Интегральным показателем в этой методике выступает прибыль организаций, к которой приводится сумма всех налоговых обязательств. В этом контексте недостатком методики является невозможность расчета налоговой нагрузки при отрицательном финансовом результате. В частности в 2007 году ЗАО «Энерготранс» и ЗАО «Сибирская производственная компания» получили убыток (табл. 5). Следовательно, организации, согласно рассмотренной методике М. Крейниной, не несут налоговых обязательств перед фискальной системой Российской Федерации. В 2010 году налоговая нагрузка ЗАО «Энерготранс» возросла на 23,5%, в ЗАО Сибирская производственная компания» на 10,2%. Высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается у ЗАО ГПК «Байкал», то есть 61% в 2008 году, 84% в 2009 году и 94,9% в 2010 году дохода организации направляет на погашение налоговых обязательств фискальной системе.
С учетом недостатков рассмотренных выше методик, проведем оценку налоговой нагрузки деятельности организаций по методике А. Кадушина и Н. Михайловой [5]. В соответствии с этой методикой предполагается рассчитывать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджеты разных уровней добавленной стоимости, созданной конкретным хозяйствующим субъектом (табл. 6).
Как показала оценка табл. 6, наибольший уровень налоговой нагрузки приходится у организации с высокой долей оплаты труда в добавленной
стоимости. Так, налоговая нагрузка в деятельности ЗАО «Энерготранс» в 2008 году составила 41,6%, в 2009 году 40,4% и 39,2% в 2010 году. Уровень налоговой нагрузки ЗАО «Сибирская производственная компания» и ЗАО ГПК «Байкал» колеблется от 36,5 до 37,7%. Однако в 2010 году данный показатель не изменился.
Данная методика имеет существенный недостаток, который связан с тем, что в расчете уровня налоговой нагрузки не учитывается транспортный налог. Поэтому фактическая налоговая нагрузка будет выше.
Проведенные разными методами расчеты позволяют определить для каждого конкретного хозяйствующего субъекта факторы, наиболее существенно влияющие на уровень налоговой нагрузки, чтобы они могли сосредоточить свое основное внимание на инструментах оптимизации налоговых обязательств. Необходимо подчеркнуть, что использование того или иного элемента налога должно быть обосновано на индивидуальном подходе к каждому конкретному хозяйствующему субъекту. Только в этом случае организации могут рассчитывать на получение реального эффекта, выраженного в увеличении финансовых результатов и снижении текущих расходов в части налоговых платежей.
Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (государственный контракт № 14.740.11.1401).
Библиографический список
1. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: приказ М-ва финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. 269 с.
3. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. 1998. № 9. С. 30.
4. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: ГроссМедиа, 2006. 384 с.
5. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление: методика расчета, структура налогового поля предприятия, оценка налоговых обязательств, влияние налогов на денежные потоки // Налоговый вестник: приложение. 2008.
УДК 001.895:334-027.541
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Н.А. Степанова1
Институт региональной экономики Севера,
677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 2.
Рассматривается методический подход к анализу потенциала региональной среды для развития инновационного малого предпринимательства, включая основные этапы анализа, формальный инструментарий, экономические показатели.
Табл. 3. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство; регион; малое предпринимательство; потенциал региональной среды; инновации.
1Степанова Надежда Алексеевна, кандидат экономических наук, исполняющий обязанности ученого секретаря, тел.: (4112) 356084, +79246603047, е-mail: [email protected]
Stepanova Nadezhda, Candidate of Economics, Acting Academic Secretary, tel.: (4112) 356084, +79246603047, e-mail: [email protected]
METHODICAL ASPECTS OF THE REGIONAL ENVIRONMENT ANALYSIS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP N.A. Stepanova
Institute of Regional Economy of the North,
2 Petrovsky St., Yakutsk, Sakha (Yakutia) Republic, 677000.
The article discusses a methodical approach to the analysis of the regional environment potential for the development of innovative small businesses, including the main stages of the analysis, formal instruments, and economic indices.
3 tables. 6 sources.
Key words: innovative entrepreneurship; region; small business; the potential of regional environment; innovations.
Современная ситуация в России свидетельствует о повышении роли малого предпринимательства в экономике и социальной сфере. На российский малый бизнес приходится более трети хозяйственного оборота, 6% инвестиций в основной капитал. Малые предприятия обеспечивают до 30% занятости в экономике, реализуют около трех тыс. инновационных старт-ап проектов. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года малое предпринимательство, а особенно его наукоемкий, высокотехнологичный сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода субъектов федерации на инновационный путь развития. При этом уровень насыщенности экономической системы страны малыми формами хозяйствования все еще признается недостаточным.
В условиях перевода страны на инновационный путь развития предъявляются повышенные требования к системе управления на всех уровнях, в том числе на региональном; повышается роль стратегическо-
го планирования, научного обоснования развития социально-экономических систем, обеспечивающих более интенсивное, нетрадиционное использование ресурсов с ориентацией на синергизм, широкое применение принципов эндогенного планирования развития территорий с акцентом на эффективность использования внутренних ресурсов.
Стратегическое управление развитием малого предпринимательства представляется нам в этих условиях совокупностью методологических и методических положений, способов и механизмов, применяемых для поэтапного сближения среднесрочных и долгосрочных социально-экономических целей субъектов на всех уровнях - региональном, отраслевом, микроуровне, включая средние, крупные предприятия и организации, действующие в регионе. В результате этого формируются благоприятные условия для роста и развития малого предпринимательства, в том числе инновационного, на этой территории.
По мнению автора, целесообразно стимулирование инновационного малого предпринимательства по
Таблица 1
Типы малых инновационных компаний*
Тип Характеристика Функция в (инновационной) системе региона
Инфраструктурные Основаны на спросе промышленных компаний. Специализация -инновационная деятельность как особый вид коммерческой деятельности. Цель - выполнение этапа инновационного процесса для последующей передачи результатов. Тип конкурентной стратегии - венчур. Преимущество - высокая скорость разработки, высокая квалификация и специализация сотрудников. Сокращение длительности инновационного процесса, повышение организационной эффективности
Венчурные (start-ups) Основаны для коммерциализации конкретной разработки преимущественно путем выделения из научной организации, материнской по отношению к инновационной идее. Специализация: доведение идеи до промышленного производства, дальнейшее развитие по типу инфраструктурной или устойчивой компании. По типу конкурентного поведения - эксплерент-ная, патиентная компания. Преимущество - уникальность идеи, связь с научным сектором. Механизм отбора эффективных инновационных идей
Устойчивые Малая компания, реализующая инновационный проект. Цель инновационной деятельности - модернизация продукции, расширение доли рынка, занятие новой рыночной ниши. Малая компания может быть разработчиком инновации (источником инновации в данном случае является уникальное знание о рынке) либо потребителем инновации. По типу конкурентного поведения - патиентная, коммутантная компания. Преимущество - опыт реализации бизнес-процессов. Отбор эффективных инновационных идей; диффузия инновационных идей в пространстве
Примечание. *Разработано автором.
основным функциональным сферам в инновационной системе; в табл. 1 выделены типы инновационных малых компаний, которые в тех или иных пропорциях должны развиваться в инновационной системе региона.
Адаптивность малого предпринимательства, его крайняя зависимость от изменений локальных ресурсных и сбытовых рынков обуславливает актуальность развития методов стратегического [1] и регионального анализа при проектировании систем развития инновационного предпринимательства, используемых в настоящее время фрагментарно.
При принятии решений о целесообразности, масштабах и направлениях развития инновационного бизнеса отправным вопросом является, на наш взгляд, анализ региональной среды. Предпринимательская среда складывается на основе формирования, размещения, взаимодействия существующих в регионе природно-климатических, биологических, социально-экономических, правовых условий и факторов, специфичных для различных территорий, представляющих собой региональные особенности. Проблеме оценки внешней среды в стратегическом менеджменте уделяется пристальное внимание, предлагаются различные методики выделения критериев оценки внешней среды и определения степени ее влияния на перспективы развития экономических систем. При этом из-за сложности, непредсказуемости внешней среды вопросы выбора факторов, оказывающих влияние на развитие системы, и оценки степени их влияния определяются индивидуально.
В целом, потенциал локальной среды предпринимательства в наибольшей степени определяют экономические, организационные, коммуникативные и административные группы факторов [2; 3; 4, с. 37]. Для появления и роста инновационного предпринимательства принципиально важным является наличие предпосылок и источников развития, отчасти раскрываемых в понятии инновационный цикл.
В данной статье рассматривается методический подход к анализу потенциала региональной среды для развития инновационного малого предпринимательства, включая основные этапы анализа, формальный инструментарий, экономические показатели.
В качестве основного параметра нами предлагается использовать интегрированный индикатор, являющийся численным выражением состояния региональной среды предпринимательства, характеризующий наличие предпосылок развития инновационного предпринимательства в регионе (районе) и позволяющий на основе комплексной оценки определить регионы (районы), благоприятные для развития инновационного предпринимательства. Сведение ряда показателей в единый интегральный позволяет определить его место в совокупности исследуемых. К достоинствам построения интегрированных индикаторов относятся простота, доступность, возможность использования в рамках существующих массивов информации без привлечения дополнительных источников или, наоборот, опираться на качественные показатели, возможность учета абсолютных и относительных
показателей, сопоставимость. В последние годы идея интегрированных индикаторов получила широкое распространение в региональном анализе при построении индексов, рейтингов, проведении теоретических и прикладных типологий для различных целей регионального управления. Интегрированный индикатор должен комплексно отражать информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Для выделения в структуре региональной среды предпосылок инновационного развития малого предпринимательства необходимо проведение анализа факторов региональной среды по направлениям:
- базовые факторы, способствующие формированию более инновативной среды региона (в т.ч. ур-банизированность, состояние научного и образовательного секторов, результативность исследований, патентная активность);
- факторы, характеризующие наличие потенциала развития интеграционных процессов в инновационной сфере региона (уровень экономического развития, экономическая специализация и инновационная политика стратегически значимых отраслей, крупных предприятий, имеющих налаженные связи со смежными отраслями; качество инвестиционно-инновационной среды, состояние, устойчивость экономических связей, кооперационно-хозяйственного взаимодействия предприятий и организаций различных масштабов деятельности в регионе). Внутрирегиональная экономическая интеграция предприятий различных масштабов деятельности в приоритетных кластерах является одним из основных источников зарождения и роста инновационного предпринимательства. Так, с точки зрения малых предприятий, хозяйственная интеграция дает им важные преимущества, превращая «слабые» стороны в «сильные». С другой стороны, малое предпринимательство, благодаря присущим ему гибкости, оборачиваемости, оперативности принятия решений, рисковости, выступает низкозатратным инструментом запуска инновационных проектов, коммерциализации результатов НИОКР на ранних стадиях;
- факторы, характеризующие состояние контактной среды в регионе (распространение новейших видов связи и информации, развитие сетей распространения информации, сотрудничество, основанное на личных контактах);
- административно-политические факторы, характеризующие региональную политику в отношении инновационного предпринимательства (наличие комплексных программ развития региона, программ развития отраслей; технические регламенты; уровень управленческой компетенции власти, наличие и функционирование объектов специализированной инфраструктуры и пр.).
Первичные индикаторы, выделяемые для анализа вышеуказанных групп факторов предпринимательской среды, наиболее полно характеризуют содержание интегрированного индикатора. В качестве показателей, используемых для расчета первичных индикаторов, предлагается использовать статистически отслеживаемые, а также доступные в профильных орга-
Таблица 2
Показатели, определяющие потенциал региональной среды _инновационного предпринимательства_
Базовые факторы Факторы интеграционного потенциала Факторы информационно-коммуникационной среды Факторы административного характера
• численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в % от общей численности занятых в экономике; • численность учащихся вузов, на 10 тыс. чел. населения; • коэффициент изобретательской активности в регионе и его динамика (отношение значения коэффициента в 2010 г. к его значению в 2007 г.); • объемы производства инновационной продукции и его динамика • наличие крупных предприятий (ед.); • наличие отраслей специализации; • число предприятий, осуществлявших технологические и организационные инновации, динамика их прироста (значение 2010 г. к аналогичному 2007 г.); • затраты на технологические инновации крупных предприятий и их динамика (значение 2010 г. к аналогичному 2007 г.); • объем программ инновационного развития предприятий региона (млн руб.) • уровень проникновения сотовой связи (%); • уровень интернетизации населения (%); • наличие редставительств межрегиональных и международных информационных сетей (ед.) • количество объектов предприни-мательской инфраструктуры (на 1 тыс. субъектов предпринимательства, ед.) • объем средств региональных и муниципальных программ развития, направляемых на реализацию мероприятий в области инноваций (на 1 СМП, тыс. руб.)
Таблица 3
Значения первичных индикаторов и интегрированного индикатора благоприятности региональной _среды для развития инновационного предпринимательства_
Регионы ДВФО Численность персонала, занятого исследованиями и разработками Число студентов на 10 тыс. жителей Коэффициент изобретательской активности в регионе Динамика коэффициента изобретательской активности в регионе Затраты на технологич. инновации крупных компаний Число крупных компаний, осущ. технологические инновации Динамика прироста компаний, осущ. технологические инновации Объем ВРП на душу населения Динамика объема ВРП на душу населения Производство инновационной продукции Динамика производства инновационной продукции Уровень проникновения Интернет Объем средств на поддержку инноваций Интегрированный индикатор (среднее геометрическое)
Республика Саха (Якутия) 0,71 0,74 0,58 0,36 1,00 0,56 0,03 0,27 0,25 0,26 0,14 0,13 1,00 0,33
Камчатский край 0,96 0,77 0,25 1,00 0 0,28 0,38 0,18 0,34 0 0 0,34 0,32 0,41
Приморский край 0,87 0,81 0,83 0,39 0,07 1,00 0,36 0,06 0,31 0,86 0,38 1,00 0,72 0,4Б
Хабаровский край 0,27 1,00 0,99 0,46 0,52 0,72 0,08 0,08 0,11 1,00 0,23 0,25 0,31 0,33
Амурская область 0,24 0,50 1,00 0,93 0,03 0,41 0 0,05 0,26 0,27 0,11 0,20 0,12 0,22
Магаданская область 1,00 0,77 0,42 0 0,01 0,78 1,00 0,20 0,29 0,26 1,00 0,09 0,14 0,30
Сахалинская область 0,45 0,41 0,16 0,37 0,01 0,22 0,05 0,80 0,28 0,02 0,12 0,58 0,67 0,18
Еврейская автономная область 0,05 0,65 0,06 0,21 0,01 0,03 0,05 0 0 0,03 0,25 0 0 0,07
Чукотский авт. округ 0 0 0 0 0 0 0 1,00 1,00 0 0 0,19 0,02 0,19
нах исполнительной власти, отражаемые в результатах независимых исследований данные (табл. 2).
Нормировку всех показателей предлагается провести с помощью формулы
I =
фактзн - минзн
максзн - минзн
где фактзн - значение показателя для данного региона (района); минзн - минимальное значение по всей группе исследуемых регионов (районов); максзн -максимальное значение по всей группе исследуемых регионов (районов).
В результате нормировки все первичные индикаторы принимают значения от 0 до 1.
Расчет интегрированного индикатора можно проводить методами: сумм; геометрической средней; коэффициентов; суммы мест; методом расстояний. Результатом проведенных расчетов является рейтинг исследуемых регионов (районов) по наличию в нем
потенциала развития инновационного предпринимательства.
В табл. 3 представлен рейтинг регионов ДВФО, определенный по приведенному методу на основе расчета 13 индикаторов.
Наиболее высокие значения интегрированного индикатора соответствуют наиболее благоприятному состоянию региональной среды для развития инновационного предпринимательства. Администрациями регионов могут быть приняты соответствующие решения при определении регионов (районов) реализации и разработки специальных программ стимулирования инновационного предпринимательства, размещения объектов инновационной инфраструктуры. Кроме того, данный методический подход целесообразно использовать при анализе локальной среды.
Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013годы» (государственный контракт № 14.740.11.1401).
Библиографический список
1. Шарафанова Е.Е. Стратегическое управление организацией: эволюция или революция? // Инновации. 2005. № 7. С. 106-108.
2. Гуляев С.Л. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий с учетом региональных условий хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 31-53.
3. Инновационные процессы в малом предпринимательстве Республики Саха (Якутия) / Н. В. Бекетов, Н. А. Степанова,
С.С. Красильникова [и др.]. М.: ИНИОН РАН, 2006. 124 с.
4. Кривошапкин А.И. Концепция устойчивого развития арктических улусов Республики Саха (Якутия) // Вопросы региональной экономики. 2006. Вып. 6-7. С. 37-52.
5. Социальный атлас Российских регионов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socpol.ru/atlas/indexes/index_innov.shtml
6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru
УДК 338.436
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Д.В. Ходос1
Красноярский государственный аграрный университет, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 90.
Предложены модели организации коммерческого расчета в сельскохозяйственных организациях, основанные на разной степени экономической самостоятельности подразделений. Указано на необходимость сохранения рыночных позиций и развитие активной предпринимательской деятельности, включающей расширение и освоение новых видов бизнеса. Ил. 2. Табл. 5.
Ключевые слова: устойчивое развитие; экономический механизм; сельскохозяйственное производство; агропромышленный комплекс; сельское хозяйство.
ECONOMIC MECHANISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KRASNOYARSK TERRITORY
AGRICULTURE
D.V. Hodos
Krasnoyarsk State Agrarian University, 90 Mir Av., Krasnoyarsk, 660049.
The article proposes models of cost accounting in agricultural organizations, based on various degree of economic independence of subdivisions. It indicates the necessity to maintain market positions and develop active entrepreneurship, including the expansion and development of new businesses.
1Ходос Дмитрий Васильевич, доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и агробизнеса, тел.: 89080259266, е-mail: [email protected]
Hodos Dmitry, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Agribusiness, tel.: 89080259266, e-mail: [email protected]