ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ интеллектуального капитала
АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАНИИ ОТЧЕТНОСТИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ Вера Геннадьевна КОГДЕНКО
доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента,
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Российская Федерация
kogdenko7@mail.ru
История статьи:
Принята 02.08.2016 Принята в доработанном виде 16.08.2016
Одобрена 30.08.2016
УДК 657.37(075.8) JEL: G30, G32
Ключевые слова:
интегрированная отчетность, экономический анализ, интеллектуальный капитал, инновации
Аннотация
Предмет. В статье рассматриваются аспекты интеллектуального капитала в рамках анализа интегрированной отчетности компании.
Цели. Разработка методики анализа интеллектуального капитала с учетом информации, которая должна представляться в интегрированной отчетности.
Методология. Методологическую основу анализа интеллектуального капитала составили объективные принципы системного подхода, использование положений экономического анализа, логического и комплексного подходов к оценке экономических явлений и процессов. Методика разработана с учетом международного стандарта интегрированной отчетности. Результаты. Разработана методика анализа интеллектуального капитала, включающая три этапа. В ходе первого этапа определяется ценность всего нематериального капитала, включающего интеллектуальный, социально-репутационный и человеческий капитал. Ценность нематериального капитала определяется на основе метода рыночной капитализации, фундаментальной стоимости и отдачи на капитал. На втором этапе исследуются состав, структура и состояние интеллектуального капитала. При этом отдельно анализируются интеллектуальная собственность и организационный капитал, включающий процессный и инновационный капитал. В ходе анализа интеллектуального капитала ключевым элементом является исследование организационных, технологических и продуктовых инноваций, которые обеспечивают непрерывное совершенствование компании и увеличение ее рыночной стоимости. На третьем этапе оцениваются эффективность и ценность интеллектуального капитала. В этих целях используются методы прямого счета, фундаментальной стоимости и балльный метод.
Выводы. Исследованы проблемы анализа интеллектуального капитала, в том числе интеллектуальной собственности и организационного капитала; предложена методика анализа. Статья может быть полезна аналитикам, оценивающим деятельность компании на основе интегрированной отчетности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Определяющую роль в современной экономике играет интеллектуальный капитал, сложно накапливаемый и сложно воспроизводимый, именно он становится источником долгосрочных конкурентных преимуществ каждой компании в отдельности и страны в целом.
Значимость интеллектуального капитала заключается в том, что он является драйвером развития и совершенствования бизнеса, ключевым фактором создания и поддержания фундаментальной стоимости.
Интеллектуальный капитал способствует созданию фундаментальной стоимости вследствие повышения конкурентоспособности продукции, совершенствования технологий, бизнес-процессов, экономии материальных, финансовых, трудовых, других видов ресурсов, увеличения отдачи от ресурсов, а также повышения инновационности бизнеса во всех его аспектах, и на этой основе -увеличения первичных факторов стоимости: рентабельности продаж, рентабельности
инвестированного капитала, устойчивого темпа роста бизнеса.
Существует множество определений, классификаций и методов оценки интеллектуального капитала [14]. Например, Т. Стюарт дает следующее определение интеллектуальному капиталу: это накопленные полезные знания, разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д. [1].
Традиционно исследователями, в частности Т. Стюартом, Л. Эдвинссоном, М. Мэлоуном, И.В. Ивашковской, Э.Р. Байбуриной, выделяются три элемента интеллектуального капитала [1, 5], а именно - человеческий, структурный, клиентский (отношенческий).
Однако в Международном стандарте интегрированной отчетности интеллектуальному
капиталу дано более узкое определение: следующем витке этой спирали привлекает
интеллектуальный капитал - организационные в компанию более качественный человеческий
нематериальные активы, основанные на знаниях, капитал2. включая:
Интеллектуальный капитал, включающий
• интеллектуальную собственность, например интеллектуальную собственность и организационный
патенты, авторские права, программное капитал, характеризуется следующими
обеспечение, права и лицензии; особенностями:
• организационный капитал, например подразумеваемые знания, системы, процедуры и протоколы1.
Как следует из представленного определения, различия между ранее принятым и новым определениями заключаются в том, что неконтролируемые знания (человеческий капитал) и репутация компании (клиентский капитал) не включены в понятие интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал в соответствии с Международным стандартом интегрированной отчетности включает интеллектуальную собственность и организационный капитал и не включает научные или технические знания и навыки персонала, которые учитываются в неконтролируемом человеческом капитале, а также лояльность клиентов, поставщиков, других стейкхолдеров, которые являются элементом социально-репутационного капитала.
Интеллектуальный капитал, а именно -интеллектуальная собственность, частично отражается в финансовой отчетности компании в виде нематериальных активов.
Интеллектуальный капитал можно определить как контролируемые знания, систему их генерации, распространения и созидательного использования, в отличие от человеческого капитала, основная ценность которого в неконтролируемых знаниях и мотивации персонала, и социально-репутационного капитала, основу которого составляет доверие к компании. При этом человеческий, интеллектуальный и социально-репутационный капиталы следует рассматривать в совокупности как нематериальный капитал, поскольку все его элементы имеют общие свойства и находятся в тесной взаимосвязи между собой. Ключевой из них - человеческий капитал, он генерирует знания и инновации, которые трансформируются в интеллектуальную собственность и организационный капитал, далее этот капитал приводит к увеличению ценности социально-репутационного капитала, что на
1 Международный стандарт интегрированной отчетности. URL: http://ir.org.ru/attachments/artide/94/13-12-08-THE-MTERNATTONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf
• внутренней природой по отношению к организации;
• контролируемостью, что отличает его от человеческого и социально-репутационного, поскольку интеллектуальный капитал - это единственный вид нематериального капитала, который компания может контролировать, так, по известному выражению Т. Стьюарта, организационный капитал - это знание, не исчезающее в пять вечера вместе со служащими, уходящими домой [1];
• комплексностью, поскольку он включает систему элементов, разнородных по своей природе, но в целом ориентированных на достижение общей цели - совершенствования и развития бизнеса [6];
• тесной связью с человеческим капиталом, поскольку интеллектуальный капитал является производной от человеческого капитала, неконтролируемого знания, а именно его частью, переданной организации и контролируемой ею;
• значительным синергетическим эффектом, возникающим в результате взаимодействия интеллектуального, человеческого и социально-репутационного капиталов [7];
• минимальным раскрытием информации, что связано с риском копирования и потери конкурентных преимуществ, которые генерирует интеллектуальный капитал [8];
• сложностью идентификации и оценки; как подчеркивают исследователи, в частности Эдгар Рагель, самые ценные интеллектуальные активы остаются чаще всего скрытыми [9];
• уникальностью и сложностью воспроизведения и копирования, что, по мнению Э.Р. Байбуриной, Е.Г. Гребцовой, определяет его способность приносить сверхприбыли, обеспечивать доминирующие конкурентные позиции или временное положение монополиста для
2Молодчик М.А., Теплых Г.В. Обоснование структурного
содержания интеллектуального капитала компании в рамках
ценностно ориентированного подхода // Финансы и кредит.
2013. № 4. С. 73-84.
компании [8]; таким образом, возможно копирование отдельных объектов
интеллектуального капитала, но невозможно его копирования как единого целого;
• стратегическим характером, то есть способностью обеспечивать конкурентные преимущества компании в долгосрочной перспективе [10];
• динамичностью, нестабильностью эффективности и ценности капитала, которые существенно зависят от того, как он используется [7]; при этом следует отметить, что интеллектуальный капитал (чаще организационный) может иметь отрицательную ценность, что обусловливается неэффективной организацией бизнеса и приводит к снижению рыночной капитализации относительно балансовой стоимости активов компании;
• эффектом значительных временных задержек: существует значительный временной лаг, который откладывает получение выгод от инвестиций в интеллектуальный капитал (5-9 лет) [2].
Особенности интеллектуального капитала, в частности минимальное раскрытие информации, сложность идентификации и оценки, нестабильность эффективности и ценности капитала, его уникальность для каждой компании приводят к сложностям в анализе и интерпретации его результатов. Необходимо отметить, что для сложно идентифицируемого капитала, каким является интеллектуальный, невозможно разработать жестко формализованные алгоритмы анализа. Аналитические процедуры должны адаптироваться к особенностям конкретной компании и выполняться экспертами высокой квалификации.
Ключевыми аспектами анализа интеллектуальной собственности, первой составляющей
интеллектуального капитала, является анализ ее состава и структуры, динамики, движения и состояния; оценка степени участия в производственной деятельности компании, анализ эффективности использования, оценка приносимых ею доходов и на этой основе оценка ее стоимости и анализ ее влияния на фундаментальную стоимость и рыночную капитализацию компании. Кроме того, важно оценить возможность реализации элементов интеллектуальной собственности на рыночных условиях и целесообразность создания и приобретения объектов интеллектуальной собственности.
Ключевыми аспектами анализа организационного капитала, второй составляющей интеллектуального капитала, является анализ его состава и структуры, оценка значимых составляющих, в том числе процессного капитала, обеспечивающего рутинную деятельность компании, и инновационного капитала, обеспечивающего инновационную деятельность; оценка влияния организационного капитала на формирование интеллектуальной собственности, на развитие человеческого и социально-репутационного капитала.
Разработанная методика анализа интеллектуального капитала включает три этапа (рис. 1).
На первом этапе анализа идентифицируется наличие всего нематериального капитала на основе определения его ценности. На этом этапе должен быть установлен факт наличия (положительной ценности), отсутствия
(несущественности) или отрицательной ценности нематериального капитала, как совокупности трех его элементов, а именно человеческого, интеллектуального, социально-репутационного капитала. Общепризнана сложность в оценке нематериального капитала, связанная со следующими обстоятельствами, которые отмечают М.А. Бендиков и Е.В. Джамай [7]:
• ограниченные возможности в описании и измерении капитала;
• существенные различия между затратами на капитал, с одной стороны, и его ценностью и стоимостью, с другой;
• проблемы в определении нормативов творческого труда, ведущего к возникновению капитала;
• высокая степень неопределенности результатов использования капитала.
Существует ряд подходов к определению ценности нематериального капитала, наиболее известные представлены в классификации Карла-Эрика Свейби [10-13].
Методы прямого измерения капитала. Эти методы применимы к идентифицируемым объектам капитала, а именно к таким их видам, как информация, представляющая коммерческую тайну, объекты авторского и смежных прав, объекты промышленной собственности. Так, Харрисон Марк отмечает возможность оценки таких объектов через продажу: главные скрытые
сокровища - это нематериальные активы, такие как патенты, бренды, авторские права, лицензии, а также проводимые исследования и разработки. В отчетах сведений об этих активах обычно нет, хотя о многом можно догадаться по цене, которую они приобретают, когда переходят из рук в руки [14]. Этот метод позволяет установить рыночную стоимость объектов интеллектуального капитала, которая определяется в момент их продажи, но не позволяет оценить весь нематериальный капитал в совокупности. Кроме того, этот метод неприменим к объектам организационного капитала, в частности, таким, как корпоративная культура, бизнес-модель, структура управления и др.
Методы рыночной капитализации. В соответствии с этими методами ценность капитала определяется разностью между рыночной капитализацией и балансовой стоимостью собственного капитала. Это согласуется с мнением исследователей, в частности Л. Эдвинссона, о том, что интеллектуальный капитал - это знание, которое можно конвертировать в стоимость [2, 13]. Харрисон Марк отмечает, что рыночная цена акций компаний чутко реагирует на информацию о наличии и увеличении интеллектуального капитала компании: инвестиции в исследования и разработки и капитальные издержки - все это оказывает существенное влияние на курсы акций (примерно +1,5% в месяц публикации соответствующих сообщений) [14]. В приведенной цитате обозначен еще один способ оценки интеллектуального капитала: это оценка изменения рыночной капитализации, которая выявляется при появлении информации об интеллектуальной собственности. Однако метод капитализации неприменим к оценке интеллектуального капитала отдельно от человеческого и социально-репутационного капитала. Кроме того, недостатком метода является то, что сама рыночная капитализация зависит не только от ценности всех видов капитала, но и от многих других внешних и внутренних факторов.
Метод окупаемости активов (дохода/возврата на активы). Этот метод основан на предположении о том, что материальные активы имеют приблизительно одинаковую среднеотраслевую доходность. Превышение доходности у одних компаний над доходностью других как раз и объясняется наличием у них нематериального капитала. Такой подход также неприменим отдельно для интеллектуального капитала без учета социально-репутационного и человеческого,
поскольку эти виды капитала также в значительной степени способствуют созданию стоимости и повышению доходности относительно среднеотраслевого уровня.
Балльные методы, основанные на системе показателей, которые описывают отдельные составляющие капитала. К таким методам относится сбалансированная система показателей, навигатор Scandia и др. [12, 15]. Эти методы в наибольшей степени могут дать оценку составляющим нематериального капитала, однако они не дают совокупной стоимостной оценки объектам капитала и всему капиталу в целом.
Особо следует отметить метод оценки нематериального капитала через расчет фундаментальной стоимости отдельных объектов интеллектуального капитала и нематериального капитала в целом как разницы между фундаментальной и балансовой стоимостью компании, а также оценки влияния капитала на первичные факторы стоимости.
Если рассматривать влияние интеллектуального капитала на первичные факторы стоимости (рентабельность, средневзвешенную стоимость и темп роста инвестированного капитала), то можно отметить следующее. К увеличению рентабельности продаж приводит интеллектуальная собственность в виде технологического капитала вследствие появления научно-технической ренты, то есть увеличения рентабельности продаж за счет повышения качества и цены продукции, с одной стороны, и снижения ресурсоемкости, с другой. Между тем к увеличению рентабельности продаж приводит также организационный капитал, поскольку эффективные организационно-управленческие технологии позволяют сокращать расходы и получать ценовую премию, увеличивающую рентабельность продаж. Кроме того, организационный капитал способствует увеличению объема производства и продаж и, следовательно, увеличению оборачиваемости инвестированного капитала. Что касается влияния интеллектуального капитала на средневзвешенную стоимость инвестированного капитала, то оно в большей степени связано с организационным капиталом, ценность которого проявляется в возможности использования более дешевых источников капитала и оптимизации его структуры за счет эффективных организационных (управленческих) решений. На темп роста инвестированного капитала влияют все виды интеллектуального капитала, поскольку этот показатель зависит от рентабельности продаж,
оборачиваемости инвестированного капитала, мультипликатора инвестированного капитала и коэффициента реинвестирования прибыли, на которые влияют и интеллектуальная собственность, и организационный капитал.
Таким образом, на первом этапе анализа оценивается, имеет ли компания нематериальный капитал и каким образом он влияет на стоимость -добавляет или разрушает ее. Для такой оценки предлагается использовать три метода из перечисленных ранее - рыночной капитализации, фундаментальной стоимости и окупаемости активов. Эти методы дают оценку всей совокупности нематериальных видов капитала, включая интеллектуальный, социально-репутационный, человеческий.
На втором этапе анализируются состав, структура и динамика интеллектуальной собственности и организационного капитала. Источниками интеллектуального капитала являются:
• инвестирование в разработку и продвижение технологий и продукции, обеспечивающих высокую потребительскую ценность, что приводит к формированию интеллектуальной собственности;
• повышение уровня управленческо-технологической культуры ведения бизнеса, формирование эффективной корпоративной стратегии, эффективной бизнес-модели и организационной структуры, формирование современных эффективных способов и методов ведения бизнеса, что в итоге приводит к формированию организационного капитала.
В качестве условий, благоприятных для создания интеллектуальной собственности, можно отметить следующие:
• обеспечение возможности обработки большого объема информации для поиска и внедрения новых знаний;
• стимулирование всеобщей заинтересованности персонала и менеджмента в новых знаниях и инновациях;
• наличие административной структуры, способной оперативно усваивать и внедрять новые знания, как правило, не жесткой административной структуры, а гибкой и адаптивной.
Эти условия, так необходимые для создания интеллектуальной собственности, обеспечивает организационный капитал компании. При этом основной элемент интеллектуального капитала, обеспечивающего постоянное самообновление компании, - это инновации в области технологий, продукции, управления бизнесом, генерируемые, заимствуемые или приобретаемые компанией (рис. 2).
В ходе анализа инноваций необходимо учитывать, что в зависимости от модели управления инновациями различают компании-интеграторы, которые сами генерируют инновации; компании-дирижеры, которые заказывают разработки на стороне; компании-имитаторы, которые копируют инновации. При этом именно организационный капитал создает условия для притока новых идей, производства новых продуктов, обновления технологий. Технологические (продуктовые и процессные) инновации приводят, как правило, к возникновению идентифицируемых
нематериальных активов, в частности прав на изобретение, промышленный образец, полезную модель, секреты производства (ноу-хау) и др. В то же время технологические инновации могут и не приводить к возникновению идентифицируемых нематериальных активов, например, когда такие инновации выражаются в приобретении овеществленных в оборудовании новых технологий. Организационные инновации, генерируемые, заимствуемые или приобретаемые, приводят, как правило, к возникновению неидентифицируемых нематериальных активов.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что технологические и организационные инновации тесно взаимосвязаны, при этом именно организационные инновации и организационный капитал обеспечивают возможность эффективного осуществления и использования технологических инноваций.
Состав интеллектуальной собственности, учет которой регламентируется российскими и международными стандартами, то есть идентифицируемые нематериальные активы, может быть представлен следующим образом3:
• имущественные права (права пользования на основе лицензионных соглашений: имуществом, землей, водными и другими природными ресурсами, недрами и др.);
3 Swiss Appraisal. URL: www.swissap.ru
• информация, представляющая коммерческую тайну (проектная, конструкторская, технологическая информация, результаты НИОКР, ноу-хау);
• объекты авторского и смежных прав (программы для ЭВМ, базы данных, топологии микросхем, произведения науки, искусства, музыки, живописи, иных видов искусства);
• объекты промышленной собственности (патенты на промышленные образцы, селекционные достижения, изобретения).
Необходимо отметить различия в определении интеллектуальной собственности, включаемой в интеллектуальный капитал, по версии Международного стандарта по интегрированной отчетности4 и в ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Интеллектуальная собственность - это результаты интеллектуальной деятельности, при этом средства
индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и др.) не включены Международным стандартом интегрированной отчетности в интеллектуальный капитал в отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации и относятся к социально-репутационному капиталу.
Анализируя наличие интеллектуальной собственности, в первую очередь необходимо исследовать состав идентифицированных нематериальных активов на основе данных публикуемой отчетности. По ее данным, с помощью известных алгоритмов рассчитываются показатели структуры, динамики
интеллектуальной собственности, а также показатели ее ввода, выбытия, износа, годности.
Организационный капитал, то есть умение организовать дело, вторая составляющая интеллектуального капитала, - это та его часть, которая имеет отношение к организации в целом и существует независимо от персонала. Источниками организационного капитала является эффективный менеджмент, использующий ограниченные ресурсы бизнеса с максимальной отдачей, высокий уровень управленческо-технологической культуры ведения бизнеса. Организационный капитал формируется
4 Международный стандарт интегрированной отчетности. http://ir.org.ru/attachments/article/94/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf
и развивается под воздействием организационного интеллекта, то есть знаний о том, как организовывать и совершенствовать организацию: ее целеполагание, структуру, функции персонала; знаний о том, как осуществлять организационные и управленческие инновации, знаний о новых технологиях, продуктах.
Организационный капитал современной компании должен быть нацелен на то, чтобы в ней всегда осуществлялась непрерывная генерация новых идей и знаний с последующей их объективацией в конечные инновационные продукты [16].
В ходе анализа необходимо отдельно оценивать организационный капитал, обслуживающий рутинную деятельность компании, то есть ее обычную повседневную деятельность
(процессный организационный капитал), и организационный капитал, направленный на непрерывное совершенствование и развитие бизнеса и обслуживающий инновационную деятельность (инновационный организационный капитал). При этом надо отметить, что информация об организационном капитале практически недоступна внешним пользователям, только отдельные блоки информации, в частности стратегия, бизнес-модель, система ценностей, могут быть опубликованы.
Роль организационного капитала заключается в идентификации потенциала развития бизнеса и формировании мотивации для его реализации и проявляется в том, что он позволяет эффективно управлять ограниченными производственными, человеческими, другими видами ресурсов, получать синергетический эффект от их объединения. Роль организационного капитала воплощается в его функциях, среди которых ключевыми являются [17, 18]:
• обеспечение бизнеса факторами производства (всеми видами капиталов) и поддержание их эффективного взаимодействия;
• налаживание системы трудовых отношений и обеспечение управления производством;
• формирование системы управления новыми знаниями, процесса непрерывного совершенствования бизнеса: бизнес-модели, продуктов, технологий, бизнес-процессов, системы управления;
• обеспечение возможности обработки больших объемов данных.
Организационный капитал рассматривается авторами работ [1-3, 5, 7, 9, 16, 18] как:
• интегратор всех видов капитала и источник синергии;
• система элементов, обеспечивающих рутинную и инновационную деятельность компании (элементы организационного капитала перечислены далее);
• механизм трансформации неконтролируемых знаний в контролируемые, то есть инфраструктура (инструменты, регламенты) передачи знаний от работников к организации;
• среда, обеспечивающая развитие и непрерывное совершенствование компании, создание, внедрение новых знаний;
• искусственно созданная форма управления знаниями;
• контролируемые, переданные персоналом знания, обладающие потенциалом создания стоимости;
• структура и комплекс функций, выполняемых системой управления;
• совокупность концепций управления и технологий развития;
• инфраструктура, позволяющая реализовывать человеческий капитал работников;
• технологии управления и инфраструктурный капитал.
Поскольку организационный капитал представляет собой контролируемые зарегламентированные знания, то в процессе его анализа необходимо проанализировать всевозможные регламентирующие документы, а именно распоряжения, методики, положения, инструкции, стандарты, политики, процедуры, регламенты, приказы и пр. [8, 18]. При этом очень важно, чтобы эти документы в большей степени были направлены на проектную, инновационную деятельность, непрерывное совершенствование, а не на рутинную текущую деятельность. Важно также отметить, что излишняя регламентация, препятствующая творчеству, может отрицательно воздействовать на способность персонала создавать новые знания. Другими словами, существует противоречие между двумя составляющими организационного капитала - процессным и инновационным
организационным капиталом, поскольку высокая степень формализма создает большие препятствия для генерации новых знаний.
В целом к элементам организационного капитала, которые надо тщательно исследовать в процессе его анализа, относятся:
• корпоративная культура, ценности, традиции, символы;
• миссия, видение, иерархия стратегий бизнеса;
• философия менеджмента, кодекс поведения, этические нормы;
• финансовая и организационная структура бизнеса;
• административные системы и организационные структуры;
• информационные системы и средства коммуникации;
• процессы управления;
• регламенты производственных процессов;
• базы знаний;
• базы данных;
• система управления знаниями;
• система бенчмаркинга;
• система внутреннего контроля;
• система управленческого учета;
• системы подбора, обучения и стимулирования персонала;
• системы взаимодействия со стейкхолдерами и др.
Таким образом, организационный капитал включает технологии управления, а также инфраструктурный капитал и представляет собой совокупность инструментов, обеспечивающих эффективный менеджмент на всех уровнях управления [19]. В формировании организационного капитала, как и социально-репутационного, определяющую роль играет корпоративная культура, которая задает общий вектор движения организации в будущее в соответствии с ее системой целей, создает уникальное лицо организации [20].
Организационный капитал - это не только составляющая интеллектуального капитала, но также системообразующая основа всего нематериального капитала компании и бизнеса в целом, обеспечивающая его формирование и развитие (рис. 3). В Международном стандарте интегрированной отчетности особо
подчеркивается необходимость исследования взаимосвязей между видами капитала, поскольку интегрированное мышление предполагает активное рассмотрение организацией связей между ее различными операционными и функциональными единицами и капиталами.
В цепочке создания ценности всех видов нематериального капитала определяющее значение имеет корпоративная культура, под воздействием которой формируется среда, способствующая генерации знаний, обеспечивающая непрерывное совершенствование компании. Эта среда является, по сути, элементом организационного капитала, который играет важнейшую роль в трансформации неконтролируемых знаний персонала в знания, контролируемые организацией.
Роль организационного капитала в формировании человеческого капитала реализуется через систему подбора, мотивации и развития персонала, разработку эффективной организационной структуры, систему внутреннего контроля и управленческого учета. Все это способствует развитию персонала, его компетенций, генерации знаний, формированию интеллектуальной собственности в виде ноу-хау, патентов, лицензий, а затем трансформации неконтролируемых знаний в контролируемые.
В целом взаимосвязь можно представить следующим образом: человеческий капитал, основной носитель неконтролируемого знания, генерирует инновации, которые посредством организационного капитала трансформируются в контролируемые знания, которые в свою очередь конвертируются в стоимость. Также велика роль организационного капитала в формировании социально-репутационного капитала. Эта роль реализуется через регламенты взаимодействия со стейкхолдерами - покупателями, поставщиками, кредиторами, акционерами, органами власти, что позволяет поддерживать высокие стандарты качества взаимодействия, укрепляющие репутацию компании, повышающие доверие к ней и увеличивающие ценность ее репутации. При этом надо отметить, что бренд и другие средства индивидуализации не включаются в интеллектуальный капитал в соответствии
с Международным стандартом интегрированной отчетности.
В процессе анализа организационного капитала необходимо оценить, насколько полно организационный капитал обеспечивает рутинную деятельность компании и насколько эффективно способствует осуществлению ее инновационной деятельности.
На третьем этапе анализа исследуется эффективность и ценность интеллектуального капитала. В разработанной методике анализа предусмотрен трехэтапный алгоритм оценки: на первом этапе оцениваются затраты и инвестиции в интеллектуальный капитал, на втором - объем и скорость инноваций, на третьем - величина созданной стоимости в результате реализации инноваций.
Первая группа показателей - индикаторы затрат на совершенствование интеллектуального капитала:
• затраты на инновации в интеллектуальную собственность, исследования и разработки, неовеществленные технологические инновации, приобретение новых технологий: абсолютные, относительные показатели затрат (в расчете на сотрудника, в процентах от выручки, в процентах от общего объема инвестиций), динамика и структура затрат;
• затраты на совершенствование организационного капитала - корпоративной культуры, бизнес-модели, организационной структуры, систем управления, ЕЯР-систем, бизнес-процессов, процедур, технологий, технического и программного обеспечения, инвестиции в новые методы управления, в информационные системы и технологии.
В результате осуществления этих затрат повышается качество организационного капитала, о чем свидетельствует масштаб изменений, происходящих в компании, приводящих к формированию интеллектуальной собственности, и способствующих с о зд ан ию добавленной стоимости.
Вторая группа показателей - индикаторы трех групп взаимосвязанных инноваций:
• обновляемость управленческих организационных технологий (от эволюционного организационного развития, до радикального хозяйственного реинжиниринга);
• обновляемость производственных технологий;
• обновляемость продукции.
Каждая из перечисленных категорий характеризуется показателями масштаба и скорости осуществления инноваций. При этом в результате организационных инноваций повышается качество организационного капитала, что стимулирует технологические и продуктовые инновации.
Третья группа показателей - результирующие показатели эффективности и создания стоимости. Способность к продуктовым и технологическим инновациям становится главным фактором создания стоимости. Однако ценность интеллектуальной собственности определяется не столько ее наличием, сколько эффективностью использования, тем, какие денежные потоки генерируют объекты интеллектуальной
собственности [7].
При оценке фундаментальной стоимости интеллектуальной собственности необходимо учесть такие характеристики, как уникальность объектов интеллектуальной собственности, их легальный статус, масштаб применения и объем производимой продукции, генерируемый денежный поток, срок существования [21]. Объекты интеллектуальной собственности оцениваются с точки зрения доходного подхода как дисконтированный дополнительный денежный поток, генерируемый объектом собственности, причем источниками этого денежного потока являются повышение цены, дополнительный объем продаж, снижение издержек:
где t - год периода, в течение которого генерируется дополнительный денежный поток;
CFi - дополнительный денежный поток от /-го объекта интеллектуальной собственности;
г - дисконт.
Кроме того, объекты интеллектуальной собственности могут оцениваться с помощью рыночного сравнительного подхода - как возможная цена продажи такого или аналогичного объекта.
В процессе оценки организационного капитала балльным методом необходимо учитывать, что его основным индикатором является обеспечение возможности генерировать идеи и их капитализировать. Организационный капитал
целесообразно оценивать с двух позиций -накопленные запасы организационных знаний и его организационная эффективность, то есть оценка всего нематериального капитала, в формировании которого задействован организационный капитал [21].
Как индикаторы качества организационного капитала важно отметить следующие характеристики:
• высокий уровень корпоративной культуры, ценностей, традиций, символов;
• наличие открытой корпоративной стратегии;
• производительность информационных систем, их применение, функции, масштаб, в том числе ЕЯ^-системы;
• эффективность оборудования и технологий, используемых для управления;
• состав и эффективность административных систем и организационных структур.
Однако не менее значимой для анализа организационного капитала является система показателей, отражающая результативность и качество всех видов капитала компании:
• финансовый капитал - устойчивый темп роста и средневзвешенная стоимость;
• производственный капитал - капиталоемкость технологий, ресурсоемкость продукции, показатели движения и состояния основных средств, производственная мощность и отдача от производственного капитала;
• интеллектуальная собственность - количество инноваций, стоимость объектов интеллектуальной собственности;
• человеческий капитал - фондовооруженность труда, степень автоматизации труда, вовлеченность персонала, текучесть персонала, производительность труда;
• социально-репутационный капитал - степень доверия со стороны стейкхолдеров и индикаторы репутации компании;
• природный капитал - показатели загрязнения окружающей среды, ценность природного капитала.
Кроме того, важнейшими итоговыми показателями, отражающими эффективность
интеллектуального и всего нематериального капитала, являются показатели создания фундаментальной стоимости, в частности абсолютные (остаточная чистая прибыль, остаточная операционная прибыль, экономическая прибыль, добавленная фундаментальная стоимость) и относительные (спрэд эффективности, индекс эффективности, маржа экономической прибыли, общая доходность бизнеса, мультипликатор: фундаментальная/ балансовая стоимость). Положительная динамика показателей создания стоимости свидетельствует об увеличении интеллектуального капитала и о результативности затрат на инновации.
В заключение следует отметить, что анализ интеллектуального капитала - совокупности идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов, контролируемых компанией, являющихся результатом
генерирования знаний, формирования навыков, обретения опыта и конвертации их в активы, критически важен в процессе анализа интегрированной отчетности, поскольку от наличия интеллектуального капитала, его состояния и эффективности зависит операционная и управленческая эффективность компании, потенциал ее роста и развития, а в итоге -генерируемая компанией ценность для всех ее стейкхолдеров.
Рисунок 1
Схема анализа интеллектуального капитала Figure 1
Scheme of intellectual capital analysis
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Взаимосвязь инноваций и интеллектуального капитала Figure 2
The relationship of innovations and intellectual capital
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Роль организационного капитала в формировании интеллектуальной собственности, развитии человеческого и социально-репутационного капитала
Figure 3
The role of organizational capital in the formation of intellectual property, development of human and social capital and goodwill
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. 368 с.
2. Блинов С.С. Интеллектуальный капитал: его идентификация и роль в экономике знаний // Корпоративные финансы. 2010. № 4. С. 100-112.
3. Ермолаенко В.В., Попова Е.Д.Интеллектуальный капитал корпорации: сущность, структура, стратегии развития и модель управления // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 2. С. 110-122.
4. Бобрышев А.Д., Тарабрин М.Б., Тарабрин К.М. Формирование бизнес-модели устойчивой производственной компании. URL: http://urlid.ru/aovm.
5. Ивашковская И.В., Байбурина Э.Р. Роль интеллектуального капитала в создании стоимости крупных российских компаний: опыт эмпирического исследования // Вестник Финансовой академии. 2007. № 4. C. 53-63.
6. Ермолаенко В.В. Конкурентные преимущества и формирование капиталов организаций // Научный вестник КубГАУ. 2008. № 37. URL: http://ej.kubagro.ru/2008/03/pdf/01.pdf.
7. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Идентификация и оценка интеллектуального капитала инновационно активного предприятия // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 83-106.
8. Байбурина Э.Р., Гребцова Е.Г. Раскрытие информации об интеллектуальном капитале и его влияние на стоимость компании на развивающихся рынках капитала // Корпоративные финансы. 2012. № 4. С. 113-129.
9. Кузубов С.А. Итоги круглого стола на тему «Intellectual capital of Companies: Measurement and Reporting» 9 апреля 2015 г. // Корпоративные финансы. 2015. № 2. С. 76-78.
10. Березинец И.В., Удовиченко О.М., Сысолятина Е.В. Оценка вклада интеллектуального капитала в создание ценности компании // Корпоративные финансы. 2010. № 3. С. 5-22.
11. Sveiby K.-E. Methods for Measuring Intangible Assets. URL: http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm/.
12. Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки интеллектуального капитала // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 3. C. 36-48.
13. Шакина Е.А., Блинов С.С. Оценка доли интеллектуального капитала в стоимости компании // Корпоративные финансы. 2010. № 2. С. 47-61.
14. Харрисон М. Искусный инвестор. Управляйте своими инвестициями профессионально. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 270 с.
15. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 320 с.
16. Салихов Б.В., Нейматова Б.А. Функциональная структура интеллектуального капитала предприятия как объект управления // Креативная экономика. 2008. № 11. С. 50-58.
17. Йерун Питер ван ден Берг. Склад как конкурентное преимущество. М.: Альпина Паблишер, 2016. 344 с.
18. Горбунов В.Д. Организационный капитал предприятия // Челябинский гуманитарий. 2010. № 10.
19. Тюрина Е.И., Иванинский И.О. Влияние интеллектуального капитала на финансовые решения компаний // Корпоративные финансы. 2010. № 3. С. 95-103.
20. Духнич Ю. Интеллектуальный капитал: составляющие, управление, оценка. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/Intellectual_Capital. shtml.
21. Пострелова А.В., Донскова М.В. Оценка интеллектуального капитала предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления. Т. 2. СПб.: Реноме, 2013. С. 53-56.
С.27-32.
Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 10 (2016) 53-67 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) Analysis of Intellectual Capital ISSN 2073-039X (Print)
ANALYSIS OF INTEGRATED REPORTING: INTELLECTUAL CAPITAL Vera G. KOGDENKO
National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russian Federation kogdenko7@mail.ru
Article history:
Received 2 August 2016 Received in revised form 16 August 2016 Accepted 30 August 2016
JEL classification: G30, G32
Keywords: integrated reporting, economic analysis, intellectual capital, innovation
Abstract
Subject The article considers the analysis of intellectual capital within the framework of company's integrated reporting analysis.
Objectives The aim is to develop a methodology for a complex analysis of intellectual capital, taking into account the information to be provided in integrated reporting.
Methods The methodological basis of intellectual capital analysis includes objective principles of systems approach, provisions of economic analysis, logical and comprehensive approach to economic phenomena and processes. The method was developed based on the international integrated reporting standard.
Results I developed a method to analyze intellectual capital, which includes three stages. During the first stage, the value of all intangible capital is determined (including intellectual, social, reputation and human capital) based on market capitalization, fundamental value and return on assets. At the second stage, the composition, structure and condition of intellectual capital are investigated. Intellectual property and organizational capital, which includes process and innovative capital, are analyzed separately. At the third stage, the efficiency and value of intellectual capital are assessed. For these purposes, I apply a method for count up, fundamental value method and point evaluation method.
Conclusions and Relevance The article reviews problems of the analysis of intellectual capital, and offers a method of complex analysis. It may be useful for analysts evaluating the company's activities on the basis of integrated reporting.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 201б
References
1. Steward T.A. Intellektual'nyi kapital. Novyi istochnik bogatstva organizatsii [Intellectual Capital: The New Wealth of Organization]. Moscow, Pokolenie Publ., 2007, 368 p.
2. Blinov S.S. [Intellectual capital: Its identification and role in the knowledge economy]. Korporativnye finansy = Corporate Finance, 2010, no. 4, pp. 100-112. (In Russ.)
3. Ermolaenko V.V., Popova E.D. [Intellectual capital of a corporation: Its nature, structure, development strategy and management model]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie = Human. Community. Management, 2012, no. 2, pp. 110-122. (In Russ.)
4. Bobryshev A.D., Tarabrin M.B., Tarabrin K.M. Formirovanie biznes-modeli ustoichivoi proizvodstvennoi kompanii [Formation of a business model of a sustainable production company]. Available at: http://urlid.ru/aovm. (In Russ.)
5. Ivashkovskaya I.V., Baiburina E.R. [The role of intellectual capital in creating the value of large Russian companies: Empirical research experience]. Vestnik Finansovoi akademii = Bulletin of Financial Academy, 2007, no. 4, pp. 53-63. (In Russ.)
6. Ermolaenko V.V. [Competitive advantages and corporation capital formation]. Scientific Journal of KubSAU, 2008, no. 37. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2008/03/pdf/01.pdf.
7. Bendikov M.A., Dzhamai E.V. [Identification and evaluation of intellectual capital of the innovation-oriented enterprise]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economics of Contemporary Russia, 2001, no. 4, pp. 83-106. (In Russ.)
8. Baiburina E.R., Grebtsova E.G. [Disclosure of intellectual capital and its impact on company's value in emerging capital markets]. Korporativnye finansy = Corporate Finance, 2012, no. 4, pp. 113-129. (In Russ.)
9. Kuzubov S.A. [Results of round-table conference Intellectual Capital of Companies: Measurement and Reporting]. Korporativnye finansy = Corporate Finance, 2015, no. 2, pp. 76-78. (In Russ.)
10. Berezinets I.V., Udovichenko O.M., Sysolyatina E.V. [Evaluation of the contribution of intellectual capital to company's value creation]. Korporativnye finansy = Corporate Finance, 2010, no. 3, pp. 5-22. (In Russ.)
11. Sveiby K.-E. Methods for Measuring Intangible Assets. Available at: http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm/.
12. Romanteev P.V. [An analytical review of methods to assess intellectual capital]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Economics, Business and Law, 2011, no. 3, pp. 36-48. (In Russ.)
13. Shakina E.A., Blinov S.S. [Assessing the share of intellectual capital in company's value]. Korporativnye finansy = Corporate Finance, 2010, no. 2, pp. 47-61. (In Russ.)
14. Harrison M. Iskusnyi investor. Upravlyaite svoimi investitsiyami professional'no [Empowered Investor: Manage Your Investments the Way the Professionals Do]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2006, 270 p.
15. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviyu [The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2006, 320 p.
16. Salikhov B.V., Neimatova B.A. [Functional structure of enterprise's intellectual capital as an object of control]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2008, no. 11, pp. 50-58. (In Russ.)
17. Jeroen P. van den Berg. Sklad kak konkurentnoe preimushchestvo [Highly Competitive Warehouse Management]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2016, 344 p.
18. Gorbunov V.D. [Organizational capital of the enterprise]. Chelyabinskii gumanitarii = Chelyabinsk Humanitarian, 2010, no. 10, pp. 27-32. (In Russ.)
19. Tyurina E.I., Ivaninskii I.O. [The impact of intellectual capital on financial decisions of companies].
Korporativnye finansy = Corporate Finance, 2010, no. 3, pp. 95-103. (In Russ.)
20. Dukhnich Yu. Intellektual'nyi kapital: sostavlyayushchie, upravlenie, otsenka [Intellectual capital: Components, management, evaluation]. Available at: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/Intellectual_Capital.shtml. (In Russ.)
21. Postrelova A.V., Donskova M.V. Otsenka intellektual'nogo kapitala predpriyatiya. V kn.: Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya. T. 2 [Evaluation of company's intellectual capital. In: Problems and prospects for economy and management. Vol. 2]. St. Petersburg, Renome Publ., 2013, pp. 53-56.