непрерывное профессиональное образование
А.В. ПРЯДКО (Тула)
методическая работа в школе как фактор развития готовности учителей начальных классов к инновационной деятельности
Показаны проблемы и трудности учителей начальной школы в процессе реализации ФГОС начального общего образования, представлен проект методической работы, цель которого — развитие готовности учителей к инновационной деятельности в условиях модернизации школы. Описаны цели, содержание, формы, перспективный план методической работы, а также процесс оценивания ее эффективности.
Ключевые слова: ФГОС начального общего образования, основная образовательная программа начального общего образования, готовность к инновационной деятельности, проект, методическая работа, педагогический, научно-методический, координационный советы, методическое объединение.
Системно-деятельностный подход в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентирован на достижение новых образовательных результатов (ме-тапредметных, предметных и личностных), стимулирующих развитие личности учащегося, овладение им универсальными способами учебной деятельности. Все это обусловливает необходимость изменения характера учебновоспитательного процесса в начальной школе, что невозможно без включения учителей в инновационную деятельность с целью освоения ими научной идеологии стандартов второго поколения, путей и средств развития субъ-ектности школьников.
Готовность учителя начальных классов к инновационной деятельности рассматривается в научной литературе как способность выявлять актуальные проблемы обучения и воспитания учащихся, умение находить и реализовывать новые, более эффективные способы
их решения на основе применения современных образовательных технологий. Выделяют следующие структурные компоненты готовности учителя к инновационной деятельности:
мотивационный, когнитивный, процессуально-технологический и рефлексивно-оценочный
[4; 8].
Результаты исследований состояния готовности учителей начальных классов к реализации ФГОС второго поколения свидетельствуют, что многие педагоги испытывают серьезные психолого-педагогические и организационно-методические трудности при организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми задачами [3; 5; 7; 10]. В указанных публикациях отмечается, что слабая мотивация учителей к реализации требований ФГОС обусловлена приверженностью сложившимся методикам и технологиям организации учебно-воспитательного процесса, а также недостаточным моральным и материальным стимулированием инновационной деятельности педагогов, инертностью их профессионального мышления и др. Низкий уровень когнитивной готовности проявляется в упрощенном понимании сущности системно-деятельностного подхода, принципов формирования универсальных учебных действий (УДД), устаревших психологопедагогических знаниях, недостаточной информированности о лучшем педагогическом опыте. Это обусловливает и недостатки в реализации процессуально-технологического компонента готовности - слабое владение новыми образовательными технологиями (игровыми, диалоговыми, проектными, информационнокоммуникационными). Неумение анализировать и оценивать себя как субъекта реализации ФГОС, осмысливать трудности и проблемы своей инновационной деятельности в контексте требований ФГОС, прогнозировать ее развитие свидетельствует о недостаточной сфор-мированности рефлексивно-оценочного компонента готовности учителей начальной школы к инновационной деятельности в современных условиях.
Анкетирование, проведенное нами среди учителей начальных классов Привокзального района г. Тулы, реализующих ФГОС началь-
© Прядко А.В., 2014
ного общего образования, а также муниципальный мониторинг «Готовность ОУ к введению ФГОС», проведенный Информационноаналитическим центром г. тулы, дали аналогичные результаты.
Важно отметить, что учителя понимают необходимость внедрения инноваций при реализации ФГОС и осознают свою недостаточную готовность к этой работе. Они считают, что эффективную поддержку включения их в инновационную деятельность можно наиболее продуктивно организовать в процессе модернизации методической работы как в самой школе, так и вне ее.
Мнения педагогов совпадают с позицией разработчиков ФГОС о том, что изменение характера методической работы поможет повысить уровень готовности учителей начальных классов к реализации новых стандартов [1-2].
Приступая к опытно-экспериментальной деятельности по модернизации методической работы, мы предположили, что основными направлениями ее обновления могут стать корректировка ее целей, изменение структуры, форм и методов, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений на разных уровнях, проектирование системы оценки качества работы учителя с целью морального и материального стимулирования его инновационной деятельности. Базовой площадкой апробирования проекта модернизированной методической работы стала школа №19 Привокзального района г. Тулы.
Проект можно представить как последовательность сменяющих друг друга определенных этапов. На подготовительном этапе осуществляются постановка целей, определение сроков реализации, подготовка необходимых документов, назначение ответственных лиц.
Общеметодическую цель - совершенствование профессиональной культуры педагогов -дополнили развитием готовности учителей начальных классов к введению ФГОС второго поколения. Сроки реализации проекта определили исходя из сроков введения и реализации основной образовательной программы начального общего образования с 1 сентября 2011 г. по 25 мая 2015 г.
Основной этап для более продуктивной реализации мы разделили на ряд подэтапов.
На первом подэтапе нами была модернизирована структура методической работы в школе. Опираясь на разработанную В.С. Лазаревым модель деятельности школы в условиях введения ФГОС [3], в школе №19 создали временный орган - координационный совет, кото-
рый обеспечивает координацию деятельности всего педагогического коллектива и осуществляет информационное, научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС второго поколения. Совет по введению ФГОС обсуждает вопросы, связанные с реализацией стандартов второго поколения, принимает решения, вносит предложения и отчитывается о своей работе перед педагогическим советом. В состав координационного совета входит рабочая группа, которая занимается непосредственно разработкой и реализацией проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
На втором подэтапе были обновлены формы и методы методической работы. Нами использовались технологии, которые мы условно разделили на индивидуальные (консультации, собеседования), групповые (семинары, круглые столы, мастер-классы) и информационно-коммуникационные (интернет-конференции, вебинары, форумы и др.).
На семинарах осуществлялась отработка теоретических вопросов на практике, например: принципы формирования универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных). Семинар, проводившийся в форме дискуссии или творческой беседы, обеспечивал повышение уровня общей методологической культуры педагога, что помогает учителю увидеть и выстроить логику современного урока, сориентироваться в требованиях, которые устанавливает новый образовательный стандарт.
Обсуждение актуальных вопросов реализации ФГОС, обмен опытом, знакомство с новыми исследованиями, встречи с научными сотрудниками и методистами мы осуществляли в рамках «круглых столов», где учителя анализировали свою деятельность, формулировали проблемы, что дает возможность выбирать оптимальные пути их решения.
На этом подэтапе важную роль играли мастер-классы, которые позволяют учителям демонстрировать свой опыт путем прямого комментированного показа приемов работы. Также проводились пробные уроки, индивидуальные и групповые занятия, консультирование, заседания проблемных и творческих групп, практикумы и тренинги по таким темам, как реализация требований новых стандартов, пути организации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации стандарта второго поколения,
урок в начальной школе в условиях введения ФГОС и др.
В результате учителя проявили большую самостоятельность в суждениях, более четко увидели место УУд в содержании учебных предметов, стали осуществлять выбор типовых задач, формирующих регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия, осознали роль системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Особенностью третьего подэтапа стало использование дополнительных форм организации методической работы: интернет-конференций, обеспечивающих дистанционный способ обмена опытом; вебинаров, представляющих собой вариант методического обучения и повышение квалификации учителей через сеть Интернет. Вот темы некоторых из них: «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе», «Внеурочная деятельность в контексте ФГОС», «Формирование УУд в начальной школе», «Особенности введения и реализации ФГОС основного общего образования».
Интернет-форумы также вошли в арсенал форм обновленной методической работы. Сетевое взаимодействие учителей на муниципальном, областном и межрегиональном уровнях позволило им транслировать собственный опыт работы по новым стандартам и обмениваться наработками с коллегами.
Обновление форм и методов методической работы позволило учителям проявлять инициативу в поиске и выборе информационнокоммуникационных технологий обучения и самообразования. Так, шесть педагогов стали постоянными участниками конференций и вебинаров, организуемых издательствами «Просвещение», «дрофа», «Легион», «Ба-ласс», пять учителей зарегистрировались на интернет-портале «РшШколу.т», двое вступили в сообщество взаимопомощи учителей “Pedsovet.su” и социальную сеть работников образования “Nsportal.ru.”, четыре педагога создали личные сайты.
На четвертом подэтапе осуществлялось межшкольное взаимодействие. С целью реализации общих научно-методических подходов к развитию профессионального мастерства учителей начальных классов района и города в 2012 - 2013 гг. на базе школы № 19 были проведены практико-ориентированный семинар, «круглый стол», заседание циклового союза учителей начальных классов, на которых обсуждались вопросы организации
учебной деятельности младших школьников в условиях введения новых стандартов и проблемы реализации требований ФГОС начального общего образования. На данном подэтапе более продуктивным оказалось и освоение достижений передового педагогического опыта.
В процессе обновления методической работы осуществлялась координация вводимых инноваций, а также сплочение и интеграция межшкольного педагогического сообщества. В 2013 г. школа была отмечена почетной грамотой за второе место в рейтинге по направлению «Участие образовательных учреждений в межкурсовом обучении педагогов района».
Модернизация методической работы позволила скоординировать деятельность педагогов начальной школы, вовлечь их в работу, направленную на развитие готовности к реализации ФГОС, и в целом повысила их мотивацию к инновационной деятельности. В 2013 г. три учителя стали участниками IV Всероссийского слета учителей (Сочи, 2013); два -приняли активное участие в семинаре издательства «Просвещение» «Актуальные вопросы и проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»; еще два педагога участвовали в работе XVII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной направлениям развития образовательной системы «Школа 2100» в АПК и ППРО РФ.
Активная методическая деятельность учителей начальных классов повлияла и на мотивацию к инновационной деятельности педагогов средней школы: учитель географии приняла участие в работе III Всероссийской конференции по экологическому образованию в Москве, учитель английского языка - в Международной научно-практической конференции «Учитель, ученик, учебник» в МГУ.
С целью морального и материального стимулирования активности педагогов в школе проводится мониторинг качества работы учителя, включающий следующие критерии оценивания: качество и результативность образовательного процесса; динамика формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы; внедрение инноваций в образовательный процесс; активность в самообразовании; участие в конкурсах профессионального мастерства; подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др. и их результативность.
Первый опыт работы показывает, что успешность проекта модернизации методической работы в условиях введения и реализации
ФГОС начального общего образования может быть достигнута при определенных условиях: системность в работе, постоянное повышение квалификации и самообразование педагогических работников школы, создание атмосферы творческого поиска, моральное и материальное стимулирование творчески работающих педагогов.
Мониторинг, опросы, в которых приняли участие 179 учителей г. Тулы, 250 родителей, 20 методистов и заместителей директоров по УВР, анализ уроков и динамика академической успешности учеников показали, что в результате обновления форм и методов организации методической работы произошли положительные изменения в мотивации, понимании учителями требований к образовательному процессу, которые включает новый стандарт начального общего образования.
Результаты исследования показали, что уровень мотивации учителей вырос в 20112013 гг. на 16%. Такой показатель, как «знание требований, которые включает стандарт», вырос в 4 раза. количество учителей, понимающих принципы формирования оценки познавательной деятельности учащихся и осознающих систему выставления итоговой оценки, выросло соответственно на 8 и 58%.
Однако вопросы, связанные с формированием универсальных учебных действий, а также практическое освоение технологии их развития еще вызывают затруднения у многих учителей. Сами педагоги отметили, что хотели бы получить методическую поддержку по темам «Планирование результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» и «Система оценки достижения планируемых результатов».
Поэтому обновление методической работы в школе будет продолжено в соответствии с выявляемыми запросами педагогов. дальнейшая исследовательская деятельность будет связана с анализом и проектированием психолого-педагогических условий, повышающих активность учителей в методической работе школы, а также с использованием в этой деятельности возможностей сетевого взаимодействия и информационнокоммуникационных технологий.
литература
1. Кондаков А.М. ФГОС общего образования и подготовка учителя// Педагогика. 2010. №5.
2. Кузнецов А.А. Основные направления деятельности РАО по созданию и внедрению школьных стандартов нового поколения // Педагогика. 2010. №1.
3. Лазарев В.С. Программно-целевой подход к введению нового стандарта общего образования в школе // Проблемы современного образования. 2010. № 3.
4. Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. Сургут : РИО СурГПУ,
2009.
5. Лебедева М.В. Исследование готовности учителя к реализации ФГОС НОО // Психологическая наука и образование. 2011. №3.
6. Орлов А.А. Проектирование преподавателем педагогического вуза собственной инновационной деятельности // Педагогика. 2011. №8.
7. Программа ДПО «ФГОС НОО и ООО: содержание и механизмы реализации» / Минобрнауки РФ. М., 2011.
8. Сластенин В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическое образование и наука. 2006. №1.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Минобрнауки РФ. М., 2011.
10. URL : http://rcoapk.rusedu.net/post/407/47693 (дата обращения: 01.10.2013).
* * *
1. Kondakov A.M. FGOS obschego obrazovaniya i podgotovka uchitelya// Pedagogika. 2010. №5.
2. Kuznetsov A.A. Osnovnyie napravleniya deyatelnosti RAO po sozdaniyu i vnedreniyu shkol-nyih standartov novogo pokoleniya // Pedagogika.
2010. №1.
3. Lazarev V.S. Programmno-tselevoy podhod k vvedeniyu novogo standarta obschego obrazovaniya v shkole // Problemyi sovremennogo obrazovaniya. 2010. № 3.
4. Lazarev V.S., Razuvaeva T.N. Psihologiche-skaya gotovnost pedagogicheskogo kollektiva k innovatsionnoy deyatelnosti. Surgut : RIO SurGPU, 2009.
5. Lebedeva M.V. Issledovanie gotovnosti uchi-telya k realizatsii FGOS NOO // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie: elektron. zhurn. 2011. №3.
6. Orlov A.A. Proektirovanie prepodavatelem pedagogicheskogo vuza sobstvennoy innovatsionnoy deyatelnosti // Pedagogika. 2011. №8.
7. Programma DPO «FGOS NOO i OOO: soderzhanie i mehanizmyi realizatsii» / Minobrnauki RF. M., 2011.
8. Slastenin V.A. Gotovnost pedagoga k inno-vatsionnoy deyatelnosti// Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. №1.
9. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego obrazovaniya / Minobrnauki RF. M., 2011.
10. URL : http://rcoapk.rusedu.net/post/407/47693 (data obrascheniya: 01.10.2013).
Methodological work at school
as the factor of development of primary
school teachers’ readiness to innovational work
There are described the issues and difficulties of primary school teachers in the process of implementation of the Federal State Educational Standards of primary education, represented the project of methodological work aimed at development of teachers’ readiness for innovational work in the conditions of school modernization. There are described the goals, contents, forms, prospects of methodological work, as well as the process of its efficiency evaluation.
Key words: Federal State Educational Standards of primary education, basic educational programme of primary education, readiness for innovational work, project, methodological work, pedagogic, scientific and methodological, coordination board, methodological association.
(Статья поступила в редакцию 25.01.2014)
В.А. МИТРАХОВИЧ (Санкт-Петербург)
педагогический потенциал
воинского социума
как механизм
его педагогического
влияния на профессионализм
военнослужащего
контрактной службы
Раскрывается сущность педагогического потенциала воинского социума как механизма педагогического влияния на профессионализм военнослужащего контрактной службы. Приводятся определение, содержательный и функциональный анализ структуры педагогического потенциала воинского социума.
Ключевые слова: профессионализм военнослужащего контрактной службы, воинский социум, педагогический потенциал воинского социума.
Увеличение доли военнослужащих-конт-рактников в Вооруженных Силах России остро проявило потребность в выявлении и обосновании механизма педагогического влияния воинского социума на профессионализм военнослужащего контрактной службы, ко-
торый дополнял бы и повышал результативность традиционной системы военнопрофессиональной подготовки военнослужащих.
Профессионализм военнослужащего контрактной службы - акмеологическая интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума. Результат этого продвижения - целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военнопрофессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях и ситуациях.
В справочно-энциклопедической литературе [7; 10, с. 347] механизм - это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность действий, состояний, определяющих процесс или явление. В нашем исследовании [4] в качестве механизма педагогического влияния на процесс формирования профессионализма выступает педагогический потенциал воинского социума.
Воинский социум представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую социальную общность, объединение людей с общественно значимыми социальными функциями, корпоративными интересами, своеобразной субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных и патриотических императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества. Данная общность объединена социальным пространством жизнедеятельности всех ее членов, местом и условиями жизнедеятельности, определяемыми спецификой воинского труда и быта. Сущностные характеристики воинского социума включают общие, присущие как любому социуму, так и воинскому (историческая преемственность, социокультурность, системность и социоструктурность, полисферность, институциональность, орга-низационность, стратификационность, ментальность), и специфические, присущие только воинскому социуму (нормативно-правовая обусловленность, традиционность, ритуальность) характеристики. Они взаимосвязаны,
© Митрахович В.А., 2014