Научная статья на тему 'Методические подходы к вопросу формирования и регулирования локальных продовольственных рынков'

Методические подходы к вопросу формирования и регулирования локальных продовольственных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ РЫНКИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ЦЕНА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцов О. А.

Рассмотрены состояние, влияющие факторы и проблемы развития локальных рынков, агропродовольственного сектора экономики страны. Предложены условия формирования регионального продовольственного рынка и развитой системы государственного регулирования в области ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к вопросу формирования и регулирования локальных продовольственных рынков»

г

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти.

Государственное управление на субъектном уровне распространяется на земли, находящиеся в пределах территории соответствующего субъекта РФ, а также на земли, приобретенные на землях других субъектов РФ. Государственное земельное управление в различном объеме и различного содержания осуществляет высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган, а также министерства и ведомства субъектов РФ. Высший исполнительный орган субъекта РФ, в частности, управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной ему в управление. Система министерств и ведомств в субъектах РФ создается в соответствии с потребностями каждого субъекта, экономическими и географическими особенностями, полномочиями и компетенцией, установленными соответствующими законами субъектов РФ, договорами и соглашениями с Российской Федерацией.

Не смотря на разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ, судебная практика знает много случаев споров по поводу земельных участков между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ.

Кроме этого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы власти её субъектов составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации, а, следовательно, наличие в субъектах Российской Федерации территориальных органов федеральных органов власти экономически нецелесообразно.

Анализ современной системы управления земельными ресурсами в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости её дальнейшего совершенствования, в части сокращения числа федеральных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации с передачей их полномочий органам государственной власти соответствующих субъектов РФ. ^Г

л

ЛИТЕРАТУРА О

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 с изм. и -5 доп. от 8 ноября 2007 № 257 - ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2007. № 46. Ст. 5553 ^

2. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию. ФЗ от 6 октября 1999г. №184-ФЗ //СЗ РФ. 1999. ^ №42. Ст. 5005. ^

Ь

ВОРОНЦОВ О.А. 8

Кисловодский институт экономики и права, соискатель, 0] 357700, Ставропольский край, г Кисловодск, ул. Розы Люксембург, д. 42 ф

0

методические подходы к вопросу формирования ц

и регулирования локальных продовольственных рынков ц

- ф

со

^

Рассмотрены состояние, влияющие факторы и проблемы развития локальных рынков, агропродоволь- >.

ственного сектора экономики страны. Предложены условия формирования регионального продовольс- О

твенного рынка и развитой системы государственного регулирования в области ценообразования. О

1

Ключевые слова: локальные рынки; продовольственная безопасность; продовольственный рынок; ®

эластичность спроса и предложения; перекрестная эластичность; цена; агропромышленный комплекс о

региона; кластер ^

£

Коды классификатора JEL: Q18, R53, R58 О

0

1_

В ходе реформ в агропродовольственном секторе России сформировалась новая рыночная инфраструк- 2 тура, которая включает в себя все основные компоненты продовольственной цепи. Роль государства, как 9 непосредственного агента распределения агропродовольственной продукции, резко сократилась. Оптовые т продовольственные рынки и распределительные центры нашей страны не могут конкурировать с зарубеж- £ ными компаниями, так как нуждаются в модернизации с учетом современных требований. Эти проблемы о обусловлены, прежде всего, отсутствием государственной поддержки системы сбыта, различными внутрен- 'Ъ ними и внешними факторами, влияющими на развитие рынка, формированием транснациональных торговых компаний, глобализацией мировых товарных рынков. Отечественная система оптовой торговли еще не о сформировалась и не может конкурировать с подобными зарубежными компаниями, у которых хорошее фи- ® нансовое состояние и значительный опыт работы на мировом рынке. Поэтому многие отечественные оптово- 'Ц посреднические структуры не выдерживают жесткой конкуренции и уходят с рынка. ^ Важнейшая задача государственных органов управления - создание эффективного механизма формиро- ю вания и функционирования системы оптовой торговли, который должен способствовать эффективному сбыту | продукции отечественных товаропроизводителей, оказывать им содействие в налаживании хозяйственных о связей с предприятиями оптовой торговли. о

т

Как показывает зарубежный опыт, одним из возможных вариантов решения проблемы является создание в мегаполисах и больших городах страны, где формируется основной спрос на продовольствие, крупных торговых предприятий, которые могли бы составить конкуренцию аналогичным зарубежным торговым компаниям на российском рынке.

Другой важный фактор решения проблемы эффективного сбыта сельхозпродукции, сырья и продовольствия - организация тесного взаимодействия создаваемых в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» заготовительно-сбытовых кооперативов в местах производства и оптовых продовольственных рынков, функционирующих в местах массового потребления. Сбытовой кооператив в этом случае является единственным посредником в системе товародвижения.

В целях обеспечения продовольственной безопасности страны и эффективного функционирования отечественного продовольственного рынка необходимо принять федеральный закон, регулирующий экономические взаимоотношения между всеми его участниками, а также федеральную программу развития системы сбыта сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Нами были исследованы существующие методологии оценки рыночного спроса и объема продовольственного рынка и те ценовые принципы, на которых должна базироваться антимонопольная политика.

В работах Богдановой Н.П. и Подолян Э.П. [1, 3] были рассмотрены методы оценки объемов спроса и предложения на товарных рынках региона. В плане развития факторной модели показателя перекрестной эластичности по цене были предложены следующие критерии оценки этого показателя:

Ер>0 - имеет место при взаимозаменяемых и взаимодополняемых товарах; Ер<0 - имеет место при товарах различных групп (т.н. «межгрупповая перекрестная эластичность).

В совокупности с проведением факторного анализа показателей объемов спроса и предложения на всех ^ уровнях формирования продовольственной цепи, полученные результаты могут способствовать экономико-Ь методическому обоснованию проведения антимонопольного контроля ценовой политики на этих различ-^ ных уровнях.

X Комплексное же решение проблемы эффективного развития АПК возможно и целесообразно, по-нашему мнению, только путем формирования кластерной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Нами разработана структурная схема, определяющая логику принятия организационно-экономических решений при формировании системы управления продовольственным комплексом страны (региона), в со-^ ответствии с которой комплекс мероприятий по управлению продовольственным комплексом должен опре-I- деляться следующими основными проблемами в решении задач продовольственной безопасности страны 00 (региона);

О • основные критерии продовольственной безопасности;

¡=у • нормативно-правовое обеспечение системы формирования продовольственной безопасности;

• комплекс мер по адаптации России к условия работы в составе ВТО;

0 • разработка стратегии развития АПК в регионах и организация кластеров региональных АПК (оценка вза-ф имосвязей показателей финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях отраслей АПК (рента-ё бельность, цены, налоги, амортизация и т.д.); оценка и прогноз финансово-хозяйственной деятельности о. предприятий пищевого производства; мониторинг хозяйственной деятельности с/х предприятий; ЕЕ • экономическая диагностика регионального продовольственного рынка (информационная поддержка х сельхозтоваропроизводителей; создание устойчивого канала реализации для крестьянских (фермерс-ф ких) и личных подсобных хозяйств; обеспечение необходимых объемов партий поставок; стандартиза-о ция технологии производства);

• государственная политика в области здорового питания;

• адресная помощь в обеспечении продовольствием бедных слоев населения.

о Далее были рассмотрены основные принципы формирования цены на региональных локальных рынках. з Основной задачей при этом было исследовать и представить в формализованном виде влияние на формиро-^ вание конечной цены продукта основных факторов, а также уточнить формы и критерии показателя пере-о. крестной эластичности спроса по цене.

Известно, что размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги. Это в первую очередь относится к выручке от реализации продукции (работ, услуг), которую можно представить в следующем виде:

И Ш

0

1_

о о

со

О

I—

О О.

ВР = 2ц,*к,

где Ц .- цена на 1-и вид продукции предприятия; К; - количество изделий 1-го вида, реализованных предпри-

I ятием; п - число видов продукции, реализуемых предприятием.

о Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от пред-

си приятия-изготовителя к конечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изгото-

'! вителя (Цопт), которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить

о требуемый уровень прибыльности. При определении отпускной цены (Цотп) предприятия в цену включаются

■т НДС и другие косвенные налоги. На этом этапе при установлении цены помимо уровня затрат и желаемого

Ц уровня прибыли учитываются:[2, 4] ° • качество продукции, ее конкурентоспособность; 9 • соотношение спроса и предложения на рынке данного продукта;

О • эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен);

• среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;

• цели, которые преследует предприятие при выработке ценовой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличение доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация показателей деятельности и т. д.).

При реализации продукции через оптовых посредников формируются оптовые цены закупки, включающие посреднические наценки (скидки) (Цзак ), включающие: Цзак- цена закупки; Цош- отпускная цена предприятия-изготовителя; Нсн с6 - снабженческо-сбытовая надбавка. При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную торговую наценку (Нр торг,), которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка — это цена услуг посреднической или торговой организации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном отношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.

Описанный метод формирования цены (Ц), когда к полным издержкам прибавляется некая прибыль, определяемая через норму рентабельности, носит название метод полных издержек, смысл которого определяется следующей формулой: Ц= Сх(1+Ыр), где: где С - себестоимость продукции; Ыр - норма рентабельности.

Окончательная розничная цена продукта (Цроз) определяется по формуле: Цроз =С+П+НДС+Нсн с6 + Ыр торг,).

Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций или регулирующих органов.

Метод полных издержек повсеместно использовался у нас в дореформенном периоде всеми категориями предприятий, носил ярко выраженный затратный характер, так как задачей руководства предприятия при формировании цены являлось максимальное увеличение плановых затрат. Недостатком данного метода считается то, что при этом не учитывается поведение конкурентов, эластичность спроса. Разновидностью этого ^Г метода является определение цены на основе метода рентабельности инвестиций. Цена определяется по той ^ же формуле, а норма рентабельности - на основе стоимости заемных средств. О

В условиях развитых рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований - т.н. метод маркетинговых оценок. Данный метод основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены и т. д. Он подразделяется на два вида: метод сходной (подобной) цены (когда цена определяется в соответствии с

И

О

ценами конкурентов на аналогичный товар); метод оценки реакции покупателя (когда продавец устанавли- ^ вает ту цену, по которой товар будет обязательно продан).

Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги - тарифы (например, тарифы

на грузовые перевозки, тарифы на услуги связи и т. д.). Их уровень также оказывает большое влияние на (д

показатели деятельности производственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг занимает зна- □

чительный удельный вес в себестоимости продукции. ^

Мы считаем, что первый из описанных методов - метод полных издержек, который действительно носит ^

затратный характер, - практически и должен преимущественно применяться в современной практике рос- 0

сийских предприятий. Основание этому следующее: £

1) Подавляющая часть современных российских рынков и, в частности, продовольственных, являются рын- ^

ками с несовершенной конкуренцией; ^

ф

со ^

I

>

2) Именно этот метод способствует развитию предпринимательской культуры в плане определения целей своей деятельности и установления необходимого размера желаемого уровня прибыли.

3) Нельзя сказать, что этот метод не учитывает поведение конкурентов на рынке и эластичность спроса. Большинство из перечисленных выше внешних факторов (качество продукции, среднеотраслевой уровень цен, возможные объемы реализации при различных уровнях цен и др.), влияющих на формирование отпускной цены, поддаются учету по результатам факторного анализа выручки от реализации за прошедшие периоды деятельности, в т.ч. анализа изменения ВР за счет влияния внешних факторов;

4) Метод определения рентабельности инвестиций, при котором норма рентабельности определяется на ^

основе стоимости заемных средств, фактически учитывает те расходы по кредитам, которые уже отне- ^ сены на себестоимость продукции; о

I_

0

1_

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со О

I—

О

5) Метод маркетинговых оценок (его два вида) также являются прототипами метода полных издержек и должны использоваться (если речь идет о грамотном ценовом прогнозировании) с применением затратного метода (как базового для всех вышеупомянутых методов) с одновременным проведением факторного анализа выручки от реализации за отчетный и прошлые периоды с последующими прогнозными расчетами объема продаж, а также рассмотрением нескольких вариантов значений последнего с учетом влияния внешней среды.

На основании вышеизложенного можно сказать, что повышение цен на любой вид товара предприятием-изготовителем (на первоначальном этапе продовольственной цепи), например в «к» раз или на 100*(к-1)% 1 вызывает мультиплицирующий эффект, т.е. многократное повышение этой цены на всех звеньях этой цепи с о предъявлением ее потребителю (например, в розничной сети) в (к*т) раз (здесь т - мультиплицирующий т множитель).

Также мы считаем, что методы оценки перекрестной эластичности должны быть уточнены с учетом следу- о ющих положений:

- необходимо учитывать мультиплицирующий эффект, который проявляется не только в процессе форми- | рования цены на один вид товара, но оказывает существенное значение на спрос и потребность любого о товара (продукта) при изменении (повышении) цены на другой вид товара (продукта), не относящийся о ни к группе взаимодополняемых, ни к группе взаимозаменяемых товаров;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.