ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Давыдова Наталия Николаевна
начальник отдела инновационных проектов Уральское отделение Российской академии образования
к. т.н., доцент E-mail editor@urorao.ru Смирных Ольга Владимировна зам. директора по НМР МБОУ лицей № 100 E-mail zavuchi100@mail.ru г. Екатеринбург
J ^
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО СТАТУСА
Л____________________________________________с
Аннотация: В статье представлен опыт создания необходимых организационно-педагогических условий для управления формированием универсальных учебных действий учащихся общеобразовательной школы повышенного статуса. Описана модель формирования универсальных учебных действий в лицее, приведен учебный план работы по данному направлению. Обоснованы основные пути предупреждения рисков реализации проекта.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, развивающий потенциал образовательного процесса, сетевое взаимодействие инновационно-активных ОУ, педагогические исследования, управление формированием универсальных учебных действий учащихся.
В настоящее время в РФ завершается работа над государственными стандартами общего образования второго поколения. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей выступает обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В этой связи важнейшей задачей для современной школы является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [4,5,7,8,9].
С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных
образовательных и информационных технологий» [3], в числе ряда других направлений ведется системная деятельность по управлению формированием универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. В развивающейся научно-образовательной сети «... сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ре-сурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений» [3]. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях сети учитывает следующие аспекты:
• обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход;
• обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации;
• знание находится в сети;
• знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют нам в обучении;
• способность узнавать новое значит больше накопленных знаний;
• способность расширяться важнее накопленного;
• обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда - состояние;
24
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
• ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями;
• своевременность (точность, обновляемость знаний) -необходимая черта современного обучения;
• обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться;
• правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, так как изменились условия, в которых принималось решение.
Проект «Управление формированием универсальных учебных действий в условиях ОУ повышенного статуса», разработанный в МОУ лицее № 100 г. Екатеринбурга в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ, (всего в работе по данному направлению в системе принимает участие 8 общеобразовательных учреждений разного вида), основывается на положениях системно-синергетического подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУ-Новской парадигм образования [1,4]. Для достижения новых образовательных результатов предполагается эффективное использование педагогических средств технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий, проектные методы обучения и ИКТ технологии [2]. Проектные материалы в значительной степени опираются на педагогические теории: внутришкольного управления (Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.); психологии личности (В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев,
С. А. Рубинштейн, Э. Шпрангер, К. Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков и др.); формирования личности (П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Н. Н. Нечаев, А. Е. Одинцова, А. И. Щербаков и др.). Большое значение для исследования имеют научные работы, посвященные формированию содержания образования, путям и средствам развития интеллектуальных способностей учащихся (Т. Я. Гальперин, И. Я. Лернер, С. А. Репин, А. В. Усова, П. И. Чернецов и др.).
Проблема проекта заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий управления формированием УУД учащихся общеобразовательной школы повышенного статуса. Педагогические исследования (анализ результатов уровня усвоения учебного материала, уровня интеллектуального развития школьников, уровня развития ОУУН учащихся 5-11 классов, социального заказа родителей), проведенные в МБОУ лицее № 100 г. Екатеринбурга в 2008-2009 учебном году в рамках работы научно-образовательной сети, свидетельствуют о необходимости активизации деятельности педагогического коллектива по обеспечению условий для максимального раскрытия познавательного потенциала лицеистов соразмерно способностям и возможностям учащихся, условий, способствующих социализации личности учащихся [6]. Всего в исследованиях приняло участие 629 учащихся. Так, материалы анкетирования учащихся 5-11 классов лицея «Умеешь ли ты учиться?» дают следующую картину развития учебно-организационных (УО), учебно-
коммуникативных (УК) и учебно-информационных (УИ) умений учащихся. Анализ показывает, что наиболее благополучным в лицее можно считать уровень развития учебно-информационных умений: практически каждый из учащихся 5-11 классов владеет ими хотя бы частично, а многие из детей и на более высоком уровне. Данные демонстрируют прогрессирующее развитие умений этой группы от 5-го к 11- му классу (от 72% до 82%). Несколько ниже уровень развития учебно-организационных умений у обучающихся, хотя и здесь ситуация в целом не является критической, а лишь сигнализирующей о необходимости активизировать работу педколлектива в этом направлении. Однако необходимо обратить внимание на невысокий уровень сформированности у лицеистов таких умений этой группы как умение выполнять задания на уроке и дома (средний балл 0,9 при максимуме 2 балла), умение руководить работой группы или коллектива (средний балл 1,1 при максимуме 2 балла). Здесь прослеживается положительная динамика этого умения от 5-го к 11-му классу (от 35% до 70%). Вызывает беспокойство уровень развития у школьников учебно-коммуникативных умений. Целый ряд умений этой группы практически не получает развития:
• умение высказываться в виде тематического ответа и рассказа (средний балл в 5 классах - 1,5, в 11 классах - 1,35 при максимуме 2 балла);
• умение рецензировать текст или ответ одноклассника (средний балл в 5 классах - 1,1, в 11 классах - 1,15 при максимуме 2 балла);
• умение включаться в учебный диалог и коллективное обсуждение проблем (средний балл в 5 классах - 1,2, а в 11 классах - 1,5 при максимуме 2 балла).
В ходе исследования уровня интеллектуального развития школьников 7-9 классов (в исследовании приняло участие 286 учащихся) было установлено, что уровень логического мышления учащихся 7-9 классов ниже возрастных норм (20-40%), причем, наименее развиты такие мыслительные операции как синтез, сравнение и конкретизация (15,6-17,8%, 23-30%, 2730% соответственно). Анализ отдельных параметров интеллектуальных способностей учащихся нацеливает педагогический коллектив на активизацию работы по развитию у лицеистов следующих мыслительных операций: анализ, синтез, самостоятельность мышления, критичность мышления.
Для преодоления данных проблем педколлективу необходимо решить следующие задачи:
• обеспечить более широкое внедрение продуктивных форм и методов обучения, способствующих увеличению объёма самостоятельной работы школьников;
• содействовать разработке и совершенствованию дидактических заданий, направленных на развитие мыслительных операций;
• организовать работу учителей по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии учащихся через реализацию проекта «Управление формированием универсальных учебных действий».
Стратегической целью проекта выступает подготовка образовательного учреждения к переходу к новому режиму функционирования и развития основной ступени обучения, к внедрению в практику лицея образовательного стандарта второго поколения: формирова-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
25
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ние у учащихся УУД, определяющих основу развития генеральных способностей человека - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей.
Среди тактических целей следует выделить:
• уточнение сущности процесса формирования УУД у учеников на уровнях начальной и основной школы, как подход к новому качеству образования;
• разработку подпроектов, направленных на изменение в организации (управленческие решения), структуре и содержание образовательной деятельности в условиях реализации этапов перехода образовательного учреждения на новые стандарты второго поколения;
• разработку собственной модели и программы управления формированием УУД учащихся общеобразовательной школы повышенного статуса.
Объектом исследования является процесс формирования УУД учащихся, а предметом - управление формированием у учащихся лицея УУД.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление формированием УУД учащихся будет эффективным, если: разработана модель управления формированием УУД учащихся, состоящая из цели, задач, принципов и функций; проект управления формированием УУД включает совокупность информационноаналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской,
контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функций управления [1].
В программу управления формированием УУД учащихся входят следующие блоки: работа с педагогическими кадрами, с учащимися и родителями, методическое обеспечение программы, система мотивационно-аналитического обеспечения, экспертного контроля и регулирования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи проекта:
• на основе анализа теории и практики формирования УУД школьников выявить сущность управления деятельностью учителей по формированию названных действий;
• опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и программы управления формированием УУД учащихся;
• разработать и апробировать уровневую шкалу готовности учителя к решению проблемы формирования УУД учащихся и уровневую шкалу сформированности УУД школьников (с 5 по 9 класс);
• подготовить программно-дидактическое обеспечение управления формированием УУД.
Проект реализуется в три основных этапа.
Первый этап (2009-2010 уч. г.) - поисково-теоретический: анализ литературных источников, изучение опыта работы ОУ по формированию универсальных учебных действий; поиск эффективных организационно-педагогических условий управления формированием УУД обучающихся.
Второй этап (август 2010-август 2012 гг.) - содержательный: разработка и опытно-экспериментальная проверка модели формирования УУД лицеистов; разработка и апробация уровневой шкалы сформиро-
ванности УУД обучающихся (по классам), уровневой шкалы готовности учителя к решению проблемы; подготовка методических рекомендаций для учащихся по формированию УУД; проведение опытно экспериментальной работы.
Третий этап (сентябрь-декабрь 2012 г.) - заклю-чительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, апробация и внедрение основных результатов.
Как правило, развитие учебных действий проводится учителем в зависимости от особенностей учебного материала и предлагаемых контрольных вопросов и заданий, также составленных авторами учебников, как правило, без системы, без учета необходимости закреплять один и тот же вид деятельности выполнением однородных заданий. Учителя, работающие в одной параллели, в разное время проводят работу по формированию и развитию однотипных учебных действий, компетенций, что является проявлением бессистемности работы уже на уровне параллели классов. Для эффективного формирования УУД деятельность педагогов из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Основой данного обеспечения является разработанная в лицее программа формирования УУД. Данные действия должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем что сформированность УУД - это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей. Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу УУД и методикам их формирования. Использование разработанного подхода к формированию УУД позволяет систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям. Положительный эффект по формированию, развитию и закреплению УУД достигается посредством создания ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.
Обучение может быть организовано так, что целенаправленно поведет за собой развитие. Главным условием реализации проекта является то, что линия взросления должна специально задаваться, и, в первую очередь, она должна задаваться эволюцией форм организации деятельности учащихся от коллективнораспределенной к групповой и индивидуальной. Соответственно должно эволюционировать содержание обучения. Для младших школьников это содержание найдено и определено - это учебная деятельность, формирование которой является главной целью развивающего обучения. В средней и старшей школе эта деятельность может быть продолжена как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная, где результатом может быть авторская работа.
Проект опирается на особое видение системы школьной жизни - систему двухлетних учебных периодов (первый год - это ориентировка в новой системе учебных форм, второй год, в ряде случаев третий - их освоение) (табл. 1).
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Таблица 1
Система учебных периодов в лицее
1-2 классы 3-5 (4) классы 6-7 классы 8-9 классы
У У У У
НЗ СК ПМ
ДК ПК ОП
Ф
Освоение Освоение Освоение Освоение
пространства пространства пространства пространства
класса параллели лицея региона
Обозначения: У - урок, НЗ - нестандартные задачи, ДК - дискуссионный клуб, СК - сопровождающий курс, ПМ - предметные мастерские, ОП - образовательное проектирование.
Основной формой организации обучения в лицее является урок (У). Динамика учебно-образовательного пространства задается системой особых внеурочных форм учебной деятельности. Так, во II периоде (3-5 классы) могут появиться 2 факультативные формы: «Нестандартные задачи» и «Дискуссионный клуб».
Факультатив «Нестандартные задачи» (НЗ) - это детский НИИ разных версий и вопросов, приносимых на факультатив, как самим учителем, так и детьми. Он открывает возможности нового старта тем детям, для которых учебная задача на уроке сложна, и он не может проявить себя, а на факультатив он может принести свою задачу, поднять свой статус, так как в этом возрасте появляется потребность и способность самооценки.
В «Дискуссионном клубе» (ДК) дети начинают осваивать и оформлять учебный опыт, занятие в нем способствуют формированию рефлексии учебной деятельности и личностных универсальных действий.
Основной процесс в подростковой школе - индивидуализация. Появляются новые внеурочные формы учебной деятельности: сопровождающие курсы, предметные клубы, факультативы.
Сопровождающий курс (СК) - форма обязательная. На сопровождающем курсе обсуждается не сам предмет, а метапредмет, т. е. это курс прикладной психологии. В СК дети строят понятия, а чтобы их построить, нужна рефлексивная работа: «Как я сделал это открытие?», «Что мне помогло?» и т. д.
Задача предметных клубов (ПК) - инициирование творчества учащихся, написание ими, и защита творческих работ, что способствует овладению предметным языком.
Предметные мастерские в 8-9 классах (ПМ) - это продолжение сопровождающих курсов и предметных клубов. На предметных мастерских исследуется процесс обобщения, детям предлагается самим построить учебную задачу.
Главная задача в 9 классе - образовательное проектирование (ОП). В 9 классе дети пишут проект: хотят ли учиться дальше? чему хотят учиться? как? с кем? с помощью кого или чего? Это пространство должно быть заполнено детскими проектами. К концу 9 класса должно завершаться становление учащегося как субъекта собственной деятельности. Учащийся
должен быть способен к самоопределению. В старшей школе происходит профессиональная ориентация.
Эта система учебных периодов задает динамику системы особых учебных форм, динамику содержательных позиций: «Я умеющий», «Я знающий», «Я -автор», «Кто я?» и динамику развития учебных отношений, учебного диалога. Не все учащиеся одинаково способны выйти в группу «лидер», а потом - на индивидуальную траекторию, но, выходя в эти позиции, они обеспечивают то, что для «не лидеров» пространство урока остается постоянно развивающим.
От цикла к циклу происходит освоение детьми разных пространств: класса, параллели, лицея, города...
Задача лицея - не внутри лицея создать целостную образовательную систему, а наоборот - обеспечить выход вовне, обеспечить встроенность образовательного процесса в городские, областные, федеральные интеллектуальные мероприятия, фестивали и конкурсы, что позволит лицеистам развиваться в открытой образовательной среде, выходить на разные уровни взаимодействия ОУ.
Диагностика уровня сформированности УУД основывается на следующих критериях сформированности:
1. Полнота действия.
2. Разумность действия.
3. Сознательность(осознанность) действия.
4. Обобщенность действия.
5. Критичность действия.
6. Освоенность или мера овладения действия.
Уровни сформированности учебных действий, диагностируемые в лицее представлены в табл. 2
Таблица 2
Уровни сформированности учебных действий
Уро- вень Оценка содержания деятельности
i Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения).
2 Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже освоенному алгоритму).
3 Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действии).
4 Адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем).
5 Самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действий).
6 Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
27
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Описанную модель оценки сформированное™ учебной деятельности в ряде значимых аспектов дополняет диагностическая система А. К. Марковой [5], включающая четыре основных сферы оценки:
1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
• понимание учащимися задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;
• самостоятельная постановка школьников учебных задач;
• самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.
2. Состояние учебных действий:
• какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т. д.);
• в какой форме он их выполняет (материальной/матери-ализованной; громкоречевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;
• различает ли ученик способ и результат действий;
• владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
3. Состояние контроля и самооценки:
• умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
• может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
• способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий контроль);
• адекватна ли самооценка учащегося;
• доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.
4. Каков результат учебной деятельности:
• объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия; возможность решения задач разной трудности);
• субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворен-
ность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий).
Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности УУД в лицее (табл. 3).
Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития логических действий, общеучебных и коммуникативных действий каждого ученика в классе. Поскольку в одном классе ученики могут находиться на уровнях развития, соответствующих разным классам, необходимо выстраивать разноуровневые занятия с учетом каждого ученика, либо выделять группы по сходным параметрам. Разработанный в ходе исследования общешкольный план развития универсальных учебных действий, компетенций учащихся на 2010/2011 учебный год представлен в табл. 4.
Среди основных результатов эффективности реализации проекта за 2 года реализации следует отметить:
• Рост качества обучения учащихся 5-9 классов с 36% до 40%.
• Рост удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество на 10-15%.
• Разработку рекомендаций и учебных заданий для учащихся, направленных на формирование универсальных учебных действий.
• Создание диагностического комплекса формирования
УУД.
• Обученность учителей, проведение специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов (проведение 4 семинаров для педагогов района, города).
• Развитие общественного характера управления за счет совместной деятельности учителей, родителей и учащихся по реализации проекта. Рост доли активного участия родителей в работе Совета лицея на 10%.
Таблица 3
Модель оценки сформированности учебной деятельности в лицее
Регулятивные действия Общеучебные действия Логические действия Коммуникативные действия
Диагностика развития регулятивных действий проводится путем экспертной оценки видов оказываемой помощи и уровня произвольности действия (Салмина Н. Г., Филимонова О. Г., 2006). Для диагностики уровня сформированности этой группы универсальных учебных действий используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов). Сформированность учебнологических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики мы используем психологические тесты на развитие перечисленных мыслител ь-ных операций: простые аналогии, прогрессивные матрицы Равена, выделение существенных признаков, исключение лишнего (предметный вариант и вербальный вариант). Диагностика развития коммуникативных действий проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
инновационныеииссле^о^ате.льскиедро_екты,дрограммы^подходы^
Таблица 4
Формирование универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов
Действия Виды деятельности Классы /четверти
5 6 7 8 9
- ставить учебную задачу 1 1
- правильно оформлять и вести записи в тетради 1
- понимать последовательность действий 1
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей 1
Регулятивные - определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности 1
- оценивать свою деятельность и одноклассников - планировать свою деятельность 1 1
- вносить изменения в содержание задач 1 1
- определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины 1
Познавательные универсальные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2
- поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации) - владеть различными видами пересказа (устно и письменно) 2 2 2 2 2
Общеучебные - различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - составлять на основе текста таблицы, схемы, графики 2 2 2 2
- составлять сложный и тезисный план 2
- готовить доклады, выполнять реферативные работы 2
- составлять конспект текста, выступления 2 2
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, 2
Знаково- где выделены существенные характеристики объекта - (пространственно-графические или 2 2 2
символические - знаково-символические) - преобразование модели с целью выявления общих законов 2 2 2
- выделять главное 3
- составлять простой план 3
- сравнивать факты и явления по заданным критериям 3
- выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение 4
Логические - формулировать вывод 4
- классифицировать по нескольким признакам 4
- доказывать и опровергать 3 4
- определять причинно-следственную связь между компонентами 3 4
- владеть навыками синтеза и анализа 3 4
- задавать уточняющие вопросы 4
- высказывать суждения 4
- слушать друг друга 4
- вести диалог 3
Коммуникативные действия - кратко формулировать свои мысли 3
- продолжить и развить мысль собеседника - выслушивать и объективно оценивать другого 3 4
- вырабатывать общее решение 4
- выступать перед аудиторией 3 3
- уметь донести свое мнение до других 3 3
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения 3
• Разработка и использование диагностик по отслеживанию и анализу результатов управленческой деятельности по реализации проекта.
• Рост удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ на 10%.
• Готовность нормативно-правовой базы ОУ к переходу на новые стандарты.
К основным рискам проекта следует отнести:
• педагогические кадры не в полной мере готовы к развитию новых навыков и способностей, т. к. не умеют
«строить систему требований к результатам обучения и помочь учащимся в достижении требуемых показателей - развитию потребности «учиться всю жизнь» и проектировать свое будущее»;
• старые нерешенные проблемы межпредметных связей;
• нежелание части родителей включиться в совместную деятельность по реализации проекта.
Основными путями предупреждения рисков, в качестве общих рекомендаций по формированию УУД в ходе образовательного процесса лицея выступают:
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
29
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
1. Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.
2. Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении.
3. Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход: от выполнения действия с опорой на наглядные средства к умственной форме выполнения действия; от совместного выполнения действия и сорегуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
5. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П. Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Проект «Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса» удостоен Диплома 1 степени на Всероссийском конкурсе «Качественное образование - будущее России 2010»
Литература
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
2. Воровщиков С. Г Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной ком-петенции//Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября.
3. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с. 32-43.
4. Загвязинский В. И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России//Образова-ние и наука. Известия УрО РАО. 2009, № 9, с. 4-10.
5. Маскин М. М., Петренко Т К., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетент-ностному подходу. - М., 2008.
6. Практикум по возрастной психологии: Учебное посо-бие/Под ред. ЛА. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. -688 с.
7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.//Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012, с. 56-64.
8. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности//Эксперимент и инновации в школе-2010.- № 3.
9. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010. с. 76-84.
Киселева Марина Викторовна
преподаватель-воспитатель ДОУ № 27 г. Егорьевск Московской области E-mail nik198826@mail.ru
J Ч
ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ
В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА ТВОРЧЕСТВУ
Как у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание и ТРИЗ - теории решения изобретательских задач развивать _______воображение и стремление к самосовершенствованию___
Г
Аннотация: В статье рассматривается экологическое воспитание дошкольника и развитие экологического мышления на основе представлений о «царстве» лекарственных растений при помощи инновационной технологии обучения детей творчеству - ТРИЗ.
Ключевые слова: ТРИЗ, экологическое воспитание, деятельностный подход, воспитание нравственности, творчество.
Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [2].
Проблема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ является актуальной
в наши дни. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.
Общими чертами названных технологий являются: • сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012