Экономика. Управление. Финансы
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОДИН
ИЗ ЭТАПОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
Н.В.ШАРАПОВА, аспирант, Уральский ГЭУ
Проблемами финансового оздоровления занимались такие известные
Термин «финансовое оздоровление» появился в экономической науке сравнительно недавно - с началом формирования рыночных отношений. экономисты, как A.A. Беляев, А.П. Градов, А.Г. Грязнова, В.И. Гусев, В.И. Кошкин, Э.А. Уткин. Финансовое оздоровление ученые рассматривают как завершающую стадию антикризисного управления, как основной этап антикризисного управления, как выход из банкротства на основе долгосрочных программ, бизнес-планов финансового оздоровления, и как основной инструмент антикризисного управления. Цель и методика исследования Финансовое оздоровление представляет собой систему мероприятий, направленных на реинжиниринг, реструктуризацию и повышение эффективности развития производственного и научно-технического потенциала предприятия, обеспечивающего улучшение управления производством, выпуск конкурентоспособной продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности и выведение его из состояния неплатежеспособности, угрожающего банкротством. Первостепенное значение в процессе финансового оздоровления имеет комплексный экономический анализ, направленный на оценку финансово-хозяйственного состояния предприятия и поиска резервов по стабилизации его положения в рыночной среде. Финансовый анализ - основа определения неплатежеспособности предприятия. Полученные выводы позволяют внутренним и внешним пользователям принимать решение о судьбе предприятия - реорганизация или ликвидация. Финансовый анализ позволяет выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия. Наиболее часто проводят следующие виды анализа. Внутренний анализ, который базируется на данных оперативного учета, ставит целью оценить внутренние резервы восстановления платежеспособности предприятия. При данном анализе используемая информация носит конфиденциальный характер. Внешний анализ базируется на официальной бухгалтерской и статистической отчетности. Главная цель - определить
причины неплатежеспособности предприятия и выбрать антикризисные процедуры.
Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами. Она проявляется в просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней, перед банками, поставщиками и другими контрагентами и является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию.
В зарубежных странах для оценки риска банкротства и определения масштабов кризисного состояния предприятия используются факторные модели Альтмана, Лиса. Таффлера, Тишоу, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.
Отечественные авторы (В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, А.В. Грачев и др.) рекомендуют проводить интегральную балльную оценку финансового состояния. Наиболее эффективными, указывающими на вероятность банкротства, являются: показатели платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости.
Устойчивым считается положение предприятия, если его финансовые ресурсы покрываются собственными средствами не менее чем на 50%, а предприятие целенаправленно и эффективно их использует.
Устойчивость финансового положения предприятия во многом зависит от соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. Для улучшения финансового положения организации необходимо:
- не допускать значительного превышения дебиторской задолженности над кредиторской. Т акое превышение создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
- создавать условия по увеличению числа заказчиков - для уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком;
- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ предусматривает три вида финансового оздоровления: досудебная санация; финансовое оздоровление; внешнее управление.
Сегодня остаются нерешенными ряд проблем, связанных с реализацией государственной политики по финансовому оздоровлению предприятий. Прежде всего необходимо решить проблемы, связанные с законодательством: принять узаконенный механизм государственного регулирования и процедуры оздоровления несостоятельных предприятий, а также их государственной поддержки. Необходимо сочетать активную финансовую политику государства и усилия самих производственных предприятий. Такой подход позволит осуществлять регулярный мониторинг и диагностику платежеспособности предприятий; обновлять основные средства, оптимизировать структуру капитала, оздорав-ливать финансы.
Можно выделить следующие важнейшие задачи в области финансового оздоровления предприятий АПК:
- комплексный анализ состояния рынков, на которых работает предприятие;
- анализ фактического технического, финансового
Экономика. Управление. Финансы
и экономического состояния как отдельно взятого предприятия, так и всей отрасли;
- анализ возможных путей развития предприятий АПК;
- выщеление отдельных предприятий, подлежащих реструктуризации;
- развитие и совершенствование системы маркетинга;
- проведение финансового контроля;
- разработка и внедрение нового механизма хозяйствования, учшывая особенности формирования и развития отрасли.
Оздоровление российских предприятий невозможно без кардинальных и решительных изменений в структуре агропромышленного комплекса. В первую очередь, необходимо предотвратить дробление отраслевых комплексов и осуществлять целенаправленную политику по интеграции предприятий.
Финансовое оздоровление предприятий агропромышленного комплекса требует принятия немедленных мер и проведения антикризисных мероприятий в кратчайшие сроки. Прежде всего необходимо выявить кризисные предприятия путем введения системы экономического мониторинга за их состоятельностью. Далее следует провести глубокий анализ с целью реформирования и реструктуризации предприятий АПК.
Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52 устанавливает порядок расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего долги, учшываемых при определении условий реструктуризации этих долгов. Финансовое состояние должника оценивают, производя расчет следующих коэффициентов: абсолютной ликвидности; критической оценки; текущей ликвидности; обеспеченности собственными средствами; коэффициента финансовой независимости. В зависимости от группы финансовой устойчивости должника межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей определяет для должника соответствующий вариант реструктуризации долгов. Реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей проводится на основе следующих принципов: добровольности и равнодоступности; обеспечения единых условий для ее проведения; конфиденциальности; однократности участия в программе.
Л.Белых, М.Федотова, В.Гусев отмечают, что содержание процесса реструктуризации определяется в зависимости от того, какая форма реструктуризации задействована: проводится ли оперативная реструктуризация, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде, или же осуществляется более сложный этап стратегической реструктуризации. Оперативная реструктуризация предполагает прежде всего реструктуризацию материальных активов и долговых обязательств, в ходе который. требуется разработка новык схем поставок сырья, определение методов увеличения объемов продаж, снижение стоимости привлеченного капитала, оптимизацию основных производственных процессов и организационных структур.
Экономика. Управление. Финансы
Приоритетными задачами реформирования предприятий являются:
- переориентация производимой продукции на рыночный спрос;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- внедрение новых технологий;
- создание эффективного механизма маркетинга на предприятии;
- нормализация процессов воспроизводства основных производственных фондов.
Важную роль в реформировании предприятий и их финансовом оздоровлении играет план финансового оздоровления. Данный план выполняет следующие функции:
- служит инструментом, с помощью которого кредиторы-инвесторы и другие пользователи плана финансового оздоровления могут оценить текущее и будущее финансовое состояние предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации данного плана;
- служит документом, который необходим для привлечений инвестиций в производство;
- помогает создать представление о стабильном предприятии на основе рекламного материала, предполагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия;
- используется для выработки стратегии по реформированию предприятия;
- вовлекает весь персонал предприятия в процесс реформирования, что служит дополнительной гаранти-
ей эффективности проводимых мероприятий.
Выводы и рекомендации
Большинство отечественных предприятий АПК нуждается в инвестициях, но по причине отсутствия источников финансирования мероприятия по финансовому оздоровлению не всегда эффективны.
Выделяют внутренние и внешние источники производственных инвестиций и экономии финансовых средств.
К внутренним источникам относят: амортизационные отчисления; нераспределенную прибышь; арендные платежи от аренды недвижимости, машин и оборудования; экономию финансовый, средств от ликвидации убыточных производств; доходы от вложений в уставные капиталы и акции других предприятий; продажу излишних и неиспользованных активов предприятия; сокращение издержек производства; сокращение производства продукции, поступающей на склад; оптимизацию налоговых платежей; получение всех возможных скидок на материалы, энергию, транспорт и т.д.
К внешним источникам относят: государственные целевые инвестиции; иностранные инвестиции; банковские кредиты; сбережения граждан и юридических лиц, направленные на покупку акций, облигаций и векселей; задолженность по расчетам с другими предприятиями; доходы, полученные от оптимизации структуры капитала предприятия и т.д.
Все эти внутренние и внешние источники могут быть использованы как на несостоятельном предприятии, так и на предприятиях с нормальным финансовым состоянием.
Литература
1. Г олованов А. Г осударственное регулирование финансовой деятельности предприятий АПК // Финансы. -2000. - №1. - С. 12.
2. Логинов В. Программы финансового оздоровления предприятий АПК России // Экономика сельскохозяйственный. и перерабатывающих предприятий. - 2001. - №°12. - С.3.
3. Сёмин А.Н., Аглоткова С.В., Селиванова Г.П. Механизм государственного регулирования и методы поддержки агропроизводства. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2003. - 202 с.