Научная статья на тему 'Институциональная специфика рекреационно-ориентированного региона в контексте производства и потребления рекреационной услуги'

Институциональная специфика рекреационно-ориентированного региона в контексте производства и потребления рекреационной услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РЕКРЕАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГИОНА / MARKET RECREATIONAL SERVICES / RECREATIONAL RESOURCES / RECREATIONORIENTED AREA / THE INSTITUTIONAL CAPACITY OF RECREATION-ORIENTED AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неровня Тамара Нигматовна

В современной экономике еще не сформирована целостная концепция функционирования рынка рекреационных услуг рекреационно- ориентированного региона. Этим обусловлена потребность дальнейшего институционального анализа рынка рекреационных услуг в региональном аспекте. В связи с этим мезоэкономический контекст анализа феномена возрождения российских курортов и системы массового рекреационного лечения и отдыха в новых экономических условиях становится актуальной научно-практической задачей. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n today's economy have not yet formed an integral concept of market functioning recreation services recreation-oriented area. This explains the need for further institutional market analysis of recreational services, including in the regional aspect. In this regard, mesocontext of the analysis of the phenomenon of the revival of the Russian resorts and mass of spa treatment and stay in the new economic environment has become an urgent scientific and practical challenge.

Текст научной работы на тему «Институциональная специфика рекреационно-ориентированного региона в контексте производства и потребления рекреационной услуги»

Институциональная специфика рекреационно-ориентированного региона в контексте производства и потребления рекреационной услуги

Institutional specifics of recreation-oriented region in the context of production and consumption recreational services

Неровня Тамара Нигматовна Д.э.н., профессор ntn200853 @mail.ru

Аннотация. В современной экономике еще не сформирована целостная концепция функционирования рынка рекреационных услуг рекреационноориентированного региона. Этим обусловлена потребность дальнейшего институционального анализа рынка рекреационных услуг в региональном аспекте. В связи с этим мезоэкономический контекст анализа феномена возрождения российских курортов и системы массового рекреационного лечения и отдыха в новых экономических условиях становится актуальной научно-практической задачей.

Ключевые слова. Рынок рекреационных услуг; рекреационные ресурсы; рекреационно-ориентированные территории; институциональный потенциал рекреационно-ориентированного региона.

Abstract. In today's economy have not yet formed an integral concept of market functioning recreation services recreation-oriented area. This explains the need for further institutional market analysis of recreational services, including in the regional aspect. In this regard, mesocontext of the analysis of the phenomenon of the revival of the Russian resorts and mass of spa treatment and stay in the new economic environment has become an urgent scientific and practical challenge.

Key words. Market recreational services, recreational resources, recreation-oriented area, the institutional capacity of recreation-oriented area.

Обострение в последнем десятилетии ХХ в. демографической ситуации в России заставляет по-новому взглянуть на роль и проблемы развития сферы рекреационных услуг. Упадок рекреационного дела и разрушение социального туризма в России стали факторами ухудшения показателей здоровья и сокращения продолжительности жизни населения.

Одной из ключевых задач экономики РФ на этапе посткризисной модернизации выступает формирование конкурентного рынка рекреационных услуг, основополагающие преимущества которого заключены в уникальности и большом разнообразии природноклиматических факторов в стране, а также в потенциальной возможности эффективного использования рекреационных ресурсов при его адекватном организационно-экономическом и институциональном обеспечении.

Посткризисный этап экономического развития России инициирует более высокие требования к качеству рекреационных ресурсов и эффективности их использования в целом и на рекреационно-ориентированных территориях, в частности. Вместе с тем, рынки рекреационных услуг российских регионов характеризуются институциональной незрелостью. Результаты развития российского рынка рекреационных услуг не отвечают требованиям современного этапа посткризисного развития, так как сопровождаются существенным дисбалансом между структурой спроса на рекреационные услуги и их предложением на национальном и региональном уровнях. Это служит фактором торможения повышения многоуровневой конкурентоспособности субъектов рекреационных услуг.

Усиление роли регионов как самостоятельных субъектов хозяйственного взаимодействия и обусловливает своевременность детального анализа и исследования модернизации рынка рекреационных услуг на уровне региона. Отличия в экономическом потенциале, демографической и ресурсной базе, природно-климатических условиях регионов России определяют особенности воспроизводства рекреационных ресурсов и функционирования рынков рекреационных услуг различных территорий.

Необходимы более глубокие осмысление социально-экономической сущности рынка рекреационных услуг и теоретико-методологическое изучение его как многоаспектного явления. Рекреационной услуге присущи, помимо классических «4НЕ», такие свойства, как: комплексность, сложность нормирования, ярко выраженный территориальный характер, большая территориальная зависимость, мультипликативный эффект, двойственная природа (социально-ориентированный характер и инструмент перераспределения национального дохода внутри региона и страны в целом).

Несущей концептуальной конструкцией исследования в подобном контексте является акцентуация функциональных характеристик рекреационной услуги: восстановление и развитие человеческого капитала, воспроизводство производительных сил общества, обеспечение экономического роста региона благодаря мощному мультипликативному эффекту, комплексность, генерирование новых импульсов социальноэкономического роста региона.

Для эффективного управления экономикой рекреационного региона следует учитывать специфику его основного продукта - рекреационной услуги. Этот продукт так же уникален, как и уникальна природноматериальная основа его производства. Рекреационные регионы имеют узкую специализацию, потому что производство рекреационных услуг является доминантой их хозяйственной характеристики, ведущей и ключевой отраслью региональной экономики, что должно учитываться при выборе методов воздействия на ее развитие.

Специфика рекреационного региона требует выработки особой стратегии управления развитием экономики. По нашему мнению, она заключается в организации эффективного взаимодействия экономических агентов, направленного на формирование единой стратегии развития региона

с учетом макрорыночных приоритетов, которая, опираясь на теоретический и практический багаж стратегического менеджмента, должна определить пути упрочения его имиджа и повышения привлекательности для рекреантов и инвесторов, а также предоставить способы эффективного функционирования всего хозяйственного мезокомплекса, дать обоснование по привлечению капиталовложений, выработать предложения по совершенствованию системы управления развитием рекреационной мезосистемы.

Систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей рекреационных услуг, а также разработка эффективных концепций потребительских качеств этих услуг позволяет полнее удовлетворять запросы определённых групп потребителей рекреационного продукта и тем самым обеспечивать региону устойчивое конкурентное преимущество. Организация эффективного продвижения рекреационного продукта и активизация работы в области маркетинговых коммуникаций для информирования потенциальных потребителей при снижении трансакционных издержек на привлечение отдыхающих и курортов также обеспечивают региону преимущества перед конкурентами.

В результате возникает необходимость формирования методов и механизмов эффективного управления экономикой рекреационного региона на основе маркетингового подхода, позволяющих определить стратегические направления развития и дать импульс развитию не только отдельно взятого рекреационного региона, каким являются, например, Кавказские Минеральные Воды, но и рекреационного сектора экономики всей страны. Но при этом для достижения поставленных целей необходимо обеспечение комплексного характера управления экономикой, обусловленного спецификой региона, в котором доминирует рекреационная сфера.

В феномене рекреационной привлекательности как системном явлении, охватывающем природную, климатическую, экономическую и социальную сферы рекреационно-ориентированного региона, правомерно выделение и использование научно-методических инструментов отбора системы показателей, принципиальных схем сравнительной оценки, ранжирования и отбора приоритетных научно-инновационных и менеджерских проектов развития рынка рекреационных услуг региона с рекреационноориентированным статусом; структуризация этапов разработки комплексной системы управления институциональной средой рынка рекреационных услуг (анализ и оценка системы управления рынка, формирование ее функциональных элементов, постановка задач управления, институционализация системы управления институциональной средой рынка рекреационных услуг, структурирование организационных элементов менеджмента, дифференциация методических подходов, обеспечивающих эффективность принимаемых решений).

В России стоимость рекреационных услуг не всегда адекватна стоимости других факторов производства, что обусловлено рядом причин, в том числе, отсутствием институционально зрелой стратегии развития этого сегмента отечественной экономики, низким качеством ее институциональной

среды. Последнее обстоятельство снижает эффективность функционирования рынков рекреационно-ориентированных услуг как встроенных стабилизаторов регионального развития, предопределяя противоречивость инновационной модернизации рекреационноориентированных территорий.

Существенным конкурентным преимуществом южно-российских регионов рекреационно-ориентированного типа развития, способным оказывать воздействие на их посткризисную модернизацию, выступают значительные институциональные резервы их региональной экономики, начиная с относительно невысокой стоимости рабочей силы вследствие ее высокой избыточности. Поскольку коллизия развития сферы рекреационноориентированных услуг южно-российских регионов обусловлена противоречивым сочетанием их инвестиционной привлекательности и трудоизбыточности, постольку модель развития регионального рынка рекреационных услуг должна, в том числе, обеспечивать модернизацию социально-трудовых отношений и быть нацелена на адаптацию региональной экономики к посткризисным императивам.

Анализ предшествующего пути развития и направлений современных тенденций развития рыночной экономики показывает, что вектор изменений в институциональной среде функционирования региональных операторов рынка рекреационных услуг в ходе рыночной трансформации любого рекреационного региона сформировался под воздействием совокупности как позитивных, так и негативных процессов, имеющих разноскоростную и разнонаправленную динамику развития

На основе обобщения научных позиций можно сформулировать следующую трактовку основного постулата менеджмента экономики рекреационного региона: его управленческий механизм должен обеспечивать адекватную мезоуровневую рефлексию на макроэкономические процессы и гибкое улавливание, использование и регулирование возникающих в регионе импульсов развития экономики.

Особо охраняемая эколого-рекреационная территория РФ - регион Кавказских Минеральных Вод - крупнейшая и одна из самых уникальных в РФ. Причина популярности Кавказских Минеральных Вод - уникальные природно-климатические и бальнеологические факторы и географические свойства, разнообразие, компактность размещения и комплексность лечебнооздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, климат, ландшафт. В настоящее время рекреационные услуги здравниц Кавказских Минеральных Вод опять востребованы россиянами. В регионе сложился высокий уровень унификации и стандартизации продукции отрасли. Особенности природно-ресурсного и климатического потенциала региона Кавказских Минеральных Вод предначертали рекреационную специализацию городов-курортов и районов.

На основе структурно-функционального анализа потенциала, предпосылок, системных проблем, применяемых методов и структурных изменений в экономике и управлении регионом Кавказских Минеральных

Вод можно выявить «точки роста» социально-экономического развития санаторно-рекреационного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод (предприятия транспорта, социальной сферы, ЖКХ и сферы рекреационных услуг) для создания дополнительных рабочих мест и повышения уровня благосостояния и качества жизни населения рекреационного региона.

Новые проблемы, вызванные мировой финансово-экономической ситуацией и глобальной конкуренцией, обусловливающие изменения экономической конъюнктуры в РФ и её регионах, требуют перманентного анализа в теоретическом, методологическом и практическом аспектах. Каждый рекреационно-ориентированный регион интенсивно аккумулирует потенциал экономического развития, поэтому экономические вопросы, связанные с оптимизацией механизмов функционирования рынка рекреационных услуг, позиционируются не только как практически, но и социально-политически, весьма значимые.

При определении институциональных потенциалов развития рекреационного региона Кавказских Минеральных Вод выявлено, что его стартовые рыночные позиции таковы.

1. Императив управления экономикой рекреационного региона заключается в организации эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках единой научно-обоснованной социально-экономической стратегии региона с учетом макрорыночных приоритетов гуманизации экономического роста.

2. Анализ институциональных деформаций и дефицитов развития рынка рекреационных услуг является составной частью выработки общей стратегии социально-экономического развития рекреационного региона.

3. Одним из наиболее важных требований к разработке стратегии управления экономикой региона является безусловная ориентация на её эффективность, что может быть обеспечено только при условии широкого участия высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, маркетинга и права, а также органов власти всех уровней и ветвей, представителей основных отраслей социально-экономической сферы, бизнес-окружения и общественности. При реализации проекта следует учитывать институциональные потенциалы мезоэкономики Кавказских Минеральных Вод и ее несомненные конкурентные преимущества.

Развитие экономики рекреационного региона Кавказских Минеральных Вод напрямую зависит от степени успешности развития регионального рынка доминирующего регионального продукта. Целью, которая преследуется при управлении экономикой рекреационного региона, является, в первую очередь, формирование положительного имиджа региона на базе распространяемой о нем информации. Ее реализация определяется по результатам проведения маркетинговых исследований. Повышению привлекательности рекреационного региона должна быть подчинена система мероприятий, которая, выявляя все конкурентные преимущества региона, в то же время будет направлена на создание положительного имиджа как его доминанты - рекреационного комплекса, - так и самого региона.

Самый оптимальный путь развития рекреационного региона Кавказских Минеральных Вод - это скоординированные действия администраций Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики как субъектов РФ, под которыми тектонически расположена линза минеральных вод, и руководителей рекреационных учреждений, при условии государственного софинансирования, в том числе и по привлечению частных и иностранных инвестиций. На основании этого мы считаем, что создание механизма эффективного управления экономикой региона Кавказских Минеральных Вод позволит сформировать систему управления экономикой рекреационного региона и выделить ее составные элементы и подсистемы; обеспечить согласованность и чёткость их взаимодействия; привести систему управления в соответствие со стратегией, миссией и целями региона Кавказских Минеральных Вод; адаптировать систему управления экономикой региона Кавказских Минеральных Вод к внешней среде.

Результаты проведенных рассуждений позволяют сделать вывод о том, что теоретико-методологическое осмысление проблем функционирования и развития рынка рекреационных услуг рекреационно-ориентированного региона открывает перспективы для развития экономики рекреационноориентированных услуг и прикладных исследований, отвечающих практическим потребностям посткризисной модернизации экономики РФ.

При разработке программ посткризисной модернизации рынков рекреационных услуг южно-российских регионов ключевым принципом выступает корреспондирование цели, задач и ресурсов стратегии сохранения и аккумулирования конкурентных преимуществ в формировании спроса на услуги и его предложения, требующих оценки отдельных подпрограмм и практических действий с позиций достижения конечных целей и решения промежуточных задач данных программ, при этом рекреационноориентированный климат территории играет приоритетную роль в генерировании позитивных структурных сдвигов в сторону диверсификации «точек роста» региональной экономики.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и постановлением Правительства Российской Федерации «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», в регионе Кавказских Минеральных Вод будет создана туристско-рекреационная особая экономическая зона. Необходимо максимально использовать предоставленные возможности для придания мощного импульса развитию туризма.

Вместе с тем, предыдущий анализ, учитывающий возможные риски моноотраслевого развития региона, привел к выводу, что приоритетными в экономике Кавказских Минеральных Вод должны считаться те отрасли, для развития которых есть необходимые и достаточные рыночные условия, и которые, в свою очередь, могут быть улучшены целенаправленными действиями органов государственной власти.

Деятельность органов власти в регионе Кавказских Минеральных Вод должна быть направлена на формирование индустрии туризма как одного из ключевых факторов социально-экономического развития региона. Решение поставленной задачи включает в себя развитие инфраструктуры курортов, повышение качества и спектра предоставляемых туруслуг, решение вопросов безопасности туристической деятельности, маркетинговую политику по продвижению рекреационного комплекса Кавказских Минеральных Вод, разработку и реализацию приоритетных инвестиционных проектов и многое другое.

Вместе с тем, реализация этого направления предусматривает более полное и эффективное использование ресурсного потенциала региона. В частности, необходимо будет обеспечить опережающее развитие агропромышленного комплекса и производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции: охлажденное мясо крупного рогатого скота и баранины; овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и другие продукты, в том числе консервированные, отвечающие современным требованиям потребителей. Такая продукция будет иметь значительный спрос, поэтому предусматривается масштабный ее экспорт. Соответственно, расширение масштабов производства сырья и его глубокой переработки значительно увеличит занятость населения и сократит скрытую безработицу в сельской местности.

Рынок рекреационных услуг выполняет роль кластера в региональной экономике. В связи с этим предлагается сконцентрировать усилия региональных властей и бизнес-содружества на развитии тех секторов экономики, в которых возможна высокая производительность труда, и которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечивать занятым в них работникам достойную заработную плату и поступление в бюджетную систему макро- и мезо уровней адекватного объема налогов.

Литературные источники

1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 «О создании туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.