КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
г
□г
□□г
□□г
□с
а
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Методика и практика расчета платы за использование РЧС
В статье рассматриваются теоретико-практические вопросы и результаты апробации методики расчета размеров разовой и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, основанной на компенсационно-стимулирующем подходе (подробнее см.: Век качества. 2011. № 4. С. 18-20).
Вс
'
соответствии с законодательством [1, 2] в Российской Федерации для пользователей радиочастотного спектра (РЧС) в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии РЧС и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот устанавливается разовая и ежегодная плата за его использование. Законом «О связи» [1] предусмотрено, что размеры платежей должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
Методологические аспекты решения этой важной проблемы на основе компенсационно-стимулирующего подхода, отражающего требования законодательных актов в части дифференциации и целевого расходования взимаемой платы, а также обеспечивающего стимулирование пользователей РЧС к более рациональному его использованию, уже были раскрыты [3].
Напомним, что под разовой платой следует понимать затраты операторов, связанные с доступом к РЧС, то есть в соответствии с действующим законодательством - за получение разрешения на пользование РЧС, а под ежегодной -плату за текущую эксплуатацию (пользование) РЧС.
Для расчета разовой и ежегодной платы предлагаются соответственно следующие формулы:
Пр — Ср хКдИАПхКТЕХ'х.Крч,(1)
ЇЇ-ТЩ =
Сг/4хЯдахКшхЯяхДР/ДК
,(2)
нения радиотехнологии (в отн. ед.); КРЧ - коэффициент, учитывающий объем используемых радиочастот (радиочастотных каналов), отн. ед.; ПГ - размер ежегодной платы, руб.; Пцщ - размер ежегодной платы за квартал, руб.;
СГ - ставка ежегодной платы, руб.; ДР- количество дней действия разрешения в течение оплачиваемого квартала; ДК - количество дней в оплачиваемом квартале.
В данной статье автором раскрывается экономическая сущность и порядок обоснования величин используемых в формулах коэффициентов [4].
В виду того, что условия использования диапазонов и применения технологий характеризуются совокупностью факторов, расчет коэффициентов КдИАП и КТЕХ осуществляется на основе дополнительных коэффициентов.
Так, условия использования определенного диапазона радиочастот и соответственно величина КдИАП характеризуются двумя основными факторами - интенсивностью использования (загруженностью определенного диапазона) и занятостью диапазона той иной категорией пользователей (правительственного или гражданского назначения).
В связи с этим коэффициент КдИАП. учитывающий используемый диапазон радиочастот, предлагается рассчитывать по формуле:
КДИАН ~ Кдч Х К КАТ
где Пр - размер разовой платы (в руб.); СР - ставка разовой платы (в руб.); КдИАП - коэффициент, учитывающий используемый диапазон радиочастот (в отн. ед.); КТЕХ - коэффициент, учитывающий особенности и условия приме-
(3)
где Кдч и Ккат - коэффициенты, учитывающие соответственно интенсивность использования диапазона радиочастот и его категорию.
Таким образом, коэффициент Кдиап стимулирует, во-первых, использование менее загруженных диапазонов радиочастот и, во-вторых, высвобождение диапазонов радиочастот правительственного назначения в пользу гражданского.
А.В. НАРУКАВНИКОВ,
директор Департамента экономики и финансов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
В свою очередь коэффициент КТЕХ учитывает ряд технических особенностей радиотехнологии и условий ее эксплуатации. Для расчета коэффициента КТЕХ предлагается следующая формула:
ГЕА' = "ткп х "шипи х ^нлс х "сои ,(4)
где КПерсП - коэффициент, учитывающий перспективность технологии, применяемой при использовании РЧС (в отн. ед.). При расчете платы за использование спектра перспективными гражданскими радиотехнологиями применяется понижающий коэффициент. Напротив, для технологий, в отношении которых принято официальное решение о прекращении их дальнейшего использования, размер платы будет увеличен, так же, как для устаревших аналоговых технологий.
КНШПИ - коэффициент, учитывающий необходимую ширину полосы излучения (НШПИ) радиосигнала для передачи информации с заданным качеством в используемом радиочастотном канале (в отн. ед.). При увеличении ширины полосы излучения коэффициент увеличивается.
КНАС - коэффициент, учитывающий численность населения в месте установки РЭС в административных границах населенного пункта (в отн. ед.). Коэффициент отражает коммерческую привлекательность (количество потенциальных абонентов) предоставляемых с помощью радиочастотного ресурса услуг радиосвязи в месте установки
Ключевые
СЗП ....
слова:
радиочастотный спектр, радиотехнологии, эффективность, разовая плата, ежегодная плата, алгоритм, компенсация, коэффициент, стимулирование.
№ 6^ 2011 ВеК| КАЧЕСТВА
15
в
□в
РЕГУЛИРОВАНИЕ Есе КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
□ В В
Блок исходных данных Расчетный блок
Алгоритм определения разовой и ежегодной платы за использование РЧС
гражданских РЭС. Чем выше рентабельность услуг радиосвязи, тем выше плата за использование РЧС. На размер платы за радиочастоты, используемые силовыми структурами, этот коэффициент не влияет.
КСОц - коэффициент, учитывающий степень социальной направленности технологии. Понижающее значение коэффициента КСОц применяется, если используемая гражданскими РЭС технология служит для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Также плата снижается, если пользователь радиочастот применяет технологию для наземного и спутникового телерадиовещания обязательных общедоступных теле- и радиоканалов.
Таким образом, включение коэффициента КТЕХ в формулу платы за использование РЧС стимулирует операторов более эффективно использовать радиочастотный ресурс за счет мотивации применения передовых технологий, а также осваивать малонаселенные территории и технологии социального значения.
Расчет разовой и ежегодной платы (формулы 1, 2) неразрывно связан с расчетом коэффициента, учитывающего объем используемых радиочастот (радиочастотных каналов) - КРЧ.
Методика определения объема радиочастотного ресурса носит нормативно-правовой и технический характер. Существующие подходы к оценке объема РЧС базируются на Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации (ТРЧ) [5] и действующей системе учета выданных лицензий на оказание услуг с использованием РЧС для большинства пользователей.
В соответствии с особенностями радиотехнологий, используемых при построении радиосетей на территории Российской Федерации, а также на основании Регламента радиосвязи МСЭ и ТРЧ все частотные присвоения разбиты на несколько групп. Для каждой группы была разработана соответствующая формула расчета коэффициента, учитывающего количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов).
Для всех РЭС, кроме земных станций спутниковой связи (ЗССС) и узловых станций УБДТ, предлагается использовать следующую формулу:
К,
пользуемых радиочастот (радиочастотных каналов, в отн. ед.).
Количество N для передатчиков телевизионного вещания и РЭС цифровых систем беспроводного доступа технологии ОЕОТ может рассчитываться по количеству используемых радиочастотных каналов. Если для приема и/или передачи радиоизлучения используется равная по значению радиочастота, то при расчете коэффициента, учитывающего количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов), значение N для данного номинала радиочастоты в каждом секторе принимается равным единице.
Если в разрешениях (за исключением разрешений для генераторов радиошума) не указаны разрешенные для использования радиочастоты (радиочастотные каналы), а указана только используемая полоса радиочастот, то расчет количества (Л/), определяется по формуле:
N = &р (МГц)/1 МГц,
(6)
(5)
где КРЧ - коэффициент объема используемых радиочастот (радиочастотных каналов, в отн. ед.); N - количество ис-
Если в разрешениях для генераторов радиошума, не указаны разрешенные для использования радиочастоты (радиочастотные каналы), а указана только используемая полоса радиочастот, то расчет количества частот (Л), определяется по формуле:
16
ВЄК КАЧЕСТВА № 6 • 2011
N = м (МГц) /100 МГц, (7)
Если в разрешениях для ЗССС и узловых станций УБЛТ рабочие частоты передачи/приема заданы формулой, то количество КРЧ определяется так:
К"т =Е(/тх-/шм)/100 МГц ,(8) 1=1
где 1тах - максимальная частота в стволе (МГц); 1тп - минимальная частота в стволе (МГц); Б - количество стволов излучения РЭС космического аппарата в разрешении (ед.).
Если в разрешениях для ЗССС, узловых станций УБЛТ указаны номиналы частот приема/передачи, то количество КРЧ определяется как сумма количества частот передачи и приема с учетом класса излучения по максимальной НШПИ, определенной для этих частот: м
Кр4зссс =ЪНШПИ л 1ШМГц,(9)
г=1
где НШПИй - максимальная необходимая ширина полосы, указанная в классе излучения для данной частоты; М - количество номиналов рабочих частот.
При этом, если в разрешении рабочие частоты заданы формулой и номиналами, то об-
щее количество КРЧ определяется:
Гм м 1 ,
Крчзссс = \т^-и) + 1ншпил\/тмгц,(10)
Если для номиналов рабочих частот указаны несколько разных классов излучения, то вычисления производятся по классу излучения с максимальной НШПИ для этой рабочей частоты.
Для определения разовой и ежегодной платы разработан алгоритм, состоящий из двух блоков: блока исходных данных и расчетного блока (см. рисунок).
Блок исходных данных представляет собой систематизированную информационную базу в виде перечня нормативных и разрешительных документов (ТРЧ, решения ГКРЧ, постановления правительства и приказы органов исполнительной власти и др.), а также статистической отчетности о макропоказателях и деятельности ведомств и организаций системы управления использованием РЧС.
Данный блок алгоритма, кроме того, содержит перечень показателей, необходимых для оценки величины ставок разовой и ежегодной платы, и соответствующих коэффициентов.
При обосновании величины ставки разовой платы, взимание которой определяется показателями деятельности служб по присвоению (назначению) радиочастот/радиочастотных
г
□г
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□ С
а
Сопоставление размеров компенсации использования РЧС по действующей и 1 предлагаемой методикам 1
Служба, тип РЭС Количество используемых радиочастот и радиочастотных каналов Ожидаемая плата за использование РЧС за 2011 г. по действующей методике, тыс. руб. Объем компенсации за 2011 г. по предлагаемой методике, тыс. руб.
1. Радиовещательная служба (РВ0) 28 909 35 601,2 295 817,3
2. Радиолокационная служба (РЛС) 9115 405,2 11 326,3
3. Сухопутная подвижная служба (СПС) 2 936 657 10 792578,3 15 546 942,5
4. Фиксированная служба (ФС) 646 954 427 912,9 1 232 414,0
5. Сухопутная подвижная спутниковая служба (СПСС) 7259 359,7 26,7
6. Фиксированная спутниковая служба (ФСС) 28 536 107 219,0 56 954,6
ИТОГО по ежегодной плате 3 657 430 11 364 076,3 17 143 481,4
Разовая плата 3 028 360 0 2 422 687,5
ИТОГО по ежегодной и разовой плате 11 353 258,0 19 566 168,9
каналов, используются стоимостные показатели затрат, связанных с получением разрешений на доступ к радиочастотному ресурсу, и количество выдаваемых разрешений на использование РЧС (в среднем за год). При расчете ставки разовой платы учитывается трудоемкость процедуры подготовки одного разрешения на использование РЧС органом исполнительной власти в области связи (Ро-скомнадзор).
При определении ставки ежегодной платы за основу расчета принята информация, отражающая перечень затрат радиочастотных служб (радиочастотных центров, ГКРЧ) на управление использованием радиочастотного ресурса, которые в соответствии с законодательством должны покрываться взиманием платы за радиочастотный спектр. К документам, раскрывающим эту информацию, относятся Федеральный закон «О связи» [1], результаты НИР научно-исследовательских организаций, План конверсии РЧС (проект), данные о затратах радиочастотных служб на проведение контрольной деятельности по надлежащему использованию РЧС.
Значения коэффициентов, учитывающих условия и стимулирующих эффективность использования РЧС, были рассчитаны с учетом результатов экспертного оценивания на основе метода Дельфи, как одного из наиболее применяемых при проведении экспертиз. Данный метод позволяет учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Экспертная оценка проводилась на основе многократного анонимного анкетирования. Результаты опроса показатели их достаточную достоверность как по числу экспертов (95%-ный уровень
репрезентативности выборки), так и по согласованности мнений экспертов (в пределах 12%).
Полученные значения разовой и ежегодной ставок, а также коэффициентов для каждой радиослужбы в отдельности включены в проект методики расчета размеров разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра в Российской Федерации, которая должна применяться уже в 2012 г. [6].
На основе разработанного методического аппарата проведен расчет количества используемых радиочастот и радиочастотных каналов и осуществлен прогноз размеров компенсации использования радиочастотного ресурса на 2011 г. (см. таблицу).
Анализ полученных данных, показывает, что размеры компенсации использования радиочастотного ресурса, рассчитанные на основе предлагаемой методики установления разовой и ежегодной платы, позволят повысить объемы финансирования работ, необходимых для управления РЧС, включая обеспечение его надлежащего использования, конверсию и перераспределение частот. Кроме того разработанный методический аппарат обеспечивает более гибкое изменение размера оплаты в зависимости от условий использования РЧС.
Предлагаемый подход соответствует сущности радиочастотного ресурса как ограниченного природного ресурса; специфике его применения и измерения цены его использования в сложившихся международных условиях распределения радиочастот, отражающих минимальные издержки по компенсации расходов на его управление; способам стимулирования инновационного развития технологий радио и связи, а также получение государством компенсации за использование ценного природного ресурса. ■
Литература
1. Федеральный Закон Российской Федерации «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 14.02.2010).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 171 «Об установлении размеров разовой и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы».
3. Нарукавников А.В., Кузовкова Т.А. Разработка компенсационно-стимулирующего подхода к использованию РЧС // Век качества. 2011. № 4. С. 18-20.
4. Нарукавников А.В., Гурьянов И.О. Методические подходы к расчету платы за использование РЧС в России // Электросвязь. 2011. № 8. С. 6-9.
5. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2006 г. № 439-23 «Об утверждении Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации» (с изменениями от 24 декабря 2009 г.).
6. http://minsvyaz.ru/ соттоп/ир1оа^РгоеИ metodiki.doc.
№ 6^ 2011 ВеК| КАЧЕСТВА