УДК 663/664.001.25:338:339(045)
Совершенствование государственной торгово-экономической политики
в условиях глобализации
С. У. Нуралиев, д-р экон. наук, профессор
Генеральный директор Союза оптовых продовольственных рынков России
Стратегической задачей государства, независимо от экономической и политической ситуации на мировом рынке, остается улучшение качества жизни населения и обеспечение его продуктами питания в соответствии с рациональными нормами их потребления. Важнейшим условием решения этой проблемы является формирование эффективного механизма преобразования экономических ресурсов общества в экономические блага.
Известно, что экономические ресурсы на планете между странами распределены неравномерно. В этом плане России повезло, она располагает значительными ресурсами и, соответственно, имеет естественные конкурентные преимущества по сравнению с другими странами, которые не располагают подобными ресурсами.
На долю России приходятся 11,5% земельных ресурсов планеты (1-е место в мире), 22% лесных ресурсов (1-е место), более 20% запасов пресной воды (2-е место), 17,4% мировых запасов газа (2-е место) и 6,1% запасов нефти (8-е место).
Эффективное использование этих ресурсов может обеспечить продовольственную безопасность не только России, но и на планете. Сегодня из 7 млрд населения планеты более 1 млрд чел. испытывают острый недостаток в продуктах питания и 2 млрд чел. в питьевой воде, а в России ресурсов для удовлетворения этих потребностей достаточно.
К сожалению, экономические ресурсы общества используются крайне не эффективно. При общей численности населения страны 146,6 млн чел. (или 2% населения планеты), доля импортных продуктов питания в розничной торговле, особен-
Рис. 1. Механизм взаимодействия власти и бизнеса
но в крупных городах и промышленных центрах, где формируется основной спрос на них остается высокой и составляет около 30-40 %.
Это свидетельствует о том, что эффективного механизма преобразования экономических ресурсов в экономические блага (товары и услуги) для удовлетворения в них потребностей населения, основанный на эффективном взаимодействии бизнеса и власти до сих пор не существует (рис. 1).
Конечной целью этого механизма является повышение конкурентоспособности отечественного производства для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Важное место в формировании и функционировании этого механизма отводится науке, которая должна принимать активное участие в разработке и экспертизе федеральных законов и государственных программ.
Основными задачами органов государственной власти в соответствии с этим механизмом должны быть:
• организация эффективного распределения ресурсов общества;
• создание оптимальных условий для развития бизнеса;
• формирование гарантированных каналов сбыта продовольствия;
• совершенствование законодательных и нормативных актов;
• разработка и реализация эффективных государственных программ;
• активное привлечение науки для экспертизы проектов законов и программ развития продовольственного рынка.
Основными задачами бизнеса являются:
• производство товаров и услуг, отвечающих требованиям рынка;
• удовлетворение потребностей населения в продуктах питания;
• эффективное использование экономических ресурсов общества;
• создание рабочих мест и обеспечение занятости населения;
• участие в формировании доходной части государственного бюджета.
Важнейшим условием эффективного использования ресурсов общества является разработка и реализация эффективных законов и государственных программ. Они должны способствовать наиболее рациональному использованию ресурсов общества для обеспечения продовольственной безопасности страны на основе создания гарантированных каналов сбыта выпускаемой продукции.
В связи с этим, одной из главных задач государства является создание условий для развития собственной товаропроводящей инфраструктуры, поскольку в условиях глобализации решение проблемы продовольственной безопасности страны во многом зависит от эффективности функционирования торгово-сбытовой инфраструктуры.
Важное место в формировании такой системы отводится созданию эффективного оптового звена в системе товародвижения. Анализ зарубежного опыта в этой сфере показывает, что реализация мясной, рыбной и плодоовощной продукции осуществляется через оптовые и розничные рынки, что позволяет государству более эффективно регулировать товарные и финансовые потоки на внутреннем продовольственном рынке.
К сожалению, в России за последние 15-20 лет наблюдаются тенденции к усилению монополизации торговых сетей, и одновременное уменьшение доли других каналов сбыта, особенно доли оптовых и розничных рынков. Во многом этому способствуют, принимаемые законодательные и программные документы.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» привел к снижению конкурентоспособности отечественной товаропроводящей инфраструктуры и к усилению монопольного влияния зарубежных торговых компаний на продовольственном рынке.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АПК
I ТЕМА НОМЕРА Ы
Несмотря на то, что за последние годы в этот Закон неоднократно вносились изменения, негативные последствия от его действия для экономики страны устранить так и не удалось. Количество розничных рынков за 2007-2015 гг. уменьшилось с 5900 до 1300 или в 4,5 раза (рис. 2), а удельный вес товарооборота розничных рынков за этот период уменьшился в с 19,6% до 7,9% (или в 3 раза) (рис. 3).
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», призванный устранить эти недостатки и обеспечить равные конкурентные условия для всех участников рынка, не решил проблему эффективного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Поправки, принятые Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 273-Ф3 «О внесении изменений в Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», лишь частично сглаживают негативные последствия ранее принятого федерального закона, но не решают проблему сбыта продукции в целом.
Представляется целесообразным предусмотреть в этом Законе, что удельный вес продукции российских товаропроизводителей во всех предприятиях торговли должен составлять не менее 50% в общем объеме товарооборота. Принятие этих поправок позволит обеспечить более справедливые условия для всех предприятий торговли в решении проблемы реализации отечественного продовольствия на внутреннем рынке и обеспечении продовольственной безопасности.
Для более эффективного регулирования торговой деятельности представляется целесообразным принять только два закона: закон о регулировании торговой деятельности на внутреннем рынке и закон о регулировании торговой деятельности на внешнем рынке, а Федеральный закон № 271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» должен быть отменен, как неэффективный.
Для решения проблемы сбыта продукции АПК Правительством Российской Федерации еще в 1998 г. была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков, которая предусматривала создание 70 оптовых рынков в различных регионах страны. Реализация этой программы предусматривала принятие Федерального закона «Об оптовых продовольственных рынках», который предполагал непосредственное участие государства в их создании.
К сожалению, эти предложения не были поддержаны зарубежными экспертами и консультантами, которые принимали активное участие в проведении экономи-
ческих реформ в России и формировании торгово-экономической политики государства в 90-е гг. ХХ века. В результате данный Федеральный закон не был принят, а Комплексная программа осталась нереализованной.
В конечном итоге это привело к усилению монополии зарубежных торговых компаний на продовольственном рынке страны, созданию более благоприятных условий для продвижения импортного продовольствия на наш рынок и снижению конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке.
Только в Московском регионе, где по данным Росстата приходится около 40% оборота оптовой торговли продовольствием построено 12 предприятий торговли немецкой компании «Метро» и 27 предприятий французской компании «Ашан», при этом на территории Германии нет ни одного предприятия торговли французской компании «Ашан», а на территории Франции нет ни одного предприятия торговли немецкой компании «Метро».
К сожалению, до сих пор продолжается вмешательство зарубежных экспертов в практику формирования и реализации торгово-экономической политики страны. При этом предлагается создавать в России, в качестве эксперимента, оптовые распределительные центры, которых ни в США, ни в Европе, ни в других странах нет.
Эти эксперименты могут очень дорого обойтись России, прежде всего из-за непрофессионализма многих чиновников,
Рис. 2. Количество розничных рынков в РФ
Рис. 3. Удельный вес оборота розничных рынков в розничной торговле РФ
которые принимают соответствующие управленческие решения. Сегодня Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. предусмотрено выделить 79,4 млрд руб. на создание таких оптовых распределительных центров.
Работа в этом направлении во многих регионах ведется, но единой концепции или системного подхода к созданию оптовых распределительных центров на федеральном уровне до сих пор нет. Многие специалисты, принимавшие участие в подготовке этой программы, не имели объективной информации об особенностях и принципиальных различиях в функционировании оптовых продовольственных рынков (ОПР) и оптовых распределительных центров (ОРЦ).
Принципиальное отличие ОРЦ от ОПР заключается в том, что основными арендаторами на ОРЦ выступают торговые сети и зарубежные компании, ориентированные на российский рынок. Значит, в соответствии с Госпрограммой развития сельского хозяйства, ОРЦ создаются не в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей, а в интересах торговых сетей и зарубежных компаний.
Вторым принципиальным отличием является то, что арендатор, выступая в качестве оптового покупателя скоропортящейся продукции, оказывает дополнительные услуги по ее доработке, упаковке и затем поставляет эту продукцию в торговые сети и предприятиям общественного питания.
Исследования в этой сфере показывают, что дополнительные услуги, оказываемые
ОРЦ, могут значительно повысить цену продукции, и она может стать неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В Республике Польша были попытки перевода некоторых складских комплексов оптовых рынков в режим работы ОРЦ, но они не увенчались успехом.
Мировая практика показывает, что реализация скоропортящейся продукции в большинстве стран с развитой рыночной экономикой осуществляется через оптовые продовольственные рынки, а не через оптовые распределительные центры. При этом на зарубежных рынках существуют две модели их формирования и функционирования:
1) Европейская модель основана на том, что управляющая компания оптового рынка создает условия для сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке, а они, получив гарантированный канал сбыта, акцентируют свои усилия на увеличении объемов производства.
2) Японская модель основана на том, что управляющая компания оптового
рынка сама выступает организатором аукционной торговли продовольствием и ее деятельность осуществляется за счет комиссионных сборов или торговой наценки, которая зависит от объемов реализации и вида реализуемой продукции.
В большинстве стран применяется европейская модель функционирования оптового рынка, которая в большей степени ориентирована на открытую экономику и внедрение современных инновационных технологий и логистических услуг для более качественного обслуживания товаропроизводителей и предприятий розничной торговли.
Таким образом, представляется целесообразным проводить более глубокие исследования по оценке эффективности использования государственных средств, выделяемых на создание ОРЦ в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства, а также совершенствованию государственной торгово-экономической политики для обеспечения продовольственной безопасности страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбиции и реальность. Место России в мировых рейтингах. Журнал «Профиль» -№ 21 (955) 2016 г. - с. 10-11
2. Нуралиев, С. У. Продовольственный рынок России в новых экономических условиях: задачи и перспективы/С. У. Нуралиев// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 3. -С. 14-17
3. Нуралиев, С. У. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях глобализации и задачи оптовой торговли/ С. У. Ну-ралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. -№ 9. - С. 14-17
4. Серегин, С. Н. Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности/С. Н. Серегин, Н. Д. Аварский, С. У. Ну-ралиев // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 10.
5. Ушачев, И. Г. Социально-экономическое развитие АПК России: проблемы и перспективы/ И. Г. Уша-чев // - М.: - 2015
Совершенствование государственной торгово-экономической политики в условиях глобализации
Ключевые слова
оптовые продовольственные рынки и распределительные центры, оптовая и розничная торговля продовольствием, продовольственная безопасность
Реферат
Стратегической задачей государства, независимо от экономической и политической ситуации на мировом рынке, остается улучшение качества жизни населения и обеспечение его продуктами питания в соответствии с рациональными нормами их потребления. Важнейшим условием решения этой проблемы является формирование эффективного механизма преобразования экономических ресурсов общества в экономические блага. Экономические ресурсы на планете между странами распределены неравномерно. В этом плане России повезло, она располагает значительными ресурсами и, соответственно, имеет естественные конкурентные преимущества по сравнению с другими странами, которые не располагают подобными ресурсами. Одной из главных задач государства является создание условий для развития собственной товаропроводящей инфраструктуры, поскольку в условиях глобализации решение проблемы продовольственной безопасности страны во многом зависит от эффективности функционирования торгово-сбытовой инфраструктуры. Анализ зарубежного опыта в этой сфере показывает, что реализация мясной, рыбной и плодоовощной продукции осуществляется через оптовые и розничные рынки, что позволяет государству более эффективно регулировать товарные и финансовые потоки на внутреннем продовольственном рынке. В статье рассматриваются проблемы развития продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности. Особое внимание уделено особенностям функционирования оптовых продовольственных рынков и оптовых распределительных центров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Представляется целесообразным проводить более глубокие исследования по оценке эффективности использования государственных средств, выделяемых на создание ОРЦ в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства, а также совершенствованию государственной торгово-экономической политики для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Авторы
Нуралиев Сиражудин Урцменович, д-р. эконом. наук, профессор Некоммерческая организация «Союз оптовых продовольственных рынков России», 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 14, офис 421, e-mail: [email protected]
Improving the State of Trade and Economic Policy in the Context of Globalization
Key words
wholesale food markets and wholesale distribution centers; wholesale of food; food security
Abstracts
The strategic task of the state, regardless of the economic and political situation in the world market, is to improve the quality of life of the population and providing it with food in accordance with rational norms of consumption. The most important condition for this problem is the formation of effective mechanism of transformation of the economic resources of society in economic benefits. Economic resources on the planet between the countries are distributed unevenly. In this respect, Russia is lucky, she has considerable resources and, accordingly, has natural competitive advantages in comparison with other countries that do not have such resources. One of the main tasks of the state is to create conditions for the development of its own distribution infrastructure, since in the conditions of globalization the solution to the food security of the country depends largely on the efficiency of trade and marketing infrastructure. Analysis of foreign experience in this field shows that the implementation of meat, fish and horticultural products through wholesale and retail markets, allowing the state to more effectively regulate trade and financial flows in the domestic food market. In the article the problems of development of the food market and ensure food security. Special attention is paid to the peculiarities of the functioning of wholesale food markets and wholesale distribution centers taking into account domestic and foreign experience. It seems appropriate to carry out deeper research on the effectiveness of the use of public funds for the creation of the ORC in accordance with the State program of agriculture development and improvement of the state economic and trade policies to ensure food security of the country.
Authors
Nuraliev Sirazhudin Urtsmenovich, Doctor of Economical Science, Professor Non-Profit Organization «Union of Wholesale Food Markets of Russia», 14, of. 421, V.Voloshinoy St., Mytischy, Moscow Region, 141014, [email protected]