РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
□ В
ваа
ваа
□в
в
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
Разработка компенсационно-стимулирующего подхода к использованию РЧС
В статье раскрывается методический подход к решению одной из основных проблем управления использованием радиочастотного спектра (РЧС), заключающийся в установлении платы за спектр как за ограниченный природный ресурс, по принципу компенсации затрат на его управление и необходимости стимулирования пользователей к его эффективной эксплуатации.
Авторы предлагают компенсационно-стимулирующий подход к расчету платы на основе модели, включающей в себя базовые ставки и коэффициенты, отражающие особенности и условия использования РЧС.
А.В. НАРУКАВНИКОВ,
директор Департамента экономики и финансов Минкомсвязи России
Т.А. КУЗОВКОВА,
д.э.н., профессор кафедры экономики связи МТУСИ
и ч
□□
нна
ПЕС
ПН
Н У
Ключевые слова:
радиочастотный спектр (РЧС), радиотехнологии, управление, эффективность, экономические методы, разовая плата, ежегодная плата, коэффициент, диапазон радиочастот, ширина полосы излучения, компенсация, стимулирование.
инамичное развитие технологий радио и связи, в том числе
«перспективных подвижных и спутниковых систем, расширение коммерческого использования диапазонов волн телевидения и радиовещания, ограниченность РЧС, выдвигают настоятельную необходимость совершенствования управления радиочастотным ресурсом как в плане его применения и распределения, так и оплаты его использования.
До недавнего времени административная система управления радиочастотным ресурсом в России, основанная на технических и регуляторных методах, успешно справлялась с задачей присвоения РЧС радиосистемам [1, 2, 3]. Однако либерализация рынка услуг связи и стремительный рост спроса на радиочастотный ресурс поставили перед Администрацией связи России новые проблемы, требующие эффективных экономических подходов к их решению [4].
Применение экономических методов преследует достижение различных целей: стимулирование повышения эффективности использования радиочастотного ресурса, присвоение РЧС наиболее общественно значимым службам, удовлетворение наибольшего количества заявок, обеспечение гибкости управления при коммерческих и техно-
логических изменениях в деятельности операторов связи, а также получение компенсации за использование ценного природного ресурса.
Внедрение экономических методов управления использованием РЧС связано, прежде всего, с введением платности за использование РЧС в соответствии с ФЗ «О связи» от 07.07.2003 г. (статья 22). Однако установленный механизм не реализован в полной мере, тарифы на услуги по использованию РЧС не отражают основных положений ФЗ «О связи», не разработаны прозрачные методики взимания платы за использование РЧС.
Проведенный анализ применяемых в мировой практике основных подходов к определению платы за РЧС [5, 6, 7, 8] показал, что они основаны на разных, не являющихся универсальными принципах, а именно:
^ компенсации административных затрат на управление РЧС;
^ учетатехническиххарактеристикси-стемы;
^ оценки конкурентной стоимости ресурса;
^ учета доходов операторов;
^ оценки затрат на высвобождение и перераспределение РЧС.
Выбор того или иного метода или их комбинации необходимо проводить с
учетом государственных интересов, целей ценообразования, рассматриваемых видов радиослужб, загрузки радиочастотного спектра,технических характеристик радиоэлектронных систем, региональных условий использования и т.д.
Для реализации экономических методов возмещения использования РЧС и формирования модели оценки размера возмещения спектра с помощью установления разовой и ежегодной платы авторами предлагается использовать компенсационно-стимулирующий подход. Такой подход позволяет отразить величину компенсации затрат по использованию РЧС с учетом используемого диапазона частот, количества востребованных радиочастот(радиочастотных каналов) и условий работы на территории Российской Федерации на основе разработанных принципов возмещения РЧС.
Разработанный алгоритм методического аппарата оценки возмещения использования РЧС на основе компенсационно-стимулирующего подхода представлен на рисунке. Предлагаемый компенсационно-стимулирующий подход исходит из экономических интересов государства по эффективному управлению ограниченным производственным ресурсом на основе стимулирования ин-
18
век| КАЧЕСТВА № 4 • 2011
а ::::
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ
::::
К
новационного развития инфокомму-никаций и возмещения - компенсации затрат по его управлению исходя из пространственно-количественного представления данного природного ресурса.
Данный подход соответствует сущности радиочастотного ресурса, специфике его применения в сложившихся международных условиях распределения радиочастот, отражающих минимальные издержки по компенсации расходов по его управлению и стимулирующих развитие перспективных технологий радио и связи, а также технологий контроля и мониторинга за надлежащим использованием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Для реализации предложенного методического аппарата разработаны модели разовой и ежегодной платы, модель определения количества РЧС, а также обоснованы входящие в модели коэффициенты, учитывающие используемые диапазоны радиочастот, количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов) и применяемых технологий, стимулирующие эффективное использование РЧС с технических, экономических и территориальных позиций. Данная совокупность моделей
позволит оценить размер возмещения использования радиочастотного ресурса на основе взимания разовой и ежегодной платы.
В отличие от действующего механизма управления РЧС, не предусматривающего разовую плату за использование РЧС, авторами в соответствии с новыми законодательными нормами [4] обосновывается необходимость взимания разовой платы, раскрывается ее экономическое содержание и предлагается модель расчета ее величины.
В качестве разовой платы они рассматривают однократную плату за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр. Для определения размеров разовой платы применительно к каждому выдаваемому разрешению авторами разработана соответствующая модель, учитывающая компенсационно-стимулирующие принципы платы:
Пр-СрХМхК^хК^ ,(1)
где Пр - размер разовой платы (в руб.), N - количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов),
Ср - ставка разовой платы (в руб.),
Кдиап - коэффициент, учитывающий используемый диапазон радиочастот, (в отн. ед.),
КТЕХ - коэффициент, учитывающий особенности и условия применения радиотехнологии (в отн. ед.).
Так как основой взимания разовой платы является получение разрешения на доступ к РЧС, то при определении величины ставки разовой платы необходимо опираться на стоимостные показатели затрат, связанных с получением пользователями разрешений на доступ к радиочастотному ресурсу.
В качестве ежегодной платы предлагается рассматривать сумму ежеквартальных выплат за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра. Для определения размеров ежегодной платы применительно к каждому выдаваемому разрешению также разработана компенсационно-стимулирующая модель, учитывающая ставку ежегодной платы (компенсации затрат), параметры использования РЧС, характер используемых диапазонов частот, применяемых технологий и период времени действия разрешений на использование РЧС:
пг=ЪЩ
Г(КВ)
, (2)
1=1
рзфо Радиочастотный центр
Северо-Западного федерального округа
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ (ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ) ЦЕНТР
Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа» (ФГУП «РЧЦ СЗФО») (аттестат аккредитации № РОСС РУ.0001.21РС44 от 06.04.2010 г.)
Аккредитован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на техническую компетентность и независимость по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 г. в системе сертификации ГОСТ Р. Испытательный (измерительный) центр ФГУП «РЧЦ СЗФО» оснащен комплексом современных средств измерений и испытательного оборудования отечественного и иностранного производства, обеспечивающих выполнение испытаний промышленной продукции согласно области аккредитации.
В состав испытательного оборудования входит открытая измерительная площадка (OATS) с измерительным расстоянием 10 м, аттестованная в соответствии с ГОСТ Р 51320-99 (аттестат №18/пА-007/10 от 29.11.2010 г.). Подробная информация по проводимым испытаниям и нормативным документам, определяющим цели и технологию их проведения, приведена на сайте ФГУП «РЧЦ СЗФО»: http://www.rfs-rf.ru.
Почтовый адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27 Тел.: (812) 312-5778, (812) 635-7802. Факс: (812) 571-3224, (812) 635-7808. E-mail: info@rfc-nwfa.ru
http://www.rfs-rf.ru
№ 4 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА
19
и на
РЕГУЛИРОВАНИЕ Есе КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
□а в
Алгоритм оценки возмещения использования РЧС на основе компенсационно-стимулирующего подхода
где
Дг(АЗ) “
Сг/ШхК^х^хДР/ДК
ПГ - размер ежегодной платы (в руб.),
ПГ(КВ) - размер ежегодной платы за квартал (в руб.),
СГ - ставка ежегодной платы (в руб.),
N - количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов), КдИАП - коэффициент, учитывающий используемый диапазон радиочастот (в отн. ед.),
КТЕХ - коэффициент, учитывающий особенности и условия применения радиотехнологии (в отн. ед.),
ДР - количество дней действия разрешения в течение оплачиваемого квартала,
ДК - количество дней в оплачиваемом квартале.
Преимущества предлагаемого подхода по возмещению использования ограниченного радиочастотного ресурса состоят в унификации порядка
определения размеров разовой и ежегодной платы за использование в России РЧС на основании выданных разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, единых ставок разовой и ежегодной платы для всех пользователей. Учет различий в условиях и качестве использовании радиочастотного ресурса по диапазонам частот, категориям полос частот, применяемым технологиям, численности населения в месте установки радиоэлектронного средства и социальной направленности внедрения радиотехнологий в предлагаемой методике осуществляется с помощью различных коэффициентов. ■
Литература
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О связи» (принят ГД ФС РФ 18.06.2003).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02 июня 198 г. № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 895 «Об утверждении Положения об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 171 «Об установлении размеров разовой и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы».
5. Девяткин Е.Е. Плата за РЧС как важный фактор повышения эффективности его использования в России //Электросвязь. 2006. № 1. С. 23-25.
6. Бессилин А.В., Володина Е.Е., Володин В.Н., Девяткин Е.Е., Коваль В.А. Определение платы за использование РЧС в Российской Федерации // Электросвязь. 2008. № 1. С. 29-32.
7. Котов В.И. Радиочастотный ресурс: определение платы и оценка эффективности использования // Электросвязь. 2008. .№ 9. С. 12-15.
8. Report ITU-R SM.2012-2 - Economic aspects of Spectrum Management, 2010. P. 110-132.
20
Век КАЧЕСТВА № 4 • 2011