ЭКОНОМИКА
1. Вступление Испании в ЕС положительным образом сказалось на экономике страны. Испания смогла повысить уровень экономического развития, справиться с дисбалансом многих экономических показателей, который существовал в стране в течение длительного периода.
2. На основании анализа участия Испании в общих и секторальных политиках ЕС, проведенного в данном исследовании, можно сделать выводы, что в целом именно благодаря этому участию Испании удалось достичь таких значительных результатов. В частности, благодаря участию в денежно-кредитной политике ЕС в Испании наконец-то была создана развитая финансовая система, которая является основой стабильного развития экономики страны.
В случае бюджетной политики следует отметить значительное улучшение таких экономических показателей, как дефицит государственного бюджета, инфляция. Конечно, до сих пор существуют определенные проблемы, например с безработицей, но даже в этом направлении намечаются значительные положительные сдвиги. С помощью дотаций, получаемых из фондов ЕС, в Испании были реализованы многие крупные проекты в сельском хозяйстве, инфраструктуре, транс-
портном секторе, проводилась либерализация
во многих отраслях экономики.
Библиографический список
1. Борко, Ю.А. Европейский союз на пороге XXI. Выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко,
О.В. Буторина. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
2. Шемятенков, В.Г Европейская интеграция / В.Г Ше-мягенков. - М.: Международные отношения, 2003.
3. Борко, Ю.А. Расширение европейского союза и Россия / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. - М.: Деловая литература, 2006.
4. Давыдова, В.М. Испания: траектория модернизации на исходе двадцатого века / Под ред. В.М. Давыдова. М.: ИЛА РАН, 2006.
5. Яковлев, П.П. Испания: период экономического кризиса и политических испытаний / П.П. Яковлев. - ИЛА РАН, 2009.
6. Jose Luis Garcia Delgado “Espana, Economia: ante el siglo 21” “Espasa” 1999.
7. Elvira Martinez Chacon (dir), Jose Maria Garcia Alonso (coord) «Economia Espanola».
8. Jose Luis Garcia Delgado, Rafael Myro, J.A. Martinez Serrano “Lecciones de Economia Espanola”, Espana, “Civtas” 2001.
9. Yakovlev Petr, Luis Ardiaca Pijoan, Davydov Vladimir “Espana. Tres decadas de avances y transformaciones economicos y politico sociales. Actas del simposio ruso-espanol” - M.: ИЛА РАН, 2006.
10. URL: http://www.icex.es - Институт внешней торговли Испании.
11. URL: http://www.ine.es - Национальный институт статистики Испании
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗА СПРОСА
и предложения на рынке рекреационных услуг и сегментирование потребителей по уровню доходов
Л.А. ЗАЗЫКИНА, ассистент каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ
Рынок услуг рекреационного лесопользования сформировался в России в последнее десятилетие. Изучение тенденций, складывающихся в рыночной среде на начальном этапе развития этого рынка, позволит лучше понять главный вектор движения сил в его инфраструктуре.
Модель потребительского поведения на рынке услуг рекреационного лесопользования необходима для формирования оптимальной производственной программы
lyubovzazykina@rambler. ru предприятий, ориентированных на продажу населению рекреационных услуг.
К 2010 г. в Подмосковье насчитывалось более 70 фирм по оказанию услуг на основе рекреационного лесопользования или с включением его элементов. Обострение конкурентной борьбы вынуждает фирмы использовать маркетинговые подходы и инструменты стратегического управления деятельностью.
На рис. 1 показана схема маркетинговых исследований, проводимых по заказам
98
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
ЭКОНОМИКА
таких фирм, для разработки стратегических планов, выбора альтернативных сценариев развития деятельности по оказанию рекреационных услуг.
Результаты маркетинговых исследований позволяют фирме оценить реальное положение дел на рынке рекреационного лесопользования, использовать опыт фирм-конкурентов, применять методики бенчмаркинга, когда фирмы-конкуренты могут быть переориентированы на партнерские отношения. Маркетинговые службы такой фирмы, проводя изучение рыночной среды на целевых рынках, должны получить ответы на следующие вопросы:
- определение потребности в данной услуге на региональном и местном уровне;
- анализ спроса и предложения по услугам рекреационного лесопользования;
- анализ деятельности потенциальных конкурентов и выявление факторов, определяющих их положение на рынке;
- отбор предпочтительных сегментов рынка услуг рекреационного лесопользования;
- определение оптимальных (рациональных) объемов реализации рекреацион-
ных услуг различных видов, обеспечивающих максимальную прибыль.
И если ответы на первые три вопроса, при определенных навыках проведения маркетинговых исследований, получают относительно быстро, то сегментирование рынка рекреационных услуг представляет собой достаточно сложную задачу.
В отличие от сегментирования рынка продукции широкого потребления или таких услуг, как медицинские, страховые, бытового обслуживания, рынок услуг рекреационного лесопользования подвержен более сильному влиянию таких личностных качеств, как:
- любовь к природе;
- способность переносить укусы комаров и других насекомых;
- способность обходиться меньшим уровнем привычного комфорта населенных пунктов;
- способность адаптироваться к непривычному ландшафту, особенностям рельефа местности и другому микроклимату;
- умение использовать природные дары (грибы, ягоды, плоды, родники и водные угодья), не нанося им ущерба.
Рис. 1. Маркетинговые исследования в системе стратегического управления деятельностью фирмы по оказанию рекреационных услуг
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
99
ЭКОНОМИКА
ш менее 300 руб. в сутки О от 501 до 700 руб. в сутки Щ свыше 901 руб. в сутки 1~1 от 301 до 500 руб. в сутки ■ от 701 до 900 руб. сутки
Рис. 2. Распределение предпочтений по уровню цены
за услугу
□ Желают минимальный набор дополнительных услуг
□ Желают значительный набор дополнительных услуг (транспорт, сопровождающего и др.)
■ Желают максимальный набор услуг: моторную лодку, транспорт, егерское обслуживание и др.
Рис. 3. Распределение предпочтений респондентов по уровню комплексности услуг
Этот далеко не полный перечень, казалось бы, простейших элементов и качеств отдельных личностей превращается в серьезный набор факторов, оказывающих очень сильное влияние на принятие решений о приобретении услуги рекреационного лесопользования.
И если на отдых в приморские курорты приобретаются путевки нередко для всех членов семьи, то в лесной пансионат далеко
не всегда поедут все. Поэтому при проведении сегментации рынка рекреационного лесопользования так важно учитывать множество личностных особенностей потребителей, включая пол и возраст, имущественное положение, уровень культурных запросов, традиции регионального и национального поведения потребителей, склонных к отдыху на природе.
В частности, целесообразно предусмотреть выделение сегмента потребителей с высокими требованиями к качеству рекреационных услуг и всех элементов сервиса, а также сегмента «средней» группы потребителей (относительно чувствительной к цене услуг и средними требованиями к элементам сервиса).
Отобрав «целевые рынки» на базе определенных сегментов потребителей услуг рекреационного лесопользования, фирма в качестве главной задачи (миссии) определяет всестороннее исследование пожеланий и предпочтений потенциальных клиентов, с тем чтобы перевести их в разряд постоянных потребителей, которые к тому же создадут основу рекламы их деятельности и привлекут новых покупателей рекреационных услуг.
Для определения оптимальной (рациональной как правило) производственной программы оказания услуг маркетинговая служба предприятия уделяет большое внимание изучению, анализу и оценке спроса на эти специфические услуги.
Рынок рекреационных услуг особенно сильно подвержен постоянным изменениям, что требует анализа как текущего, так и перспективного спроса.
В период мирового финансово-экономического кризиса четко проявилась тенденция, как в России, так и за рубежом, увеличения спроса на услуги рекреационного лесопользования. В нашей стране это вызвано также недоступностью для многих мало-и среднеобеспеченных людей отдыха на Черном море, в Прибалтике и других местах.
Поэтому при изучении потребителей рекреационных услуг, кроме общих сведений о покупателе, необходимо знать его материальное положение, долю в общем потреблении таких услуг, стабильность предъявляемого
100
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011