-л
зз »,
РЕГУЛИРОВАНИЕ 333 КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
за/
Формирование механизма экономического государственного регулирования использования радиочастотного спектра
А.В. БЕССИЛИН,
зам. начальника лаборатории ФГУП НИИР Е.Е. ВОЛОДИНА,
к.э.н., доцент кафедры «Экономика связи» МТУСИ Т.А. КУЗОВКОВА,
д.э.н., профессор кафедры экономики связи МТУСИ
Физическая ограниченность освоенного радиочастотного спектра (РЧС) определяется технической возможностью его использования с помощью действующих средств связи, что обуславливает необходимость рационального распределения и эффективного использования имеющегося в наличии ресурса. Обеспечение доступа пользователей к РЧС и улучшение условий его эксплуатации находится в сфере государственного регулирования, которое осуществляется на основе законодательной и нормативно-правовой базы отрасли связи.
Обзор зарубежных публикаций [5, 6] показывает, что на систему национального управления использованием РЧС России оказывают непосредственное влияние международные соглашения. Так в соответствии с фактом ратификации соглашения о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) [2] необходимо соблюдать ее требования по использованию РЧС. В частности, Протоколом о присоединении России к ВТО [1] зафиксировано, что любые процедуры по распределению и использованию ограниченных ресурсов, в том числе полос радиочастот, следует осуществлять на объективной, справедливой, прозрачной и недискриминационной основе.
Анализ национальных проблем управления в увязке с международными требованиями по снижению действующих в России административных барьеров в области использования РЧС свидетельствует об актуальности перехода от административных методов управления к рыночным и от технико-технологического регулирования к экономическому стимулированию.
ЫЛЫЛ'шЛ ...............
Ключевые слова:
ни
□ управление, регулирование, экономика,
радиочастотный спектр, ресурс, модель, спрос.
В статье предложен новый механизм экономического регулирования использования радиочастотного спектра, разработанный по результатам анализа международного опыта и проблем национального регулирования. Предложенный механизм реализован в комбинированной модели, синтезирующей существующие методы экономического регулирования использования радиочастотного спектра.
По мнению зарубежных ученых, таких как Мартин Кейв [4], Томас Валетти [7], Марлос Ван Каспел [3], Патрик Хавьер и Дмитрий Ипсиланти [8], перевод РЧС в частную собственность с применением экономического инструментария регулирования рыночных отношений является наиболее перспективным методом повышения эффективности использования РЧС. Роль государства в процессе создания рыночных отношений в области использования РЧС имеет большое значение для создания порядка и правил взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности на основе механизма экономического государственного регулирования использования РЧС.
В качестве основных целей экономического регулирования можно выделить цели по обеспечению: развития рынка услуг связи, оказываемых с использованием РЧС, внедрения перспективных радиотехнологий и стандартов, эффективного использования РЧС в социальной сфере и экономике, а также в сфере государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также по организации, проведению и финансированию мероприятий по перераспределению, конверсии, учету и контролю радиочастотного спектра.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач: по сбору, обработке, учету и контролю информации об объемах РЧС и масштабах его использования в России; по разработке и применению методического инструментария экономического стимули-
и
/ пп
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВВВ □□
□
рования пользователей РЧС; по законодательному и нормативно-правовому закреплению, регулированию и контролю исполнения порядка организации, проведения и финансирования мероприятий по распределению, перераспределению, конверсии, учету и контролю РЧС.
Основными принципами механизма экономического регулирования использования РЧС являются: технико-технологическая и сервисная нейтральность законодательной, нормативно-правовой и методической базы Российской Федерации; платность использования РЧС вне зависимости от формы собственности (государственной или частной), в которой находится ресурс конкретного пользователя. При этом размер
платы должен: определяться индивидуально для каждого пользователя РЧС на основе объективных экономических законов, действующих в условиях рыночных отношений; обеспечивать достаточное финансирование мероприятий по управлению использованием РЧС; соответствовать количеству и условиям использования частотно-территориального ресурса. Таким образом, механизм экономического регулирования использования РЧС должен выполнять учетно-измерительную, стимулирующую, регулирующую и распределительную функции.
Обобщение раскрытых в статье целей, задач, принципов и функций экономического регулирования использования РЧС позволяет заложить фундамент новой технологически-нейтральной законодательной базы России. Для детальной проработки и правового закрепления самого механизма предлагается использовать алгоритм принятия административных решений по выбору основных элементов, формирующих рамки и условия экономического государственного регулирования использования РЧС, представленный на рис. 1.
Новый механизм должен формироваться на основе существующих методов управления РЧС и ком-
Оценка существующих методов экономического регулирования использования РЧС
Метод экономического регулирования РЧС Сущность метода Достоинства Недостатки
Административный Плата определяется на основе административного решения регулятора Учитываются приоритеты государственной политики Не учитываются рыночный спрос и эффективность использования РЧС, а также существует риск невозмещения затрат на управление использованием РЧС
Затратный Плата определяется на основе затрат на управление использованием РЧС Обеспечивается покрытие затрат на управление использованием РЧС Не учитываются приоритеты государственной политики, рыночный спрос и эффективность использования РЧС
Рыночный Плата определяется на основе рыночных факторов использования РЧС Учитывается рыночный спрос использования РЧС Не учитываются приоритеты государственной политики и эффективность использования РЧС, а также существует риск невозмещения затрат на управление использованием РЧС
Параметрический (эконометрический) Плата определяется как функция от технико-экономических параметров, отражающих основные свойства РЧС Учитывается эффективность использования РЧС Не учитываются приоритеты государственной политики и рыночный спрос на использования РЧС, а также существует риск невозмещения затрат на управление использованием РЧС
сс аза аза за а /
Модель оценки количества используемого РЧС
Внешние и внутренние факторы, определяющие условия распределения и использования РЧС в России
Модель оценки затрат на управление использованием РЧС
Комбинированная модель экономического регулирования использования РЧС
Модель оценки потребительского спроса на использование РЧС
Взимание платы за использование РЧС
Распределение платы за использование РЧС
Эффективность использования РЧС
Рис. 2. Концептуальная схема механизма экономического государ ственного регулирования использования РЧС
бинации моделей зависимости затрат на управление РЧС от различных факторов, применение которых определяется в зависимости от спецификации прав делегируемых государством пользователю РЧС в процессе распределения ресурса. Например, РЧС как собственность государства, необходимо регулировать одним набором административных, экономических и технических инструментов, а РЧС как частную собственность, следует регулировать уже другим набором инструментов.
Анализ международного опыта по управлению РЧС показывает многообразие форм собственности, в кото-
рую может распределяться РЧС, способов распределения ресурса, спецификации прав, делегируемых от государства к пользователю РЧС после распределения ресурса и методов управления его использованием. Изучение лучшего опыта и достоинств существующих методов экономического управления использования РЧС позволило нам разработать с целью применения в России новый механизм на основе комбинации моделей (табл. 1).
Обобщение преимуществ существующих методов экономического регулирования использования РЧС позволило авторам разработать концептуальную схему нового механизма, представленную на рис. 2.
Комбинированная модель механизма экономического регулирования использования РЧС основана на синтезе математических моделей, учитывающих различные параметры и методы (1):
(1)
1,0 0,9 0.8
Й °'7
в 0,6
® 0.5 . I 0.4 ** 0,3 0,2 0,1 0,0
0.001 0.1 10 1000 100000 Радиочастотный спектр. МГц
Рис. 3. Зависимость Кщап от рыночного спроса на полосы частот
!
л і
к*. А
.** П пп □□□ □□□ пп □
3
.1
<
о о е о м о о
р ф О *2 О О
' ’ • “ П К V- _
о
ср0сбл|£Ч2б£
о л о о
уи^мООООООООООО
^я^чвосчссоаес
Рис. 4. Размер Ктех в зависимости от рыночного спроса на виды радиослужб
где Матзатр - административно-затратная модель, включающая параметры, учитывающие приоритеты государственной политики по оценке затрат на управление использованием единицы РЧС (административно-затратный метод), руб. / [МГц х км2 х год]; Мпарам - параметрическая модель, ха-
рактеристики которой учитывают эффективность использования РЧС по частотно-территориальновременным параметрам его объема (параметрический метод), [МГц х км2 х год]; Мрын - рыночная модель, учитывающая параметры рыночного спроса на РЧС в зависимости от используемых полос частот,
Рис. 5. Изменение размера К от потребительского спроса на услуги, оказываемые с использованием РЧС по субъектам России
видов радиослужб и регионов потребления услуг (рыночный метод), отн. ед.;
где
- максимальное значение К отн. ед.
М
1(Л
лЗ,
оом _ мтр
РЧ с» жбы4 кинюреииРJпереиодРЭС
P4cZ
Мпарам NP4C х SP4C х TP4C
М
: К + К + К ,
диап тех рег ■
к' — А-"" і hu in ■'.її.
' ■' ' 15,
максимальное значение К, отн. ед.; Kdmn -
где л««
минимальное значение К , отн. ед.; РЧС - количе-
диап) м ) диап
ство радиочастот и радиочастотных каналов, зарегистрированных в базе радиочастотной службы на определенную полосу частот; РЧСдиап макс - максимальное значение РЧС по всем полосам частот.
диап
(б)
Л-ИИХ ,, глППП
где Л™* -максимальное значение Кгех, отн. ед.; *«*>
- минимальное значение Ктех, отн. ед.; РЧСгех - количество радиочастот и радиочастотных каналов, зарегистрированных в базе радиочастотной службы на определенную радиослужбу; РЧСгех макс - максимальное значение РЧС по всем радиослужбам.
а;,, ■ [рчс^.. / рчс^ mm-],
(7)
минимальное значение Крег, отн. ед.; РЧСрег
(2)
где, ЗРЧ шужбы - размер затрат РЧС, связанных с выполнением возложенных на нее функций, руб.; Зконверсж РЧС - размер затрат на проведение мероприятий по конверсии РЧС, руб.; Зперевод РЭС - размер затраты на проведение мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот, руб.; РЧСРф - общее количество радиочастот и радиочастотных каналов, зарегистрированных в базе радиочастотной службы.
(3)
где ИРЧС - количество используемого РЧС, МГц; БРЧС -территория использования РЧС, км2; ТРЧС - временной период использования РЧС, год.
(4)
где Кдиап - коэффициент, учитывающий спрос на использование РЧС по полосам частот, отн. ед.; Кгех - коэффициент, учитывающий спрос на использование РЧС по радиослужбам, отн. ед.; К - коэффициент, учитывающий спрос на использование РЧС по субъектам России, отн. ед.
количество
радиочастот и радиочастотных каналов, зарегистрированных в базе радиочастотной службы в определенном субъекте Российской Федерации; РЧС макс - максимальное значение РЧСрег по всем субъектам Российской Федерации.
Использование максимальных и минимальных значений параметров позволяет снизить вариацию применяемых коэффициентов, обусловленную значительной территорией страны, различным уровнем социальноэкономического развития регионов и необходимостью покрытия затрат регулятора на управление использованием РЧС общей суммой платы. Зависимости коэффициентов рыночной модели от факторов спроса представлены на рис. 3-5.
Предложенный подход к реализации экономических методов государственного регулирования использования радиочастотного спектра отвечает требованиям действующей нормативно-правовой базы России, позволяет упростить расчет размеров платы за использование РЧС, а также реализовать принцип технологической нейтральности государственного регулирования. Комбинированная модель механизма экономического регулирования использования РЧС ориентирована на повышение эффективности использования РЧС, внедрения передовых радиотехнологий, освоения новых диапазонов частот, улучшения финансово-экономических показателей операторов связи и экономики страны в целом. ■
Литература
1. Протокол от 16 декабря 2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
3. Caspel M. Spectrum trading: increasing the efficiency of spectrum usage, Industry comment // Analysys. Cambridge, 2000.
4. Cave Martin, Doyle C., and Webb W. Essentials of Modern Spectrum Management // Cambridge University Press, 2007.
5. Report SM.2012-3 Economic aspects of spectrum management // ITU-R, Geneva, 2010.
6. Report SM.2093-1 Guidance on the regulatory framework for national spectrum management// ITU-R, Geneva, 2010.
7. Valletti Tomas Spectrum trading // Telecommunications policy, 2001. - Vol. 25, pp. 655-670.
8. Xavier P. and Ypsilanti D. Policy Issues in Spectrum Trading // The Journal of Policy Regulations and Strategy for Telecommunications, 2006. - № 8(2), pp. 34-59.