что кризисное состояние предприятия может быть вызвано различными факторами, иметь различную степень поражения кризисом: временная неплатежеспособность, финансовая неустойчивость, несостоятельность (явное банкротство), а также особый внутренний потенциал и возможности воспользоваться теми или иными вариантами внешней санации, стратегия предотвращения кризисного состояния будет различной. Постоянный мониторинг состояния предприятия даст возможность вовремя корректировать тактические действия с целью их соответствия антикризисной стратегии. Дальнейший анализ возможных стратегий антикризисного управления требует определения методики выбора антикризисной стратегии, адекватной конкретной ситуации. Формализованный подход необходим для того, чтобы наиболее точно оценить текущее состояние предприятия и выбрать оптимальную стратегию и тактику управления им.
В концепции предлагается методика формирования выбора адекватной антикризисной стратегии в зависимости от масштаба кризисного состояния предприятия. Представленная методика содержит следующие этапы:
1. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия на текущий момент (включая прогнозирование финансового состояния предприятия).
2. Предварительная комплексная оценка масштабов кризиса.
3. Применение отдельных мер защитной стратегии антикризисного управления в момент вхождения в кризис (т.е. на стадии временной неплатежеспособности).
4. Детализированный анализ, основанный на последовательной оценке действия основных факторов, подтверждающий масштаб кризиса, а также анализ внутреннего потенциала предприятия.
5. Выбор и перспективность применения стратегии антикризисного управления с обязательным подключением антикризисного государственного регулирования, включая возможность воспользоваться внешней санации.
Главным преимуществом методики является возможность выбора адекватной масштабам кризиса стратегии антикризисного управления. Кроме этого методика обладает следующими достоинствами:
- методика проста для использования, и в тоже время не является упрощенной. Доступность методики, четкость ее этапов даст возможность использовать ее не только высококвалифицированным финансистам, но и менеджерам любого уровня;
- она «улавливает» слабые сигналы надвигающегося кризиса и позволяет предприятию своевременно (в момент вхождения в кризис) применить отдельные меры защитной стратегии антикризисного управления, с целью предупреждения возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника. Затем проводится детализированный анализ финансового состояния предприятия с целью уточнения масштабов кризиса и причин его возникновения для осуществления выбора адекватной стратегии антикризисного управления;
- позволяет достаточно строго формализовать границы перехода от одного состояния к другому;
- данная методика является в своем роде единственной в сфере антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями. Большинство учёных-аграрников согласны с необходимостью антикризисного управления предприятием, предлагают способы и методы прогнозирования кризисного состояния сельскохозяйственных предприятий, направления вывода сельскохозяйственных предприятий из кризиса, адекватную кризису политику антикризисного регулирования со стороны государства. Однако до сих
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
пор никем не рассматривался вопрос антикризисного управления и антикризисного регулирования в комплексе, а также не рассматривался вопрос выбора антикризисной стратегии по каким-либо критериям;
- исходя из специфики агропромышленного производства, данная методика доказывает необходимость адекватного масштабам кризиса антикризисное регулирование (включающее санацию), как на макроуровне, так и на мезоуровне, которое заключается в разработке специальных антикризисных программ для предприятий-должников данной отрасли и проведении санационных мероприятий;
- методика предлагает комплексный выбор необходимых антикризисных мероприятий, включающий мероприятия как стратегического, так и тактического (оперативного) характера .
Абсолютное большинство российских сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, включая средние и крупные, стремятся, естественно, сохранить свои позиции на рынке. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма.
ЛМТЕРАТУРА
1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Вир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965.
3. Вопросы антикризисной политики: подходы и предложения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 13.
КАШУКОЕВА А.А., КОЙБАЕВА З.И.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тенденции развития лесного фонда с учетом дифференциации лесохозяйственных условий его эксплуатации для целей главного пользования по экономическим районам распространяются в той или иной степени практически на все субъекты Российской Федерации, что предполагает и определенную общность направлений и методов адаптации действующего экономического механизма управления лесным фондом к современным макроэкономическим требованиям. При этом выявленные колебания показателей, характеризующих эффективность экономического механизма управления лесами, обусловлены в основном различиями в степени инерционности региональных систем лесопользования.
В то же время в ряде регионов, в частности Южного федерального округа, отмечается наличие специфических факторов, связанных с нехарактерными для большей части территории страны процессами расселения и размещения экономического потенциала, который объективно обуславливают и в перспективе будут обуславливать рыночные региональные особенности развития лесного хозяйства, что требует специальных подходов к решению его экономических проблем. Важнейшим фактором подобного рода являются процессы рекреации территории, которые качественно изменяют условия развития лесного фонда и приоритеты его использования.
Наиболее типичной в этом отношении территорией в Южном федеральном округе является Кабардино-Балкарская республика, на примере которой могут быть рассмотрены специфические проявления региональных особенностей развития лесного хозяйства в условиях чрезмерной концентрации населения и хозяйственной деятельности с одной стороны и ограниченного лесопользования, с другой стороны.
Растительный мир Кабардино-Балкарской Республики чрезвычайно богат, разнообразен и уникален. Это обусловлено положением КБР на юге Российской Федерации, в самой высокогорной части Северного Кавказа.