Анализ интеллектуального капитала
УДК 332.025
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
о ____,
ТЕХНОПАРКОВОИ СТРУКТУРЫ*
Анна Андреевна Мальцева,
кандидат экономических наук, доцент, директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]
Предмет/тема. Предметом исследования является интеллектуальный капитал, который в настоящее время в ряде случаев приобретает для компании много большее значение, нежели материальные ресурсы. Представлены результаты исследования, направленного на формирование комплексной методологии управления интеллектуальным капиталом технопарковой структуры в части разработки методических основ его оценки.
Цели/задачи. Целью работы является определение ключевых факторов наличного интеллектуального капитала технопарковой структуры, оказывающих на него существенное влияние. Их определение позволяет осуществлять комплексную и полную оценку интеллектуального капитала, опираясь на их значимость.
Методология. Методологической основой исследования стали системный, структурный подходы, теоретический анализ, систематизация.
* Статья подготовлена в рамках проекта «Методология управления интеллектуальным капиталом технопарковых структур и научных структур с закрепленным государственным статусом» по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации Тверскому государственному университету.
Результаты. В работе показано, что для полной оценки наличного интеллектуального капитала целесообразно провести формализацию его ключевых видов, а также поставить им в соответствие систему факторов-показателей, наиболее характерных для каждого организационного элемента технопарковой структуры. Представлен алгоритм формирования иерархической структурной факторной модели интеллектуального капитала тех-нопарковой структуры и приведено содержание его основных этапов.
Обсуждение/применение. Описанная модель может стать основой оценки интеллектуального капитала, а также позволит сфокусировать управленческие корректирующие воздействия, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности технопарковой структуры.
Выводы/значимость. Представленные эмпирические данные и теоретические выкладки свидетельствуют об особой роли управления именно нематериальными составляющими в инновационной сфере, субъектом поддержки и развития которой является технопарковая структура. Развитие методологии управления интеллектуальным капиталом с опорой на факторы, описанные в статье, позволит существенно расширить систему научных
знаний как о предмете, так и об объектах исследования, а также найти практическое применение в менеджменте технопарковых структур.
Ключевые слова: технопарковая структура, интеллектуальный капитал, модель, уровень, инновационная компания, управляющая компания, резидент
Обоснование необходимости исследования ключевых факторов, оказывающих существенное влияние на интеллектуальный капитал технопарковой структуры
Исследование интеллектуального капитала технопарковых структур приобретает на современном этапе особую актуальность, что вызвано особенностями их функционирования и рассмотрено в ряде статей автора [12, 14]. Существующая формальная методология управления технопарковыми структурами как субъектами микроэкономики, детально изученная в рамках ранее проводимых исследований [13], не в полной мере обеспечивает необходимую эффективность и результативность.
Так, анализ выборочного обследования финансового состояния 26 технопарковых структур, проведенный автором по материалам их официальной отчетности за 2011-2013 гг., свидетельствует о снижении доли убыточных структур по сравнению с предыдущими периодами, при этом практически четверть из них являются нерентабельными, что демонстрирует наличие проблем в управлении.
Данные исследования, изложенные в руководстве по созданию инновационных центров1, демонстрируют наибольшую значимость следующих факторов для успешности проекта инновационного центра:
- близость университета;
- высокий научно-технический потенциал региона;
- хорошая PR-поддержка;
- сильный бренд инновационного центра.
В соответствии с исследованиями Всемирной ассоциации научных парков и инновационных территорий (IASP) наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на успешность технопарка, является его репутация (престижность) - 67,2%. Конкурентоспособность технопарка в наибольшей степе-
1 Руководство по созданию и развитию инновационных центров. URL: http://www.oiu.ru/upload/summit/inno-guide-ru.pdf.
-24 (423)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика
ни зависит от качества компаний-резидентов - 58%, что, по сути, характеризует бренд технопарка2.
Эти и другие факторы, установленные в специальных аналитических исследованиях [12], доказывают необходимость перевода методологических основ управления технопарковыми структурами в плоскость интеллектуального капитала.
Необходимым элементом построения такой методологии является выделение ключевых видов интеллектуального капитала для его оценки, а также конкретных факторов и показателей, определяющих накопленный интеллектуальный капитал технопар-ковой структуры, эффектов от его использования и мероприятий по его развитию (инвестированию).
Для оценки интеллектуального капитала конкретного объекта целесообразно формирование моделей, включающих факторы-показатели, характеризующие накопленный интеллектуальный капитал. В силу многоаспектности и структурированности предмета исследования определение факторов-показателей должно осуществляться по каждому из видов интеллектуального капитала, наиболее свойственного объекту исследования, что требует формирования структурной модели.
Таким образом, целью авторского исследования являлась разработка теоретико-методических вопросов выявления факторов, оказывающих существенное влияние на интеллектуальный капитал технопарковой структуры, что служит основой для построения комплексной модели его оценки.
Особенности технопарковых структур и их интеллектуального капитала как предмета исследования
Технопарковая структура как объект исследования представляет собой сложную организационно-экономическую систему, которая для упрощения ее изучения и получения наиболее полных и достоверных результатов может быть структурирована по уровням:
- наноуровень - уровень отдельных сотрудников;
- микроуровень - уровень организационных структур, входящих в состав технопарковой структуры (см. рисунок);
- мезоуровень - уровень технопарковой структуры в целом.
2 International Association of Science Parks, IASP. URL: http:// www.iasp.ws/news.
- 2015-
ECONOMIC ANALYSIS: theory and practice
С Экспертное сообщество )
^Университеты
( Инвестиционное V сообщество J
Ключевые субъекты микроуровня - участники технопарковой структуры
Приведенные на рисунке субъекты микроуровня полностью или частично включают свой интеллектуальный капитал в совокупную его величину всей технопарковой структуры. Особенности функционирования каждой из перечисленных структур определяют необходимость отдельного изучения различных видов их интеллектуального капитала.
Классификация видов интеллектуального капитала для исследования технопарковых структур была проведена на основе широкого круга источников и изложена в работе [14].
Построение модели наличного интеллектуального капитала технопарковой структуры должно соответствовать принципу иерархии и определению факторов-показателей каждого вида интеллектуального капитала для различных структурных уровней, что в результате обеспечит возможность изучения совокупных характеристик.
Системность технопарковой структуры и отдельных входящих в нее субъектов обусловливает наличие взаимосвязей между отдельными факторами - показателями иерархической структурной модели, которые должны быть определены ввиду возникновения синергии и преумножения совокупного интеллектуального капитала за счет их взаимного влияния.
Интеллектуальный капитал технопарковой структуры является ее существенным резервом и
при условии эффективного управления способен существенно увеличить ее доходность и стоимость как бизнеса в силу диверсифицированных структур в составе мезоэкономического блока по следующим причинам:
- слияние интеллектуального капитала отдельных субъектов может порождать его более значительное увеличение по сравнению с простой арифметической суммой составляющих;
- различные отрасли и сферы деятельности субъектов обеспечивают диверсификацию, распространенность и гибкость;
- имеется возможность совместного использования ресурсов отдельных субъектов технопарко-вой структуры, в том числе нематериальных, что в итоге обусловливает их экономию;
- обеспечивается хеджирование рисков за счет значительного числа субъектов - участников технопарковой структуры (эффект масштаба).
Система факторов - показателей интеллектуального капитала технопарковой структуры
Формирование иерархической структурной модели факторов - показателей интеллектуального капитала технопарковой структуры представляет собой поэтапный процесс формирования гомогенных
Анализ интеллектуального капитала
совокупностей факторов-показателей в рамках отдельных организационных элементов и гетерогенных совокупностей, включающих факторы-показатели по конкретному виду интеллектуального капитала. Алгоритм формирования модели следующий:
1) выявление видов интеллектуального капитала, характерных для каждого уровня технопарко-вой структуры;
2) определение факторов-показателей в рамках гомогенных совокупностей организационных структур - участников технопарковой структуры;
3) выявление наиболее значимых элементов интеллектуального капитала и факторов-по-
Analysis ofInteCfectuaCCapitaC
казателеи для дальнейшего анализа с учетом возможностей их формализации; 4) формирование единой иерархической структурной модели, состоящей из наиболее значимых для технопарковой структуры факторов-показателей, включающей взаимосвязи между элементами и с определенной степенью взаимного влияния на качественном уровне. Обобщенная характеристика факторов-показателей интеллектуального капитала технопарковой структуры представлена в табл. 1, составленной на основе эмпирического обобщения деятельности ведущих технопарковых структур и теоретического анализа источников [1-11, 15-17, 18-20].
Таблица 1
Обобщенная характеристика факторов - показателей интеллектуального капитала
технопарковой структуры
Вид интеллектуального капитала Факторы-показатели наноуровня Факторы-показатели микроуровня
Капитал знаний Уровень образования сотрудников: - высшее образование по специальности, МВА; - высшее образование по смежным специальностям; - ученая степень, звание. Наличие повышения квалификации и переподготовки по профилю. Участие сотрудников в стажировках, семинарах, тренингах, конференциях. Наличие способностей, возможностей и мотивации сотрудников к самообразованию Наличие систематизированных знаний (баз данных), интегрирующих результаты работы организации и передовой опыт аналогичных структур. Наличие документов, регламентирующих процессы и процедуры организации. Связь с университетами, организация практик студентов. Целевая подготовка специалистов. Организация централизованного и эффективного доступа к знаниям. Формирование и тиражирование механизмов использования знаний. Разработанные авторские методики и технологии обучения, система образования и переподготовки специалистов в организации
Креативный капитал Наличие творческих способностей. Владение методическими подходами креативной деятельности. Поддержка творческой инициативы со стороны администрации
Капитал компетенций Наличие компетенций для выполнения профессиональных обязанностей. Наличие системы материального стимулирования высококвалифицированных сотрудников. Позиционирование историй успеха высококвалифицированных работников. Наличие системы продвижения по карьерной лестнице наиболее квалифицированных сотрудников. Владение иностранными языками. Система профессиональных конкурсов. Способность сотрудников действовать в разнообразных ситуациях. Наличие системы идентификации соответствия компетенций занимаемой должности
Анализ интеллектуального капитала ЯnaCysis qfInteC£ectuaCCapitaC - 47 -
Продолжение табл. 1
Вид интеллектуального капитала Факторы-показатели наноуровня Факторы-показатели микроуровня
Капитал профессионального опыта Наличие опыта работы по специальности. Наличие опыта работы по смежным специальностям. Участие в проектах и (или) совмещение работы в других структурах, направленное на приобретение профессионального опыта. Уровень текучести кадров. Организация сообщества профессионалов для обмена опытом
Капитал про-фессиональ-ной и личной репутации Победы в профессиональных конкурсах. Членство в профессиональных сообществах. Награды в профессиональной сфере, общественное признание. Наличие публикаций в профессиональных журналах, выступлений на радио, телевидении. Наличие личных связей в профессиональном сообществе, способствующих эффективному выполнению профессиональных обязанностей Наличие системы сертификации и аттестации работников. Наличие организационной системы PR-подде-ржки сотрудников (организация их участия в профессиональных конкурсах, мероприятиях, выступлений в СМИ и т.д.)
Капитал здоровья Общий уровень состояния здоровья, отсутствие хронических заболеваний. Регулярные занятия физкультурой и спортом. Среднее число дней на больничном Наличие спортивного зала. Наличие медицинского пункта. Наличие дополнительного финансирования на медицинское обеспечение сотрудников. Организация спортивно-оздоровительных мероприятий. Организация системы пропаганды здорового образа жизни
Имиджевый капитал Наличие положительных отзывов об организации в СМИ. Участие и занимаемые позиции в наиболее значимых рейтингах. Организация презентаций компании в рамках специализированных мероприятий, выставок и т.п. Качественный уровень и информативность интернет-сайта, количество посещений. Наличие фирменного стиля. Наличие клиентов (резидентов), повышающих имидж структуры. Известность торговой марки, знака (бренда). Членство в профильных объединениях, ассоциациях. Наличие системы кобрендинга, регистрация в инновационных сетях. Наличие у организации дипломов, побед в конкурсах, сертификатов. Участие в программах господдержки, значимых мероприятиях федерального и регионального уровней. Уровень удовлетворенности сотрудников условиями труда. Уровень удовлетворенности клиентов системой обслуживания
Клиентский капитал Качественный состав и количество инвесторов. Качественный состав и количество экспертов. Качественный уровень связей с университетами.
Окончание табл. 1
Вид интеллектуального капитала Факторы-показатели наноуровня Факторы-показатели микроуровня
Качественный состав и количество резидентов. Количество соглашений с инвесторами и потребителями. Количество проинвестированных проектов. Наличие банка данных потенциальных инвесторов. Наличие банка данных потребителей. Устойчивые связи с госструктурами. Наличие банка данных ведущих специалистов и компаний по профилю деятельности. Развитая система инструментов поиска и привлечения клиентов и других стейкхолдеров
Капитал бренда Наличие историй успеха продуктов (компаний). Наличие системы качества услуг (продуктов). Уровень удовлетворенности клиентов конечным продуктом (услугами). Качество отбора проектов для реализации (резидентов). Наличие сертификации продукции (услуг)
Корпоративная культура Организационная культура и организационный климат. Система взаимоотношений между сотрудниками. Механизмы разрешения противоречий
Бизнес-модель Соответствие бизнес-модели и ее ключевых компонентов (потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек) характеристикам внутренней и внешней среды организации. Регулярная корректировка бизнес-модели в соответствии с новыми возможностями
Капитал интеллектуальной собственности Наличие авторства объектов интеллектуальной собственности. Возможность коммерциализации наличной интеллектуальной собственности Наличие авторства объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих организации. Возможность коммерциализации наличной интеллектуальной собственности, принадлежащей организации. Наличие специализированных программных средств, баз данных, используемых в практической деятельности
Для выявления наиболее значимых элементов интеллектуального капитала и факторов-показателей, его характеризующих, использовались теоретический анализ и обобщение опыта ведущих технопарковых структур. Эмпирическое подтверждение теоретических выкладок может быть получено в рамках дополнительного специализированного исследования (анкетирования и глубинных интервью руководителей ведущих технопарковых структур). Наиболее значимые элементы интеллектуального капитала стейкхолдеров технопарковой структуры, которые
нуждаются, по мнению автора, в дальнейшем детализированном изучении, представлены в табл. 2.
Из спектра рассматриваемых видов интеллектуального капитала стейкхолдеров исключен капитал здоровья, имеющий в ряде случаев решающее значение в осуществлении отдельными работниками своих функций, при этом управление им в рамках технопарковой структуры весьма затруднительно в силу особенностей организационной модели.
Капитал интеллектуальной собственности включен в число приоритетов только университетов и
Таблица 2
Ключевые элементы интеллектуального капитала стейкхолдеров технопарковой структуры
Стейкхолдер Элемент интеллектуального капитала Обоснование
Управляющая компания Капитал знаний. Капитал компетенций. Капитал профессионального опыта. Капитал профессиональной и личной репутации. Имиджевый капитал. Клиентский капитал. Капитал бренда Капитал знаний, компетенций и профессионального опыта сотрудников обеспечивает эффективное взаимодействие со всеми стейкхолдерами технопарковой структуры, организацию работы с резидентами, направленной на их продвижение и содействие росту, а также управление физической инфраструктурой и содействие. Капитал профессиональной и личной репутации сотрудников, имиджевый, клиентский капитал, капитал бренда обеспечивают привлечение в структуру наиболее перспективных стейкхолдеров
Инновационные компании Капитал знаний. Креативный капитал. Капитал компетенций. Капитал профессионального опыта. Капитал профессиональной и личной репутации. Имиджевый капитал. Клиентский капитал. Капитал бренда. Бизнес-модель. Капитал интеллектуальной собственности Капитал знаний, креативный капитал, капитал компетенций, профессионального опыта, интеллектуальной собственности являются основой формирования перспективного инновационного проекта. Капитал профессиональной и личной репутации, имиджевый, клиентский капитал, капитал бренда способствуют эффективному позиционированию и продвижению инновационного проекта, поиску инвесторов. Успешной реализации проекта содействует грамотно выстроенная бизнес-модель, сокращающая прямые и косвенные затраты в инновационном бизнесе
Якорные резиденты Капитал профессиональной и личной репутации. Имиджевый капитал. Клиентский капитал. Капитал бренда Привлечение якорных резидентов в большинстве случаев имеет целью обеспечить структуру потенциальными потребителями продукции инновационных компаний, сократить расходы на содержание инфраструктуры или использовать инфраструктуру крупного предприятия, а также способствует повышению имиджа технопарковой структуры. Чаще всего именно репутацион-ные характеристики вносят весомый вклад в интеллектуальный капитал технопарковой структуры
Сервисные компании Капитал знаний. Креативный капитал. Капитал компетенций. Капитал профессионального опыта. Имиджевый капитал. Клиентский капитал. Капитал бренда Ключевая роль сервисных компаний заключается в оказании высококачественных бизнес-услуг резидентам, что достигается при эффективном использовании их капитала знаний, компетенций, профессионального опыта, креативного капитала. Репута-ционные составляющие интеллектуального капитала сервисных компаний играют существенную роль в формировании спроса на бизнес-услуги и являются дополнительной гарантией их качества, что обеспечивает успешную реализацию проектов резидентов
Университеты Капитал знаний. Креативный капитал. Капитал компетенций. Капитал профессионального опыта. Капитал профессиональной и личной репутации. Имиджевый капитал. Капитал бренда. Капитал интеллектуальной собственности Роль университета в технопарковой структуре заключается в генерации научно-технических решений, на платформе которых могут быть созданы новые инновационные компании, а также в экспертизе инновационных проектов ведущими специалистами и учеными. Именно капитал знаний, креативный капитал, капитал компетенций, профессионального опыта, интеллектуальной собственности лежат в основе формирования инновационных компаний. Капитал профессиональной и личной репутации, имиджевый капитал, капитал бренда обеспечивают доверие к сформированному университетами экспертному сообществу
Экспертное сообщество Капитал знаний. Креативный капитал. Капитал компетенций. Капитал профессионального опыта. Экспертное сообщество, формируемое технопарковой структурой и включающее ведущих ученых и специалистов, представителей успешных инновационных компаний, менеджеров, маркетологов, эффективно функционирует и осуществляет отбор и консультационную поддержку инноваторов на основе капитала
Анализ интеллектуального капитала AnaCysis oflnteClêctuaCCapitaC - 50 -
Окончание табл. 2
Стейкхолдер Элемент интеллектуального капитала Обоснование
Капитал профессиональной и личной репутации знаний, креативного капитала, капитала компетенций, профессионального опыта, профессиональной и личной репутации
Инвесторы Капитал знаний. Креативный капитал. Капитал компетенций. Капитал профессионального опыта. Капитал профессиональной и личной репутации. Имиджевый капитал. Капитал бренда Инвесторы обеспечивают не только источники финансирования для развития проектов, но и выступают в роли экспертов и менторов инновационных компаний, используя при этом накопленный капитал знаний, креативный капитал, капитал компетенций, профессионального опыта. Для продвижения проектов важную роль играют их капитал профессиональной и личной репутации, имиджевый капитал, капитал бренда
инновационных компаний в силу того, что наличная интеллектуальная собственность может стать ключевым источником их доходов и как следствие - увеличения других видов интеллектуального капитала.
Исключены из прямого рассмотрения факторы -показатели бизнес-моделей всех стейкхолдеров, кроме инновационных компаний, что связано с особенностями этого элемента интеллектуального капитала: он включает в себя важнейшие характеристики репу-тационного капитала, рассматриваемые отдельно, а также материальные элементы капитала. Особую значимость приобретает бизнес-модель именно для инновационных компаний в силу вероятностного характера их деятельности и определяет их способность к выживанию и потенциальную доходность.
В рамках исследования была сформирована итоговая иерархическая структурная факторная модель технопарковой структуры, которая не приводится в силу ее масштабности. Модель в самом общем виде представляет собой систему факторов-показателей для каждого организационного элемента (стейкхолдера) технопарковой структуры, включает все наиболее значимые виды интеллектуального капитала в сочетании с уровневой структурой.
Предложенная комплексная иерархическая структурная факторная модель может стать основой оценки интеллектуального капитала технопарковой структуры. При этом отмечается преимущественно качественный состав факторов-показателей, что требует детальной проработки системы оценки, которая может проводиться с использованием методов опроса или экспертных оценок.
Выводы
В рамках проведенного исследования установлена значимая роль интеллектуального капитала для
технопарковых структур как центров интеграции и опережающего развития инновационного предпринимательства.
Учитывая дуальную сущность технопарковых структур (могут рассматриваться как субъекты экономики микроуролвня и мезоуровня), а также классификацию элементов интеллектуального капитала по видам и принадлежности ключевым стейк-холдерам технопарковой структуры, выделение наиболее значимых факторов интеллектуального капитала является многоэтапным процессом и требует нестандартных подходов к его реализации.
На основе теоретического анализа и изучения эмпирических данных о деятельности ведущих технопарковых структур выделены факторы - показатели интеллектуального капитала, обосновано изучение наиболее значимых элементов для последующего управления.
Целесообразна дальнейшая разработка тематики интеллектуального капитала технопарковых структур, в фокусе которой должны находиться вопросы его оценки, что может стать основой разработки особой методологии управления сложноструктурированными субъектами экономики инновационной направленности.
Список литературы
1. Афаунов А.Б. Развитие системы менеджмента качества как фактора управления деловой репутацией предприятия // Транспортное дело России, 2013. № 1. С. 171-175.
2. Бобкова Т.В. Формирование приработка сотрудникам машиностроительного предприятия // Российское предпринимательство. 2010. № 4. С. 7478.
3. Гагарина Г.Ю. Человеческий капитал и его роль в обеспечении конкурентоспособности
fiHaxu3 ш■meллeкmyальнoгo lanumaAa - 51
российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С. 9-14.
4. ДедовС.В., ШишкинА.Ф., ГордиенкоН.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 64-69.
5. Демина С.А. Стратегическое развитие человеческого капитала как основа новой формы производственных отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 41-45.
6. Зизин А.С. Эволюция научных взглядов на понятие «клиентский капитал». URL: http://www. science-education.ru/107-8529.
7. Клещева Ю.С. Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С.56-61.
8. КондратьеваМ.Н., Гришина Е.С. Методика определения уровня запаса человеческого потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22. С. 8-11.
9. Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 41-50.
10. Кузнецов Ю.А., Мичасова О.В. Человеческий капитал: формирование, измерение, вклад в экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26. С. 21-33.
11. Макарова М.Е. Нематериальные ценности организации. Взаимосвязь и соотношения нематериальных активов компании: бренд, репутация и гудвилл // Российское предпринимательство. 2010. № 3. С. 34-40.
12. Мальцева А.А. Управление интеллектуальным капиталом технопарковой структуры как фактор эффективного менеджмента // Финансовый журнал. 2015. № 1. С. 60-71.
13. Мальцева А.А. Управление технопарковой структурой на микроуровне: эффективные подходы и решения. Курск: ЮЗГУ, 2013. 244 с.
14. Мальцева А.А., Монахов И.А. Развитие теоретических представлений об интеллектуальном капитале в условиях динамической трансформации экономики // Актуальш проблеми економши. 2014. № 11.С. 16-33.
15.НиколаеваЮ.Р, СанталоваМ.С.,БунинаЕ.А. Управление интеллектуальным капиталом предприятия. Воронеж: Истоки, 2011. 183 с.
16. Пестриков С.А. Формируем доминирующее мнение - управляем деловой репутацией // Кадровик. 2010. № 4. С. 48-53.
17. Решетникова И.И. Репутационный капитал: основы формирования и проблемы управления. Волгоград: Научное издательство, 2010. 240 с.
18. Урсу И.В. Капитал человеческий и физический: общее и различное // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации. Саратов: Наука, 2013. С. 105-109.
19. Шачнев А.А. Экономические особенности категории «гудвилл» как объекта управления промышленным предприятием // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами. Пенза: ПГСХА, 2010. С. 135-140.
20. Burr R., Girardi А. Intellectual Capital: More Than the Interaction of Competence x Commitment // Australian Journal of Management. 2002. № 27. P. 77-87.
Economic Analysis: Theory and Practice Analysis of Intellectual Capital
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
METHODOLOGICAL APPROACHES TO IDENTIFY FACTORS OF INTELLECTUAL CAPITAL OF TECHNOLOGY PARK STRUCTURES
Anna A. MAL'TSEVA
Abstract
Subject The subject of the research is intellectual capital, which is currently becomes more essential for a company as compared to material resources. The article presents the results of the research aimed at developing a complex methodology to manage the intellectual capital of technology park structures in terms of developing the methodological bases of its assessment.
Objectives The work's aim is to identify the key factors of actual intellectual capital of a technology park structure having a significant influence on the latter. The definition of the key factors enables to perform a comprehensive and complete assessment of the intellectual capital based on their importance. Methods The methodological basis of the study represents systems and structural approaches, a theoretical analysis, and systematization. Results The study shows that for a full assessment of actual intellectual capital, it is advisable to formalize its main types and to assign the system of indicative factors, which are the most typical of each organizational element of the technology park structure. I present an algorithm of creating an hierarchical structural factor model of the intellectual capital of technology park structure and describe its main stages. Conclusions The empirical data and theoretical calculations presented in the article testify to the special role of management of intangible components in the innovation sphere, the support and development subject of which is the technology park structure. Developing the methodology for intellectual capital management based on the factors described in the article, will significantly expand the system of scientific knowledge not only about the subject, but also about the research objects, and will find practical application in the management of technology park structures.
Keywords: technology park structure, intellectual capital, model, level, innovative company, management company, resident
References
1. Afaunov A.B. Razvitie sistemy menedzhmenta kachestva kak faktora upravleniya delovoi reputatsiei predpriyatiya [Developing the quality management system as a factor of managing the business reputation of an enterprise]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2013, no. 1, pp. 171-175.
2. Bobkova T.V. Formirovanie prirabotka sotrud-nikam mashinostroitel'nogo predpriyatiya [Formation of extra earnings for machine-building enterprise staff]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 4, pp. 74-78.
3. Gagarina G.Yu. Chelovecheskii kapital i ego rol' v obespechenii konkurentosposobnosti rossiiskikh regionov [Human capital and its role in ensuring the competitiveness of Russian regions]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2012, no. 23, pp. 9-14.
4. Dedov S.V., Shishkin A.F., Gordienko N.S. Te-oreticheskie i metodologicheskie podkhody k otsenke chelovecheskogo kapitala [Theoretical and methodological approaches to the human capital evaluation]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2008, no. 22, pp.64-69.
5. Demina S.A. Strategicheskoe razvitie chelovecheskogo kapitala kak osnova novoi formy proizvodstvennykh otnoshenii [Strategic development of human capital as a basis for a new form of industrial relations]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no.23, pp. 41-45.
6. Zizin A.S. Evolyutsiya nauchnykh vzglyadov na ponyatie "klientskii capital" [The evolution of scientific views on the customer capital concept]. Available at: http://www.science-education.ru/107-8529. (In Russ.)
7. Kleshcheva Yu.S. Kachestvo trudovoi zhizni i innovatsionnaya aktivnost' chelovecheskogo kapitala v usloviyakh globalizatsii [The quality of working life and innovation activity of human capital in the context of globalization]. Natsional'nye interesy: prioritety
fiHaxu3 ш■meллeкmyaльнoгo lanumaAa - 53
i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 4, pp. 56-61.
8. Kondrat'eva M.N., Grishina E.S. Metodika opre-deleniya urovnya zapasa chelovecheskogo potentsiala regiona [The methodology for determining the level of reserve human potential of the region]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2013, no. 22, pp. 8-11.
9. Krakovskaya I.N. Izmerenie i otsenka chelovecheskogo kapitala organizatsii: podkhody i problemy [Measurement and evaluation of human capital of the organization: approaches and challenges]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2008, no. 19, pp. 41-50.
10. Kuznetsov Yu.A., Michasova O.V. Cheloveche-skii kapital: formirovanie, izmerenie, vklad v ekonomicheskii rost [Human capital: formation, measurement, contribution to economic growth]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, no. 26, pp. 21-33.
11. Makarova M.E. Nematerial'nye tsennosti organ-izatsii. Vzaimosvyaz' i sootnosheniya nematerial'nykh aktivov kompanii: brend, reputatsiya i gudvill [Intangible values of the organization. Interrelation and relativities of company's intangible assets: goodwill, reputation and brand]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 3, pp. 34-40.
12. Mal'tseva A.A. Upravlenie intellektual'nym kapitalom tekhnoparkovoi struktury kak faktor effektiv-nogo menedzhmenta [Managing the intellectual capital of technology park structures as the factor of effective management]. Finansovyi zhurnal=Financial Journal, 2015, no. 1, pp. 60-71.
13. Mal'tseva A.A. Upravlenie tekhnoparkovoi strukturoi na mikrourovne: effektivnye podkhody i resheniya [Managing the technology park structure at the micro-level: effective approaches and solutions]. Kursk, Southwest State University Publ., 2013, 244 p.
14. Mal'tseva A.A., Monakhov I.A. Razvitie teor-eticheskikh predstavlenii ob intellektual'nom kapitale v usloviyakh dinamicheskoi transformatsii ekonomiki [Development of theoretical notions about intellectual capital under dynamic transformation of economy]. AKmyanbHi npoôneMU eKOHOMiKU, 2014, no. 11, pp. 16-33.
15. Nikolaeva Yu.R., Santalova M.S., Bunina E.A.
Upravlenie intellektual'nym kapitalom predpriyatiya [Managing the intellectual capital of an enterprise]. Voronezh, Istoki Publ., 2011, 183 p.
16. Pestrikov S.A. Formiruem dominiruyushchee mnenie - upravlyaem delovoi reputatsiei [Form a dominant opinion - manage business reputation]. Kadrovik = Personnel Officer, 2010, no. 4, pp. 48-53.
17. Reshetnikova I.I. Reputatsionnyi kapital: os-novy formirovaniya i problemy upravleniya [Reputation capital: bases of formation and management issues]. Volgograd, Nauchnoe izdatel'stvo Publ., 2010, 240 p.
18. Ursu I.V. Kapital chelovecheskii i fizicheskii: obshchee i razlichnoe. V kn.: Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki v usloviyakh mod-ernizatsii [Human and physical capital: general features and differences. In: Actual problems and development prospects for economy under modernization]. Saratov, Nauka Publ., 2013, pp. 105-109.
19. Shachnev A.A. Ekonomicheskie osobennosti kategorii "gudvill " kak ob"ekta upravleniya promy-shlennym predpriyatiem. V kn. : Strategicheskoe upravlenie predpriyatiyami, organizatsiyami i regionami [Economic characteristics of goodwill as an object of industrial enterprise management. In: Strategic management of enterprises, organizations and regions]. Penza, Penza State Agricultural Academy Publ., 2010, pp.135-140.
20. Burr R., Girardi A. Intellectual Capital: More Than the Interaction of Competence x Commitment. Australian Journal of Management, 2002, no. 27, pp.77-87.
Anna A. MAL'TSEVA
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article is prepared within The methodology of managing the intellectual capital of technology park structures and scientific structures with fixed State status project under the State job of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation to the Tver State University.