известия вгпу
ный, 15% - профессиональный (при следующих начальных показателях: 62% - элементарный уровень, 38% - промежуточный). Студенты контрольной группы: 55% - элементарный уровень, 34% - промежуточный уровень, 11% -профессиональный (при начальных показателях: 64% - элементарный уровень, 36% - промежуточный).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектная работа по разработке электронного учебного пособия отвечает требованиям компетентностного подхода и, в частности, предоставляет возможности для выполнения тех задач, которые определяются как приоритетные на занятиях по иностранному языку.
литература
1. Голубева Т.И., Репина С.О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: учеб. пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
2. Коблова Д.В., Косарева С.А. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики. Чита: Изд-во «Молодой Ученый», 2012. С. 142-143.
3. Косарева С.А. Лингвоцентризм как вектор профессионального образования в эпоху устойчивого развития // Экология: синтез естественнонаучного, технического и гуманитарного знания: материалы Всерос. науч.-практ. конф. г. Саратов , 19-22 окт. 2010 г. Саратов: Изд-во СГТУ, 2011. С. 307-310.
4. Ярвилянина Е.В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей и повышения качества профессиональной подготовки студентов // Научные исследования в образовании. 2011. №4. С. 60a-63.
* * *
1. Golubeva T.I., Repina S.O. Primenenie informatsionnyih tehnologiy v obuchenii inostrannomu yazyiku: ucheb. posobie. Orenburg: GOU OGU, 2004.
2. Koblova D.V., Kosareva S.A. Elektronnyiy uchebnik kak innovatsionnoe sredstvo v obrazovatelnom protsesse // Aktualnyie zadachi pedagogiki. Chita: Izd-vo «Molodoy Uchenyiy», 2012. S. 142-143.
3. Kosareva S.A. Lingvotsentrizm kak vektor professionalnogo obrazovaniya v epohu ustoychivogo razvitiya // Ekologiya: sintez estestvennonauchnogo, tehnicheskogo i gumanitarnogo znaniya: materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. g. Saratov , 19-22 okt. 2010 g. Saratov: Izd-vo SGTU, 2011. S. 307-310.
4. Yarvilyanina E.V. Proektnaya deyatelnost kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostey i povyisheniya kachestva professionalnoy podgotovki studentov // Nauchnyie issledovaniya v obrazovanii. 2011. №4. S. 60a-63.
Organization of students’ project work in development of the teaching manual in the fields “Tourism” and “Service”
There is considered the development of the electronic teaching manual in the English language as the project work of students -future specialists in the sphere of tourism and service. There is analyzed the way of creating the conditions for formation of the competences necessary for studying and use of a foreign language in the professional environment at each stage of the project in the process of particular types of activity.
Key words: foreign language competence, project work, electronic teaching manual.
(Статья поступила в редакцию 05.12.2013)
С.В. МАШКОВА (Волгоград)
формирование экологопедагогической компетентности будущего учителя начальных классов в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов
Статья посвящена проблеме становления экологопедагогической компетентности будущих учителей начальных классов. Показана ее актуальность в соответствии с требованиями новых ФГОС к воспитанию экологической культуры младших школьников. Рассматривается потенциал подготовки студентов к эколого-педагогической деятельности в процессе реализации новых ФГОС ВПО третьего поколения.
Ключевые слова: экологическое образование, эколо-го-педагогическая компетентность, экологическая культура, Федеральный государственный образовательный стандарт, эколого-профессиональная подготовка, будущий учитель начальных классов.
В настоящее время формирование экологического сознания и экологически сообразного поведения у детей является приоритетной педагогической задачей, что отражено в содержании федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) [5].
© Машкова С.В., 2014
Главная цель образования, согласно новому ФГОС, - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Достижение этой цели возможно в контексте решения задач экологического образования подрастающей молодежи, начиная с раннего детства. Особая ответственность в формировании экологической культуры личности возложена на педагога, работающего с младшими школьниками.
В примерной Программе воспитания и социализации обучающихся отражаются основные направления воспитания детей младшего школьного возраста, среди которых - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) [4].
Таким образом, экологическое образование является одним из приоритетных направлений работы современной российской школы. Стандарт в качестве результатов экологического воспитания младших школьников выделяет:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
- понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
По каждому из основных направлений воспитания и социализации обучающихся в стандарте раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. В системе экологического образования таковыми являются жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля [2; 4; 5].
Очевидно, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения отмечает необходимость формирования у будущего педагога экологопедагогической компетентности, востребованной во всех сферах социальной практики: в системе начального, общего и профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, средствах массовой информации, общественных организациях, экологическом менеджменте, экотуризме и т.д. Экологопедагогическая компетентность - это требование к личности современного педагога как основа формирования его профессиональной
и экологической культуры, необходимой для реализации экологического образования учащихся [3].
На основе разработанной О.Г. Роговой модели эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования [3] выделим следующие ее компоненты у будущего педагога начальной школы:
- гносеологический (знаниевый), представляющий систему необходимых знаний -экологических, биологических, психологических, педагогических, методических в виде законов, принципов, теорий, закономерностей, понятий, научных фактов; он определяет теоретическую готовность педагога к реализации процесса экологического образования, воспитания и просвещения детей и их родителей;
- праксиологический (деятельностный), включающий необходимые умения и навыки, напрямую связанные с компетенцией в профессиональной деятельности, - умения в области взаимодействия с различными экосистемами в различных сферах жизнедеятельности, психолого-педагогические, методические умения по проектированию, организации, диагностике, оценке и коррекции начального экологического образования;
- аксиологический (ценностный), представляющий систему ценностей, мотивов, смыслов, ориентаций, норм и правил в восприятии природы и отношений в системе «общество - природа»; система ценностных отношений в области эколого-педагогического образования и мотивации эколого-педагогической деятельности определяют экологическую направленность личности специалиста в области начального образования.
По нашему мнению, важнейшей теоретической основой эколого-педагогической компетентности является экологическая этика как учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности любого природного существа, а также ограничении прав и потребностей человека (Дж. П. Марш, Э. Росс, Ф. Клеменс, А. Леопольд, В. Борейко и др.).
С позиций экологической этики, человек должен осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, религиозную, научную, воспитательнообразовательную, рекреационную и др.). Наивысшая ее ценность - внутренняя, самостоятельная ценность природы, ценность сама для себя, вне отношений с человеком. Такой подход утверждает моральные права природных существ, регулирующие и регламентирующие
экологическую сообразность поведения человека в мире природы [1]. Экофилософами разработан ряд таких прав для живых существ и природы в целом, среди которых отметим следующие: право на жизнь, право на естественную свободу, право на отсутствие ответственности перед человеком, право на защиту перед законом, право на защиту от ненужного страдания по вине человека (для живых организмов).
Анализ литературы и изучение проблем экологического и педагогического образования в России позволили выделить противоречие между целью развития экологопедагогической компетентности и средствами ее достижения в практике отечественных педагогических вузов. Как следствие, очевидны затруднения учителей в реализации новых ФГОС в области экологического воспитания детей на требуемом уровне.
В настоящее время педвузы страны находятся в процессе внедрения уровневой системы высшего профессионального образования, новых ФГОС ВПО третьего поколения. При составлении учебных планов и разработке образовательных программ в формате стандартов нового поколения, в соответствии с вышеизложенными идеями, преподаватели педагогических вузов должны осуществлять комплексную эколого-профессиональную подготовку будущих педагогов, используя потенциал преподаваемых дисциплин («Концепции современного естествознания», «Безопасность жизнедеятельности человека», «Психолого-педагогическая диагностика», методики и технологии преподавания курсов начальной школы, дисциплины психологопедагогического блока и т.д.). Становление эколого-педагогической компетентности будущего учителя начальных классов обеспечивается интеграцией содержания предметной и методической подготовки в условиях специально организованной экологически сообразной образовательной среды.
Интеграция методов эколого-педагоги-ческого образования, способов и форм включения студентов в процесс формирования экологически сообразной образовательной среды обеспечивается созданием экологопедагогических ситуаций разного типа, проживание которых позволяет реализовать механизмы развития, соответствующие становлению эколого-педагогической компетентности специалиста в области начального образования. Эколого-педагогические ситуации предполагают вхождение будущего педагога в совокупность ролей, освоение форм и способов
экологической и эколого-педагогической деятельности, обеспечивающих приращение их компетентности.
В ходе подготовки студентов к экологопедагогической деятельности в начальной школе осуществляются:
- экологизация дисциплин из всех циклов учебного плана за счет включения экологического модуля в курсы гуманитарного, социального и экономического циклов, в психологопедагогические, математические и естественнонаучные дисциплины;
- модернизация дисциплин профессиональной подготовки за счет вариативности или включения экологического модуля в методики обучения;
- расширение возможностей инвариантной составляющей образовательных программ путем разработки курсов по выбору и факультативов;
- введение интегрированных практикумов в учебную полевую практику;
- ревизия содержания экологического образования и его результатов в соответствии с требованиями новых ФГОС;
- разработка и усиление методического сопровождения процесса становления эколого-педагогической компетентности будущих учителей;
- разработка содержания и проведение старшекурсниками экологических мероприятий в вузе («Неделя экологии» для первокурсников, экологические акции, День птиц и т.п.);
- создание и совершенствование новой системы оценивания (рейтинговое ранжирование и формирование оценочных умений студентов).
Особая роль в формировании экологопедагогической компетентности специалиста в области начального образования должна быть отведена полевым и педагогическим практикам, в процессе которых раскрывается степень овладения всеми ее компонентами, происходят расширение и обогащение опыта реализации эколого-педагогической компетентности. В ходе практик осваивается операциональная часть эколого-педагогической подготовки - развиваются умения организовывать экологические и фенологические наблюдения, проводить экскурсии, акции и практические, опытнические работы, что вызывает наибольшие затруднения у педагогов-практиков первой ступени обучения.
В профессиональный цикл дисциплин нового учебного плана ВПО для подготовки педагога начального образования целесообразно включение курса «Теоретические основы и
технологии экологического образования младших школьников», который выполняет интегрирующую роль и обеспечивает подготовку будущих педагогов в области экологического образования детей с акцентом на диагностическую, технологическую и операциональную составляющие на требуемом стандартом уровне.
Ближайшей перспективой в решении рассматриваемой проблемы являются усиление разработки научных основ и методики воспитания экологической культуры у специалистов сферы начального образования, апробация наиболее эффективных технологий формирования эколого-педагогической компетентности на этапах обучения в колледже, вузе, в системе повышения квалификации с учетом требований ФГОС нового поколения.
Литература
1. Борейко В.Е. Экологическая этика в школе. Киев: Эколого-культурный центр, 2004.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
3. Роговая О.Г. Становление эколого-педаго-гической компетентности специалиста в области образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование: проект. М., 2009. 50 с. : URL : http: www. standart.edu.ru>catalog.aspx?CatalogId=958 (дата обращения: 14.11.2013).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
***
1. Boreyko V.E. Ekologicheskaya etika v shkole. Kiev: Ekologo-kulturnyiy tsentr, 2004.
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveschenie, 2009.
3. Rogovaya O.G. Stanovlenie ekologo-pedagogi-cheskoy kompetentnosti spetsialista v oblasti obra-zovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2008.
4. Primernaya programma vospitaniya i sotsializatsii obuchayuschihsya. Nachalnoe obschee obrazovanie: proekt. M., 2009. 50 s. : URL : http: www. standart.edu.ru>catalog.aspx?CatalogId=958 (data obrascheniya: 14.11.2013).
5. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego obrazovaniya. M.: Prosveschenie, 2011.
Formation of ecological and pedagogic competence of a future primary school teacher in the conditions of the new Federal state educational standards
There is considered the issue of establishment of ecological and pedagogic competence of future primary school teachers. There is shown its urgency in accordance with the requirements of the new Federal state educational standards to development of the ecological culture of primary school pupils. There is considered the potential of students training for ecological and pedagogic work in the process of implementation of the new Federal state educational standards.
Key words: ecologic education, ecological and
pedagogic competence, ecologic culture, Federal state educational standard, ecological and professional training, future primary school teacher.
(Статья поступила в редакцию 05.12.2013)
К.С. АйБАТЫРОВ (Махачкала)
влияние педагогических условий в вузе на формирование профессионально ориентированной креативности будущих специалистов
Представлены выборочные результаты педагогического эксперимента по определению влияния педагогических условий на динамику мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев профессионально ориентированной креативности студентов.
Ключевые слова: профессионально ориентированная креативность, педагогические условия, критерии профессионально ориентированной креативно-
Высшее профессиональное образование есть целостный и непрерывный процесс превращения студента в специалиста, стержнем в нем выступает система целей. В контексте нашего исследования основной целью обучения в вузе является профессионально-личностное становление будущего специалиста с креатив-
© Айбатыров К.С., 2014