А. С. Гончарук
ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Аннотации
В статье проводится исследование изменения спроса на рынке розничных банковских услуг во время кризисных явлений в экономике страны. Проводится анализ
2010 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
потребности населения в розничных банковских услугах, их изменения в условиях финансовой нестабильности, и делаются выводы о возможных изменениях в структуре
рынка банковских услуг.
Annotation
There is research of population demand changes on the market of retail bank services in the conditions of national economic instability in the article. The analysis of need of the population in retail bank services is spent, their changes in conditions of financial instability and are done conclusions about possible changes in structure of the market of bank services.
Ключевые слова
Банковская система, экономический кризис, банковские продукты, розничные банковские услуги, рынок услуг, филиальная сеть, CRM-технологии, заемщик, кредитный портфель.
Keywords
Bank system, economic crisis, bank products, retail bank services, the market of services, filial network, CRM-technologies, the borrower, a credit portfolio.
Развитие и становление российской банковской системы, как и история государства, в котором она функционирует, проходили с огромными трудностями и характеризуются определенной нестабильностью. В настоящее время она была подвергнута значительным кризисным потрясениям. Вместе с тем даже в этих условиях удалось избежать массовых банкротств и сокращения филиальной сети.
Банковские услуги имеют специфическую особенность создания и функционирования на рынке услуг. Данная особенность проявляется в период разразившегося в стране финансового и экономического кризиса.
С момента своего создания российские коммерческие банки ориентировались преимущественно на оказание услуг юридическим лицам, рассматривая их в качестве приоритетных клиентов. В настоящее время большинство юридических лиц уже охвачено банковскими услугами. Сейчас именно розничный рынок банковских услуг населению, по оценкам специалистов, обладает огромным потенциалом. Розничный рынок может дать значительные средства, которые послужат источником
для расширения ресурсной базы банков. Развитие потребительского и ипотечного кредитования позволит не только расширить активные операции банков, но и повысить уровень жизни населения, стимулировать развитие сопряженных отраслей экономики, что будет способствовать экономическому росту. Таким образом, развитие рынка розничных банковских услуг имеет большое социально-экономическое значение для динамичного развития экономики страны.
Коммерческие банки в настоящее время предлагают разнообразные услуги юридическим и физическим лицам. Исследование их с позиций экономической сущности, а также причины, обусловливающие их развитие, не достигли завершенных форм и не исключает наличия дискуссионных проблем. Это непосредственным образом воздействует на развитие рынка банковских услуг, эффективного спроса на них.
Взаимодействие на рынке розничных банковских услуг немыслимо как без самих кредитных организаций, так и главных покупателей их продуктов - индивидуальных потребителей, домохозяйств, организаций. Формиро-
вание системы взаимоотношений между домохозяйствами, индивидуальными
потребителями и кредитно-
финансовыми институтами должно строиться следующим образом: индивидуум формирует свои потребности по мобилизации или приращению ресурсов, осуществлению расчетов, информационно-консультативному обслуживанию или хранению ценностей и заявляет о них банку; а банк, в свою очередь, предлагает клиенту продукт, разрабатывает оптимальный механизм его продажи, ориентированный на максимальное удовлетворение потребности клиента и обеспечение условия прибыльности деятельности банка. В результате такого взаимодействия и формируется розничный рынок банковских продуктов, который представляет собой услуги банка, полностью удовлетворяющие потребностям клиентской сети. Следовательно, именно наличие клиента предопределяет трансформацию операций банка в его услуги, а поэтому к классификации банковских услуг следует подходить с точки зрения потребностей банковских клиентов. Следует отметить, что потребности не могут быть удовлетворены непосредственно банковскими услугами. Они удовлетворяют не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые потребности. В условиях функционирования товарно-
денежных отношений многие потребности трансформируются в необходимость увеличения настоящих или будущих доходов. Возникающие при этом финансовые потребности представляется возможным объединить в три большие группы:
1) потребности в финансировании, выражающиеся в необходимости привлечения дополнительных средств для финансирования текущего производственного и личного потребления;
2) потребности в инвестировании, выражающиеся в необходимости
вложения имеющихся временно свободных средств с целью их приумножения в будущем;
3) потребности в рационализации оборота финансовых активов, выражающиеся в необходимости обеспечения сохранности имеющихся средств, оптимизации их движения и использования.
В связи с этим с целью расширения сферы банковских услуг любой кредитной организации необходимо провести сегментацию своих клиентов. Прежде всего, это поможет наладить взаимоотношение и понимание между потенциальными клиентами банка и сотрудниками, оказывающими различные услуги и занятыми в продаже банковских продуктов. Для того чтобы сегментация применялась эффективно, используемый подход должен быть интегрирован во всю маркетинговую деятельность. Эффективное использование подходов к сегментации клиентской базы и оказание первоклассного сервиса при обслуживании в настоящее время являются, на мой взгляд, важнейшими факторами конкурентного преимущества и дальнейшего доминирования кредитной организации на отраслевом рынке.
Переориентация с проблем организации банковских операций внутри банка на проблемы организации продаж банковских продуктов конкретному типу покупателей приводит к необходимости создания клиентоориентированных стратегий и структур. Области и направления применения инновационных процессов в российских банках чрезвычайно широки: они включают такие актуальные задачи, как:
- централизация информационно-технологических процессов в банке;
- сегментирование клиентов с целью определения целевых рынков услуг;
- четкая стратегия развития
филиальной сети, увязанная со стратегией развития ритейлового бизнеса;
- стратегия информационноаналитического обеспечения работы с клиентами, так называемая система СКМ-технологии, которая должна давать полное представление о клиенте банка с целью выявления особенностей его бизнеса и определения его потребностей в банковских продуктах и услугах;
- стратегия ценообразования на банковские продукты и услуги;
- инновационная стратегия, которая должна заключаться в предложении банком нового типа услуг.
Следует отметить, что до конца 2007 года, до усугубления ситуации на финансовом рынке, связанной с «ипотечным» кризисом в США и его разрастанием до мирового финансового кризиса, повлекшим все из него вытекающие негативные последствия, на российском рынке розничных банковских услуг наблюдался стабильный рост объемов поставляемых услуг и объемов их потребления. Развитие телекоммуникационных технологий привело к появлению новых продуктов и услуг, которые активно используются при обслуживании как частных, так и корпоративных клиентов (дистанционное банковское обслуживание, мобильный банкинг, система Клиент-Банк). Взаимосвязь между динамикой реальных доходов населения, объемами вкладов физических лиц, выданных потребительских кредитов и размещенных корпоративных ценных бумаг представлена на рисунке
1. (см. ниже).
Из приведенных данных мы видим ежегодное стабильное увеличение денежных доходов населения и, следовательно, увеличение денежных
средств, размещенных во вклады, в корпоративные ценные бумаги. Активное развитие потребительского кредитования, выброс на рынок огромного
количества банковских продуктов, не требующих какого-либо обеспечения, предоставляемых без предварительной проверки, позволили сделать кредитование физических лиц самой доходной статьей коммерческих банков, но в то же время и достаточно рискованной.
Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков как за счёт увеличения числа клиентов, которые могут обратиться за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться.
По данным исследований Федеральной службы государственной статистики, число таких потребителей за
2007 год возросло более чем вдвое: с 13% до 28% от общей численности населения [5].
В настоящее время число коммерческих банков, поддерживающих положительные темпы роста кредитного портфеля, продолжает сокращаться. Повсеместно имело место повышение процентных ставок, ужесточение требований к заемщикам, свертывание целых направлений кредитной деятельности (и в первую очередь на рынке розничных ссуд), сокращение сроков финансирования. В условиях, когда просроченная задолженность продолжает расти высокими темпами (в частности, критической можно считать ситуацию в сфере ипотечного кредитования), а объем возможных потерь не поддается адекватной оценке, только капитализированные банки, имеющие доступ к инструментам рефинансирования ЦБ РФ и межбанковским кредитам, готовы работать на удержание или увеличение своей рыночной доли.
♦ Денежные доходы населения —■—Вклады физ лиц
а Кредиты физ лиц —х—Корпоративные ценные бумаги
Рис.1 .Динамикареальных денежных доходов населения, объема вкладов
физических лиц, выданных потребительских кредитов и размещенных корпоративных ценных бумаг, млрд. руб. [4]
В связи с этим становится объяснимым опережающий рост кредитных операций банков с государственным участием, использующим текущую ситуацию для пополнения собственной клиентской базы. В дальнейшем, однако, при сохранении влияния негативных факторов даже для них нагрузка на капитал может оказаться чрезмерной [6].
Что касается самых надёжных российских банков, в которых граждане хранят деньги, то тут ситуация изменилась в пользу крупнейшего банка страны. Доля Сбербанка на рынке вкладов, неуклонно снижавшаяся последние несколько лет, выросла с 50,7% в июле
2008 года до 51,8 в январе 2009 года. За ним со значительным отставанием идут ВТБ-24, Банк Москвы, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзенбанк и др.
По оценкам Агентства по страхованию вкладов, в 2009 г. темпы прироста рынка вкладов, вероятнее всего, будут находиться в интервале от 14 до 18%, что соответствует абсолютному приросту на 820-1 060 млрд. руб. Так, за 4 квартал 2008 года четыре крупнейших госбанка смогли увеличить портфель корпоративных ссуд на 13,2%, в то время как прирост по банковскому сектору в целом составил 4%. Тем самым предполагается, что объем депозитов по итогам 2009 г. составит 6700-6950 млрд. руб. Вклады физических лиц в банках -участниках системы страхования вкладов в I полугодии 2009 г. увеличились на 9,9% до 6 467,6 млрд руб., в том числе во II квартале — на 4,7% [7].
51,8
..... .Ж-Ш 52,0 1^50,2 50,7'1 450,3- 51.0 " 1 . ■
01.01.05 01.07.05 01.01.06 01.07.06 01.01.07 01.07.07 01.01.08 01.07.00 01.01.09
Рис. 2. Динамика привлечения банками вкладов физических лиц (трлн. руб.) [7].
Помимо сезонного ускорения притока средств физических лиц в банки, II квартал 2009 г. характеризуется повышенной склонностью населения к накоплению. Так, доля денежных доходов населения, направляемых на сбережения, выросла с 8,7% в I квартале 2009 г. до 17,1% во II квартале 2009 г. Причинами такого поведения является финансовая стабилизация после осеннезимней кризисной волны и, как следствие, реализация отложенного спроса потенциальных вкладчиков на финансовые услуги, а также рост процентных ставок по вкладам и желание части населения накопить дополнительные сбережения на случай непредвиденных обстоятельств.
Отток клиентских средств со счетов и депозитов был достаточно быстро остановлен, и в настоящее время стоимость их привлечения заметно превышает предкризисный уровень. Данная ситуация может измениться, если инфляция будет снижаться быстрыми темпами, что приведет и к снижению процентных ставок по кредитам. Соответственно такое развитие событий может привести к серьезному разрыву между привлеченными и размещенными средствами, и, как следствие, к потере
прибыли кредитных организаций. В условиях сохраняющихся рисков дальнейшей девальвации рубля увеличение доли валютных пассивов (в структуре вкладов физических лиц на валютную составляющую приходится около трети от их общего объема) представляет серьезную угрозу финансовому положению кредитных организаций, которые лишены возможности уравновесить их сопоставимыми по доходности активами [6].
Тенденции кредитно-
депозитного рынка указывают на то, что рентабельность, достигнутая банками в предшествующие годы, еще в течение длительного периода останется на более низком уровне. Сжатие чистых процентных доходов и рост расходов на формирование резервов по ссудам вряд ли будут компенсированы комиссионными доходами и поступлениями от операций в иностранной валюте. Даже по оптимистическим оценкам, в 2009 году рентабельность банковских активов не сможет выйти за пределы 1% в годовом исчислении. В связи с этим, есть все основания прогнозировать серьезные сдвиги в институциональной структуре национального банковского сектора. Процессы консолидации и кон-
центрации на рынке финансовых услуг могут достичь интенсивности, сопоставимой по степени с последствиями кризиса 1998 года, когда общее число действующих кредитных организаций сократилось более чем на 20 процентов.
Такое движение к новой структуре рынка банковских услуг, в случае возникновения вышеперечисленных условий, будет обеспечиваться сделками слияния и поглощения, переходом клиентуры в устойчивые банки и ликвидацией проблемных кредитных организаций, что приведет к возможному структурному изменению финансовой системы экономики страны.
Библиографический список
1. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга». Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2001 г. С. 14-15.
2. Т.Д. Бурненко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко «Сфера услуг» Экономика, КноРус, М.: 2007 г.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26., Ч. 1., С. 413.
4. Центральный банк России [Электронный ресурс]. - режим доступа: http:www//cbr.m/analytics/macro. http://www.cbonds.info/index/search.php
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.rn
6. Методический журнал «Организация продаж банковских продуктов» №2/2009 (10), С. 7-8.
7. Агентство по страхованию вкладов, [Электронный ресурс] - режим доступа: www.asv.org.ru.
Bibliographic list
1. Prishepenko V.V. Semantics, definitions and a parity of concepts "product", "goods", "service". Marketing in Russia and abroad, 2, 2001 P. 14-15.
2. T.D. Burnenko, N.N. Danilenko, T.A. Turenko « Sphere of services » Economy, KnoRus, М.: 2007
3. Marx K., Engels F. Soch. 2 T. 26., P. 1., Page. 413.
4. The central bank of Russia [the Electronic resource], - a mode of access: http:www//cbr.ru/analytics/macro. http://www.cbonds.info/index/search.php
5. Federal service of the state statistics [the Electronic resource] - a mode of access: http://www.gks.ru
6. Methodical magazine « Organization of sales of bank products » 2/2009 (10), Page. 7-8.
7. Agency on insurance of contributions, [the Electronic resource] - a mode of access: www.asv.org.ru